Шпаргалка по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 13:05, шпаргалка

Описание работы

Определение предмета изучения психологии телесности.
Предметом психологии телесности являются закономерности развития телесности человека на разных этапах онтогенеза, а также ее структура и психологические механизмы функционирования в качестве человеческого, т.е. культурно детерминированного феномена в норме и патологии; условия и факторы, влияющие на формирование нормальных и патологических явлений телесности.

Файлы: 1 файл

Телесность.docx

— 169.01 Кб (Скачать файл)

Фельденкрайз предложил упражнения направлены на то, чтобы уменьшить усилие в движении, а это позволяет почувствовать даже минимальные изменения в работе мышц. Кроме того, большое значение имеют упражнения, главной составной частью которых являются повторяющиеся движения «до границ». При этом мускулы освобождаются, так как разрушаются стандартные паттерны, и развивается способность использовать отдельные мышцы независимо от других.

 

27. Структурная интеграция И.Рольф.

Это систематический подход, направленный на освобождение от стрессовых паттернов и исправление дисфункций телесной структуры, и в то же время – процесс, который обучает видеть взаимоотношения между силой земного притяжения и человеческим телом. Часто рольфинг описывается как система манипуляций с мышечными фасциями. В целом же этот метод представляет собой комплексный подход, направленный на осознание тела, включающий работу над осанкой, походкой, манерой сидеть, стилем общения.

Рольф рассматривала тело как архитектурное единство, состоящее из нескольких блоков, или сегментов: голова, плечи, грудная клетка, таз и ноги. Позиция одного из сегментов релевантна позиции остальных и определяется длиной и тонусом мышц и фасций.

Когда сегменты разбалансированы, движения становятся скованными и неэффективными. Недостаток движения в одной части тела компенсируется движениями другой, что приводит к чрезмерным усилиям и затратам большого количества энергии на борьбу с гравитацией, так как в этом случае сила тяжести не поддерживает тело должным образом, а телесно ориентированная психотерапия, наоборот, дезорганизует его структуру. Рольф называет это «войной с силой земного притяжения». Работая с податливой тканью фасции, удлиняя и разглаживая ее, но не сокращая, можно реорганизовать главные сегменты тела и привести их в соответствие с естественным положением. Специалисты, практикующие рольфинг, считают, что когда сегменты сбалансированы и сосредоточены вокруг специфической центральной оси – линии Рольф, – тело функционирует намного эффективнее.

Ида Рольф, доктор биохимии, работавшая на стыке таких областей знания, как медицина, биохимия, йога, гомеопатия, мануальная терапия, опиралась на культурологические феномены в оценке структуры тела. Она считала, что нормально функционирующее тело человека в вертикальном положении остается прямым при минимальном расходе энергии, но его позиция меняется под воздействием стресса.

Возникающее вследствие нагрузок напряжение вызывает нарушение нормального функционирования организма. По мнению И. Рольф, больше всего при этом страдают фасции – соединительно тканные «футляры», связывающие кости, мышцы и внутренние органы тела воедино. Обычно фасции легко растяжимы, но под влиянием напряжения они деформируются и претерпевают биохимические изменения. Поскольку все части тела взаимосвязаны, напряжение в одной области оказывает воздействие на другие части тела (компенсаторный механизм). В конечном итоге дезинтеграция костно мышечной системы приводит к потере правильного распределения веса и к нарушению структуры тела. Рольф указывала, что психологическая травма или даже незначительное физическое повреждение может привести к незначительным, но постоянным изменениям структуры тела.

Задача структурной интеграции – это нахождение мышечного баланса, правильное распределение веса и обретение оптимальной осанки, причем, по мнению Рольф, оптимальной осанка считается тогда, когда можно провести прямую линию через ухо, плечо, кость бедра, колено и лодыжку. Это приводит к равномерному распределению веса основных частей тела – головы, груди, таза и ног, а также к более изящным и точным движениям. Когда структура тела правильно организована в гравитационном поле, человек функционирует эффективнее и с меньшими мышечными усилиями.

Посредством манипуляции с мышечными фасциями и работы с жизненными стереотипами можно привести тело к правильному положению, достичь оптимального мышечного тонуса и равновесия.

при растяжении фасций высвобождаются ранее пережитые воспоминания. В ходе сеанса клиент может заново пережить травматическую ситуацию прошлого. Вместе с тем целью занятий является преимущественно физическая интеграция, психологические аспекты процесса не становятся предметом специального анализа.

Рольфинг включает в себя прямую работу с телом, позволяющую изменить состояние мышечных фасций, восстановить равновесие и гибкость. Работа с фасциями приводит к тому, что мягкие ткани суставов занимают естественное положение, суставы приобретают нормальную подвижность, а мышцы начинают сокращаться согласованнее.

Основной составляющей метода является глубокий массаж с помощью пальцев, суставов кисти и локтей, направленный на систематическое расслабление фасций, в течение десяти сеансов. Этот массаж может быть очень болезненным. Чем сильнее напряжение мышц, тем сильнее боль и тем больше необходимость в подобном манипулировании. Поскольку процедура роль финга связана с болью и возможностью травмы, ее должны проводить только опытные специалисты.

Метод более эффективен в тех случаях, когда мышечное напряжение выражено в значительной степени. Достигнутый эффект особенно устойчив, если клиент сохраняет осознание изменений, обеспеченных рольфингом, в структуре и функционировании тела. Для сохранения такого осознания служит система «обеспечения структурных паттернов», включающая статические упражнения и упражнения на равновесие.

Специалисты этого направления работают, начиная с поверхности тела и заканчивая глубоко лежащими тканями. Специалисты работают как со взрослыми, так и с детьми. В соответствии с этим применяются различные варианты метода. Рольфинг состоит из базовой серии сеансов – обычно их бывает десять – с интервалом в неделю или более между сеансами. Они проводятся в определенной последовательности, но в то же время адаптированы к индивидуальным потребностям клиента. Каждый из первых семи сеансов снимает напряжение в определенных частях тела и улучшает результаты предыдущего сеанса. Последние три направлены на интеграцию проделанной работы и на достижение гармонии между сегментами тела. Многие люди замечают позитивные изменения сразу после серии сеансов, но для закрепления полученных результатов требуется их поддерживать.

Базовые сеансы рольфинга включают следующую работу (Сергеева).

Сеанс 1 – массаж большей части тела; особое внимание уделяется мышцам груди и живота, которые управляют дыханием, для того чтобы снять напряжение с грудной клетки и усилить кровообращение.

Сеанс 2 – массаж ступней, лодыжек, выравнивание положения ног относительно туловища.

Сеанс 3 посвящен вытягиванию боковых поверхностей, в особенности больших мышц между тазом и грудной клеткой.

Сеансы 4–6 – освобождение таза с целью сделать его более подвижным и связанным с остальными линиями тела.

Сеанс 7 – работа с мышцами шеи, головы и лица.

Сеансы 8 10 – интеграция тела в целом.

Когда «базовая десятка» пройдена, клиент может продолжать закрепление полученных результатов при помощи дополнительной серии из пяти сеансов. Приступать к дополнительной серии целесообразно лишь по истечении шести – двенадцати месяцев

Последователи Рольф интегрировали в свою работу так называемое «интегрирующее движение по Рольф». В то время как традиционные сеансы рольфинга удлиняют фасции, сеансы интегрирующего движения устраняют препятствия для двигательной активности (Кнастер, 2002).

Комбинируя физическое воздействие с вербальным, преподаватели интегрирующего движения помогают клиенту глубже осознать значение правильной осанки и понять свое тело. Предпосылкой интегрирующего движения по Рольф является то, что можно сбалансировать структуру тела, изменяя привычные паттерны движения, которые отрицательно сказываются на здоровье.

 

28. Танатотерапия В.Баскакова.(джигурда, фу фу)

1. Появление предмета и области «танатотерапии» напрямую связано с одной из базовых проблем Человека и Человечества — невозможности установления полноценного (максимально полного) контакта с процессами смерти и умирания. В основе этой проблемы лежат сложности т. н. «заземления» чувств: реальность смерти, воспринимаемая человеком как его персональная конечность, законченность, летальность («прах», «тлен»), активизирует слишком сильные его чувства. Активизация чувств человека — это активизация его энергии. Человеческое, окультуренное и цивилизованное («социальное») тело не способно «заземлить» такое количество энергии, которое связано с переживанием смерти (Баскаков В., 1998). Выход из этой ситуации логичен. С одной стороны, смерть удаляется из жизни человека и Человечества, человек выходит из контакта со смертью. Смерть превращается из реальности в симулякр. С другой, — смерть превращается в монстра, табу.

 «Танатотерапия» очень четко обозначает главную цель такой терапии — оказание специфической  помощи (терапии — уход, забота, лечение) в установлении и восстановлении утраченного максимально полного контакта с процессами смерти и умирания, и, таким образом, отличает ее, с одной стороны, — от танатологии — науки о смерти (скорее философия), с другой стороны, — от паллиативной медицины, просто ухода за умирающими.

2. В танатотерапии интегрированы знания о разных видах смерти (тотальное расслабление, сон, оргазм, окончание /остановка, сумасшествие, объектные характеристики тела и др.), предложены конкретные приемы (техники) работы на установление контакта с перечисленными видами смерти.

3. Акцент в танатотерапии делается на работе с телом и через тело клиента. В этом нам видится особая «миссия» танатотерапии в деле восстановления своеобразной справедливости по отношению к человеческому телу. Обычно тело человека рассматривается, пользуясь языком гештальттерапии, своеобразным «фоном», используется для. Расхожей является фраза «покажи, как ты владеешь, своим телом». В таком случае трудно назвать отношения «владеющего» с «владеемым» как партнерские. Большинство систем личностного роста, используя тело на первых этапах, в дальнейшем рассматривают его как своеобразную обузу (треугольник восхождения в классической йоге). Справедливость в таком случае восстанавливается лишь к концу жизни, в старости, перед смертью. Тело из «фона» явно превращается в «фигуру заявляя во весь голос о своих правах — болью, бессонницей, одышкой и т. д. Человек возвращается к осознанию и ощущению ценности простейших физических и физиологических актов. В этой связи уместно сравнение детского и старческого тела — своеобразная кольцевидная структура, где концы этого разорванного кольца оказываются близки друг к другу (отсутствие сознания у детей — маразм у пожилых, отсутствие чувств — первичные эмоции у маленьких детей и у глубоких стариков, сепарация/преодоление собственного тела у тех и других).

4. В танатотерапии ставка делается на т. н. «иньский» компонент — тотальное расслабление, в отличие от, в основном, используемого в психотерапии «янского» компонента. Янский подход означает, что ставка в психотерапии или терапии, в основном, делается на воздействие с целью изменений в какую-либо сторону. При иньском подходе создаются условия, при которых тело клиента идет навстречу особым характеристикам контакта, устанавливающегося между танатотерапевтом и клиентом. В этом дает идеально проявить себя закон контакта: дать другому человеку можно не больше, чем он может взять, и наоборот, — другой может взять не больше, чем ему могут дать. В этом смысле — воздействие, осуществляемое в танатотерапии, является результатом взаимодействия между клиентом и танатотерапевтом. Это теоретическое, достаточно трудное для понимания и во многом дискуссионное положение хорошо усваивается, опять же, в ходе выполнений телесных приемов танатотерапии.

5. Избыток иньского компонента традиционно рассматривается как своеобразный коллапс, кома.. В танатотерапии основная стратегия терапии направлена на движение к центру иньской составляющей, к источнику янской активности, в нем находящемуся, — что в итоге приводит к балансировке инь-янской составляющей, балансировке, осуществляемой самим телом.

6. В танатотерапии в качестве средства установления (или восстановления утраченного) контакта с процессами смерти и умирания используется моделирование (в отличие от имитации) смерти, причем, редкого ее вида — т. н. правильной смерти. В основе такой модели — модель тотального расслабления. Тело человека, умирающего правильной смертью, характеризуется рядом специфических параметров. Его чувства спокойны, он иногда даже радостен (см. отрывок ниже). Его тело максимально расслабляется; дыхание становится поверхностным и замедленным; руки раскрываются, разворачиваются и ложатся ладонями вверх; ступни ног раскрываются, и сами ноги распадаются; нижняя челюсть отпадает; глаза приоткрываются (не видите ли Вы в таком описании лежащего новорожденного ребенка?).

Принципиально важной характеристикой, отличающей тело клиента, проходящего танатотерапию от всех других средств релаксации, является то, что конечности и тело человека холодеют (сравни, в аутогенной тренировке: «моя рука тяжелая», «моя рука теплая»). Непонятно, откуда может взяться тепло в расслабленном теле, ведомом инструкцией аутогенной тренировки. Ведь расслабление — иньская составляющая, характеризующаяся исключительно холодом. Отсюда и трудность попадания в центр тотального расслабления (иньского компонента) с помощью иных технологий: невозможно пройти т. н. «холодную зону» (страх смерти) и невозможно ощутить себя предметом (объектом). Танатотерапия, представляющая собой специальную технологию (сумма принципов, приемов, упражнений) позволяет это сделать.

7. Базовым принципом, на котором строятся приемы, и характеристикой работы выступает своеобразная «телесная гомеопатия», которая, применительно к танатотерапевтическому процессу, формулируется так: «минимальные по силе и амплитуде воздействия приводят к максимальным но силе чувствам и переживаниям». Проявляемые в таком случае чувства не ведут (не могут привести!) к отреагированию в силу того, что источник этой янской активности окружен «океаном» иньской составляющей.

8. Только в таком случае (сочетание особого вида контакта «танатотерапевт-клиент»; особого режима выполнения приемов — «телесной гомеопатии»; ставки на иньский подход, когда сессия начинается с «тотального заземления»), в танатотерапевтической сессии достигается особый результат: тело отпускает ровно столько энергии (момент т. н. «активизации»), которая тут же поглощается самим телом. Тело, таким образом, выступает своеобразным гарантом безопасности и регулятором баланса процессов активизации-поглощения энергии. Это «программы» самого тела, работа которых зависит только от условий, которые способствуют их запусканию.

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"