Шпаргалка по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 17:27, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по«Психологии»

Файлы: 1 файл

зачет ответы.docx

— 62.28 Кб (Скачать файл)

1.Понятие жизненных  кризисов

Переход от одной возрастной стадии развития к другой существуют критические моменты, кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой системы взаимоотношений с миром и людьми, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его окружения. В течении кризисных периодов взрослой жизни выявляются противоречия между тем, кто мы есть на самом деле и тем, кем бы мы хотели быть. В эти периоды человек начинает понимать, что что-то он переоценил, а что-то недооценил. Появляется ощущения, что «что-то не так в Датском королевстве». Сущностью каждого кризиса является выбор, который человек должен сделать между несколькими альтернативными вариантами решения возрастных задач. Принятое решение сказывается на успешности развития всей последующей жизни. Кризис – это столкновение двух реальностей: психической реальности человека с его системой мировоззрения, паттернами поведения и т.п. и той части объективной действительности, которая противоречит его предыдущему опыту. Кризис не является чем-то деструктивным, наоборот. Это момент синхронизации личности и окружающей ее среды. Как правило, кризис разделяют на три этапа: период разрушения – ломка видения мира, отношения к себе и к окружающим, промежуточный период – переоценка ценностей, постановка задачи, и созидание – перестройка, адаптация к новым условиям.

2. Виды жизненных кризисов.

Первый кризис (доверие — недоверие) человек переживает в младенчестве — на первом году жизни.

Второй кризис (самостоятельность — сомнения в себе и стыд) переживается в раннем детстве — в возрасте от 1 года до 3 лет.

Третий кризис (инициатива, активность — чувство вины, пассивность) соответствует второму детству (с 3 до 6 лет).

Четвертый кризис (трудолюбие — чувство собственной неполноценности) происходит в младшем школьном возрасте (от 6 до 11 лет).

 

Пятый кризис (жизненное самоопределение — путаница ролей) переживают подростки обоего пола в период половой зрелости (11 и 16—18 лет).

Шестой кризис (близость к людям — изоляция от людей) свойствен молодым взрослым людям в возрасте 18 — 25 лет.

Седьмой кризис (творчество, жизненная активность — застой, сосредоточенность на себе, на своих проблемах) переживается человеком в возрасте 40 — 45 лет, а иногда и позднее.

Восьмой кризис (полнота жизни — отчаяние) переживается во время старения, особенно с выходом человека на пенсию.

3.Авторские подходы к выделению  типологий жизненных кризисов

Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение. Кризисы длятся недолго, несколько месяцев при благоприятном стечении обстоятельств. Кризис начинается и заканчивается незаметно. Обострение наступает в  середине периода. Главные изменения, происходящие во время кризиса – внутренние. Распадается то, что образовалось на предыдущей стадии. Ребенок теряет интересы, отказывается от прежних ценностей и  форм отношений. Но наряду с потерями создается что-то новое. Новообразования, возникшие в бурный, непродолжительный период, оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них, и таким образом, отмирают.

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой – между новыми потребностями ребенка и сложившимися ранее отношениями со взрослыми.

Д.Б. Эльконин сформировал закон периодизации. Он заключается в том, что к каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой.   

4.Понятие адаптации.

Время и степень успешности вхождения в новую роль определяется уровнем адаптации человека, а сам процесс освоения новых обстоятельств - процессом адаптации. В.Г. Подмарков указывал, что адаптация представляет собой единство активных и пассивных форм связи человека со средой, приспособления среды к человеку и человека к среде.

Адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новые профессиональные, социальные и организационно-экономические условия труда.

5.Цели адаптации.

Основные цели адаптации:

1. уменьшение стартовых  издержек, так как пока новый  работник плохо знает свое  рабочее место, он работает менее  эффективно и требует дополнительных  затрат;

2. помощь в преодолении  состояния стресса, связанного с  переходом на новое место работы, снижение озабоченности и неопределенности  у новых работников;

3. сокращение текучести  рабочей силы, так как если  новички чувствуют себя неуютно  на новой работе и ощущают  себя ненужными, то они могут  отреагировать на это увольнением;

4. экономия времени руководителя  и сотрудников, так как проводимая  по программе работа помогает  экономить время каждого из  них;

5. развитие позитивного  отношения к работе, удовлетворенности  работой.

6. Виды адаптации.

Различают первичную (адаптация лиц, не имеющих трудового опыта) и вторичную адаптацию, связанную с последующим изменением работы или профессии, возникновением новых условий труда.

По направленности адаптация подразделяется на:

- профессиональную,

- психофизиологическую,

- социально-психологическую.

Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессиональных качеств, в развитии положительного отношения работника к своей профессии.

В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда. К этим условиям относятся: физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно-гигиеничекие нормы производственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещенность, вибрация).

Социально-психологическая адаптация – это приспособляемость к социальной и организационной среде предприятия. В процессе социально-психологической адаптации происходит включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации сотрудник получает информацию о системе деловых и личных взаимоотношений в коллективе и отдельных формальных и неформальных группах, о социальных позициях отдельных членов группы.

7. Этапы адаптации.

Условно процесс адаптации можно разделить на 4 этапа:

На первом этапе происходит оценка уровня подготовленности новичка, его способностей эффективно выполнять возложенные на него обязанности. 

На втором - этапе ориентации - происходит практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации.

Третий этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и в значительной степени обуславливается его включением в межличностные отношения с коллегами. На этом этапе важны всесторонняя подготовка нового сотрудника и его активное участие в различных сферах деятельности организации.

Четвертый этап завершает процесс адаптации и характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе.

8. Понятие  физической адаптации.

Понятие адаптации — одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек—среда».

Несмотря на наличие многочисленных определений феномена адаптации, объективно существует несколько ее основных проявлений, которые позволяют утверждать, что адаптация — это, во-первых, свойство организма, во-вторых, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, суть которого состоит в достижении одновременного равновесия между средой и организмом, в-третьих, результат взаимодействия в системе «человек—среда», в-четвертых, цель, к которой стремится организм.

Таким образом, можно выделить два общих подхода к рассмотрению феномена адаптации. С одной стороны, адаптация рассматривается как свойство любой живой саморегулируемой системы, обеспечивающее ее устойчивость к условиям внешней среды (что предполагает наличие определенного уровня развития адаптационных способностей). При другом подходе адаптация рассматривается как динамическое образование, как непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды.

9. Темперамент  и анализаторы ощущений

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

И.Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический».

Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.

Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим

От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность — это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.

Эмоциональность — это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид — это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.

Информация о работе Шпаргалка по «Психологии»