Шпаргалка по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 17:24, шпаргалка

Описание работы

основные ответы на экзамен по общей психологии.

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

    Методологические  позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:

    Человек целостен;

    Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;

    Главной психологической реальностью являются переживания человека;

    Человеческая  жизнь — единый процесс;

    Человек открыт к самореализации;

    Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

    Это направление  воспринимает человека как активного, свободного, креативного и автономного субъекта, обладающего стремлением к самореализации.

    Когнитивная психология.

    Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий  когнитивные, т. е. познавательные, процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.

    когнитивная психология изучает, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти, преобразуется в знания, которые затем влияют на наше внимание и поведение.

    Когнитивная психология оказывает влияние на все разделы психологии, причем основное внимание уделяется обучению. Анализируется  весь учебный процесс по Д.П. Озбелу, Дж. Брунеру.

    Важное  условие обучения — интерес учащихся к изучаемому предмету. Когнитивная  психология фактически сводит сложный  мир человека к его упрощенным моделям.

    Обработка информации — это основной подход в когнитивной психологии. В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности. Неудивительно, что эта модель очень напоминает хорошо известную "машину" — компьютер. 

    АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

     Основатель: Карл Юнг, Швейцария (1875-1961).

    Что это? Аналитическая психология - это целостный  подход к психотерапии и самопознанию на основе исследования бессознательных  комплексов и архетипов. Анализ освобождает  жизненную энергию человека из под  власти комплексов, направляет ее на преодоление психологических проблем и развитие личности.

    Как это  происходит? Аналитик обсуждает с  пациентом его переживания на языке образов, символов и метафор. Используются методы активного воображения, свободного ассоциирования, рисования, песочная психотерапия. Встречи проходят 1-3 раза в неделю в течение 1 - 3 лет. 
     
     
     
     
     
     

  1. Методы  психологии: наблюдение, эксперимент, тестирование и др.
    Метод психологии Сущность  метода
    Наблюдение Целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение
    Эксперимент Метод, предполагающий активное вмешательство исследователя  в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений
    Опрос Метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), или устным (беседа), или в форме интервью. Опросники и анкеты, как правило, служат для описания и оценки человеком самого себя
    Беседа Важный метод  психологических исследований, когда  необходимая информация собирается в процессе разговора между психологом и испытуемым
    Тестирование Метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные  действия по заданию исследователя. Тест – это стандартизированное краткое психологическое испытание, предназначенное для определения психологических качеств человека
    Метод анализа  результатов деятельности Метод опосредованного  изучения психологических явлений  по практическим результатам предметам  труда, в которых воплощаются  творческие силы способности людей. Обычно в этом случае исследователь  анализирует, как люди выполняют  поставленные перед ними практические задачи, как они относятся к порученному делу, каких достигают результатов. Все полученные данные фиксируются и обобщаются
    Метод анамиеза Сбор данных об истории  развития данного человека как субъекте труда, его трудовая биография.
    Метод экспертных оценок Метод заключается  в субъективной оценке тех или  иных качеств испытуемого авторитетными  людьми (экспертами). Бывает индивидуальная психологическая экспертиза и групповая
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Особенности видов наблюдения:

    Вид наблюдения Характерные особенности
    Житейское Ограничивается  регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер
    Научное Является организованным, предполагает чёткий план, фиксацию результатов  в специальном дневнике. Может  быть объективным (когда психические  явления рассматриваются объективно и беспристрастно, со стороны) и субъективным
    Самонаблюдение (субъективное) Наблюдение человеком  за самим собой
    Объективное Предполагает наличие  наблюдателя, исследующего психические  явления другого человека ил группы лиц
    Включённое Предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает
    Невключённое Наблюдатель находится  вне группы, выполняющей определённую деятельность
    Открытое Испытуемый знает, что за ним наблюдают
    Скрытое Испытуемый не знает, что за ним наблюдают
    Одиночное Наблюдение проводится однократно
    Периодическое Наблюдение проводится многократно, но в течение ограниченного  периода времени
    Лонгитюдное Наблюдение проводится многократно, в течение длительного  периода времени
 

    Особенности видов эксперимента:

    Вид эксперимента Характерные особенности
    Лабораторный Испытуемый знает  о цели исследования, и его действия определяются инструкцией
    Синтетический Моделирует деятельность в целом
    Аналитический Изучает только один компонент деятельности
    Естественный Испытуемых не знает во всём объёме о целях и задачах исследования и работает в привычных для него условиях. Исследование осуществляется в естественных условиях, с изучаемыми людьми не устанавливаются непосредственные связи
    Констатирующий  В нём изучаются  психологические качества или особенности испытуемого без цели изменить их
    Формирующий В процессе его развиваются  определённые качества испытуемых
 
 

    Основные  требования к беседе как научному методу:

    • Определение основной цели исследования;
    • Наличие гибкой программы, позволяющей менять её ход в зависимости от ответов испытуемого;
    • Наличие психологического контакта;
    • Беседа должна быть непринуждённой и чередоваться с отвлечёнными разговорами (не превращаться в допрос);
    • Вопросы не должны подталкивать человека к какому-то ответу
    • Желательно ставить вопросы в косвенной форме (А что, если бы… Как вы думаете…); а сама беседа проводится в индивидуальном порядке, чтобы избежать побочного воздействия присутствующих лиц;
    • Система вопросов должна включать взаимопроверку;
    • Ход беседы  должен фиксироваться на бумаге, на киноплёнке, или сразу после её окончания.
 

    Характерные особенности различных видов  тестов:

    Разновидность теста Характерные особенности Пример
    Закрытые  Ответы испытуемого  ограничены несколькими вариантами Тесты Айзенка, Кеттела, MMPI
    Открытые Испытуемый отвечает в свободной манере Метод незаконченных  предложений
    Проективные Предполагают  свободный и креативный режим  деятельности, работу воображения и  свободные ассоциации
    Селективные (избирательные) Испытуемый выбирает один вариант из нескольких (например, один цвет из нескольких) Цветовой тест Люшера
    Ассоциативно-образные Испытуемый обозначает ассоциации, возникающие у него в  ответ на определённый стимул «Пятна Роршаха»
    Креативно-продуктивные Испытуемый должен создать и зафиксировать на бумаге определённые образы в соответствии с его мыслями, чувствами или установками «Дом – дерево – человек», «Рисунок семьи», «Несуществующее  животное»
    Смешанные Оценивают много  параметров испытуемого или носят  частично формальный, частично свободно-проективный характер Тест Розенцвейга
 
 
 
 
  1. Понятие «психика»: сущность, структура. Психические  процессы, состояния, свойства и образования.

    Психика – это свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность.

    Структура психики:

    Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, представление, память, мышление, воображение.

    Это течение  психического явления, имеющего начало, развитие и конец. Результат проявляется  в виде реакции. В состоянии бодрствования психические процессы действуют непрерывно. Психические процессы вызываются:

    • Внешними воздействиями
    • Внутренними воздействиями

    Функции психических процессов:

    • Формирование знаний
    • Первичная регуляция поведения и деятельности
    • Отражение окружающей действительности

    Выделяют  три их разновидности:

    1. Познавательные процессы.
    2. Волевые процессы.
    3. Эмоциональные процессы.

     Протекают с различной быстротой и интенсивностью. 

     Психические свойства личности: направленность, темперамент, характер, способности.

    Это устойчивые образования, обеспечивающие определённый количественно-качественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

    Психические свойства формируются постепенно в  процессе жизнедеятельности, закрепляются в практике. Свойства личности многообразны.

    Можно выделить свойства:

    • Интеллектуальная деятельность
    • Волевые свойства (настойчивость)
    • Эмоциональные свойства (чуткость, нежность)
 

    Психические состояния личности:  удовлетворённость, неудовлетворённость, радость, злость.

    Это определившийся в данное время устойчивый уровень  психической деятельности, который  проявляется в повышенной или  пониженной активности личности.

    Каждый  человек испытывает различные состояния  ежедневно. При некоторых состояниях что-либо делать легко, или наоборот, трудно.

Информация о работе Шпаргалка по психологии