Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая психология".
изменяет программу своих действий в зависимости от условий - внешних и внутренних. Бехтерев создал первую в России экспериментально- психологическую лабораторию (1885) и Психоневрологи- ческий институт (1908), в которых проводились комп- лексные психофизиологические исследования. Лев Семенович Выготский (1896-1934) создал культурно-историческую теорию психики челове- ка, с помощью которой стремился определить качествен- ную специфику психического мира человека, разрешить проблему генезиса человеческого сознания и механиз- мов его формирования. Выготский различает два уров- ня психики человека: низшие натуральные и выс- шие социальные психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Они носят психофизиологический характер - это сенсорная, моторная, пневмоническая (непроизвольное запомина- ние). Высшие психические функции носят социальный ха- рактер. Как в онтогенезе, так и в филогенезе Выготский выделяет три стадии интериоризации. Первая - взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Вторая - ребенок перенимает у взрос- лого способ общения - начинает воздействовать словом на взрослого. Третья - ребенок начинает воздейство- вать словом на себя.
признаться и которые 
поэтому либо не допускаются до сознания, 
либо вытесняются из него, как бы 
исчезают, за- бываются, но в реальности 
остаются в психической жизни 
человека и стремятся к реализации, 
побуждая человека к тем или иным 
поступкам. Психика человека состоит 
из трех элементов: • «Ид» (Оно) - бессознательное; 
• «ЭГО» («Я») - сознание; • «СУПЕРЭГО» 
(«СВЕРХ-Я») - сверхсознание. Фрейд утверждал, 
что бессознательное играет определя- 
ющую роль в поведении человека. 
Этот слой человеческой психики функционирует 
на основе природных инстинктов, «первичных 
влечений». Энергия сексуальных 
влечений - либидо. Все тело представляет 
собой большую эрогенную зону, 
но Фрейд особо выделяет рот, анус 
и половые органы. Наиболее яркими 
представителями психоанализа являются 
Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик 
Эриксон, Карен Хорни, Эрих Фромм. Гуманистическая 
психология возникла в 60-е гг. XX в. Ее 
основоположник - Абрахам Маслоу (1908-1970). 
Под гуманизмом подразумевается 
определенный тип миро- воззрения, утверждающий 
с ского бытия, стимулирующий 
возможности его 
отражения основные усилия 
существования любого живо- го организма 
направлены на уравновешивание его 
с окру- жающей средой. Такое уравновешивание 
достигается благодаря тому, что 
на любое жизненно важное изме- нение 
в окружающей обстановке организм отвечает 
ка- кой-то приспособительной реакцией. 
Отсюда следует, что психика - это 
специальный аппарат для 
которые сопровождаются электрическими и химическими изменениями и деполяцией двух видов: возбуждения и торможения. По топографическому принципу нервную систему подразделяют на центральную и периферическую. Цент- ральная нервная система состоит из головного и спинно- го мозга. Периферическая включает в себя все нервные структуры, расположенные за пределами головного и спинного мозга. Головной мозг расположен в полости че- репа (в черепной коробке). Объем черепной коробки у че- ловека в среднем 1450 см3. Вес мозга колеблется от 1100 до 3000 г. Головной мозг является высшим отделом центральной нервной систе- мы. При внешнем осмотре в нем выделяют мозговой ствол, большой мозг и мозжечок. В свою очередь, мозго- вой ствол подразделяют на продолговатый мозг, мост, средний мозг и промежуточный мозг. Большой мозг представлен двумя полушариями - правым и левым, которые связываются друг с другом мозолистым телом. Наружная часть большого мозга покрыта плащом, кото- рый в физиологии обозначается как кора больших полу- шарий. Кора составляет важнейшую часть головного моз- га, являясь материальным субстратом высшей нервной деятельности, главным регулятором всех жизненных функ- ций организма. В промежуточном мозгу выделяют две важные структуры: таламус и гипоталамус. Таламус пред- ставляет собой коллектор почти всех сенсорных путей, которые здесь имеют переключения на пути в соответ- ствующие отделы мозга. Гипоталамус является важным центром, обеспечивающим поддержание постоянства внутренней среды организма (межклеточной жидкости).
9. Отличия психики животных 
от психики человека 
•-*
10. Возрастные особенности, 
возрастная классификация 
11. Сознание, самосознание, бессознательное 
Функционально-содержательную 
12. Представления о сне 
и бодрствовании Сон - жизненно 
необходимая потребность 
Человеческое детство, как отмечалось выше, - это не только продукт эволюции, но и результат исторического развития. Ж.-Ж. Пиаже выделил три основных периода станов- ления интеллекта с момента рождения и до 15 лет: 1) период сенсомоторного интеллекта (0-2 года). В этом периоде выделяются шесть основных стадий; 2) период подготовки и организации конкретных операций (3-11 лет). Здесь выделяются два подпериода - подпериод дооперационных представлений (3-7 лет), в этом подпериоде Пиаже различает три стадии, и подпе- риод (8-11 лет) конкретных операций. Д. Б. Эльконин выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии ведущей деятельности. В современной психологии широкое распространение получили периодизации развития ребенка по метриче- скому принципу: 1) период новорожденное™ - от момента рожде- ния до 1 -2 месяцев; 2) младенчество - первый год жизни; 3) раннее детство - второй и третий годы жизни; 4) дошкольное детство - от трех до шести лет; 5) младший школьный возраст - от шести до деся- ти-одиннадцати лет; 6) подростковый возраст - от одиннадцати-две- надцати до четырнадцати-пятнадцати лет; 7) ранняя юность - до семнадцати лет. Переход от одной возрастной ступени к другой характе- ризуется «кризисом», причина которого - назрев- шее противоречие между новыми потребностями ребен- ка и старыми условиями их удовлетворения, которые его уже больше не устраивают.
ся на этой стадии, отражают окружающий мир уже не в фор- ме отдельных элементарных ощущений, а в форме целост- ных образов вещей и их соотношений друг с другом. Са- мое общее, что объединяет поведение животных на этой стадии, - это разрастание и усложнение промежуточных или предвосхищающих форм поведения на пути к конеч- ным биологическим целям. На уровне перцептивной пси- хики реакция превращается в развернутую многозвенную цепь действий - операций. Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинктивные действия. Инстинкт - это ге- нетически фиксированное, наследуемое, непроизволь- ное, стереотипное, автоматизированное видотипичное поведение, представляющее собой сложные акты реаги- рования животного на определенные условия среды, на- правленные на удовлетворение биологических потребно- стей и основанное на безусловных рефлексах. Каждый вид животных обладает своеобразным набором инстинк- тов на основе механизма наследственности. Они воспро- изводятся в каждой особи данного вида в относительно неизменной форме в качестве морфологического признака. Главное, что отличает групповое поведение животных от общественной жизни человека, - это подчиненность поведения животных исключительно биологическим це- лям, законам и механизмам. У животных отсутствуют за- крепление, накопление и передача опыта поколений в ма- териальной форме, т. е. в форме материальной культуры. Решающую же роль в формировании психики человека стало играть использование языка и речи.
вид сна и получил название 
«быстрый»). Быстрые дви- жения глаз 
свидетельствуют о том, что спящий 
в этот момент видит сновидения. 
И если его разбудить спустя 10-15 
мин. после окончания быстрых 
движений глаз, он расскажет об увиденном 
во сне. При пробуждении в пе- риод 
медленного сна человек, как правило, 
не помнит сновидений. Несмотря на относительно 
большую актива- цию физиологических 
функций в быстром сне, мышцы 
тела в этот период бывают расслабленными, 
и разбудить спящего бывает значительно 
труднее. Таким образом, быстрый 
сон, с одной стороны, является более 
глубоким по сравнению с медленным, 
а с другой - судя по ак- тивности 
физиологических функций, более 
поверхностным. Поэтому он и получил 
название парадоксального сна. Быстрый 
сон имеет важное значение для 
жизнедеятель- ности организма. Если 
человека искусственно лишить быстрого 
сна (будить в период появления быстрых 
дви- жений глаз), то, несмотря на вполне 
достаточную общую