11
щественные признаки объектов.
Понятие выражается словом. Ярко выраженными
абстракциями являются на- учные понятия,
например абсолютный нуль, масса и
т. д. Понятия играют важную роль в
научном познании. Каждая конкретная
наука представляет собой строго
выстроен- ную систему понятий. Благодаря
им человек глубже по- знает мир
в существенных связях и отношениях.
Язык выполняет в мышлении опосредованную
роль. Язык - это система знаков, наделенных
опреде- ленными значениями. Слово -
материальная оболоч- ка мысли. Исследователи
установили, что в своем становлении
мышление проходит две стадии: допонятийную
и по- нятийную. Допонятийное мышление
делится на два ос- новных вида. Первый
из них - наглядно-действенное мышление.
Этот вид мышления опирается на непо-
средственное восприятие предметов, реальное
фи- зическое преобразование ситуации
в процессе действий с предметами.
Наглядно-действенное мышление преоб-
ладает у ребенка 2-3-летнего возраста.
Второй вид до- понятийного мышления
- наглядно-образное мыш- ление. При
наглядно-образном мышлении человек
оперирует не только предметами, но
и их образа- ми. Логическое мышление
осуществляется на базе четких, ясно осознаваемых
формализованных понятий- ных структур,
а интуитивное мышление осуществля-
ется на бессознательном уровне и
оперирует образами и нечеткими
формальными структурами. Этот вид
мышле- ния не обладает выраженными
этапами и быстротой про- текания,
формируется в 6-7 лет.
3) эмоциональная память
запечатлевает пережитые нами
чувства, особенности эмоциональных
состояний и аффектов. Ребенок,
которого испугала большая собака,
скорее всего даже став взрослым,
еще долго будет испы- тывать
неприязнь к этим животным (память
страха); 4) высший вид памяти, присущий
только человеку, - память вербальная
(словесно-логическая, семан- тическая).
С ее помощью осуществляется
большинство мыслительных действий
и операций (счет, чтение и т.
д.), образуется информационная база
человеческого интел- лекта. Сохранение
информации. Основное требование, предъявляемое
к памяти: хранить информацию
на- дежно, долго и без потерь.
Выделяют несколько уровней памяти,
различающихся по тому, как долго
на каждом из них может сохраняться
информация: * сенсорный (непосредственный)
тип памяти - данные сохраняются
в течение 0,1-0,5 с; * кратковременная
память - необходимое для ре- шения
сиюминутных проблем время; * долговременная
память - емкость и длительность
хранения информации в долговременной
памяти могут быть безграничными;
* промежуточная память - сохранение
информа- ции в течение нескольких
часов; * оперативная память - выполнение
определенной деятельности.
Адаптационная же обусловленность
проявляет- ся в следующем: 1) особенности
питания ребенка, большое значение
имеют первые 1,5 года жизни; 2) психическая
стимуляция интеллектуальной активно-
сти ребенка со стороны взрослых:
родителей, педагогов; 3) количество детей
в семье, ее социальный статус. В
психологической практике получили
значительное распространение системы
измерений интеллекта, такие, например,
как тест Стенфорд—Бине, шкала Вексле-
ра. «Коэффициент интеллектуальности»
(IQ) позво- ляет соотнести уровень
интеллектуальных возможностей индивида
со средними показателями своей возрастной
и профессиональной категории. Согласно
результатам ис- следований у каждого
третьего человека IQ соответствует
среднему значению и находится между
84-100 баллами. Низкий показатель IQ - от 10
до 84 баллов (такие показа- тели обычно
встречаются у умственно отсталых
лиц), вы- сокий коэффициент - от 116 до
180 баллов.
воляет «перепрыгнуть» через
какие-то этапы мышления и предоставить
себе искомый результат. Виды воображения
Воссоздающее воображение, заключающееся
в создании образов, объектов, ранее
не воспринимав- шихся в соответствии
с их словесным описанием или
изображением. Творческое воображение,
предполагающее само- стоятельное создание
новых образов, которые воплоща-
ются в оригинальных продуктах научно-технической
и ху- дожественной деятельности. Мечта
представляет собой особый вид творческого
воображения. Создание образов желаемого
будущего, не воплощенных непосредственно
в те или иные продукты деятельности.
Мечта является разновидностью предна-
меренного пассивного воображения. Грезами
называют непреднамеренное пассивное
во- ображение, продуцирующее образы, которые
не могут воплотиться в жизнь.
12
21. Человек, индивид, личность,
индивидуальность Человек - это
живое телесное существо, жизнедея-
тельность которого представляет
собой основанный на материальном
производстве, осуществляющийся в
сис- теме общественных отношений
процесс целенаправлен- ного, преобразующего
воздействия на мир и на
самого человека для обеспечения
его существования, функцио- нирования
и развития. Индивид - это единичный
представитель человече- ского рода,
носитель всех психофизических
и социальных черт человечества.
Индивид обладает следующими
при- знаками: 1) признаком целостности,
который указывает на сис- темный
характер связей между многообразными
функция- ми и механизмами,
реализующими жизненные отноше-
ния индивида; 2) устойчивостью, определяющей
сохранность основ- ных отношений
индивида к действительности, предлагая
вместе с тем существование
моментов пластичности, гибкости, вариативности;
3) активностью, обеспечивающей способность
к само- изменению, преодолению
зависимости от ситуаций. Индивидом
можно назвать и двухнедельного
младенца, и взрослого на стадии
дикости, и образованного человека
из цивилизованной страны. При
этом нельзя полностью игнорировать
действие физиопсихологических
факторов: возрастных особенностей,
пола, темперамента, способ- ностей
и т. д. Личность прежде всего
является субъектом деятельно-
сти и отношений. Личность - это
социально-психологи-
-I-
22. Социальный статус и
социальная роль Социальной ролью
в психологии называют вырабо-
танную обществом программу действий
человека в опре- деленных обстоятельствах.
Эта программа определяется социальным
статусом индивида. Всякий индивид
взаи- модействует в течение жизни
со многими индивидами. В социуме
поступки людей, их отношения
и взаимодей- ствия в решающей
степени определяются положением
(позицией), которое они занимают
в обществе и в соци- альной
группе. Социальным статусом называется
определенная по- зиция, занимаемая
индивидом в обществе или социаль-
ной группе, связанная с другими
позициями через систе- му прав
и обязанностей. Набор конкретных
функций, которые должен выполнять
человек в социальной группе,
обществе, и тех условий, которые
должны быть предос- тавлены ему
для осуществления этих функций,
фиксиру- ются в статусе. То
есть понятие «социальный статус»
ха- рактеризует место личности
в системе общественных связей,
ее деятельность в различных
сферах жизни и оценку деятельности
личности со стороны общества.
Со- циальный статус отражается во
внутренней позиции ин- дивида (ценностные
ориентации, установки и т. д.). Но следует
помнить, что права и обязанности человека
закрепляются за ним не абсолютно, а относительно
прав и обязанностей по отношению к нему
других людей. На- пример, позиция директора
продуктового магазина соот- носительна
с позицией подчиненных ему продавцов,
налоговых инспекторов, инспекторов санитарно-эпиде-
миологической службы и т. д. Во всех этих
случаях дирек- тор наделен своеобразным
набором прав и обязанностей.
23. Структура личности
Психологи всего мира признают,
что личность пред- ставляет собой
сложное, внутренне структурированное
образование. Но состав структурных
элементов, образую- щих личность,
понимается различными исследователями
неоднозначно. Внутренняя структурированность
личности находится в прямой
зависимости от истолкования
поня- тия «личность». Некоторые
отечественные психологи личность
рас- сматривают как биосоциальное
существо и выде- ляют в ней
две подструктуры: «эндопсихическую»
и «эк- зопсихическую». «Эндопсихика»
имеет биологическую, природную
основу, как подструктура личности
выражает внутреннюю взаимозависимость
психических элементов и функций,
представляет собой как бы
механизм челове- ческой личности,
осуществляемый с нервно-психической
организацией человека. Такие черты,
как восприимчи- вость, особенности
памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевые
усилия, импульсивность и дру-
гие, включены в структуру «эндопсихики».
«Экзопсихи- ка» определяется социальными
факторами и обусловли- вает
отношение человека к внешней
среде, т. е. к сфере того,
что противостоит личности, к
чему она так или иначе может
относиться. «Экзопсихика» включает
в себя систе- му отношений
человека и его опыт, под которым
понима- ются интересы, убеждения,
идеалы, сформировавшиеся знания
и т. д. Отечественный психолог
Артур Владимирович Пет- ровский
(р. 1924) сформулировал наиболее последова-
тельную концепцию структуры
личности, основанную на понимании
личности как социального, «сверх-
24. Черты личности Черты
личности являются основополагающим
элемен- том ее структуры. Американский
психолог Гордон Уил- лард Олпорт
(1897-1967) считал личность динамиче-
ской организацией тех психофизиологических
систем внутри индивидуума, которая
определяет характер- ное для
него поведение и мышление. Поведение
и мышление личности определяются
содержанием и соче- танием ее
личностных черт. Таким образом,
исходя из данного понимания
личности можно заключить, что
чер- та личности является основной
структурной еди- ницей в системе
личности. Черты личности - это пси-
хологические особенности, преобразующие
множество стимулов и обусловливающие
множество эквивалентных ответных реакций.
Та или иная черта актуализируется (проявляется,
осуществляется) в какой-то определенной
ситуации. Например, черта доминирования
способна проявляться лишь тогда, когда
человек находится в при- сутствии значимых
других: со своими подчиненными, со своими
родственниками и т. п. Однако черта доминиро-
вания не актуализируется в ситуации,
когда, к примеру, человек увидит выпавшую
из кармана прохожего сторуб- левую купюру.
Здесь может проявиться такая его черта,
как нечестность или, наоборот, честность.
Это означает, что разнообразные ситуации
формируют достаточно ши- рокий набор
черт личности, обеспечивающих многооб-
разные реакции, вариативное поведение
личности. Согласно другой концепции структуры
личности, раз- работанной англо-американским
психологом Рэймондом Кеттелом, личностные
черты составляют ядро струк- туры личности.
Личностные черты несут ответствен-
13
Из конкретного примера
следует, что каждый человек включен
не в одну социальную связь, а является
своеоб- разным пересечением великого
множества связей, взаи- модействий
и отношений с другими людьми
по различно- му поводу, выполняя всякий
раз определенные функции. Этот же директор
продуктового магазина является жен- щиной,
матерью, женой, членом какой-либо политиче-
ской партии и т. д. Понятие «статусный
набор» применяется для обозна- чения
всей совокупности статусов данного
челове- ка. В этой совокупности выделяют
главный, называемый интегральным, статус.
Окружающие отождествляют индивида
именно по интегральному статусу. Нередко
главный статус обусловлен должностью
или профессией человека (певец, врач,
президент). Но это может быть так-
же социальное происхождение (граф) или
расовая при- надлежность (европеец).
Статусная позиция человека бывает
двух уровней: со- циально-групповой
и личной. Социально-групповая предполагает
положение, за- нимаемое индивидом в
обществе как представителем большой
социальной группы (пола, расы, национально-
сти, слоя, религии, профессии и т.
д.). Этот статус зави- сит от положения
той или иной социальной группы в
со- циальной сертификации общества. Личным
называется статус индивида в малой
группе (семье, студенческой группе, неформальной
группе сверст- ников и т. д.).
ческая сущность человека,
которая формируется в ре- зультате
усвоения человеком общественных форм
созна- ния и поведения, общественно-исторического
опыта че- ловечества. Именно под
влиянием деятельности, общения, воспитания
и обучения человек становится личностью.
Быть личностью - значит постоянно строить
самого себя и других людей, обладать
тем набором приемов и средств,
с помощью которых можно владеть
собственным поведением. Объектом внимания
личности служит не только внешний мир,
но и она сама, что проявляется в ее чувстве
«Я», которое включает в себя представление
о себе, самооценку, способность к самоанализу
и самореализации. Личность представляет
собой особый социально-пси- хологический
тип, противоположный по своим характерис-
тикам индивиду. Личность - это автономный
(в опре- деленной степени независимый
от общества) человек, умеющий управлять
собой, обладающий само- сознанием, имеющий
активную жизненную пози- цию, свой взгляд
на вещи и т. п. Личность каждого человека
наделена только ей прису- щим сочетанием
психических черт и особенностей, со- ставляющих
своеобразие каждого человека, его непохо-
жесть на других людей. Такое своеобразие
психики и личности индивида, их неповторяемость
называ- ется индивидуальностью. Она проявляется
в свой- ствах темперамента, характера,
установках, привычках, способностях и
т. д.
ность за то, что будет
делать личность в той или иной
си- туации. Кеттел считал, что черты
личности представляют собой относительно
постоянную тенденцию реагировать
определенным образом в разных ситуациях
и в разное время. Спектр действия
данных тенденций очень велик. Выделяются
исходные и поверхностные черты.
Пер- вые представляют собой основополагающие
элементы структуры личности. Под
этими элементами подразуме- ваются
некие объединяющие элементы и факторы,
опре- деляющие то постоянство, которое
наблюдается в пове- дении человека.
Р. Кеттелом было проведено обширное
исследование с использованием факторного
анализа. Результаты ис- следования показали,
что основополагающие структуры
личности образуются примерно 16 исходными
чертами. Все исходные черты подразделяются
на два подтипа: конституциональные
черты, т. е. развивающиеся из биологических
и физиологических данных индивида,
и черты, сформированные окружающей
средой, ко- торые обусловлены влиянием
социума, культуры, т. е. ус- воены в
процессе научения.
чувственного» качества человека.
Согласно данной концепции в структуру
личности входят три подсисте- мы, выражающие
представленное™ личности в различ-
ных измерениях ее жизнедеятельности:
1) представленность индивида в пространстве
индиви- дуальной жизнедеятельности
характеризует индивидуаль- ность,
или интраиндивидуальная подсистема;
2) представленность индивида в межличностных
отноше- ниях характеризует интериндивидуальная
подсистема; 3) представленность индивида
в других людях характе- ризует надиндивидуальная
подсистема. Топографическая модель
структуры личности австрийско-американского
психоаналитика Зигмунда Фрейда (1856-1939)
выделяет в структуре личности три
главных психологических компонента:
• «Оно» (Ид); • «Я» (Эго); • «Сверх-Я»
(Суперэго). «Оно» представляет собой
локализованную в бессо- знательную подструктуру
личности, состоящую из наибо- лее примитивных,
инстинктивных побуждений, стремя- щихся
к немедленному удовлетворению. «Я» трактуется
как подструктура личности, связанная
с сознанием, управляющая контактами с
внешним миром и отвечающая за принятие
решений. В отличие от «Оно», ищущего удоволь-
ствия, «Я» подчиняется принципу реальности.
«Сверх-Я» - подструктура, функционирующая
на основе освоенных индивидом социально
значимых норм и стандартов пове- дения.
Фрейд называл «Сверх-Я» внутренним надзирате-
лем, критиком, источником нравственного
самоограни- чения личности.