Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая психология".

Файлы: 1 файл

ШПАРГАЛКА ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ.docx

— 367.87 Кб (Скачать файл)

11

щественные признаки объектов. Понятие выражается словом. Ярко выраженными  абстракциями являются на- учные понятия, например абсолютный нуль, масса и  т. д. Понятия играют важную роль в  научном познании. Каждая конкретная наука представляет собой строго выстроен- ную систему понятий. Благодаря  им человек глубже по- знает мир  в существенных связях и отношениях. Язык выполняет в мышлении опосредованную роль. Язык - это система знаков, наделенных опреде- ленными значениями. Слово - материальная оболоч- ка мысли. Исследователи  установили, что в своем становлении  мышление проходит две стадии: допонятийную и по- нятийную. Допонятийное мышление делится на два ос- новных вида. Первый из них - наглядно-действенное мышление. Этот вид мышления опирается на непо- средственное восприятие предметов, реальное фи- зическое преобразование ситуации в процессе действий с предметами. Наглядно-действенное мышление преоб- ладает у ребенка 2-3-летнего возраста. Второй вид до- понятийного мышления - наглядно-образное мыш- ление. При  наглядно-образном мышлении человек  оперирует не только предметами, но и их образа- ми. Логическое мышление осуществляется на базе четких, ясно осознаваемых формализованных понятий- ных структур, а интуитивное мышление осуществля- ется на бессознательном уровне и  оперирует образами и нечеткими  формальными структурами. Этот вид  мышле- ния не обладает выраженными  этапами и быстротой про- текания, формируется в 6-7 лет.

3) эмоциональная память  запечатлевает пережитые нами  чувства, особенности эмоциональных  состояний и аффектов. Ребенок,  которого испугала большая собака, скорее всего даже став взрослым, еще долго будет испы- тывать  неприязнь к этим животным (память  страха); 4) высший вид памяти, присущий  только человеку, - память вербальная (словесно-логическая, семан- тическая). С ее помощью осуществляется  большинство мыслительных действий  и операций (счет, чтение и т.  д.), образуется информационная база  человеческого интел- лекта. Сохранение  информации. Основное требование, предъявляемое  к памяти: хранить информацию  на- дежно, долго и без потерь. Выделяют несколько уровней памяти, различающихся по тому, как долго  на каждом из них может сохраняться  информация: * сенсорный (непосредственный) тип памяти - данные сохраняются  в течение 0,1-0,5 с; * кратковременная  память - необходимое для ре- шения  сиюминутных проблем время; * долговременная  память - емкость и длительность  хранения информации в долговременной  памяти могут быть безграничными; * промежуточная память - сохранение  информа- ции в течение нескольких  часов; * оперативная память - выполнение  определенной деятельности.

Адаптационная же обусловленность  проявляет- ся в следующем: 1) особенности  питания ребенка, большое значение имеют первые 1,5 года жизни; 2) психическая  стимуляция интеллектуальной активно- сти ребенка со стороны взрослых: родителей, педагогов; 3) количество детей  в семье, ее социальный статус. В  психологической практике получили значительное распространение системы  измерений интеллекта, такие, например, как тест Стенфорд—Бине, шкала Вексле- ра. «Коэффициент интеллектуальности» (IQ) позво- ляет соотнести уровень  интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной категории. Согласно результатам ис- следований у каждого  третьего человека IQ соответствует  среднему значению и находится между 84-100 баллами. Низкий показатель IQ - от 10 до 84 баллов (такие показа- тели обычно встречаются у умственно отсталых лиц), вы- сокий коэффициент - от 116 до 180 баллов.

воляет «перепрыгнуть» через  какие-то этапы мышления и предоставить себе искомый результат. Виды воображения  Воссоздающее воображение, заключающееся  в создании образов, объектов, ранее  не воспринимав- шихся в соответствии с их словесным описанием или  изображением. Творческое воображение, предполагающее само- стоятельное создание новых образов, которые воплоща- ются в оригинальных продуктах научно-технической  и ху- дожественной деятельности. Мечта  представляет собой особый вид творческого  воображения. Создание образов желаемого  будущего, не воплощенных непосредственно  в те или иные продукты деятельности. Мечта является разновидностью предна- меренного пассивного воображения. Грезами называют непреднамеренное пассивное во- ображение, продуцирующее образы, которые не могут воплотиться в жизнь.

12

21. Человек, индивид, личность, индивидуальность Человек - это  живое телесное существо, жизнедея- тельность которого представляет  собой основанный на материальном  производстве, осуществляющийся в  сис- теме общественных отношений  процесс целенаправлен- ного, преобразующего  воздействия на мир и на  самого человека для обеспечения  его существования, функцио- нирования  и развития. Индивид - это единичный  представитель человече- ского рода, носитель всех психофизических  и социальных черт человечества. Индивид обладает следующими  при- знаками: 1) признаком целостности,  который указывает на сис- темный  характер связей между многообразными  функция- ми и механизмами,  реализующими жизненные отноше- ния индивида; 2) устойчивостью, определяющей  сохранность основ- ных отношений  индивида к действительности, предлагая  вместе с тем существование  моментов пластичности, гибкости, вариативности; 3) активностью, обеспечивающей способность  к само- изменению, преодолению  зависимости от ситуаций. Индивидом  можно назвать и двухнедельного  младенца, и взрослого на стадии  дикости, и образованного человека  из цивилизованной страны. При  этом нельзя полностью игнорировать  действие физиопсихологических  факторов: возрастных особенностей, пола, темперамента, способ- ностей  и т. д. Личность прежде всего  является субъектом деятельно-  сти и отношений. Личность - это  социально-психологи-

-I-

22. Социальный статус и  социальная роль Социальной ролью  в психологии называют вырабо- танную обществом программу действий  человека в опре- деленных обстоятельствах.  Эта программа определяется социальным  статусом индивида. Всякий индивид  взаи- модействует в течение жизни  со многими индивидами. В социуме  поступки людей, их отношения  и взаимодей- ствия в решающей  степени определяются положением (позицией), которое они занимают  в обществе и в соци- альной  группе. Социальным статусом называется  определенная по- зиция, занимаемая  индивидом в обществе или социаль-  ной группе, связанная с другими  позициями через систе- му прав  и обязанностей. Набор конкретных  функций, которые должен выполнять  человек в социальной группе, обществе, и тех условий, которые  должны быть предос- тавлены ему  для осуществления этих функций,  фиксиру- ются в статусе. То  есть понятие «социальный статус»  ха- рактеризует место личности  в системе общественных связей, ее деятельность в различных  сферах жизни и оценку деятельности  личности со стороны общества. Со- циальный статус отражается во внутренней позиции ин- дивида (ценностные ориентации, установки и т. д.). Но следует помнить, что права и обязанности человека закрепляются за ним не абсолютно, а относительно прав и обязанностей по отношению к нему других людей. На- пример, позиция директора продуктового магазина соот- носительна с позицией подчиненных ему продавцов, налоговых инспекторов, инспекторов санитарно-эпиде- миологической службы и т. д. Во всех этих случаях дирек- тор наделен своеобразным набором прав и обязанностей.

23. Структура личности  Психологи всего мира признают, что личность пред- ставляет собой  сложное, внутренне структурированное  образование. Но состав структурных  элементов, образую- щих личность, понимается различными исследователями  неоднозначно. Внутренняя структурированность  личности находится в прямой  зависимости от истолкования  поня- тия «личность». Некоторые  отечественные психологи личность  рас- сматривают как биосоциальное  существо и выде- ляют в ней  две подструктуры: «эндопсихическую»  и «эк- зопсихическую». «Эндопсихика»  имеет биологическую, природную  основу, как подструктура личности  выражает внутреннюю взаимозависимость  психических элементов и функций,  представляет собой как бы  механизм челове- ческой личности, осуществляемый с нервно-психической  организацией человека. Такие черты,  как восприимчи- вость, особенности  памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевые  усилия, импульсивность и дру-  гие, включены в структуру «эндопсихики».  «Экзопсихи- ка» определяется социальными  факторами и обусловли- вает  отношение человека к внешней  среде, т. е. к сфере того, что противостоит личности, к  чему она так или иначе может  относиться. «Экзопсихика» включает  в себя систе- му отношений  человека и его опыт, под которым  понима- ются интересы, убеждения,  идеалы, сформировавшиеся знания  и т. д. Отечественный психолог  Артур Владимирович Пет- ровский  (р. 1924) сформулировал наиболее последова-  тельную концепцию структуры  личности, основанную на понимании  личности как социального, «сверх-

24. Черты личности Черты  личности являются основополагающим  элемен- том ее структуры. Американский  психолог Гордон Уил- лард Олпорт (1897-1967) считал личность динамиче- ской организацией тех психофизиологических  систем внутри индивидуума, которая  определяет характер- ное для  него поведение и мышление. Поведение  и мышление личности определяются  содержанием и соче- танием ее  личностных черт. Таким образом,  исходя из данного понимания  личности можно заключить, что  чер- та личности является основной  структурной еди- ницей в системе  личности. Черты личности - это пси-  хологические особенности, преобразующие  множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Та или иная черта актуализируется (проявляется, осуществляется) в какой-то определенной ситуации. Например, черта доминирования способна проявляться лишь тогда, когда человек находится в при- сутствии значимых других: со своими подчиненными, со своими родственниками и т. п. Однако черта доминиро- вания не актуализируется в ситуации, когда, к примеру, человек увидит выпавшую из кармана прохожего сторуб- левую купюру. Здесь может проявиться такая его черта, как нечестность или, наоборот, честность. Это означает, что разнообразные ситуации формируют достаточно ши- рокий набор черт личности, обеспечивающих многооб- разные реакции, вариативное поведение личности. Согласно другой концепции структуры личности, раз- работанной англо-американским психологом Рэймондом Кеттелом, личностные черты составляют ядро струк- туры личности. Личностные черты несут ответствен-

13

Из конкретного примера  следует, что каждый человек включен  не в одну социальную связь, а является своеоб- разным пересечением великого множества связей, взаи- модействий и отношений с другими людьми по различно- му поводу, выполняя всякий раз определенные функции. Этот же директор продуктового магазина является жен- щиной, матерью, женой, членом какой-либо политиче- ской партии и т. д. Понятие «статусный набор» применяется для обозна- чения  всей совокупности статусов данного  челове- ка. В этой совокупности выделяют главный, называемый интегральным, статус. Окружающие отождествляют индивида именно по интегральному статусу. Нередко  главный статус обусловлен должностью или профессией человека (певец, врач, президент). Но это может быть так- же социальное происхождение (граф) или  расовая при- надлежность (европеец). Статусная позиция человека бывает двух уровней: со- циально-групповой  и личной. Социально-групповая предполагает положение, за- нимаемое индивидом в  обществе как представителем большой  социальной группы (пола, расы, национально- сти, слоя, религии, профессии и т. д.). Этот статус зави- сит от положения  той или иной социальной группы в  со- циальной сертификации общества. Личным называется статус индивида в малой  группе (семье, студенческой группе, неформальной группе сверст- ников и т. д.).

ческая сущность человека, которая формируется в ре- зультате усвоения человеком общественных форм созна- ния и поведения, общественно-исторического  опыта че- ловечества. Именно под  влиянием деятельности, общения, воспитания и обучения человек становится личностью. Быть личностью - значит постоянно строить  самого себя и других людей, обладать тем набором приемов и средств, с помощью которых можно владеть  собственным поведением. Объектом внимания личности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе, самооценку, способность к самоанализу и самореализации. Личность представляет собой особый социально-пси- хологический тип, противоположный по своим характерис- тикам индивиду. Личность - это автономный (в опре- деленной степени независимый от общества) человек, умеющий управлять собой, обладающий само- сознанием, имеющий активную жизненную пози- цию, свой взгляд на вещи и т. п. Личность каждого человека наделена только ей прису- щим сочетанием психических черт и особенностей, со- ставляющих своеобразие каждого человека, его непохо- жесть на других людей. Такое своеобразие психики и личности индивида, их неповторяемость называ- ется индивидуальностью. Она проявляется в свой- ствах темперамента, характера, установках, привычках, способностях и т. д.

ность за то, что будет  делать личность в той или иной си- туации. Кеттел считал, что черты  личности представляют собой относительно постоянную тенденцию реагировать  определенным образом в разных ситуациях  и в разное время. Спектр действия данных тенденций очень велик. Выделяются исходные и поверхностные черты. Пер- вые представляют собой основополагающие элементы структуры личности. Под  этими элементами подразуме- ваются некие объединяющие элементы и факторы, опре- деляющие то постоянство, которое  наблюдается в пове- дении человека. Р. Кеттелом было проведено обширное исследование с использованием факторного анализа. Результаты ис- следования показали, что основополагающие структуры  личности образуются примерно 16 исходными  чертами. Все исходные черты подразделяются на два подтипа: конституциональные черты, т. е. развивающиеся из биологических  и физиологических данных индивида, и черты, сформированные окружающей средой, ко- торые обусловлены влиянием социума, культуры, т. е. ус- воены в  процессе научения.

чувственного» качества человека. Согласно данной концепции в структуру  личности входят три подсисте- мы, выражающие представленное™ личности в различ- ных измерениях ее жизнедеятельности: 1) представленность индивида в пространстве индиви- дуальной жизнедеятельности  характеризует индивидуаль- ность, или интраиндивидуальная подсистема; 2) представленность индивида в межличностных  отноше- ниях характеризует интериндивидуальная  подсистема; 3) представленность индивида в других людях характе- ризует надиндивидуальная  подсистема. Топографическая модель структуры личности австрийско-американского  психоаналитика Зигмунда Фрейда (1856-1939) выделяет в структуре личности три  главных психологических компонента: • «Оно» (Ид); • «Я» (Эго); • «Сверх-Я» (Суперэго). «Оно» представляет собой локализованную в бессо- знательную подструктуру личности, состоящую из наибо- лее примитивных, инстинктивных побуждений, стремя- щихся к немедленному удовлетворению. «Я» трактуется как подструктура личности, связанная с сознанием, управляющая контактами с внешним миром и отвечающая за принятие решений. В отличие от «Оно», ищущего удоволь- ствия, «Я» подчиняется принципу реальности. «Сверх-Я» - подструктура, функционирующая на основе освоенных индивидом социально значимых норм и стандартов пове- дения. Фрейд называл «Сверх-Я» внутренним надзирате- лем, критиком, источником нравственного самоограни- чения личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"