11
щественные признаки объектов. 
Понятие выражается словом. Ярко выраженными 
абстракциями являются на- учные понятия, 
например абсолютный нуль, масса и 
т. д. Понятия играют важную роль в 
научном познании. Каждая конкретная 
наука представляет собой строго 
выстроен- ную систему понятий. Благодаря 
им человек глубже по- знает мир 
в существенных связях и отношениях. 
Язык выполняет в мышлении опосредованную 
роль. Язык - это система знаков, наделенных 
опреде- ленными значениями. Слово - 
материальная оболоч- ка мысли. Исследователи 
установили, что в своем становлении 
мышление проходит две стадии: допонятийную 
и по- нятийную. Допонятийное мышление 
делится на два ос- новных вида. Первый 
из них - наглядно-действенное мышление. 
Этот вид мышления опирается на непо- 
средственное восприятие предметов, реальное 
фи- зическое преобразование ситуации 
в процессе действий с предметами. 
Наглядно-действенное мышление преоб- 
ладает у ребенка 2-3-летнего возраста. 
Второй вид до- понятийного мышления 
- наглядно-образное мыш- ление. При 
наглядно-образном мышлении человек 
оперирует не только предметами, но 
и их образа- ми. Логическое мышление 
осуществляется на базе четких, ясно осознаваемых 
формализованных понятий- ных структур, 
а интуитивное мышление осуществля- 
ется на бессознательном уровне и 
оперирует образами и нечеткими 
формальными структурами. Этот вид 
мышле- ния не обладает выраженными 
этапами и быстротой про- текания, 
формируется в 6-7 лет.
3) эмоциональная память 
запечатлевает пережитые нами 
чувства, особенности эмоциональных 
состояний и аффектов. Ребенок, 
которого испугала большая собака, 
скорее всего даже став взрослым, 
еще долго будет испы- тывать 
неприязнь к этим животным (память 
страха); 4) высший вид памяти, присущий 
только человеку, - память вербальная 
(словесно-логическая, семан- тическая). 
С ее помощью осуществляется 
большинство мыслительных действий 
и операций (счет, чтение и т. 
д.), образуется информационная база 
человеческого интел- лекта. Сохранение 
информации. Основное требование, предъявляемое 
к памяти: хранить информацию 
на- дежно, долго и без потерь. 
Выделяют несколько уровней памяти, 
различающихся по тому, как долго 
на каждом из них может сохраняться 
информация: * сенсорный (непосредственный) 
тип памяти - данные сохраняются 
в течение 0,1-0,5 с; * кратковременная 
память - необходимое для ре- шения 
сиюминутных проблем время; * долговременная 
память - емкость и длительность 
хранения информации в долговременной 
памяти могут быть безграничными; 
* промежуточная память - сохранение 
информа- ции в течение нескольких 
часов; * оперативная память - выполнение 
определенной деятельности.
Адаптационная же обусловленность 
проявляет- ся в следующем: 1) особенности 
питания ребенка, большое значение 
имеют первые 1,5 года жизни; 2) психическая 
стимуляция интеллектуальной активно- 
сти ребенка со стороны взрослых: 
родителей, педагогов; 3) количество детей 
в семье, ее социальный статус. В 
психологической практике получили 
значительное распространение системы 
измерений интеллекта, такие, например, 
как тест Стенфорд—Бине, шкала Вексле- 
ра. «Коэффициент интеллектуальности» 
(IQ) позво- ляет соотнести уровень 
интеллектуальных возможностей индивида 
со средними показателями своей возрастной 
и профессиональной категории. Согласно 
результатам ис- следований у каждого 
третьего человека IQ соответствует 
среднему значению и находится между 
84-100 баллами. Низкий показатель IQ - от 10 
до 84 баллов (такие показа- тели обычно 
встречаются у умственно отсталых 
лиц), вы- сокий коэффициент - от 116 до 
180 баллов.
воляет «перепрыгнуть» через 
какие-то этапы мышления и предоставить 
себе искомый результат. Виды воображения 
Воссоздающее воображение, заключающееся 
в создании образов, объектов, ранее 
не воспринимав- шихся в соответствии 
с их словесным описанием или 
изображением. Творческое воображение, 
предполагающее само- стоятельное создание 
новых образов, которые воплоща- 
ются в оригинальных продуктах научно-технической 
и ху- дожественной деятельности. Мечта 
представляет собой особый вид творческого 
воображения. Создание образов желаемого 
будущего, не воплощенных непосредственно 
в те или иные продукты деятельности. 
Мечта является разновидностью предна- 
меренного пассивного воображения. Грезами 
называют непреднамеренное пассивное 
во- ображение, продуцирующее образы, которые 
не могут воплотиться в жизнь.
12
21. Человек, индивид, личность, 
индивидуальность Человек - это 
живое телесное существо, жизнедея- 
тельность которого представляет 
собой основанный на материальном 
производстве, осуществляющийся в 
сис- теме общественных отношений 
процесс целенаправлен- ного, преобразующего 
воздействия на мир и на 
самого человека для обеспечения 
его существования, функцио- нирования 
и развития. Индивид - это единичный 
представитель человече- ского рода, 
носитель всех психофизических 
и социальных черт человечества. 
Индивид обладает следующими 
при- знаками: 1) признаком целостности, 
который указывает на сис- темный 
характер связей между многообразными 
функция- ми и механизмами, 
реализующими жизненные отноше- 
ния индивида; 2) устойчивостью, определяющей 
сохранность основ- ных отношений 
индивида к действительности, предлагая 
вместе с тем существование 
моментов пластичности, гибкости, вариативности; 
3) активностью, обеспечивающей способность 
к само- изменению, преодолению 
зависимости от ситуаций. Индивидом 
можно назвать и двухнедельного 
младенца, и взрослого на стадии 
дикости, и образованного человека 
из цивилизованной страны. При 
этом нельзя полностью игнорировать 
действие физиопсихологических 
факторов: возрастных особенностей, 
пола, темперамента, способ- ностей 
и т. д. Личность прежде всего 
является субъектом деятельно- 
сти и отношений. Личность - это 
социально-психологи-
-I-
22. Социальный статус и 
социальная роль Социальной ролью 
в психологии называют вырабо- 
танную обществом программу действий 
человека в опре- деленных обстоятельствах. 
Эта программа определяется социальным 
статусом индивида. Всякий индивид 
взаи- модействует в течение жизни 
со многими индивидами. В социуме 
поступки людей, их отношения 
и взаимодей- ствия в решающей 
степени определяются положением 
(позицией), которое они занимают 
в обществе и в соци- альной 
группе. Социальным статусом называется 
определенная по- зиция, занимаемая 
индивидом в обществе или социаль- 
ной группе, связанная с другими 
позициями через систе- му прав 
и обязанностей. Набор конкретных 
функций, которые должен выполнять 
человек в социальной группе, 
обществе, и тех условий, которые 
должны быть предос- тавлены ему 
для осуществления этих функций, 
фиксиру- ются в статусе. То 
есть понятие «социальный статус» 
ха- рактеризует место личности 
в системе общественных связей, 
ее деятельность в различных 
сферах жизни и оценку деятельности 
личности со стороны общества. 
Со- циальный статус отражается во 
внутренней позиции ин- дивида (ценностные 
ориентации, установки и т. д.). Но следует 
помнить, что права и обязанности человека 
закрепляются за ним не абсолютно, а относительно 
прав и обязанностей по отношению к нему 
других людей. На- пример, позиция директора 
продуктового магазина соот- носительна 
с позицией подчиненных ему продавцов, 
налоговых инспекторов, инспекторов санитарно-эпиде- 
миологической службы и т. д. Во всех этих 
случаях дирек- тор наделен своеобразным 
набором прав и обязанностей.
23. Структура личности 
Психологи всего мира признают, 
что личность пред- ставляет собой 
сложное, внутренне структурированное 
образование. Но состав структурных 
элементов, образую- щих личность, 
понимается различными исследователями 
неоднозначно. Внутренняя структурированность 
личности находится в прямой 
зависимости от истолкования 
поня- тия «личность». Некоторые 
отечественные психологи личность 
рас- сматривают как биосоциальное 
существо и выде- ляют в ней 
две подструктуры: «эндопсихическую» 
и «эк- зопсихическую». «Эндопсихика» 
имеет биологическую, природную 
основу, как подструктура личности 
выражает внутреннюю взаимозависимость 
психических элементов и функций, 
представляет собой как бы 
механизм челове- ческой личности, 
осуществляемый с нервно-психической 
организацией человека. Такие черты, 
как восприимчи- вость, особенности 
памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевые 
усилия, импульсивность и дру- 
гие, включены в структуру «эндопсихики». 
«Экзопсихи- ка» определяется социальными 
факторами и обусловли- вает 
отношение человека к внешней 
среде, т. е. к сфере того, 
что противостоит личности, к 
чему она так или иначе может 
относиться. «Экзопсихика» включает 
в себя систе- му отношений 
человека и его опыт, под которым 
понима- ются интересы, убеждения, 
идеалы, сформировавшиеся знания 
и т. д. Отечественный психолог 
Артур Владимирович Пет- ровский 
(р. 1924) сформулировал наиболее последова- 
тельную концепцию структуры 
личности, основанную на понимании 
личности как социального, «сверх-
24. Черты личности Черты 
личности являются основополагающим 
элемен- том ее структуры. Американский 
психолог Гордон Уил- лард Олпорт 
(1897-1967) считал личность динамиче- 
ской организацией тех психофизиологических 
систем внутри индивидуума, которая 
определяет характер- ное для 
него поведение и мышление. Поведение 
и мышление личности определяются 
содержанием и соче- танием ее 
личностных черт. Таким образом, 
исходя из данного понимания 
личности можно заключить, что 
чер- та личности является основной 
структурной еди- ницей в системе 
личности. Черты личности - это пси- 
хологические особенности, преобразующие 
множество стимулов и обусловливающие 
множество эквивалентных ответных реакций. 
Та или иная черта актуализируется (проявляется, 
осуществляется) в какой-то определенной 
ситуации. Например, черта доминирования 
способна проявляться лишь тогда, когда 
человек находится в при- сутствии значимых 
других: со своими подчиненными, со своими 
родственниками и т. п. Однако черта доминиро- 
вания не актуализируется в ситуации, 
когда, к примеру, человек увидит выпавшую 
из кармана прохожего сторуб- левую купюру. 
Здесь может проявиться такая его черта, 
как нечестность или, наоборот, честность. 
Это означает, что разнообразные ситуации 
формируют достаточно ши- рокий набор 
черт личности, обеспечивающих многооб- 
разные реакции, вариативное поведение 
личности. Согласно другой концепции структуры 
личности, раз- работанной англо-американским 
психологом Рэймондом Кеттелом, личностные 
черты составляют ядро струк- туры личности. 
Личностные черты несут ответствен-
13
Из конкретного примера 
следует, что каждый человек включен 
не в одну социальную связь, а является 
своеоб- разным пересечением великого 
множества связей, взаи- модействий 
и отношений с другими людьми 
по различно- му поводу, выполняя всякий 
раз определенные функции. Этот же директор 
продуктового магазина является жен- щиной, 
матерью, женой, членом какой-либо политиче- 
ской партии и т. д. Понятие «статусный 
набор» применяется для обозна- чения 
всей совокупности статусов данного 
челове- ка. В этой совокупности выделяют 
главный, называемый интегральным, статус. 
Окружающие отождествляют индивида 
именно по интегральному статусу. Нередко 
главный статус обусловлен должностью 
или профессией человека (певец, врач, 
президент). Но это может быть так- 
же социальное происхождение (граф) или 
расовая при- надлежность (европеец). 
Статусная позиция человека бывает 
двух уровней: со- циально-групповой 
и личной. Социально-групповая предполагает 
положение, за- нимаемое индивидом в 
обществе как представителем большой 
социальной группы (пола, расы, национально- 
сти, слоя, религии, профессии и т. 
д.). Этот статус зави- сит от положения 
той или иной социальной группы в 
со- циальной сертификации общества. Личным 
называется статус индивида в малой 
группе (семье, студенческой группе, неформальной 
группе сверст- ников и т. д.).
ческая сущность человека, 
которая формируется в ре- зультате 
усвоения человеком общественных форм 
созна- ния и поведения, общественно-исторического 
опыта че- ловечества. Именно под 
влиянием деятельности, общения, воспитания 
и обучения человек становится личностью. 
Быть личностью - значит постоянно строить 
самого себя и других людей, обладать 
тем набором приемов и средств, 
с помощью которых можно владеть 
собственным поведением. Объектом внимания 
личности служит не только внешний мир, 
но и она сама, что проявляется в ее чувстве 
«Я», которое включает в себя представление 
о себе, самооценку, способность к самоанализу 
и самореализации. Личность представляет 
собой особый социально-пси- хологический 
тип, противоположный по своим характерис- 
тикам индивиду. Личность - это автономный 
(в опре- деленной степени независимый 
от общества) человек, умеющий управлять 
собой, обладающий само- сознанием, имеющий 
активную жизненную пози- цию, свой взгляд 
на вещи и т. п. Личность каждого человека 
наделена только ей прису- щим сочетанием 
психических черт и особенностей, со- ставляющих 
своеобразие каждого человека, его непохо- 
жесть на других людей. Такое своеобразие 
психики и личности индивида, их неповторяемость 
называ- ется индивидуальностью. Она проявляется 
в свой- ствах темперамента, характера, 
установках, привычках, способностях и 
т. д.
ность за то, что будет 
делать личность в той или иной 
си- туации. Кеттел считал, что черты 
личности представляют собой относительно 
постоянную тенденцию реагировать 
определенным образом в разных ситуациях 
и в разное время. Спектр действия 
данных тенденций очень велик. Выделяются 
исходные и поверхностные черты. 
Пер- вые представляют собой основополагающие 
элементы структуры личности. Под 
этими элементами подразуме- ваются 
некие объединяющие элементы и факторы, 
опре- деляющие то постоянство, которое 
наблюдается в пове- дении человека. 
Р. Кеттелом было проведено обширное 
исследование с использованием факторного 
анализа. Результаты ис- следования показали, 
что основополагающие структуры 
личности образуются примерно 16 исходными 
чертами. Все исходные черты подразделяются 
на два подтипа: конституциональные 
черты, т. е. развивающиеся из биологических 
и физиологических данных индивида, 
и черты, сформированные окружающей 
средой, ко- торые обусловлены влиянием 
социума, культуры, т. е. ус- воены в 
процессе научения.
чувственного» качества человека. 
Согласно данной концепции в структуру 
личности входят три подсисте- мы, выражающие 
представленное™ личности в различ- 
ных измерениях ее жизнедеятельности: 
1) представленность индивида в пространстве 
индиви- дуальной жизнедеятельности 
характеризует индивидуаль- ность, 
или интраиндивидуальная подсистема; 
2) представленность индивида в межличностных 
отноше- ниях характеризует интериндивидуальная 
подсистема; 3) представленность индивида 
в других людях характе- ризует надиндивидуальная 
подсистема. Топографическая модель 
структуры личности австрийско-американского 
психоаналитика Зигмунда Фрейда (1856-1939) 
выделяет в структуре личности три 
главных психологических компонента: 
• «Оно» (Ид); • «Я» (Эго); • «Сверх-Я» 
(Суперэго). «Оно» представляет собой 
локализованную в бессо- знательную подструктуру 
личности, состоящую из наибо- лее примитивных, 
инстинктивных побуждений, стремя- щихся 
к немедленному удовлетворению. «Я» трактуется 
как подструктура личности, связанная 
с сознанием, управляющая контактами с 
внешним миром и отвечающая за принятие 
решений. В отличие от «Оно», ищущего удоволь- 
ствия, «Я» подчиняется принципу реальности. 
«Сверх-Я» - подструктура, функционирующая 
на основе освоенных индивидом социально 
значимых норм и стандартов пове- дения. 
Фрейд называл «Сверх-Я» внутренним надзирате- 
лем, критиком, источником нравственного 
самоограни- чения личности.