Какими характеристиками 
обладает сознание: - активностью (оно 
не только пребывает в движении, 
но и содержит в себе источники 
своего собственного дви- жения, и эти 
источники воспроизводятся в 
ходе самого движения); - интенциональностью 
(направленностью на предмет); - способностью 
к рефлексии (самопознание внутрен- 
них психических актов и состояний, 
их самоанализ и са- мооценка); - периодическими 
состояниями (бодрствование, сон). Особое 
место в структуре психики 
и в структуре созна- ния занимает 
самосознание. Самосознание - это уро- 
вень сознания, на котором осуществляются 
осознание, оценка человеком своего 
знания, чувств, потребностей, мотивов 
поведения и деятельности. Большая 
часть процессов, протекающая во 
внутреннем мире человека, им не осознается. 
Неосознаваемые пси- хические процессы, 
операции и состояния образуют осо- 
бую сферу психической жизни 
и получили название бес- сознательного. 
Бессознательное выступает как 
форма психического отражения, в 
которой образ действительно- сти 
и отношение к ней субъекта 
не выступают как предмет специальной 
рефлексии.
г "f 13. Ощущения, их свойства, 
виды Ощущения - это отражение отдельных 
свойств предметов и явлений, 
непосредственно воздейст- вующих в 
данный момент на органы чувств. Особен- 
ность ощущений заключается в 
их непосредствен- ности и сиюминутности. 
Анализаторы служат физиологическим 
аспектом ощущений. Они состоят из: 
рецептора (ухо, глаз, вкусовые луковицы 
на поверх- ности языка и т. д.), 
нервных путей и соответствую- 
щего участка головного мозга. Когда 
тот или иной предмет, явление 
воздействуют на рецептор опреде- ленным 
свойством (цветом, вкусом, температурой, 
по- верхностью, запахом и т. д.), возникает 
ощущение. Когда человек непосредственно 
прикасается к предме- ту, кладет 
его на язык, подносит к носу, такое 
воздей- ствие называется контактным. 
Воздействие предме- та раздражает 
специальные чувствительные клетки 
рецептора. Раздражение - это физиологический 
процесс, под воздействием которого 
в нервных клет- ках возникает 
возбуждение, передающееся по аффе- рентным 
нервным волокнам в соответствующий 
участок мозга. Только в мозге 
физиологический процесс превращается 
в психический, и индивид ощущает 
то или иное свойство предмета или 
явления. Свойства ощущений 1 .Наши органы 
чувств способны менять свои характе- 
ристики, приспосабливаясь к изменившимся 
условиям среды. Эта способность 
получила название адаптации ощущений. 
Например, пребывание в абсолютной 
тем- ноте повышает чувствительность к 
свету за 40 мин. в 20 ты- сяч раз.
•-*
14. Пороги чувствительности 
Каждый тип человеческих ощущений 
дает специфиче- скую информацию. 
Однако существуют общие законо- 
мерности, характерные для всех видов 
ощущений. К ним относятся уровни чувствительности, 
или «пороги ощуще- ний». Чувствительность 
- это способность к распозна- ванию величины 
и качества раздражителя. «Порогом ощу- 
щений» называют психологическую зависимость 
между интенсивностью ощущения и силой 
вызывающего раз- дражителя. Минимальная 
величина раздражителя, вызывающая едва 
заметное ощущение, называется нижним 
абсо- лютным порогом чувствительности. 
Наибольшая величина раздражителя, при 
которой еще сохраняется данное ощущение, 
называется верхним порогом чувствительности 
(например, за этим поро- гом свет уже ослепляет). 
Благодаря порогу чувствительности человек 
может по- стоянно улавливать незначительные 
изменения параметров внешней и внутренней 
среды: силу вибрации, уменьше- ние или 
увеличение силы звука, уровень освещенности, 
уровень тяжести и т. д. Пороги чувствительности 
для каж- дого индивидуальны. Их величина 
зависит от многих при- чин. Особое влияние 
на повышение чувствительности оказывают 
характер деятельности, профессия, мотивы, 
интересы, степень тренированности. Изменения 
в силе и характере действующего раздра- 
жителя, замечаемого человеком, называют 
дифферен- циальным порогом, или «порогом 
различения» Величину различения между 
сигналом, при котором точность и скорость 
различения достигают максимума,
_ __ ___ тттшя ^^ __. ШШШШ1 ___ __ 
ттатт ттшшт тшят -N
15. Восприятие, его виды 
и свойства Восприятие есть 
целостное отражение предметов 
и явлений объективного мира 
при их непосредственном воздействии 
в данный момент на органы 
чувств. Дея- тельность системы 
анализаторов порождает восприятие. 
Различают слуховые, зрительные, осязательные, 
обоня- тельные, вкусовые и 
кинестезические (двигательные) восприятия. 
При резком эмоциональном или 
физическом переутомлении часто 
происходит повышение восприим- 
чивости к обычным внешним 
раздражителям. Звуки оглуша- ют, 
свет ослепляет, запахи «въедаются», 
вызывая острое раздражение. Такие 
изменения восприятия называются 
гиперстезией. Гипостезия - противоположное 
состоя- ние, выражающееся в понижении 
восприимчивости к внешним стимулам. 
Свойства восприятия. Исследователи 
выделяют пять основных свойств 
(качеств) восприятия. Константность 
- устойчивость, постоянство образов 
восприятия. Это во многом проявление 
влияния нашего прошлого опыта. 
Парашютист знает, что лес зеленый, 
по- этому даже с большой высоты 
воспринимает его именно таким. 
Закон константности: человек 
рассматри- вает окружающие его 
знакомые предметы как не- изменные. 
Целостность - всякий объект и 
ситуация восприни- маются как 
устойчивое системное целое, даже 
когда час- ти этого целого 
не могут быть наблюдаемы (например, 
противоположная часть здания). Это 
становится возмож- ным потому, что 
образ, формирующийся в процессе от- 
ражения действительности, обладает высокой 
избыточ- ностью, т. е. некоторая совокупность 
образа содержит
16. Внимание, его функции, 
физиология, виды, качества Внимание 
- это такое свойство психики, 
которое вы- ражает ее направленность 
и сосредоточенность на опре- 
деленных объектах при одновременном 
отвлечении от других объектов 
в течение определенного периода 
вре-
Функции внимания: • отбор 
значимых воздействий, которые бы соответ- 
ствовали потребностям данной деятельности; 
• игнорирование других, менее 
существенных конку- рирующих воздействий; 
• регуляция деятельности и контроль: 
удержание, со- хранение и выполнение 
действия до тех пор, пока не бу- дет 
получен результат. Физиологический 
механизм внимания был рас- крыт в 
работах советских ученых И. П. Павлова, 
А. А. Ух- томского. Павлов считал, что 
концентрация психической деятельности 
при одновременном отвлечении от 
всего остального достигается благодаря 
закону взаимной ин- дукции нервных 
процессов возбуждения и торможения 
в коре больших полушарий головного 
мозга. Возникший под воздействием 
внешнего сигнала очаг возбуждения 
в коре больших полушарий вызывает 
торможение в дру- гих участках мозга. 
Этот очаг возбуждения, который на определенное 
время подчиняет все остальные 
участки мозга, А. А. Ухтомский назвал 
доминантой. Доминанта (от лат. dominaus - господствующий) 
- это временная господствующая рефлекторная 
система, обусловливаю- щая работу нервных 
центров в данный момент и тем 
самым придающая поведению определенную 
направленность. Виды внимания: произвольное, 
непроизвольное и послепроизвольное.
называют оперативным 
порогом. Оперативный порог ощущений 
в 10—15 раз выше дифференциального. 
Выделяют также временной порог 
- это мера дли- тельности и воздействия 
раздражителя, необходимая для возникновения 
ощущения. Латентный порог - период 
реакции, отрезок време- ни от момента 
подачи сигнала до момента возникновения 
ощущения.
2. Повышение чувствительности 
в результате взаимо- действия 
ощущений или появление других 
раздражите- лей называется сенсибилизацией. 
3. Нередко под воздействием одного 
раздражителя мо- гут возникнуть 
ощущения, характерные для другого 
раз- дражителя. Это явление 
связано с синестезией (от греч. 
synaisthesin - единовременное ощущение, совмест- 
ное чувство), под ней понимается 
психическое состоя- ние, при котором 
действие раздражителя на соответствую- 
щий орган чувства, помимо воли 
субъекта, вызывает не только 
ощущение, специфическое для данного 
органа чувств, но одновременно 
еще и добавочное ощущение 
или представление, характерное 
для другого органа чувств. Например, 
цветовые сочетания влияют на 
темпе- ратурную чувствительность: 
сине-зеленый цвет вызывает ощущение холода, 
а желто-оранжевый - тепла. 4. Явление сенсорного 
голода, большой дефицит ощу- щений называется 
сенсорной депривацией. В случае сенсорной 
депривации в психике человека возникают 
разнообразные аномальные явления - от 
галлюцинаций и впадений в забытье до 
полного отключения мозга. Виды ощущений. 
При классификации ощущений вы- двигают 
следующие критерии: 1) по месту расположения 
рецепторов; 2) по наличию либо отсутствию 
непосредственных кон- тактов рецептора 
с раздражителем, вызывающим ощу- щение; 
3) по времени возникновения в ходе эволюции; 
4) по модальности (виду) раздражителя.
Качества внимания * Концентрация 
и длительность. Концентрация внимания 
выражается в степени сосредоточенности 
вни- мания на объекте. Длительность 
сосредоточенности внимания характеризует 
его устойчивость. Внимание, ко- торое 
способно в течение долгого времени 
оставаться непрерывно сосредоточенным 
на одном предмете или работе, называется 
устойчивым. Именно устойчивость и 
концентрация внимания отличают людей, 
страстно увлеченных любимым делом, 
умеющих ради главного от- ключиться 
от многочисленных побочных раздражителей. 
Однако колебания внимания существуют 
даже при концентрированном и 
устойчивом внимании. Это крат- ковременные, 
непроизвольные изменения интенсивно- 
сти внимания. * Переключение внимания 
- намеренный, осо- знанный перенос 
внимания с одного объекта на другой. 
Так, например, продавец должен постоянно 
переключать внимание с работы с 
кассой на диалог с покупателем, упаковку 
товара и т. п. * Распределение внимания 
— возможность удер- живать в 
сфере внимания одновременно несколько 
объектов, выполнять несколько видов 
деятельности. Даже маленький ребенок 
может одновременно слушать мамину 
сказку и, к примеру, рисовать. * Объем 
внимания — количество объектов, которое 
человек способен воспринять при 
единовременном предъявлении. Величина 
объема внимания зависит и от быстрого 
включения, и от хорошего распределения 
вни- мания. Взрослый человек может 
одновременно охватить вниманием не 
более шести независимых друг 
от друга объектов. * Рассеянность внимания 
— невнимательность, ко- торая, в 
свою очередь, происходит от разных причин.
информацию не только о 
самой себе, но и о других ком- 
понентах, а также об образе в 
целом. Если мы видим лишь голову и 
плечи собеседника, то можем достроить 
положение его рук и туловища. 
Осмысленность - как правило, человек 
воспринимает лишь то, что понимает. 
Экспериментально доказано, что осмысленные 
слова запоминаются существенно 
быстрее и точнее, чем бессмысленный 
набор букв или слогов. Избирательность 
проявляется в преимущественном 
выделении одних объектов по сравнению 
с другими. Апперцепция - это зависимость 
восприятия от про- шлого опыта, от общего 
психического состояния человека, от его 
индивидуальных способностей. Когда наблюдается 
зависимость восприятия от устойчивых 
особенностей личности (убеждений, мировоззрения 
и т. п.), такую ап- перцепцию называют устойчивой. 
Различают также временную апперцепцию, 
в которой оказываются ситуа- тивно возникающие 
психические состояния личности (сильные 
эмоции, действие установки и т. п.).
10
17. Память, ее процессы, свойства, 
виды Человеческая память - это 
форма психического отражения, 
заключающаяся в накоплении, закреплении, 
сохранении и последующем воспроизведении 
индиви- дом своего опыта. Наша 
память представляет собой об- 
разование, которая функционирует 
благодаря взаимо- действию трех 
основных процессов: запоминания, 
сохранения и воспроизведения 
информации. Эти процессы не только 
взаимодействуют, между ними су- 
ществует взаимная обусловленность. 
Запоминание - основная задача 
этого процесса - точно, быстро 
и много запомнить. Различают 
непроиз- вольное и произвольное 
запоминание. Непроизволь- ное 
запоминание наглядно демонстрирует 
такое свойство памяти, как избирательность. 
«Эффект Зейгарник» (был впервые 
описан в 1927 г. советским психологом 
Блюмой Вульфовной Зейгарник 
(1900-1988): человек непро- извольно 
гораздо лучше запоминает действия 
неза- вершенные, ситуации, не получившие 
естественно- го разрешения. Выделяют 
четыре вида памяти в соответствии 
с ти- пом запоминаемого материала: 
1) двигательная память, т. е. способность 
запоми- нать и воспроизводить 
систему двигательных операций (водить 
машину, плести косу, завязывать 
галстук и т. п.); 2) образная 
память, под ней подразумевается 
возможность сохранять и в 
дальнейшем использовать данные 
нашего восприятия. Она бывает (в 
зависимо- сти от принимающего 
анализатора) слуховой, зри- тельной, 
осязательной, обонятельной и вкусо- 
вой;
18. Мышление, его виды, связь 
с речью Мышление - это активное, 
целенаправленное, опос- редованное 
и обобщенное отражение окружающей 
дей- ствительности в сознании 
человека. Чувственное позна- ние 
является базой, опираясь на 
которую формируется мышление. Исходным 
материалом мыслительной дея- 
тельности служат восприятие 
и формирующиеся на его основе 
представления. Ведущую роль в 
мыслительной деятельности играет 
аналитико-синтетическая дея- тельность. 
Она представляет собой неразрывное 
един- ство двух мыслительных 
операций: мысленного раз- ложения 
исходных образов на соответственные 
части (анализ) и последующего 
их соединения в новые сочетания 
(синтез). Без анализа и синтеза 
была бы невозможной такая 
важная мыслительная опе- рация, 
как сравнение. Сравнивая между 
собой пред- меты, мы сперва расчленяем 
их на составные части, вы- деляем отдельные 
качества и свойства, а затем сопоставляем 
их друг с другом. Сопоставление - это син- 
тетическая операция. Сравнивая предметы, 
их качества и свойства, мы обнаруживаем 
в них как различия, так и сходство. Абстрагирование 
- это мыслительная опера- ция, суть которой 
состоит в мысленном отвлечении от различных 
сторон и свойств предмета с целью выделе- 
ния одного какого-либо свойства или признака 
в каче- стве существенного. Обобщение 
- синтетическая мысли- тельная операция, 
целью которой является установление 
общих признаков и качеств объектов. На 
основе анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования 
и обобщения обра- зуется главная логическая 
форма, на базе которой осуще- ствляется 
мышление. Эта форма носит название понятия. 
Понятие - это форма мысли, выражающая 
общие и су-
19. Воображение, его виды 
Воображение - это психическая 
деятельность, со- стоящая в создании 
представлений или мысленных 
об- разов в человеческом сознании, 
никогда в целом не воспринимавшихся 
человеком в действительности. Оно 
позволяет представить результат 
деятельности до ее начала, предвосхитить 
то, чего не существует. Именно 
с этим связана способность 
человека находить новые пути, 
делать открытия, искать способы 
решения возни- кающих задач. 
Воображение представляет собой 
опережающее отраже- ние действительности. 
Но следует заметить, что опережаю- 
щее отражение действительности, 
осуществляющееся в рамках воображения, 
происходит в конкретно-образной 
форме в виде ярких представлений, 
в то время как опере- жающее 
отражение в процессах мышления 
происходит путем оперирования 
абстрактными понятиями. Простейшая 
форма синтезирования - агглютинация. 
Агглютинация предполагает «собирание» 
различных в по- вседневной жизни 
несоединенных качеств, свойств, 
час- тей. Известна также близкая 
по форме к агглютинации гиперболизация, 
которая, в свою очередь, характеризует 
усиленное преувеличение или 
преуменьшение каких- либо предметов, 
явлений, их свойств и соотношений. 
Для воображения характерен отказ 
от реальности, который позволяет 
определить данный психический 
процесс как про- цесс преобразующего 
отражения действительности. Ценность 
воображения заключается в том, 
что оно позволяет принять 
решение и найти выход из 
проблем- ной ситуации даже 
при отсутствии полной информации, 
необходимой для мышления. Человеческая 
фантазия поз-
 
20. Интеллект, его структура 
Под интеллектом понимается совокупность 
самых об- щих умственных способностей, 
обеспечивающих успех в решении 
разнообразных задач. По характеру 
операций оцениваются анализ 
запо- минания, синтез, познание содержания 
может представ- лять собой манипуляцию 
образами, преобразование смыслов поведения, 
действия с символами. По продук- ту: интеллектуальная 
операция может представлять со- бой элемент, 
класс, отношение, систему, трансформа- 
цию и преобразование (рассуждение). Многообразные 
сочетания операций, содержаний и результатов 
мысли- тельной деятельности создают возможность 
120 различ- ных интеллектуальных способностей. 
Гилфорд считает, что тип интеллекта конкретного 
человека будет опреде- ляться преобладанием 
какой-либо комбинации из этих 120 вариантов. 
.Большинство ученых предполагает, что, 
как и все функции психики, интеллект находится 
под воз- действием, с одной стороны, наследственности, 
с другой - подвержен влиянию окружающей 
среды, называемой адаптационной обусловленностью. 
Наследственная обусловленность связана 
со следующими факторами: 1) генетическая 
обусловленность; 2) физическое и психическое 
состояние матери в пре- натальный период 
(во время беременности); 3) хромосомные 
аномалии, ярким примером которых является 
болезнь Дауна; 4) условия экологии; 5) употребление 
специфических медикаментозных средств, 
алкоголя, наркотиков и т. п.