Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:44, шпаргалка
1. Когнитивные процессы, которые помогают человеку познавать окружающий мир. Абулия
2. Закон стигмации в формировании личности
...
11. Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством.
12. Структура личности
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
Существуют естественные способы саморегуляции психического состояния, к которым относятся: длительный сон, еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Но подобные средства нельзя использовать, например, на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.
Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством. Она предотвращает накопление остаточных явлений перенапряжения, способствует полноте восстановления сил, нормализует эмоциональный фон деятельности, и усиливает мобилизацию ресурсов организма.
Естественные приемы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции:
размышления о хорошем, приятном;
различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
наблюдение за пейзажем;
рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
вдыхание свежего воздуха;
Кроме естественных приемов регуляции организма, существуют и другие способы психической саморегуляции (самовоздействия). Рассмотрим их более подробно.
Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность. Ниже представлен один из способов использования дыхания для саморегуляции.
Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.
На следующие четыре счета задержите дыхание.
Затем сделайте плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.
Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
Под воздействием психических нагрузок
возникают мышечные зажимы, напряжение.
Умение их расслаблять позволяет
снять нервно-психическую
Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза.
Пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот).
Постарайтесь еще сильнее
Прочувствуйте это напряжение.
Резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе.
В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.
Если зажим снять не удается,
особенно на лице, попробуйте разгладить
его с помощью легкого
Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).
Один из таких способов саморегуляции основан на использовании самоприказов — коротких, отрывистых распоряжениях, сделанных самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с соответствующей организацией своего поведения. Говорите себе: «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила общения.
Последовательность работы с самоприказами следующая:
Мысленно повторите его
Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.
Настроить себя на успех можно с помощью самопрограммирования.
1. Вспомните ситуацию, когда вы
справились с аналогичными
2. Используйте аффирмации. Äëÿ óñèëåíèÿ ýôôåêòà ìîæíî èñïîëüçîâàòü ñëîâà «èìåííî ñåãîäíÿ», íàïðèìåð:
«Именно сегодня я буду самой(-ым) спокойной(-ым) и выдержанной(-ым)»;
«Именно сегодня я буду находчивой(-ым) и уверенной(-ым)»;
3. Мысленно повторите текст
Формулы-настрои можно
Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно трудно переносимым является ее дефицит в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, что является одной из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!».
Понятия жертва и потерпевший
По мнению уголовных процессуалистов необходимо различать понятия потерпевший и жертва преступления. Потерпевший от преступления - это субъект процессуальной деятельности, в отношении которого органом расследования или судом вынесено постановление, и которому предположительно нанесён физический, имущественный или моральный вред. Чтобы приобрести этот статус необходимо вынесение органом расследования соответствующего постановления. Процессуальный статус потерпевшего существует до тех пор, пока есть подозреваемый, обвиняемый, подсудимый. Когда подсудимый становится осуждённым, потерпевший, как уголовно-процессуальная фигура, преобразуется в жертву преступления. Жертва преступления - это лицо, нанесение вреда которому достоверно установлено вступившим в законную силу приговором суда. Получается, что без постановления следователя о признании потерпевшим нет жертвы. Формально. Фактически существуют скрытые от официальной статистики жертвы - не заявившие о преступлении, либо не получившие официальный статус потерпевшего. Этого не учитывает уголовно-процессуальное право. Виктимология же изучает всех жертв преступлений: и учтённых официальной статистикой и латентных. До сих пор на практике не решён вопрос, кто должен быть центральной фигурой в уголовном процессе - стороны (обвиняемый и потерпевший) или суд? Пострадавший подаёт заявление о возбуждении уголовного дела. Установив факт совершения преступления, государственные органы расследуют преступление, находят виновного, осуждают его. Куда тут до маленького человечка, даже если он и жертва этого самого преступления. Необходимо выполнять план, иметь хорошую отчётность, чтобы уровень преступности оставался стабильным, постепенно уменьшаясь. Пострадавший часто не информируется о проводимых по делу шагах и результатах расследования. Ему редко сообщают об аресте преступника. Его используют как свидетеля государственного обвинения. Помирившись и простив посягателя, потерпевший не может забрать заявление о возбуждении уголовного дела без решения государственных органов. Да и то только по делам небольшой или средней тяжести и при условии полного возмещения вреда. Вновь потерпевший появляется при отправлении правосудия, приобретая право представлять доказательства, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами дела... Хотя реально он исполняет роль статиста, во всём повинуясь профессионалам. От имени государства на стороне обвинения выступает прокурор, от имени потерпевшего часто адвокат. В итоге жертва так хорошо представлена, что в большей части процесса совершенно вытеснена с арены действий. Всё, что ей остаётся - это молчаливо наблюдать за разыгрыванием «профессиональными актёрами - юристами» действа под названием «уголовное правосудие: быть или не быть новой жертве?». Роль потерпевшего во всем этом деле, по выражению Нильса Кристи, сведена до роли спускового крючка. Он оказывается как бы проигравшими вдвойне: первый раз - лицом к лицу с преступником и второй раз, чаще всего в более травмирующей форме, лишаясь прав на полное участие в судопроизводстве. Жертва проигрывает свой процесс государству. |