Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:44, шпаргалка
1. Когнитивные процессы, которые помогают человеку познавать окружающий мир. Абулия
2. Закон стигмации в формировании личности
...
11. Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством.
12. Структура личности
Риторические приемы в речи обвинителя и защитника
Существуют специальные приемы
привлечения и поддержания внимания и
установления контакта с аудиторией.
«Начало и конец – всему делу венец». Эта
народная мудрость имеет самое прямое
отношение к успеху ораторской речи. Как
известно, аудитория внимательно слушает
оратора первые несколько минут, а дальше
внимание слабеет, а подчас и вообще исчезает.
Данный факт относится и к выступлениям,
тема которых очень интересна или очень
значима для аудитории.
Приемы привлечения внимания
также разнообразны. К ним относятся:
А. Четкая формулировка
целей и задач выступления.
Прием мобилизует аудиторию, так как сразу
позволяет слушателям осознать, зачем
они будут слушать оратора. Это особенно
важно, если цели оратора совпадают с интересами
аудитории, затрагивают вопросы, волнующие
аудиторию, раскрывают для них практическую
необходимость того, о чем пойдет речь.
Автор книги «Основы ораторского искусства»
Поль Сопер предложил классификацию вопросов,
которые всегда волнуют слушателей. Среди
них вопросы жизни и смерти, здоровья,
денег, профессии, социального престижа,
опасности и др. Немаловажными являются
и вопросы патриотизма, долга, чести, справедливости.
Б. Интригующее начало,
способное возбудить любопытство слушателей.
Это может быть интересный факт из жизни,
истории или какое-то парадоксальное утверждение
(истина всегда парадоксальна!), постановка
проблемного вопроса.
Например: «Хочу рассказать вам об одном
интересном факте, в оценке которого до
сих пор расходятся историки…».
«Альберт Эйнштейн сказал, что образование
– это то, что остается, когда все выученное
забыто. Согласны ли вы с этим? (Как вы это
понимаете? (Пауза) Мне думается, что…)».
В. Цитирование.
В качестве цитаты может выступить высказывание
широко известного исторического деятеля,
писателя, ученого, чья популярность не
вызывает сомнения у данной аудитории.
Например, в начале торжественной речи,
обращенной к студентам и преподавателям
в День знаний первого сентября, можно
произнести: «Известный древнегреческий
философ Демокрит сказал: «Ни искусство,
ни мудрость не могут быть достигнуты,
если им не учиться».
Аналогия
– прием, основанный на соотнесении какой-то
наглядно-образной картины, хорошо знакомой
аудитории, с абстрактными, не всегда понятными
явлениями, или с положениями, которые
отстаивает оратор.
На приеме аналогии построил свою речь
в защиту демагога с острова Самос Эзоп.
Он начал с притчи о Лисице и Еже, в которой
рассказывалось о том, как однажды Лисица
попала в яму. Долгое время
она не могла выбраться. В ее тело впились
клещи. Обессиленную,
ее заприметил проходивший мимо Еж. Еж
предложил Лисице помощь: вытащить клещей
из ее тела. На что Лисица ответила: «Эти
клещи уже полны мною и больше вреда мне
не причинят. Если ты вытащишь их, придут
другие, голодные, и допьют оставшуюся
кровь». Закончил Эзоп свою речь такими
словами: «Мужи самосские! Этот человек
подобно напившемуся клещу уже не страшен».
К эффективным приемам поддержания внимания
относятся также:
- авансирование
– нарочитое затягивание важного («Об
этом я скажу чуть позже…», «Немного позже
мы вернемся к этому интересному вопросу
и рассмотрим его поподробнее…» и т.п.)
- акцентирование
– выделение важного различными способами
и с помощью различных речевых средств
( лексико-синтаксических: «Я хотел бы
заострить ваше внимание на …», интонационных:
пауз, логического ударения и т.д., невербальных:
мимики и жестов).
- использование
юмора.
Параллелизм — оборот, в котором синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи одинаково.
Мы хотим …....
Защита хочет........ Это логично.
Антитеза — это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.
Градация — расположение элементов высказывания (текста) в порядке их возрастающей или убывающей значимости (эмоционального воздействия).
Мы можем отложить до следующего слушания, можем подождать, можем вообще отказаться от заслушивания показаний!
Инверсия — отклонение от прямого порядка слов в предложении, в результате чего представленный элемент предложения оказывается стилистически маркированным.
Хорошенькими нам всем хочется быть.
Риторический вопрос — утверждение или отрицание в форме вопроса. Эта риторическая фигура усиливает эмоциональность речи и привлекает внимание слушателей.
И это все можно называть …..? (Нет, нельзя назвать …..!) Вы посмотрите на …...!
Стилистические приемы регулируют движение мысли, выделяя, подчеркивая нужную информацию посредством расположения слов в предложении, частей высказывания — в тексте. Они украшают речь. Использование их в речи предполагает высокий уровень лингвистической компетентности и речевой подготовки оратора.