Шпаргалка по "Юридической психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:44, шпаргалка

Описание работы

1. Когнитивные процессы, которые помогают человеку познавать окружающий мир. Абулия
2. Закон стигмации в формировании личности
...
11. Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством.
12. Структура личности

Файлы: 12 файлов

абулия, когнитивные способности.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

закон стигмации.doc

— 31.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

когнитивный диссонанс.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

маргинальные группы, рецидивная преступность, психология допроса свидетеля и обвиняемого.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

механизмы псих. защиты, гала-эффект.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

направленность и характер личности.doc

— 49.50 Кб (Скачать файл)


Направленность и характер личности

Направленность — это система  доминирующих, социально-обусловленных  отношений личности к действительности, основными проявлениями которой  являются интересы, идеалы, мировоззрения, убеждения (Леонтьев). При этом именно направленность и характер являются основными содержательными характеристиками личности, выражающими ее социальную сущность.

Направленность человека имеет  многоуровневую организацию, в основании  ее лежат потребности.

Потребность понимается как необходимость, нужда, но не всякую нужду можно назвать потребностью. Для того, чтобы необходимость отражала потребность, она должна стать для субъекта актуальной в данный момент, чтобы человек захотел того, что ему необходимо. То есть потребность как нужда организма отражает его объективное состояние и связана с осознанием нужды, имеет субъективную сторону. Ильин дает определение потребности личности как «переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием».

Потребности выступают как источники  активности человека. По источнику  формирования все потребности делятся  на первичные (биологические), вторичные (социальные) и духовные. Первичные  потребности — потребности в пище, воде, температурном комфорте, сне, сексуальные потребности. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование, эти потребности общие у животных и человека. Однако биологические потребности преобразуются под влиянием жизни в обществе, проявляются и развиваются иначе, чем у животных. В ходе развития человеческого общества возникают и развиваются специфически человеческие — социальные и духовные — потребности. Социальные потребности включают потребности в принадлежности к группе, в признании, уважении и любви, самоутверждении. Духовные потребности — это потребности в познании мира, самоуважении и самореализации, эстетические потребности.

Маслоу обосновал иерархическую  структуру потребностей человека, выделив  в ней 5 уровней, эта «пирамида» потребностей представлена схематично на рис. 14. 

 

V . Потребности самоактуализации (потребности в реализации своих потенциалов, в понимании смысла жизни)

IV . Потребности в самоуважении (потребности в достижении, одобрении, признании, в принятии себя, положительной самооценке)

III . Потребности в социальных связях (потребность в социальной включенности, принадлежности к группе, любви и доверии)

II . Потребности в безопасности (защита от страдания, боли, разрушения, неустроенности)

I . Физиологические потребности (голод, жажда, сон, активность, секс)

 

 

Потребности более высоких уровней  возникают тогда, когда удовлетворены  потребности низших уровней, которые  являются генетически более ранними  и имеют большее значение для  выживания. Неудовлетворение потребностей низших уровней тормозит проявление других потребностей.

Неудовлетворение основных потребностей: в безопасности, сопричастности, любви, уважении и самоуважении тормозит развитие личности и может привести к отклонениям  в развитии, девиантному поведению, фрустрации, к болезни. Жизнь личности складывается совершенно по-разному в зависимости от того, на удовлетворении каких потребностей она сосредоточена — на потребностях низших уровней или на потребностях в самоактуализации, которую Маслоу называл потребностью развития, так как удовлетворение этих потребностей обеспечивает развитие личности и личностный рост. Самоактуализированную личность отличает адекватное восприятие реальности. Эти люди видят мир таким, каков он есть, а не таким, каким они хотели бы его видеть, благодаря чему они обладают способностями распознавать фальшь, неискренность. Их не страшит неизвестность, неопределенность, они устремлены к познанию. Важнейшей особенностью самоактуализирующейся личности является принятие себя, адекватное самопонимание. Такие люди живут в ладу с собой, их не терзает чувство вины и тревоги (характерное для невротиков). Они ведут себя просто и естественно, сохраняют спокойствие, не тревожатся по пустякам, что объясняется их способностью отрешиться от мелочей, частностей, шире смотреть на вещи. Они умеют спокойно и безболезненно переносить одиночество, не идут на поводу у людей и обстоятельств, их характеризует ответственность, самостоятельность. Важнейшей характеристикой самоактуализированной личности является умение радоваться, сохранение способности удивляться, приходить в восторг, творческие способности. «Самоактуализированного человека — по словам Маслоу — уже не беспокоят проблемы выживания, он просто живет и развивается». Вместе с тем, потребности в самоактуализации часто не осознаются личностью, их удовлетворение отодвигается на второй план.

Потребности определяют мотивы деятельности. Если потребность — это определенное напряжение, вызванное нуждой в чем-то, но она еще не определяет направление активности субъекта, то мотив выступает как побуждение к действию, как стремление к удовлетворению потребности, это готовность психики, направляющая к определенной цели. Мотив может иметь такие психологические проявления, как желания, хотения, намерения, стремления. Основными характеристиками мотива являются его сила и устойчивость.

Сила мотива оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива, по его интенсивности.

 

 

Устойчивость  направленности характеризуется длительностью и со-хранностью побуждений в течение жизни. Это качество направленности лично¬сти связано, в первую очередь, с волевыми характеристиками личности: на¬стойчивостью, целеустремленностью. 
Действенность направленности личности определяет активность реали¬зации целей направленности в деятельности.


 

Направленность  личности и характер человека - это  не одно и то же. Люди с разными  типами характера могут иметь  одну и ту же направленность лично¬сти. В психологии понятие ХАРАКТЕР ( от греч. charakter -”печать”, “чеканка”) , означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер - “каркас” и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры.

Характерными можно считать  не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

СТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРА 

Выступая как прижизненное образование  человека, характер) определяется и  формируется в течение всей жизни  человека. Образ жизни включает в  себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив,

Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера  является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные, задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие «характер» относится в большей степи к отношению этих объективно существующих задач. Поэму характер — это не просто любое, проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством) , а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности — это не одной то же, добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждением, а целостной системой отношений, в этой- системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим  компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности., личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.





предмет, система, психология маньяков, НЛП.doc

— 77.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

профилактика стресса.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ресоциализация и реадаптация.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

риторика.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

саморегуляция, жертва и потерпевший.doc

— 55.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

структура личности, психология девиации, эмпатия, особенности адаптации.doc

— 97.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Юридической психологии"