Шпаргалка по дисциплине "Юридическая психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 01:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Юридическая психология".

Файлы: 1 файл

Юр Психология.docx

— 234.14 Кб (Скачать файл)

1-2

Психология – это наука, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей. Название науки «психология» происходит от греческих слов: «психе» (душа), «логос» (учение), то есть наука о душе, точнее, о внутреннем, субъективном мире человека.

Предметом юр-кой психологии являются психологические явления в сфере правоприменительной деятельности или точнее психологические особенности и закономерности психики личности и психологии групп людей, деятельность кот-х связана с нормотворчеством, нормоприменением и следованием правовым нормам (или нарушением норм права).

Юридическая психология- отрасль науки, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений.

Общей задачей юр психологии явл изучение основных закономерностей и психологических особенностей правоохранительной деятельности. К числу частных задач относят использование выявленных общих психол-х особенностей применительно к отдельным стадиям и видам правоохранительной деятельности. Юр-кая психология решает проблемы псих-кого обеспечения правоохранительной деятельности. Под психол-м обеспечением работы сотрудников органов правопорядка понимается система сознательного, целенаправленного, правильного и оперативног оиспользования возможностей психологии, психол-х методов и ср-в, обеспечивающих успешное решение задач различных видов правоохранительной деятельности.

Такое психол-е обеспечение выполняет ряд ф-ций: а) образовательную (вооружение юристов необходимым объемом психологических знаний, умений и навыков); б) концептуальную (достижение правильного отношения юристов к учету психологии своей деятельности, преодоление внутренних барьеров и установок); в) научно-ориентирующую формирование у юристов адекватных современным знаниям научных принципов психологического подхода, нормповедения, критериев оценки других людей, учитываемых в юридической деятельности; г) регулятивную (создание соответствующей рабочей мотивации и побуждений к использованию психологически эффективных форм, методови приемов деятельности юриста); д) превентивную (обеспечение предупреждения юристов от психологических ошибок, отрицательных психол-х последствий). Эффективное психологическое обеспечение деятельности юристов необходимо сочетать с преодолением у части из них внутренних барьеров: барьера негативного отношения к возможностям юридической психологии; барьера предубеждения к науке и научным данным; барьера пассивностик инновациям и новым методам работы и др.

Объектом психол-кой науки выступает психика как свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения субъектом объективной реальности, построения неотчуждаемой картины мира, саморегуляции на этой основе поведения и деятельности. Основные учебники психологии для вузов трактуют предмет психологии как закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека - конкретно-исторической личности в частности или психологические факты, закономерности и механизмы психики. Ратинов в первых работах указывал, что предметом судебной психологии выступают психические явления, связанные с участием в уголовном производстве, закономерности человеческой психики. В работах последнего времени Ратинов в качестве предмета юр психологии выделяет психические явления, механизмы, закономерности, связанные с возникновением, изменением, исполнением, нарушением и применением права. В качестве предмета юр психологии Васильев выделяет психологические основы личности и деятельности в условиях правового регулирования, систему «человек – право». Главное звено в этой системе- человек или личность как субъект деятельности.

Предмет юридической психологии – это не сумма предметов психологии и юриспруденции, т.е. не психические явления, процессы, состояния плюс государственно-правовые явления, не отдельные фрагменты действительности в психологическом окрасе, а психология гос-но-правовых явлений как целостность, в которой нельзя механически отделить психологическое от юридического, а возможно лишь выделение психол-й и юр-кой подсистем, находящихся в движении, развитии, непрерывной связи. В эту совокупность включаются или в перспективе включатся психология личности в праве, психология правового поведения, психология деятельности юр-х органов и полномочных лии, наделенных правами и обязанностями, личность юриста и др. В то же время в предмете с помощью системного подхода можно выделить психологические составляющие – процессы, состояние, явления, деятельность, поведение личности, общение и т, д. или юридические – правоспособность, дееспособность, вменяемость, вину, умысел, мотив и т. п.

К задачам юр-й психологии можно отнести:

1. Исследование структурных элементов  предмета этой науки: личности  юриста, его деятельности, правомерного  и противоправного поведения, личности  законопослушного человека и  правонарушителя, психологии социально-правовой  ресоциализации правонарушителя (в том числе и в ИТУ), психол-х особенностей юр-й процедуры и профилактики правонарушений.

2. Изучение методологических и  теоретических ее основ, разработка  методики и методов теоретических  и прикладных исследований, адаптирование для целей юридической психологии методик и методов, разработанных в других науках, в т.ч. и в отраслевых психологических.

3. Разработка практических рекомендаций  для юристов-практиков по осуществлению  ими правоприменительной, правоохранительной  и правотворческой функций, совершенствованию  и улучшению их собственной  работы, стимулирование совместной  деятельности, разработка методики  профориентации, профотбора, профконсультации юристов, профессиограмм и психограмм юридических профессий и др.

4. Теоретическое и методическое  обеспечение учебной дисциплины  «Юридическая психология» и связанных  с нею спецкурсов.

5. Обеспечение практики специальным  психологическим знанием, разработки  теории и методики судебно-психологической  экспертизы, психологической консультации  и т. д.

42.       НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ  ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Юридическая психология- отрасль науки, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений.

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.

Психология – единственная наука, способная обеспечить не только познание психической деятельности, но и управление ею.

43.       СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ  ПСИХОЛОГИИ.

Юр психология имеет свою систему, состоящую из следующих разделов: *правовая психология, изучающая право как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания; *криминальная психология, предметом изучения которой является психология совершения преступного деяния, вины и ответственности; *психология уголовного судопроизводства, изучающая психологию следственных действий в обшей системе расследования и судебно-психологическую экспертизу в уголовном процессе; *психология судебной деятельности, состоящая из психологических особенностей судебного следствия, его участников и психологии судебных прений; *исправительная психология, задачами которой являются изучение психологических проблем самого наказания, психологии осужденных к лишению свободы я социальной адаптации освобожденных; психология гражданско-правового регулирования — состоит из психологии гражданских правоотношений и психологических особенностей организации судебного рассмотрения гражданских дел; Структура юр-кой психологии состоит из : *Криминологическая /криминальная/ психология изучает особенности личности преступника и преступного поведения, вскрывает психологические причины отклоняющегося поведения и разрабатывает рекомендациипо предупреждению правонарушений. *Судебно-следственная психология анализирует психологические особенности деятельности судебно-следственных работников иорганов дознания по сбору доказательств в уголовном или гражданском процессе и формулирует предложения по психологически эффективной тактике проведенияразличных процессуальных действий (осмотра места происшествия, допроса, опознания, очной ставки и др.). Отдельное направление этого раздела юридической психологии составляет диагностика ложных показаний и борьба с лжесвидетельством. Оперативно-розыскная (оперативная) психология исследуетпсихологические закономерности раскрытия преступлений, поиска виновных и их оперативного задержания. Это направление юр-кой психологии ориентированона психологическое обеспечение работы оперативного состава МВД, ФСБ, налоговой полиции и других спецслужб России. В качестве отдельных разделов юридическойпсихологии можно выделить: психологию охраны общественного порядка и безопасности; психологию охранной деятельности. К указанным структурным элементам юридической психологии примыкает психология частной детективной и охранной деятельности. Пенитенциарная психология изучает психологические особенности отбывания наказания осужденными и организацию работы администрациитюрем, следственных изоляторов и исправительных колоний. Психология управления персоналом правоохранительных органов раскрывает психологические аспектыподбора и расстановки кадров, принятия управленческих решений по кадрам, совершенствования стиля и методов руководства персоналом, формирования личногомастерства работников и организации их повседневной деятельности, психологические методы обеспечению личной профессиональной безопасностисотрудников органов правопорядка. В этом разделе юр-кой психологии рассматриваются особенности деятельности руководителей правоохранительныхорганов и даются рекомендации по совершенствованию управления персоналом. В юридической психологии используются методы, присущие общей и социальной психологии. Наряду с этим, для юридическойпсихологии присущи методы, которые не встречаются в других отраслях психологических знаний.

В Общей части юр-кой психологии излагаются предмет, история, система, принципы, методы и связь ее с другими научными дисциплинами, а также основы общей и социальной психологии. Особенная часть юридической психологии, кот-ую часто называют судебной психологией, состоит из следующих разделов: правовая психология, криминальная психология, психология потерпевшего, психология правонарушений несовершеннолетних, психология предварительного расследования, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза и исправительная (пенитенциарная) психология. Юридическая психология – это самостоятельная психологическая дисциплина, изучающая человека во всей полноте. Наряду с развитием криминальной психологии, психологии правонарушения, а также психологии потерпевшего, психологии предварительного расследования и других проблем, входящих в структуру Особенной части юр-кой психологии, получили развитие исследования психологии юридического труда, в частности отдельных ее сторон, профессиограмм юридических профессий, профессионального отбора и профессиональной ориентации в области юриспруденции.

 

 

 

 

3

Методологические принципы юридической психологии

 

Базируясь на ранее сделанном обосновании объекта и предмета юридической психологии, раскрытии ее истории, а также опираясь на идеи методолого-теоретического характера, которые содержатся в публикациях 90-х годов ведущих отечественных ученых по проблемам повышения потенциала отечественной психологии, основными методологическими принципами юридической психологии необходимо рассматривать следующие:

1. Принцип системности  в изучении и интерпретации  психолого-юридических явлений отражает  факт, что психика человека, являясь  открытой функциональной самоуправляемой  системой в силу многоуровневости ее организации может обеспечивать человеку разноплановые проявления активности в правовой реальности.

Изучение психики как открытой самоуправляемой системы, где психические явления как элементы могут быть связаны друг с другом прямыми и обратными связями, дает возможность глубже вскрывать детерминацию и механизмы правопослушной или противоправной активности конкретных типов людей, т.к. в данном случае научный анализ может вестись через уровень развитости и характер взаимосвязи следующих структурных компонентов самоуправления в данной системе, связанных с:

1) причинами, обуславливающими  правовую активность (нравственно-правовой  мотивационный потенциал: ценностные  ориентации, идеалы, убеждения, потребности, мотивы, установки и т.д.);

2) средствами, обеспечивающими  правовую активность (операциональный потенциал: познавательные, эмоциональные и другие возможности);

3) результативными паттернами  правовой активности (потенциал  реагирования: реакции, действия, деятельность, общение, поступки, поведение и пр.).

В методологическом плане именно системная взаимосвязь указанных компонентов обеспечивает следующие узловые моменты:

во-первых, в качестве детерминант делинквентной (противоправной, преступной) активности человека могут выступать дефекты как в одном, так и сразу в нескольких структурных компонентах или иначе, видах потенций человека;

во-вторых, механизмы правовой активности в различных ситуациях могут быть разными, т.к. психика как целостная система имеет два контура управления: а) сознательный - активность психики, специально направленная на контроль целенаправленности ее функционирования в правовой реальности; б) бессознательный - непреднамерненное, непроизвольное, автоматическое реагирование то ли в силу сформированных установок, то ли из-за ситуативных (в т.ч. стрессогенных) факторов;

в-третьих, основные направления и технологии правовоспитания и превентивной деятельности должны выбираться в аспекте возвышения всех трех вышеуказанных видов потенций человека.

2. Принцип субъектности правовой активности отражает факт, что психика как система есть важнейший атрибут человека именно как субъекта различных видов активности: деятельности, общения, поведения, духовного созерцания и т.д. При этом гуманистическая трактовка человека как субъекта правовой активности (причем на любом уровне анализа: индивидуальном, групповом, социальном, духовном) позволяет, во-первых, преодолеть довлевшее ранее технократическое восприятие его как пассивного объекта правового регулирования, что было для нас типичным в период повсеместного процветания государственной идеологии тоталитаризма, а во-вторых, открывает перспективу одновременного изучения и воздействия по развитию правовой активности людей с учетом доминирования у них определенного способа отношения к другим людям и самому себе.

Субъектный подход в юридической психологии требует выяснения не только внешних, но особенно внутренних условий правовой активности, т.к. последние у социально зрелого человека в виде высшей системной целостности, отражающей сложнейшие взаимосвязи разноуровневых качеств и доминирующие механизмы, определяют направление и уровень проявления активности. Так, если у некоторых типов людей или их общностей доминируют эгоцентрические или группоцентрические устремления, то их субъектная правовая активность носит парциальный (в т.ч. порой и ущербный) характер. В случае же превалирования просоциальных, а особенно духовных стремлений, субъектная правовая активность может носить уже как гуманистический, так и эсхатологический характер, т.к. здесь правовые реальности сближаются с общечеловеческими императивами и сакральными ценностями.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Юридическая психология"