1-2
Психология – это наука, изучающая закономерности
и механизмы психической деятельности
людей. Название науки «психология» происходит
от греческих слов: «психе» (душа), «логос»
(учение), то есть наука о душе, точнее,
о внутреннем, субъективном мире человека.
Предметом юр-кой психологии являются
психологические явления в сфере правоприменительной
деятельности или точнее психологические
особенности и закономерности психики
личности и психологии групп людей, деятельность
кот-х связана с нормотворчеством, нормоприменением
и следованием правовым нормам (или нарушением
норм права).
Юридическая психология- отрасль науки,
изучающая закономерности и механизмы
психической деятельности людей в сфере
регулируемых правом отношений.
Общей задачей юр психологии явл изучение
основных закономерностей и психологических
особенностей правоохранительной деятельности.
К числу частных задач относят использование
выявленных общих психол-х особенностей
применительно к отдельным стадиям и видам
правоохранительной деятельности. Юр-кая
психология решает проблемы псих-кого
обеспечения правоохранительной деятельности.
Под психол-м обеспечением работы сотрудников
органов правопорядка понимается система
сознательного, целенаправленного, правильного
и оперативног оиспользования возможностей
психологии, психол-х методов и ср-в, обеспечивающих
успешное решение задач различных видов
правоохранительной деятельности.
Такое психол-е обеспечение выполняет
ряд ф-ций: а) образовательную (вооружение
юристов необходимым объемом психологических
знаний, умений и навыков); б) концептуальную
(достижение правильного отношения юристов
к учету психологии своей деятельности,
преодоление внутренних барьеров и установок);
в) научно-ориентирующую формирование
у юристов адекватных современным знаниям
научных принципов психологического подхода,
нормповедения, критериев оценки других
людей, учитываемых в юридической деятельности;
г) регулятивную (создание соответствующей
рабочей мотивации и побуждений к использованию
психологически эффективных форм, методови
приемов деятельности юриста); д) превентивную
(обеспечение предупреждения юристов
от психологических ошибок, отрицательных
психол-х последствий). Эффективное психологическое
обеспечение деятельности юристов необходимо
сочетать с преодолением у части из них
внутренних барьеров: барьера негативного
отношения к возможностям юридической
психологии; барьера предубеждения к науке
и научным данным; барьера пассивностик
инновациям и новым методам работы и др.
Объектом психол-кой науки выступает
психика как свойство высокоорганизованной
материи, являющейся особой формой отражения
субъектом объективной реальности, построения
неотчуждаемой картины мира, саморегуляции
на этой основе поведения и деятельности.
Основные учебники психологии для вузов
трактуют предмет психологии как закономерности
возникновения, развития и проявления
психики вообще и сознания человека - конкретно-исторической
личности в частности или психологические
факты, закономерности и механизмы психики.
Ратинов в первых работах указывал, что
предметом судебной психологии выступают
психические явления, связанные с участием
в уголовном производстве, закономерности
человеческой психики. В работах последнего
времени Ратинов в качестве предмета юр
психологии выделяет психические явления,
механизмы, закономерности, связанные
с возникновением, изменением, исполнением,
нарушением и применением права. В качестве
предмета юр психологии Васильев выделяет
психологические основы личности и деятельности
в условиях правового регулирования, систему
«человек – право». Главное звено в этой
системе- человек или личность как субъект
деятельности.
Предмет юридической психологии – это
не сумма предметов психологии и юриспруденции,
т.е. не психические явления, процессы,
состояния плюс государственно-правовые
явления, не отдельные фрагменты действительности
в психологическом окрасе, а психология
гос-но-правовых явлений как целостность,
в которой нельзя механически отделить
психологическое от юридического, а возможно
лишь выделение психол-й и юр-кой подсистем,
находящихся в движении, развитии, непрерывной
связи. В эту совокупность включаются
или в перспективе включатся психология
личности в праве, психология правового
поведения, психология деятельности юр-х
органов и полномочных лии, наделенных
правами и обязанностями, личность юриста
и др. В то же время в предмете с помощью
системного подхода можно выделить психологические
составляющие – процессы, состояние, явления,
деятельность, поведение личности, общение
и т, д. или юридические – правоспособность,
дееспособность, вменяемость, вину, умысел,
мотив и т. п.
К задачам юр-й психологии можно отнести:
1. Исследование структурных элементов
предмета этой науки: личности
юриста, его деятельности, правомерного
и противоправного поведения, личности
законопослушного человека и
правонарушителя, психологии социально-правовой
ресоциализации правонарушителя (в том
числе и в ИТУ), психол-х особенностей юр-й
процедуры и профилактики правонарушений.
2. Изучение методологических и
теоретических ее основ, разработка
методики и методов теоретических
и прикладных исследований, адаптирование
для целей юридической психологии методик
и методов, разработанных в других науках,
в т.ч. и в отраслевых психологических.
3. Разработка практических рекомендаций
для юристов-практиков по осуществлению
ими правоприменительной, правоохранительной
и правотворческой функций, совершенствованию
и улучшению их собственной
работы, стимулирование совместной
деятельности, разработка методики
профориентации, профотбора, профконсультации
юристов, профессиограмм и психограмм
юридических профессий и др.
4. Теоретическое и методическое
обеспечение учебной дисциплины
«Юридическая психология» и связанных
с нею спецкурсов.
5. Обеспечение практики специальным
психологическим знанием, разработки
теории и методики судебно-психологической
экспертизы, психологической консультации
и т. д.
42. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ
ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Юридическая психология- отрасль науки,
изучающая закономерности и механизмы
психической деятельности людей в сфере
регулируемых правом отношений.
Юридическая психология включает в себя
различные области научных знаний, является
прикладной наукой и в равной мере принадлежит
как психологии, так и юриспруденции. В
области общественных отношений, регулируемых
нормами права, психическая деятельность
людей приобретает своеобразные черты,
которые обусловлены спецификой человеческой
деятельности в сфере правового регулирования.
Психология – единственная наука, способная
обеспечить не только познание психической
деятельности, но и управление ею.
43. СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ.
Юр психология имеет свою систему, состоящую
из следующих разделов: *правовая психология,
изучающая право как фактор социальной
регуляции поведения, а также психологию
правосознания; *криминальная психология,
предметом изучения которой является
психология совершения преступного деяния,
вины и ответственности; *психология уголовного
судопроизводства, изучающая психологию
следственных действий в обшей системе
расследования и судебно-психологическую
экспертизу в уголовном процессе; *психология
судебной деятельности, состоящая из психологических
особенностей судебного следствия, его
участников и психологии судебных прений;
*исправительная психология, задачами
которой являются изучение психологических
проблем самого наказания, психологии
осужденных к лишению свободы я социальной
адаптации освобожденных; психология
гражданско-правового регулирования —
состоит из психологии гражданских правоотношений
и психологических особенностей организации
судебного рассмотрения гражданских дел;
Структура юр-кой психологии состоит из
: *Криминологическая /криминальная/ психология
изучает особенности личности преступника
и преступного поведения, вскрывает психологические
причины отклоняющегося поведения и разрабатывает
рекомендациипо предупреждению правонарушений.
*Судебно-следственная психология анализирует
психологические особенности деятельности
судебно-следственных работников иорганов
дознания по сбору доказательств в уголовном
или гражданском процессе и формулирует
предложения по психологически эффективной
тактике проведенияразличных процессуальных
действий (осмотра места происшествия,
допроса, опознания, очной ставки и др.).
Отдельное направление этого раздела
юридической психологии составляет диагностика
ложных показаний и борьба с лжесвидетельством.
Оперативно-розыскная (оперативная) психология
исследуетпсихологические закономерности
раскрытия преступлений, поиска виновных
и их оперативного задержания. Это направление
юр-кой психологии ориентированона психологическое
обеспечение работы оперативного состава
МВД, ФСБ, налоговой полиции и других спецслужб
России. В качестве отдельных разделов
юридическойпсихологии можно выделить:
психологию охраны общественного порядка
и безопасности; психологию охранной деятельности.
К указанным структурным элементам юридической
психологии примыкает психология частной
детективной и охранной деятельности.
Пенитенциарная психология изучает психологические
особенности отбывания наказания осужденными
и организацию работы администрациитюрем,
следственных изоляторов и исправительных
колоний. Психология управления персоналом
правоохранительных органов раскрывает
психологические аспектыподбора и расстановки
кадров, принятия управленческих решений
по кадрам, совершенствования стиля и
методов руководства персоналом, формирования
личногомастерства работников и организации
их повседневной деятельности, психологические
методы обеспечению личной профессиональной
безопасностисотрудников органов правопорядка.
В этом разделе юр-кой психологии рассматриваются
особенности деятельности руководителей
правоохранительныхорганов и даются рекомендации
по совершенствованию управления персоналом.
В юридической психологии используются
методы, присущие общей и социальной психологии.
Наряду с этим, для юридическойпсихологии
присущи методы, которые не встречаются
в других отраслях психологических знаний.
В Общей части юр-кой психологии излагаются
предмет, история, система, принципы, методы
и связь ее с другими научными дисциплинами,
а также основы общей и социальной психологии.
Особенная часть юридической психологии,
кот-ую часто называют судебной психологией,
состоит из следующих разделов: правовая
психология, криминальная психология,
психология потерпевшего, психология
правонарушений несовершеннолетних, психология
предварительного расследования, психология
судебного процесса, судебно-психологическая
экспертиза и исправительная (пенитенциарная)
психология. Юридическая психология –
это самостоятельная психологическая
дисциплина, изучающая человека во всей
полноте. Наряду с развитием криминальной
психологии, психологии правонарушения,
а также психологии потерпевшего, психологии
предварительного расследования и других
проблем, входящих в структуру Особенной
части юр-кой психологии, получили развитие
исследования психологии юридического
труда, в частности отдельных ее сторон,
профессиограмм юридических профессий,
профессионального отбора и профессиональной
ориентации в области юриспруденции.
3
Методологические принципы
юридической психологии
Базируясь на ранее сделанном
обосновании объекта и предмета юридической
психологии, раскрытии ее истории, а также
опираясь на идеи методолого-теоретического
характера, которые содержатся в публикациях
90-х годов ведущих отечественных ученых
по проблемам повышения потенциала отечественной
психологии, основными методологическими
принципами юридической психологии необходимо
рассматривать следующие:
1. Принцип системности
в изучении и интерпретации
психолого-юридических явлений отражает
факт, что психика человека, являясь
открытой функциональной самоуправляемой
системой в силу многоуровневости
ее организации может обеспечивать человеку
разноплановые проявления активности
в правовой реальности.
Изучение психики как открытой
самоуправляемой системы, где психические
явления как элементы могут быть связаны
друг с другом прямыми и обратными связями,
дает возможность глубже вскрывать детерминацию
и механизмы правопослушной или противоправной
активности конкретных типов людей, т.к.
в данном случае научный анализ может
вестись через уровень развитости и характер
взаимосвязи следующих структурных компонентов
самоуправления в данной системе, связанных
с:
1) причинами, обуславливающими
правовую активность (нравственно-правовой
мотивационный потенциал: ценностные
ориентации, идеалы, убеждения, потребности,
мотивы, установки и т.д.);
2) средствами, обеспечивающими
правовую активность (операциональный
потенциал: познавательные, эмоциональные
и другие возможности);
3) результативными паттернами
правовой активности (потенциал
реагирования: реакции, действия, деятельность,
общение, поступки, поведение и пр.).
В методологическом плане
именно системная взаимосвязь указанных
компонентов обеспечивает следующие узловые
моменты:
во-первых, в качестве детерминант
делинквентной (противоправной, преступной)
активности человека могут выступать
дефекты как в одном, так и сразу в нескольких
структурных компонентах или иначе, видах
потенций человека;
во-вторых, механизмы правовой
активности в различных ситуациях могут
быть разными, т.к. психика как целостная
система имеет два контура управления:
а) сознательный - активность психики,
специально направленная на контроль
целенаправленности ее функционирования
в правовой реальности; б) бессознательный
- непреднамерненное, непроизвольное,
автоматическое реагирование то ли в силу
сформированных установок, то ли из-за
ситуативных (в т.ч. стрессогенных) факторов;
в-третьих, основные направления
и технологии правовоспитания и превентивной
деятельности должны выбираться в аспекте
возвышения всех трех вышеуказанных видов
потенций человека.
2. Принцип субъектности
правовой активности отражает факт, что
психика как система есть важнейший атрибут
человека именно как субъекта различных
видов активности: деятельности, общения,
поведения, духовного созерцания и т.д.
При этом гуманистическая трактовка человека
как субъекта правовой активности (причем
на любом уровне анализа: индивидуальном,
групповом, социальном, духовном) позволяет,
во-первых, преодолеть довлевшее ранее
технократическое восприятие его как
пассивного объекта правового регулирования,
что было для нас типичным в период повсеместного
процветания государственной идеологии
тоталитаризма, а во-вторых, открывает
перспективу одновременного изучения
и воздействия по развитию правовой активности
людей с учетом доминирования у них определенного
способа отношения к другим людям и самому
себе.
Субъектный подход в юридической
психологии требует выяснения не только
внешних, но особенно внутренних условий
правовой активности, т.к. последние у
социально зрелого человека в виде высшей
системной целостности, отражающей сложнейшие
взаимосвязи разноуровневых качеств и
доминирующие механизмы, определяют направление
и уровень проявления активности. Так,
если у некоторых типов людей или их общностей
доминируют эгоцентрические или группоцентрические
устремления, то их субъектная правовая
активность носит парциальный (в т.ч. порой
и ущербный) характер. В случае же превалирования
просоциальных, а особенно духовных стремлений,
субъектная правовая активность может
носить уже как гуманистический, так и
эсхатологический характер, т.к. здесь
правовые реальности сближаются с общечеловеческими
императивами и сакральными ценностями.