Это же отмечает и Ф. М. Достоевский:
«Преступник, восставший на общество,
ненавидит его и почти всегда считает
себя правым, а его виноватым»
Поведение асоциального индивида
определяется его представлениями о выгодах
и невыгодах определенных поступков. Он
склонен к оправданию всего того, что считает
выгодным. Для этого он использует мощный
механизм оправдательной мотивации, маскирующих
мотивов. Представления тех благ, которые
он может получить, резко снижают его способность
критического отношения к используемым
при этом средствах. И чем примитивнее
психическая организация индивида, тем
меньше его беспокоит моральная сторона
используемых им средств.
Поведение людей в значительной
мере зависит от взаимодействия сознания
с малоосознаваемыми, подсознательными
и бессознательными процессами. Правовые
установки, правовая интуиция
— все это полуавтоматизированные, в значительной
мере подсознательные явления. Однако
в своем генезисе они неизбежно связаны
с сознательной деятельностью человека
— с его категориально-ценностной ориентацией
в действительности. Все составляющие правовой психологии —
единый системный механизм адаптивного
поведения личности и социальной
группы.
Правовые и общесоциальные ценности,
представления и устремления людей слиты
в единый психологический механизм их
поведения.
Системным, комплексным является
и механизм правовой социализации
личности.,Правовая социализация индивида
пре-
Достоевский Ф. М. Записки из
мертвого дома. СПб., 1894.
282 Глава 10. Правосознание
и правоисполнительное поведение личности
допределяется его общесоциальной социализацией. Все, что
противодействует нормальной социализации личности, неизбежно
ведет и к дефектам правовой социализации. Особенно
опасны для индивида стихийные влияния
негативных сторон действительности.
Десоциализируется тот индивид, который
не охватывается релевантными для него
средствами социально-положительного
воздействия.
Поведение асоциальной личности связано
с утратой ее социально-положительных
притязаний. Девиантность становится
для личностисредством
извращенного самоутверждения.
Социальная дезадаптация личности связана в ряде
случаев не только с ценностной дезориентацией,
но и с несформиро-ванностью у нее социально-положительных
способов самоутверждения. К низменным
формам поведения прибегает приниженная
обществом личность.
Постоянное осознание индивидом
своего несоответствия требованиям социальной
среды вызывает надлом личности и ее
внутренний протест против этих требований.
Зарождается стремление индивида противостоять
враждебной для него среде. Референтными
для него становятся асоциальные группы.
Индивид изыскивает средства самоутверждения
в этих группах. Алкоголик, вор, хулиган
утверждаются в асоциальной среде утрированием
своих асоциальных качеств.
Эта негативная социальная
идентификация порождает у личности новые,
асоциальные критерии эффективности своего
поведения. Несостоявшаяся социальная
адаптация неизбежно оборачивается социальной
дезадаптацией — сначала де-линквентностью,
а затем и преступностью. При этом сползание
к асоциальное™ подкрепляется механизмом
защитной мотивации («Все так
живут», «Иначе не проживешь», «Они «наверху»
тоже воруют» и т. п.).
Итак, для того чтобы человек
вел себя правомерно, он должен принять
базовые социальные ценности, усвоить
(интернализиро-вать) основные нормы и
способы социализированного поведения.
Правовые представления и оценки могут
быть сформированы лишь на этой основе.
Правовая социализация личности связана,
конечно, не только с присвоением ею социальных
ценностей, но и со специальным формированием правовых представлений
и навыков пра-воисполнительного поведения,
с формированием правосознания личности.
9
Международный
опыт показывает, что реализация превентивных
мер и программ имеет определенные общие
тенденции и принципы: профессионализация
воспитательно-профилактической и охранно-защитной
деятельности, введение и подготовка специальных
кадров социальных работников, социальных
педагогов, социальных реабилитаторов,
практических психологов, специализирующихся
на практической работе по коррекции отклоняющегося
поведения детей и подростков и оздоровлению
условий их семейного и общественного
воспитания; создание сети специальных
превентивных служб и структур, призванных
осуществлять социальную и социально-психологическую
помощь семье, детям, юношеству (психологические
службы и консультации, центры доверия,
досуговые и реабилитационные центры,
социальные приюты для детей и подростков,
попавших в критическую ситуацию); признание
семьи как ведущего института социализации
детей и подростков, осуществление специальных
мер социально-правовой, социально-педагогической
и медико-психологической помощи семье
и, в первую очередь, семьям, не справляющимся
самостоятельно с задачами воспитания;
психологизация воспитательно-профилактической
и охранно-защитной деятельности, ведущая
роль медико-психологической помощи и
поддержки в коррекции отклоняющегося
поведения детей и подростков, реабилитации
несовершеннолетних с различными формами
социальной и психической дезадаптации.
В соответствии с этими принципами происходит
реорганизация деятельности отечественных
социальных институтов, осуществляющих
воспитательно-профилактическую работу,
которая предполагает, во-первых, существенное
сужение сферы деятельности специальных
органов ранней профилактики (инспекций
и комиссий по делам несовершеннолетних,
правоохранительных органов), во-вторых,
разработку и внедрение в широкую практику
органов народного образования, здравоохранения
диагностико-коррекционных и реабилитационных
программ для детей и подростков с различными
формами психической и социальной дезадаптации,
а также создание системы служб социальной,
социально-психологической и социально-педагогической
помощи семье, детям, подросткам. Весь
этот широкий и во многом новый для нас
фронт решаемых в превентивной практике
задач не может быть развернут без должного
психологического обеспечения и требует
интенсивного развития специальной отрасли
прикладной психологической науки - превентивной
психологии. Задача превентивной психологии
- вооружить широкий круг практических
работников (педагогов, воспитателей,
сотрудников инспекций и комиссий по делам
несовершеннолетних, социальных работников
и социальных педагогов, практических
психологов) психологическим знанием
для предупреждения, диагностики и коррекции
отклоняющегося поведения несовершеннолетних,
а также оздоровления условий их семейного
и общественного воспитания. И для превентивной
практики, и для превентивной теории важно,
прежде всего, определите объект, предмет,
область применения и психологический
инструментарий, позволяющий решать свои
собственные специфические задачи по
предупреждению и коррекции отклоняющегося
поведения детей и подростков.
Наряду
с открытием новых специализаций, важно
проводить более углубленную профессиональную
психолого-педагогическую и правовую
подготовку и переподготовку учителей,
воспитателей, сотрудников инспекций
по делам несовершеннолетних, других лиц,
занятых превентивной практикой, проблемами
профилактики отклоняющегося поведения.
В свою очередь, решение проблемы комплексного
организационно-управленческого, социально-педагогического,
психологического, нормативно-правового,
финансово-материального и кадрового
обеспечения профилактики отклоняющегося
поведения несовершеннолетних невозможно
без глубокого изучения природы отклоняющегося
поведения и путей его предупреждения,
а также активной практической деятельности
и конкретных мер со стороны правительства
и муниципальных органов власти. Как научная
проработка, так и практическое решение
проблем перестройки превентивной практики
существенно затруднены тем, что в настоящее
время в отечественной превентивной науке
и практике сложилось парадоксальное
положение. С одной стороны, к участию
в воспитательно-профилактической работе
привлечено значительное количество социальных
институтов и общественных организаций.
Так, по данным криминологов, в одном административном
районе действуют до 40 различных органов,
занимающихся проблемами предупреждения
преступности несовершеннолетних и остронуждающихся
в научном обеспечении своей деятельности.
С другой стороны, исследование проблемы
отклоняющегося поведения детей и подростков
ведется многочисленными представителями
смежных отраслей знания: психологии,
педагогики, медицины, криминологии и
т.д. Вместе с тем, в настоящее время между
сложившейся превентивной практикой и
теорией ощущается заметный разрыв, что
прежде всего отрицательно сказывается
на действенности, результативности воспитательно-профилактической
работы всей системы органов социальной
профилактики отклоняющегося поведения
несовершеннолетних. Такое положение
дел сложилось не случайно, поскольку
применение в воспитательно-профилактической
практике результатов исследований, ведущихся
в различных узкоспециализированных отраслях
научного знания и непосредственно не
связанных с деятельностью реально действующих
учреждений и социальных институтов, оказывается
делом весьма затруднительным для практического
использования. Поэтому сегодня возникла
острая необходимость объединить и систематизировать
результаты разнообразных многочисленных
исследований по проблемам отклоняющегося
поведения и его предупреждения в рамках
единого прикладного психологического
знания, оценить информацию, накопленную
по этой проблеме в социальной, юридической,
возрастной и педагогической психологии,
в других смежных отраслях науки, прежде
всего применительно к воспитательно-профилактической
деятельности реально действующей системы
ранней профилактики. Создание психологического
обеспечения является важнейшим условием
повышения эффективности воспитательно-профилактической
деятельности. В свою очередь, проблема
повышения эффективности ранней профилактики
должна решаться в следующих основных
направлениях: во-первых, своевременная
диагностика асоциальных отклонений и
социальной дезадаптации несовершеннолетних
и осуществление дифференцированного
подхода в выборе воспитательно-профилактических
средств психолого-педагогической коррекции
отклоняющегося поведения; во-вторых,
выявление неблагоприятных факторов и
десоциализирующих воздействий со стороны
ближайшего окружения, которые обусловливают
отклонения в развитии личности несовершеннолетних,
и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных
дезадаптирующих воздействий.
10
Классические теории девиантного поведения
Классическими теориями девиации являются:
биологическая теория, психологическая
и социологическая.
Сторонники биологической теории девиации
рассматривают отклонение поведения от
принятой в обществе социальной нормы
в связи с биологическим складом индивида.
В XIX веке итальянский врач Ч. Ломброзо
обнаружил связь между делинквентным
поведением человека и определенным физиологическим
строением его организма. Так, определяя
криминальный тип поведения преступника,
он выделил следующие характерные черты:
выступающая нижняя челюсть, реденькая
бородка, пониженная чувствительность
к боли. Известный американский врач У.
Шелдон позднее определил физиологический
тип человека, склонного к девиации. По
его мнению, таким является мезоморфный
тип со следующими эпитетами строения
организма: «тяжелый», «мускулистый»,
«атлетический».
Особое место среди биологических теорий
занимает эволюционный подход, основанный
на предложенных Чарльзом Дарвином законах
естественного отбора и наследственности.
Сторонники эволюционного подхода рассматривают
различные аспекты человеческого поведения
как проявление видовых наследственных
программ, в то время как критики эволюционного
подхода считают необоснованным перенос
законов поведения животных на психологию
человека2.
В психологических и психиатрических
концепциях акцент делается на личностные
факторы человека. Тщательные исследования
показали, что сущность девиации нельзя
объяснить только лишь на основе какой-то
одной психологической черты или комплекса.
В 1950 году Шуэсслер и Крессли пытались
доказать, что преступникам присущи особенные
психологические черты, которые не свойственны
законопослушным гражданам, однако их
попытки потерпели неудачу. Из этого был
сделан вывод, что, вероятно, девиация
возникает в результате сочетания психологических
и социальных факторов.
С точки зрения ролевых теорий, ребенок
в процессе социализации должен овладеть
наиболее значимыми для него ролями, но
если этот механизм нарушен, может начать
работать компенсаторный механизм. Ребенок
все равно будет овладевать ролями, но
уже не социальными, а антисоциальными,
например: вор, наркоман, хулиган, драчун
и другими, которые характеризуются определенными
атрибутами.
Освоение роли будет происходить в несколько
этапов. Вначале ребенок получает определенные
сведения о данной роли, ее правах и обязанностях,
узнает разнообразные формы отклоняющегося
поведения, способы выяснения отношений,
механизм решения спорных вопросов. Далее
следует этап принятия этой роли, когда
происходит ее осознание и в нее вкладывается
личностный смысл.
Затем идет проигрывание выбранной для
себя роли. Здесь очень важно получить
одобрение товарищей, чтобы почувствовать
себя в этой роли комфортно. От реакции
окружающих во многом зависит, будет ли
противоправный поступок усилен вниманием,
одобрением, похвалой сверстников, либо
не получит такого подкрепления и подвергнется
осуждению. В этом случае вероятность
повторного проявления подобного противоправного
поступка значительно снизится. Для подростка
первый раз пробующего алкоголь или наркотики,
на первом месте стоит не познание их вкуса
или влияния на человека, а стремление
ощутить себя среди своих, избавиться
от чувства изолированности и беспокойства.
Последним этапом принятия роли является
закрепление за собой выбранной роли,
например, «козла отпущения», «тайного
мстителя», «грубияна» и других на психологическом
(когда ребенок точно знает, какие эмоции
сопровождают данную роль и каким образом
надо их регулировать) и межличностном
(когда выстраиваются определенные типы
взаимоотношений между детьми, играющими
разные роли, подобно тому как актеры играют
в одном спектакле) уровнях3.
Немаловажным элементом социальных отклонений
является отношение самой личности к совершенным
ею нарушениям. В большинстве своем это
отношение носит самооправдательный характер,
в чем проявляется самозащитная реакция
организма. Социальными психологами доказано,
что людям с
17:33:11
девиантным поведением свойственно стремление
к самоудовлетворению психологической
потребности в оправдании своих поступков
и действий, какими бы опасными они не
были. Причем вследствие прогрессирующей
деградации личности мотивация поступков
снижается и утрачивается, что приводит
к полной потере свойственного человеку
стремления к признанию и успешности.
Первичная девиация (первоначальное нарушение
социальных норм) переходит во вторичную,
а затем к построению девиантной карьеры
– процессу восхождения от слабых форм
девиации к сильным, например, от бытового
пьянства к совершению уголовного преступления.
Принятие на себя роли девианта может
привести ребенка к социальной изоляции,
затем следует этап формирования девиантной
структуры личности, которая определяется
девиантным сознанием, не позволяющим
(или ограничивающим) ребенку овладеть
положительными социальными ролями и
полезными видами деятельности.
Социологические концепции пытаются
учесть в девиации социальные и культурные
факторы, влияющие и определяющие поведение
человека в обществе. Впервые социологическое
объяснение сущности девиации было предложено
Э. Дюркгеймом, который разработал теорию
аномии (от греч. «аномос» – беззаконный,
безнормный, неуправляемый). Под аномией
он понимал такое состояние общества,
при котором отсутствует четкая регуляция
поведения людей вследствие отсутствия
в обществе всяческих норм и ценностей
(старые себя изжили, а новые еще не приняты).
В таких условиях наблюдается равнодушие,
отчужденность, недоверие людей друг к
другу, теряется стабильность института
семьи, выражается полное безразличие
к деятельности государства. Лишенные
целей и смысла жизни, люди становятся
подверженными стрессу и тревожности,
что приводит к различным формам девиантного
поведения. Главная мысль Э. Дюркгейма
сводилась к тому, что в основе стабильного
функционирования общества лежит феномен
социальной солидарности, а всякие отклонения
от него есть социальная дезорганизация,
являющаяся причиной девиантного поведения.
Собрав обширный фактический материал,
он доказал, что число самоубийств в разных
социальных группах не одинаково: у католиков
их меньше, чем у протестантов. Объяснение
этому явлению было дано такое: чем выше
уровень сплоченности, солидарности социальной
группы, тем ниже уровень самоубийств.
Горожане и протестанты были более разобщены
и индивидуалистичны, нежели сельчане
и католики, которые жили общинами с очень
развитыми коллективными формами взаимопомощи.