Медицинские и психолого-педагогические
меры, связанные с предупреждением распространения
социально опасных заболеваний, лечением
лиц, имеющих психические отклонения,
психологической и социальной коррекцией
поведения десоциализированных субъектов.
Технические меры,
включающие установку технических средств,
усложняющих совершение преступлений
(охранная сигнализация, охранно-дымовые
системы), либо позволяющих осуществлять
контроль за деятельностью, связанной
с возможностью совершения преступлений
(контрольно-кассовые аппараты, камеры
видеонаблюдения), а также меры информационной
безопасности.
Правовые меры, связанные
с совершенствованием уголовного законодательства
и прочих нормативно-правовых актов, являющихся
основой для борьбы с преступностью.
13
Предмет и задачи
криминальной психологии.
Криминальная психология
изучает психические закономерности,
связанные с формированием преступной
установки личности, образованием преступного
умысла, подготовкой и совершением преступления,
а также созданием преступного стереотипа
поведения. Она исследует личность преступника,
а также пути и способы воспитательного
воздействия на эту личность и группу
в психологическом аспекте. Диктуется
необходимость изучения личности преступника
прежде всего потребностями практики
борьбы с преступностью. В рамках криминальной
психологии исследуются психологические
особенности личности не только насильственных,
но и корыстных преступников, структура
и психологические особенности преступных
групп.
Научные дисциплины
по-разному подходят к генезису правонарушений.
Так, для криминологии, социологии и психологии
более продуктивен динамический подход,
позволяющий изучить поведение человека
в развитии. Здесь конкретное правонарушение
есть процесс, развертывающийся как в
пространстве, так и во времени. Поскольку
нас интересуют причины правонарушений,
необходимо, учитывать не только сами
действия, образующие запрещенный законом
поступок, но и отдельные предшествующие
им события. Процесс формирования личности
хотя и интересует право и криминологию,
но, строго говоря, не является предметом
их изучения: это дело педагогики, психологии,
социологии и других наук о человеке*.
*См.: Кудрявцев В.И.
Причины правонарушений. М., 1976, с. 90.
Успешная социализация
в процессе развития и становления личности
предопределяется наличием достаточно
прочных социальных тормозов и внутреннего
контроля. Умысел, как правило, возникает
в процессе мышления. На его формирование
оказывают воздействие понятия и представления,
не соответствующие общественному правосознанию.
Насколько лицо заражено антиобщественными
взглядами, какую имеет социальную направленность,
удается выяснить, лишь рассмотрев комплекс
его потребностей, интересов, мотивов
действия. На образование противоправного
умысла влияют и тип нервной системы, темперамент,
характер. Постулирование факта, что преступность
обусловлена прежде всего социально, вовсе
не означает, что игнорируются индивидуальные
свойства личности при изучении преступного
поведения.
Анализ социального
и биологического в личности предполагает
прежде всего рассмотрение соотношения
этих факторов в процессе социального
развития, формирования личности. Попытку
сопоставить соотношение биологического
и социального в структуре личности в
процессе ее онтогенеза предпринял К.К.
Платонов, показав, что соотношение этих
факторов неодинаково в различных подструктурах*.
*См.: Платонов К.К. Структура
и развитие личности. М., 1986; Платонов К.К.,
Голубев Г.Г. Психология. М., 1977, с.38-42; 86-97.
Косвенное, опосредствованное
влияние социального фактора на особенности
биологической подструктуры не менее
очевидно, как и влияние биологического
на подструктуру направленности личности,
хотя пол, тип и структуру нервной системы,
патологии и задатки человек получает
при рождении. Даже биологическая подструктура,
где речь идет о сугубо врожденных и наследственных
свойствах индивида, не свободна полностью
от влияния среды, воздействующей на него
опосредованно, через организм матери.
Достаточно сложным
оказывается взаимодействие биологического
и социального фактора на высшей подструктуре
направленности, проявляющейся в личностных
качествах и поведении человека, в характере
его социальной активности. Известно,
что героями и преступниками не рождаются,
а становятся, следовательно, в формировании
этих качеств ведущее место отводится
социальным, прижизненным факторам, воспитанию,
обучению, влиянию окружающей среды.
Общество может и должно
предупреждать преступное поведение индивидов,
которые имеют неблагоприятную органическую
отягощенность, но при этом социально-воспитательные
профилактические программы должны строиться
с учетом этих имеющих неблагоприятный
характер психобиологических особенностей
части правонарушителей. Поэтому понятен
тот интерес, который проявляют к данному
вопросу представители различных отраслей
психологии, криминологии, медицины, исследующие
проблему отклоняющегося поведения и
преступности.
Так, в своем исследовании
Г.А. Аванесов выделяет биологические
предпосылки, играющие отрицательную
роль в поведении человека:
патология биологических потребностей,
что часто становится причиной сексуальных извращении и половых преступлений;
нервно-психические заболевания
(неврастении, психопатии, различные пограничные состояния),
повышающие возбудимость нервной системы
и обусловливающие неадекватную реакцию,
затрудняющие социальный контроль за действиями;
наследственные заболевания,
особенно отягощенные алкоголизмом, которыми страдают 40% умственно
отсталых детей;
психофизиологические нагрузки,
конфликтные ситуации, изменение химического окружения
среды, использование новых видов энергии, которые как приводят к
различным психопатическим, аллергическим, токсическим заболеваниям,
так и служат дополнительным криминальным фактором*.
*См.: Аванесов Г.А. Криминология
и социальная профилактика. М., 1980, с. 226-230.
Один из существенных
компонентов причинного комплекса преступности
- это неудовлетворенность запросов людей
в сфере потребления, разрыв между потребностями
в материально-товарных ценностях или
услугах и возможностями их реализации.
14
Психологические
особенности личности преступника .
Под психологическими
особенностями личности понимают относительно
стабильную совокупность индивидуальных
качеств, определяющих типичные формы
поведения.
Полученные
за последние два десятилетия результаты
эмпирического изучения личности преступников
в сравнении с законопослушными гражданами
свидетельствуют о наличии некоторых
отличительных черт в структуре личности.
Заслуживает
внимания исследование ценностно-нормативной
системы, проведенное А. Р. Ратиновым и
его сотрудниками, которое выявило существенные
различия между преступниками и законопослушными
гражданами в уровне развития правосознания,
в отношении к различным правовым институтам
общества.
Так, максимальная
солидарность с уголовным законом и практикой
его применения выражена у законопослушных
граждан и в значительно меньшей степени
у преступников, хотя правовая осведомленность
у них примерно одинакова, а отчасти (знание
статей Уголовного кодекса) имеет и обратную
зависимость.
Степень
усвоения правовых ценностей и норм в
качестве «своих» у преступников значительно
ниже, чем у законопослушных граждан. Основным
побуждением, удерживающим преступников
от дальнейших противоправных действий,
является боязнь нежелательных последствий,
а не согласие с установленными нормами
и правилами их соблюдения, как это характерно
для законопослушных граждан.
Выявлены
существенные различия в оценочном отношении
к правоохранительным органам и их деятельности
у обследованных групп. Преступники оценивают
карательную практику как чрезмерно суровую,
особенно по тем видам преступлений, за
которые сами осуждены, относятся к органам
правосудия настороженно, недоверчиво,
что не свойственно для подавляющего большинства
законопослушных граждан. Наиболее скептически
к правоохранительным органам относятся
корыстные преступники, наиболее отрицательно
и враждебно - корыстно-насильственные.
Изучения
специфики ценностно-нормативной системы
личности преступника все же недостаточно
для раскрытия его психологической сущности
и соответственно выявления причин преступного
поведения. Вот почему значительным вкладом
является предпринятая под руководством
Ю. М. Антоняна попытка исследования психологических
особенностей преступников и их отдельных
категорий. Была изучена группа лиц, совершивших
общеуголовные преступления, т. е. убийства,
изнасилования, хулиганства, кражи, грабежи,
разбои, хищения имущества, а также нанесших
тяжкие телесные повреждения. Контрольную
группу составили законопослушные граждане.
Отобранные группы изучались с помощью
методики многостороннего исследования
личности (ММИЛ), которая представляет
собой адаптированный вариант Миннесотского
многофакторного личностного опросника
(ММРI).
Установлено,
что преступники от непреступников на
статистическом уровне отличаются весьма
существенными психологическими особенностями,
которые и обусловливают их противоправное
поведение. «Иными словами, - отмечает
Ю. М. Антонян, - понятие личности преступника
может быть наполнено этим психологическим
содержанием. Поскольку же указанные психологические
черты участвуют в формировании нравственного
облика личности, есть основания утверждать,
что преступники от непреступников в целом
отличаются нравственно-правовой спецификой».
Результаты
исследования позволяют дать психологический
портрет обследованных преступников и
выделить характерные для них личностные
черты.
Прежде всего
преступников отличает плохая социальная
приспособленность, общая неудовлетворенность
своим положением в обществе. У них выражена
такая черта, как импульсивность, которая
проявляется в сниженном самоконтроле
своего поведения, необдуманных поступках,
эмоциональной незрелости, инфантилизме.
Нравственно-правовые
нормы не оказывают на их поведение существенного
влияния. Такие люди обычно или не понимают,
чего от них требует общество, или понимают,
но не желают эти требования выполнять.
Поскольку у таких лиц нарушен или деформирован
нормативный контроль, они оценивают
17:42:56
социальную
ситуацию не с позиций нравственно-правовых
требований, а исходя из личных переживаний,
обид, желаний. Словом, они характеризуются
стойким нарушением социальной адаптации.
Им свойственны
также нарушения в сфере общения: неспособность
устанавливать контакты с окружающими,
неумение встать на точку зрения другого,
посмотреть на себя со стороны. Это в свою
очередь снижает возможность адекватной
ориентации, продуцирует возникновение
аффективно насыщенных идей, связанных
с представлением о враждебности со стороны
окружающих людей и общества в целом. Все
вместе взятое формирует такие черты,
как погруженность в себя, замкнутость,
отгороженность, с одной стороны, и агрессивность,
подозрительность - с другой. В результате
правильная оценка ситуации еще более
затрудняется, поскольку поведением управляют
аффективные установки, а поступки окружающих
рассматриваются как опасные, угрожающие
личности, что приводит к противоправным
способам выхода из сложившейся ситуации.
Рассмотренные
психологические черты присущи различным
категориям преступников не в равной мере..
Корыстно-насильственные
преступники образуют однородную группу
с выраженными психологическими чертами.
Им свойственны импульсивность поведения,
пренебрежение к социальным нормам, агрессивность.
Они отличаются наиболее низким интеллектуальным
и волевым контролем. Для них характерна
повышенная враждебность к окружению,
а их преступные поступки выступают как
постоянная линия поведения. Они с трудом
усваивают нравственно-правовые нормы.
Инфантильные черты, проявляющиеся в тенденции
к непосредственному удовлетворению возникающих
желаний и потребностей, сочетаются с
нарушением общей нормативной регуляции
поведения, неуправляемостью и внезапностью
поступков. Они отличаются также значительной
отчужденностью от социальной среды, в
связи с чем у них снижается возможность
адекватной оценки ситуации, общей ригидностью
и стойкостью аффекта.
Психологический
профиль насильников характеризуется
такими чертами, как склонность к доминированию
и преодолению препятствий. У них самая
низкая чувствительность в межличностных
контактах (черствость), и в наименьшей
степени выражены склонность к самоанализу
и способность поставить себя на место
другого. Интеллектуальный контроль поведения
такой же низкий, как и у корыстно-насильственных
преступников. Для них характерна нарочитая
демонстрация мужской модели поведения,
о чем свидетельствует и характер совершенного
ими преступления (изнасилование), в котором
сексуальные мотивы выражены в меньшей
степени, а в большей - утверждение себя
в мужской роли. Им присущи также импульсивность,
ригидность, социальная отчужденность,
нарушение адаптации.
В значительной
степени черты, присущие всем преступникам,
выражены у убийц. Вместе с тем у них имеются
выраженные однородные личностные свойства.
Убийцы -
это чаще всего импульсивные люди с высокой
тревожностью и сильной эмоциональной
возбудимостью, которые в первую очередь
концентрируются на собственных переживаниях,
а в поведении руководствуются только
своими интересами. У них отсутствует
представление о ценности жизни другого
человека, малейшее сопереживание. Они
неустойчивы в своих социальных связях
и отношениях, склонны к конфликтам с окружающими.
От других преступников убийц отличает
эмоциональная неустойчивость, высокая
реактивность поведения, исключительная
субъективность (предвзятость) восприятия
и оценки происходящего. Они внутренне
неорганизованны, их высокая тревожность
порождает такие черты, как подозрительность,
мнительность, мстительность, которые
в большинстве случаев сочетаются с беспокойством,
напряженностью, раздражительностью.
«Среда,
- отмечает Ю. М. Антонян, - ощущается убийцами
как враждебная. В связи с этим у них затруднена
правильная оценка ситуации, и эта оценка
легко меняется под влиянием аффекта.
Повышенная восприимчивость к элементам
межличностного взаимодействия приводит
к тому, что индивид легко раздражается
при любых социальных контактах, ощущаемых
как угроза
для него».
Такие люди
обладают ригидными (косными) представлениями,
которые с трудом поддаются изменению.
Все затруднения и неприятности, с которыми
они сталкиваются в жизни, рассматриваются
ими как результат чьих-то враждебных
действий. В своих неудачах они обвиняют
других, чем снимают с себя бремя ответственности.
Наиболее
чувствительны убийцы к сфере личной чести,
у них болезненное самолюбие в сочетании
с завышенной (неадекватной) самооценкой.
Постоянное аффективное переживание,
что менее достойные имеют значительно
больше благ, чем они, вызывает желание
защитить свои права, и они могут разыгрывать
роль «борцов за справедливость». Поэтому
«справедливое» убийство они могут совершить
не только при разбоях, когда как бы перераспределяются
ценности, но и из мести или ревности, когда
якобы отстаивается личная честь, и даже
при учинении хулиганских действий.
Убийцам
свойственны эмоциональные нарушения,
психологическая и социальная отчужденность,
трудности в установлении контактов, замкнутость
и необщительность. Указанные лица испытывают
также трудности в усвоении нравственно-правовых
норм. Чаще всего они совершают преступления
в отношении того или иного человека или
ситуации в связи с накопившимся аффектом,
не видя при этом (или не желая видеть)
другого способа разрешения конфликта.