Шпаргалка по "Юридической психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 22:18, шпаргалка

Описание работы

Предмет и задачи юридической психологии.
Юридическая психология - одна из отраслей общей психологии. Объектом изучения психологической науки являются общие закономерности сознания и поведения человека как субъекта деятельности. Психические процессы и свойства личности специфически проявляются и формируются в различных видах деятельности, в связи с чем выделяются прикладные отрасли психологии, исследующие соответствующие теоретические и практические проблемы поведения человека (педагогические, социальной психологии, психологии труда, патопсихологии и др.).

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 743.50 Кб (Скачать файл)

ОТВЕТЫ ЮРИДИЧЕСКАЯ  ПСИХОЛОГИЯ

 

  1. Предмет и задачи юридической психологии.

Юридическая психология - одна из отраслей общей психологии. Объектом изучения психологической науки являются общие закономерности сознания и  поведения человека как субъекта деятельности. Психические процессы и свойства личности специфически проявляются и формируются в различных видах деятельности, в связи с чем выделяются прикладные отрасли психологии, исследующие соответствующие теоретические и практические проблемы поведения человека (педагогические, социальной психологии, психологии труда, патопсихологии и др.).

Выделение юридической психологии как самостоятельной научной  области исследования и учебной  дисциплины связано с особыми  правовыми аспектами человеческой деятельности. Человек как личность формируется и существует в системе общественных отношений, являясь социальным существом, для которого характерны целенаправленность и саморегуляция. Необходимым условием существования любой общественной формации, как известно, служат разработанные людьми нормы права, которые регулируют поведение и взаимоотношения между индивидами, между личностью и обществом.

Предметом юридической  психологии является изучение закономерностей поведения людей в системе правовых отношений, а также структуры и видов юридической деятельности. Юридическая психология осуществляет синтез основ психологических знаний и основ юриспруденции. Будучи социальным существом, человек организует свою деятельность в соответствии с определенными правилами-нормами поведения, обязательными для конкретных групп, классов или общества в целом. Как отмечает В.Л.Васильев, все нормы поведения можно разделить на экотехнические (регулирующие использование природных ресурсов и орудий труда) и социальные нормы, которые регулируют отношения между людьми. Социальные нормы включают в себя обычаи, мораль и право. Обычаи (традиции) влияют на организацию поведения представителей определенных этнических и религиозных групп; мораль - принятые в обществе нормы нравственного поведения (например, христианские заповеди, правила рыцарской чести, культуры поведения), которые могут приводить субъекта не к юридической ответственности, а только к общественному порицанию. И, наконец, право - это принятые в обществе законы поведения, требующие воздержания от действий, наносящих отдельным лицам, группам лиц или государству в целом различные виды ущерба, или совершения необходимых действий в определенных условиях как выполнение гражданского долга.

Если юрист как специалист в  области права рассматривает  действия людей в соответствии с определенными статьями конституции, гражданского и уголовного кодексов, то юридический психолог прежде всего изучает человека как личность обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, работника правоохранительной системы с точки зрения влияния психических процессов и свойств на особенности противоправного или нормативного поведения.

Задачи юридической  психологии

Задачи, которые призвана решать юридическая  психология, опосредованы многообразием  и сложностью теоретических и  практических проблем, которые входят в сферу деятельности работников юриспруденции. К основным задачам юридической психологии можно отнести следующие:

- изучение психологических механизмов  противоправного поведения; факторов, способствующих формированию преступной  мотивации и целенаправленности; способов их профилактики;

- разработка психологических методов  определения свойств и состояний  личности, а также изучение их  влияния на поведение личности  в криминогенной ситуации, что  необходимо для понимания «человеческого  фактора» в системе правовых отношений и принятия справедливых судебных решений, касающихся прав и интересов людей;

- изучение (совместно с криминологами  и патопсихологами) таких факторов  правонарушений, как состяние «вменяемости»  - «невменяемости», патологических  черт характера, личностной незрелости (инфантилизма), внушаемости, низкой социальной адаптации, соответствия умственного развития возрасту субъектов правонарушений и т.п.;

- изучение возрастной динамики  противоправного поведения и  факторов, опосредующих преступность среди несовершеннолетних;

- изучение психологических механизмов  роста преступности в условиях  социально-экономических и политических  преобразований в обществе;

- разработка эффективных методов  организации исправительно-трудовой  деятельности осужденных и прогнозирования их готовности к ресоциализации;

- разработка рациональных методов  взаимодействия с потерпевшими  и свидетелями с целью получения  объективных показаний по делу;

- изучение психологической структуры  профессиональной деятельности  работников правоохранительной системы (следователей, адвокатов, судей, прокуроров), осуществление профессиографии и психографии их деятельности;

- психологическое обучение сотрудников  правоохранительной системы с  целью формирования профессионально  важных свойств личности, в частности способностей психологического анализа субъектов противоправного поведения, индивидуальных и групповых преступлений;

- обеспечение участия специалистов  в проведении судебно-психологической  экспертизы в процессе расследования  и рассмотрения уголовных дел, а также иных видов правонарушений;

- обеспечение психологической  службы в правоохранительной  системе с целью оказания консультативной  и практической помощи должностным  лицам в этой системе при  осуществлении их процессуальных  действий (проведения следственного эксперимента, обыска, допроса, опознания) с соблюдением предусмотренных законом свобод и прав личности граждан;

- разработка психодиагностических  методов профотбора и лонгитюдного  контроля деятельности должностных  лиц системы правоохранения, формирования адекватной мотивации и профилактики профессиональной деформации;

- организация работы с населением  с целью психологического просвещения  и проведения профилактики правонарушений  среди различных групп граждан.

Решая эти задачи, юридическая психология содействует совершенствованию правоохранительной и правоприменительной деятельности, оказывает существенную помощь юристам различных специальностей в решении их профессиональных задач.

 

2.  Особенности психологии допроса

Психологические особенности допрашиваемых лиц. При производстве допроса следователь может судить о возможной динамике поведения допрашиваемого по качествам его темперамента. Так, лицо с сильным типом высшей нервной деятельности (флегматик, сангвиник) более устойчиво к резким воздействиям, а меланхолики более чувствительны к различным событиям. Анализируя особенности личности допрашиваемого, следователю требуется выявлять особенности принятия такой личностью решений, поведения в конфликтных ситуациях, качества интеллекта, пониженный или повышенный уровень притязаний и т. п.

Психологические особенности отдельных  стадий допроса. В начальной стадии допроса следователь решает следующие  задачи:

• устанавливает первичный контакт с допрашиваемым, устанавливает его личность и разъясняет цель его прихода к следователю;

• разъясняет допрашиваемому положения ст. 51 Конституции РФ и его процессуальные права и обязанности, что подписывается допрашиваемым;

• устанавливает взаимоотношения допрашиваемого с другими проходящими по делу фигурантами.

После решения данных задач следователь может сделать предварительные выводы о предстоящей тактике допроса в конкретной ситуации и начать устанавливать коммуникативный контакт с допрашиваемым

Коммуникативный контакт  это система определенных приемов, отношений между общающимися лицами, информационный процесс, который основан на обратной связи. Для допрашиваемого наиболее важными являются первые слова следователя, их лексическое построение, а также внешний вид следователя и обращение к допрашиваемому по имени и отчеству. Иными словами, следователь не должен допустить ничего, что могло бы вызвать негативное отношение к нему со стороны допрашиваемого лица.

Значительный ущерб коммуникативному контакту зачастую наносится повышенным интересом следователя к уличающим, обвинительным доказательствам и его безразличие к смягчающим обстоятельствам.

Как было замечено ранее, законом запрещено  добиваться ооказаний путем угроз, насилия и других незаконных действий под страхом уголовного наказания, как и за принуждение к даче показаний путем применения угроз или других незаконных действий.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что лица, которые в ходе допроса  не давали правдивых показаний, часто  связывали этот факт с отрицательным  поведением следователя, его грубостью, необъективностью, а также безразличием к судьбе обвиняемого. Следователь должен твердо усвоить такое правило, что среди допрашиваемых им лиц нет и не может быть врагов.

После свободного рассказа допрашиваемого следователь должен приступить к детализирующей стадии допроса, суть которой составляют:

восполнение пробелов свободного рассказа допрашиваемого, уточнение неопределенностей  его высказываний и выяснение  противоречий в его рассказе;

оказание мнсмической помощи для  полного воспроизведения отдельных эпизодов события;

получение контрольных данных для  оценки и проверки показаний;

установление причин умышленного  замалчивания допрашиваемого об отдельных  событиях преступления;

изобличение ложных показаний;

оказание правомерного психического воздействия на допрашиваемое лицо для получения правдивых показаний.

Если следователь чувствует, что  допрашиваемое лицо каким-то образом  ему противодействует, то необходимо избрать тактику межличностного взаимодействия, суть которого состоит в:

выяснении мотивов такого противодействия;

вторичном уточнении деталей показаний;

анализе возможных причин появившихся  в показаниях противоречий;

изобличении ложности показаний, основанных на правомерном психическом воздействии.

В заключительной стадии допроса допрашиваемое лицо, ознакомившись со своими показаниями, расписывается на каждом листе протокола допроса.

 

 

3. Роль психолога при подтверждении показании на месте несовершеннолетними и малолетними

Одной из характерных  особенностей допроса несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого является впервые предусмотренная УПК РФ возможность участия в нем психолога.

При рассмотрении вопросов обязательного участия  психолога в допросе несовершеннолетнего  необходимо затронуть вопрос о том, каким образом должны быть установлены психическое расстройство и отставание в психическом развитии. Присутствие психолога при допросе несовершеннолетнего такого специалиста позволит обеспечить полноту допроса с помощью правильно сформулированных вопросов". Детский психолог как специалист, обладающий научными знаниями в области психологии детей и подростков и владеющий профессиональными практическими навыками общения с ними".  Рекомендуется приглашать психолога, на допрос умственно отсталых подростков, а также тех, которым "свойственны ярко выраженные индивидуально-психологические особенности (эмоционально-волевое недоразвитие или, напротив, интенсивное развитие интеллектуальных способностей, чрезмерная импульсивность, заметное преобладание процессов возбуждения над процессами торможения и т.д.)".

4. Социальные  нормы, их структура и виды, общая характеристика

Социальные нормы регулируют человеческие действия в отношениях между людьми.

Социальные нормы включают в  себя обычаи, мораль и право. Все  социальные нормы, исходя из принятых в обществе оценок, требуют либо воздержания от определенных поступков, либо совершения каких-то активных действий.

Обычаи (традиции) влияют на организацию поведения представителей определенных этнических и религиозных групп; мораль – принятые в обществе нормы нравственного поведения (например, христианские заповеди, правила рыцарской чести, культуры поведения), которые могут приводить субъекта не к юридической ответственности, а только к общественному порицанию. И, наконец, право – это принятые в обществе законы поведения, требующие воздержания от действий, наносящих отдельным лицам, группам лиц или государству в целом различные виды ущерба, или совершения необходимых действий в определенных условиях как выполнение гражданского долга.

 

5. Психологические особенности очной ставки

Очная ставка - следственное действие по одновременному допросу двух лиц, ранее допрошенных, с целью устранения противоречий, которые имеются в их показаниях. Обладая всеми чертами допроса, очная ставка весьма специфична не только в процессуально-тактическом, но и в психологическом отношении. С точки зрения психологии очная ставка - это специфическое психическое общение, которое развивается между тремя лицами. Именно это и служит основанием для самостоятельного рассмотрения данного следственного действия в юридической психологии

Характерной психологической особенностью очной ставки является необходимость  постоянного, неотрывного наблюдения следователя за допрашиваемыми. Наблюдение осуществляется и при проведении других следственных действий, но во время очной ставки оно должно вестись непрерывно, на всем протяжении этого действия, чтобы исключить всякий бесконтрольный контакт между допрашиваемыми (в том числе обмен информацией).

Психологические особенности очной  ставки: 
 
1) повышенный динамизм (быстрое разворачивание событий); 
 
2) участник очной ставки, ранее дававший заведомо ложные показании, испытывает большое эмоциональное напряжение, вызванное страхом перед разоблачением, стыдом в связи с уличением во лжи; участник очной ставки, изобличающий другого во лжи, тоже испытывает негативные эмоциональные стояния, которые могут вызываться гневом, негодованием, страхом, жалостью и т.п.; 
 
3) острота межличностного конфликтного взаимодействия (может привести к вербальной перепалке между участниками и даже попытке воздействия друг на друга); 
 
4) проводится в специфической психологической атмосфере, поскольку оказывается психологическое воздействие на участников2
 
При проведении очной ставки следователь должен уделять особое внимание невербальным проявлениям участников следственного действия, поскольку при помощи жестов может передаваться значимая для дела информации. 
 
В связи с этим подготовка следователя к проведению очной ставки включает в себя следующие компоненты: 
 
1) изучение ранее данных показаний участников очной ставки; 
 
2) выделение существенных противоречий, обдумывание примерной причины их возникновения; 
 
3) изучение личности участников и характера их взаимоотношений; 
 
4) составление плана проведения очной ставки, определение последовательности формулировки вопросов к участникам следственного действия; 
 
5) определение времени и места проведения очной ставки; 
 
6) определение состава участников (могут быть приглашены переводчик, оперуполномоченный, защитник, врач, психолог и др.); 
 
7) систематизирование вещественных доказательств, которые могут быть предъявлены участникам очной ставки; 
 
8) подготовка технических средств для фиксации хода и результатов очной ставки; 
 
9) обдумывание возможной тактики поведения участников.

Информация о работе Шпаргалка по "Юридической психологии"