Шпаргалка по "Юридической психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 22:18, шпаргалка

Описание работы

Предмет и задачи юридической психологии.
Юридическая психология - одна из отраслей общей психологии. Объектом изучения психологической науки являются общие закономерности сознания и поведения человека как субъекта деятельности. Психические процессы и свойства личности специфически проявляются и формируются в различных видах деятельности, в связи с чем выделяются прикладные отрасли психологии, исследующие соответствующие теоретические и практические проблемы поведения человека (педагогические, социальной психологии, психологии труда, патопсихологии и др.).

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 743.50 Кб (Скачать файл)

 

? 25. Позитивные и негативные аспекты эмоций и чувств в юридической практике.

Деятельность работников юридического труда нередко протекает  в условиях высокого нервного напряжения. Поэтому юристу необходимо уметь  управлять своими эмоциями и чувствами  в целях сохранения работоспособности  в любых условиях.

Эмоции и чувства отличаются большим разнообразием. Все они подразделяются на две группы: активизирующие деятельность – стенические и подавляющие, угнетающие жизнедеятельность – астенические. Однако одно и то же чувство или эмоция могут в зависимости от обстоятельств активизировать или подавлять деятельность человека. Например, радость, вызванная поощрением руководителя, у одного сотрудника юридического труда является стимулом к дальнейшей добросовестной работе, а на другого действует демобилизующе, мешает сосредоточиться на расследовании конкретного уголовного дела. Влияние эмоций и чувств на жизнедеятельность человека нельзя не учитывать в воспитательной работе с сотрудниками правоприменительных и правоохранительных органов.

Настроение – это самое  распространенное эмоциональное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью, значительной длительностью, неясностью и «безотчетностью» переживаний.

Юрист-практик должен уметь  управлять своим настроением  и, если нужно, создавать определенное настроение у объекта воздействия. Для этого ему надо знать причину и обстоятельства, которые вызывают настроение.

Аффект – эмоциональное  переживание, протекающее с большой  и резко выраженной интенсивностью. Особенности аффекта: а) бурное внешнее  проявление; б) кратковременность; в) безотчетность поведения человека во время эффекта; г) диффузность переживания (аффект захватывает личность целиком, ее ум, чувства и волю).

Работник юридического труда  должен знать, что в принципе любые  эмоции могут в зависимости от обстоятельств усиливаться и доходить до аффекта.

Эстетические чувства  возникают у людей в результате переживания красоты или безобразия воспринимаемых объектов, будь то явления  природы, произведения искусства или  люди, а также их поступки и действия. В основе эстетических чувств лежит врожденная потребность человека в эстетическом переживании. Постоянно сопровождая человеческую деятельность, эстетические чувства становятся активными двигателями человеческого поведения.

В деятельности юриста эстетические чувства играют своеобразную роль катализаторов поведения. Особенно большое значение они приобретают для коммуникативной деятельности: человек, способный откликнуться на эстетические переживания собеседника, как правило, приобретает авторитет и уважение.

Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе осуществления гностической и исследовательской деятельности. Из всего многообразия интеллектуальных чувств основными считаются чувство ясности или нечеткости мысли, удивления, недоумения, догадки, уверенности в знании, сомнения.

Интеллектуальные чувства, обладая движущей силой человеческого  познания, усиливают породившие их потребности к познанию, стимулируют  эмоции человека*.

Если профессиональная деятельность протекает успешно, в эмоциональной сфере работника юридического труда создается состояние эйфории (повышенная оживленность, разговорчивость), начинают преобладать положительные эмоции. И наоборот, в случае неудачи у него появляются неуверенность, боязнь, тревога и иногда даже страх. Все это дезорганизует поведение молодого специалиста-юриста. У опытных работников юридического труда, в совершенстве владеющих своей профессией, такого, как правило, не происходит.

 

 

 

 

 

 

 

? 26.  Идентификация личности как психологическая процедура.

 

Идентификация - бессознательный перенос  на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя. У детей - это простейший механизм усвоения норм социального поведения и  этических ценностей. Так, мальчик  бессознательно старается походить на отца и тем самым заслужить его любовь и уважение. Благодаря идентификации достигается также символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом [338]. В расширенном толковании идентификация - неосознаваемое следование образцам, идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.

Понятие «идентификация» ввёл австрийский невропатолог, психиатр и психолог Зигмунд Фрейд.

В современной психологии это понятие  охватывает следующие пересекающиеся области психической реальности [3]:

1. Ситуативное уподобление (как  правило, неосознанное) себя значимому  другому (напр., родителю) как образцу  на основании эмоциональной связи  с ним. Посредством механизма  идентификации с раннего детства  у ребенка начинают формироваться многие черты личности и поведенческие стереотипы, половая идентичность и ценностные ориентации. Ситуативная идентификация часто имеет место во время детской ролевой игры.

2. Устойчивое отождествление себя  со значимым другим, стремление  быть похожим на него. Различают первичную и вторичную идентификацию. Первичная идентификация — это идентификация ребенка (младенца) сначала с матерью, затем с родителем, пол которого ребенок признает своим (половая идентификация). Вторичная идентификация — это идентификация в более позднем возрасте с людьми, не являющимися родителями.

3. Механизм психологической защиты, заключающейся в бессознательном  уподоблении объекту, вызывающему  страх или тревогу.

4. Идентификация групповая —  устойчивое отождествление себя  с к.-л. (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и системы ценностей, осознание себя членом этой группы или общности.

Синонимами понятия «идентификация личности» являются «аутоидентификация», «самоидентификация».

Таким образом, идентификация (аутоидентификация) - психологический процесс самоотождествления, формирования идентичности, т. е. идентичность можно рассматривать как результат действия механизма идентификации

 

? 27. Общая характеристика судебного процесса по гражданским делам

 

 

Уголовное право  регулирует поведение граждан и  его соблюдение обеспечивается государством. Гражданские дела подпадают под  гражданский кодекс, который регулирует отношения между гражданами или  сторонами-частными лицами. Судебный процесс  по гражданским делам  разбирает конфликт между сторонами-частными лицами с участием государства, создавая форум для разрешения конфликта. Это может быть слушание перед судьей либо суд с присяжными.

При разбирательстве  гражданских дел следователи  могут быть вызваны повесткой в суд и обязаны дать там показания. Они должны давать показания устно, если только суд не освобождает их от этого, они должны отвечать на вопросы как можно лучше, используя все свои знания. Гражданские дела обычно решаются на основе критерия «доказанности в силу наличия более веских доказательств», который намного мягче критерия «доказанности при отсутствии обоснованного сомнения», применимого в уголовных делах.

Судебный процесс  по гражданским делам является частью системы сдерживающих и уравновешивающих сил. Он предоставляет механизм, позволяющий гражданам отстаивать свои права перед судом.

 

 

28. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства).

Индивидуально-психологическими особенностями  называются своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, способностях, чувствах и эмоциях, а также проявление воли. Они образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения. Они связаны со всеми психическими процессами: мотивационно-потребностными, познавательными, эмоционально-волевыми. Считается, что темперамент и характер обозначают динамические и содержательные аспекты поведения, эмоционально-волевая устойчивость личности являются составной частью характера человека, а способности – это такие особенности личности, которые являются условием выполнения той или иной продуктивной деятельности.

характеристики четырех типов  темперамента. 
 
Холерик. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью отдаваться делу, увлечься им. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное настроение, и они нечего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности. 
 
Сангвиник. Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Он обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных ему дел. В противном случае он становится вялым, скучным, отвлекается. 
 
Флегматик. Он солиден, не тратит понапрасну сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Недостатками флегматика являются его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.п.  
 
Меланхолик. Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Он часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические расстройства. 
 
От темперамента зависят такие свойства, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. 
 
В чистом виде указанные четыре типа темперамента встречаются крайне редко, так как различные свойства нервной системы человека в их разнообразных сочетаниях определяют большое количество промежуточных типов. Таким образом, при анализе индивидуально-психологических особенностей личности требуется установить степень преобладания тех или иных характеристик традиционно выделяемых четырех типов темперамента.

Характер проявляется  в деятельности, общении, в манере поведения человека. В нем выражается отношение субъекта к явлениям общественно-трудовой, личной жизни в различных ситуациях, в которых субъект проявляет себя в целом как личность. Эти отношения формируют индивидуальный стиль поведения.

Характер в  отличие от темперамента обусловлен не только свойствами нервной системы, наследственными факторами, но он также формируется и в условиях активного воздействия на человека социально-культурной среды, зависит от воспитания, общественных, межличностных отношений, в которые он вовлечен и в которых активно участвует.

Существуют  различные подходы к описанию, классификации свойств, черт характера. Условно их можно сгруппировать  следующим образом.

Черты, в которых  отражается отношение человека к  другим людям (к родным, близким, знакомым и незнакомым, к лицам противоположного пола, к людям, которые к нему относятся хорошо или настроены враждебно).

Черты, в которых  проявляется отношение человека к самому себе (к своему социальному  статусу, своей внешности, собственному здоровью и т.п.). Они тесно переплетаются с чертами характера, проявляющимися в отношениях с людьми.

Черты, выражающие отношение к делу, работе, служебной, профессиональной деятельности (трудолюбие, добросовестность, аккуратность, леность, безответственность и т.п.). Эти черты характера влияют на авторитет, социальный престиж человека. Среди них необходимо также выделить черты характера, выражающие отношение к дисциплине, правопорядку: исполнительность, пунктуальность.

Черты, в которых  отражается отношение к вещам, материальному благополучию (щедрость, жадность, корыстолюбие, бережливость и некоторые другие).

В характере  человека проявляются его потребности, интересы, убеждения, мировоззрение. По отдельным свойствам характера  иногда можно определить, что именно доминирует в структуре ценностей человека: духовные или материальные, узкокорыстные потребности, интересы; имеют ли общественно-полезную направленность его убеждения, мировоззрение или в их основе лежат стяжательство, стремление к обогащению любыми средствами вплоть до нарушения нравственно-этических или уголовно-правовых норм.

 

 

29. Психология обыска и выемки

Обыск – следственное действие по отысканию и принудительному  изъятию скрываемых предметов и  документов, имеющих доказательственное значение для раскрытия преступления. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом обыск относится к числу неотложных следственных действий.  
 
В процессе обыска следователь и другие должностные лица обследуют жилища, постройки, участки местности, одежду (а в случае необходимости и тело человека).  
 
В постановлении следователя о производстве обыска указывается, в связи с чем и где будет проводиться обыск, какие предметы и документы подлежат изъятию. В постановлении (поскольку оно предъявляется обыскиваемому лицу) не должно быть данных, оглашение которых может помешать дальнейшему ходу следствия.  
 
Основной психологической особенностью данного следственного действия являются отыскание скрываемых объектов, совершение действий, принудительных по отношению к обыскиваемому лицу. Принудительный характер обыска, поисковые трудности обусловливают повышенное психическое напряжение участников обыска, особую психологизированность данного следственного действия.  
 
^ В психической деятельности обыскиваемого интенсивно функционируют защитные механизмы. Обыскиваемый может проявлять общительность и замкнутость, сдержанность и показную откровенность, высокомерие и агрессивность, но во всех случаях он находится под давлением определенных персерверирующих (навязчивых) образов.  
 
Скрываемое жизненно значимое событие, страх перед изобличением, возможностью ареста, суда, конфискации имущества создают в сознании обыскиваемого «очаг аффектации», функционально перестраивающий всю психическую деятельность обыскиваемого лица, дезорганизующий психическую деятельность индивида. Спонтанно формируются защитные механизмы. На этом фоне четкие, уверенные действия следователя, в которых обнаруживается его осведомленность о предыдущих действиях обыскиваемого, могут вызвать как чистосердечное признание и добровольную выдачу искомого, так и крайнюю агрессивность.  
 
В проведении обыска выделяются четыре стадии: подготовительная, обзорная, детальная и заключительная.  
 
Успешная подготовка к обыску предполагает прежде всего получение максимальной информации (как из процессуальных, так и непроцессуальных источников) не только о предметах отыскания и возможных местах их сокрытия, но и об индивидуальных особенностях обыскиваемого лица.  
 
При обыске следователь должен осуществлять поиск тактически действенным способом, постоянно влияя на обыскиваемое лицо. В ряде случаев добровольная выдача искомого происходит не в ответ на предложение следователя о добровольной выдаче искомого, а в ответ на его правильно осуществляемые поисковые действия. Следователю целесообразно как можно шире использовать все то, что может ассоциироваться у обыскиваемого с предметом сокрытия и способами сокрытия. Существенное значение имеют различные вопросы, суждения и действия, допускающие их многозначное толкование. (Известен случай, когда взгляды следователя на тайник привели к добровольной выдаче спрятанного там оружия.)  
 
Нередко обыск проводится после допроса. Предполагая возможность обыска, следователь уже при допросе обращает особое внимание на все то, в чем «вязнет» допрашиваемое лицо, проявляет обостренные реакции.

Информация о работе Шпаргалка по "Юридической психологии"