Шпаргалка по "Юридической психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 22:18, шпаргалка

Описание работы

Предмет и задачи юридической психологии.
Юридическая психология - одна из отраслей общей психологии. Объектом изучения психологической науки являются общие закономерности сознания и поведения человека как субъекта деятельности. Психические процессы и свойства личности специфически проявляются и формируются в различных видах деятельности, в связи с чем выделяются прикладные отрасли психологии, исследующие соответствующие теоретические и практические проблемы поведения человека (педагогические, социальной психологии, психологии труда, патопсихологии и др.).

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 743.50 Кб (Скачать файл)

Выемка – изъятие  у отдельных граждан, а также  предприятий, учреждений и организаций  предметов и заранее известных  документов, имеющих значение для  уголовного дела.  
 
В отличие от обыска выемка осуществляется в отношении конкретных, заранее известных объектов, когда точно известно, где и у кого они находятся.  
 
^ Фактическое основание для выемки – данные, позволяющие установить индивидуальные признаки предмета, подлежащего изъятию, и место его нахождения, которые могут быть получены как процессуальным, так и непроцессуальным путем (информация от общественных организаций, сведения от органов дознания).  
 
^ Формальное основание для выемки – постановление, в котором должно быть указано, у кого предстоит произвести выемку, в связи с чем, наименование и индивидуальные признаки объекта, подлежащего изъятию, место его нахождения, а также какое значение изымаемые предметы и документы имеют для дела. Санкция прокурора для выемки не требуется, за исключением изъятия почтово-телеграфной корреспонденции и документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной.  
 
При выемке присутствуют те же лица, что и при обыске: понятые и лицо, у которого проводится выемка, или совершеннолетние члены его семьи (а при отсутствии таковых – представитель жилищно-эксплуатационной организации). Выемка (или обыск) в помещениях, занятых учреждениями, предприятиями, организациями, проводится в присутствии представителя данного учреждения, предприятия, организации.  
 
Особое требование предъявляется к выбору понятых, которые могут участвовать в осмотре и выемке почтово-телеграфной корреспонденции: они должны быть приглашены лишь из числа работников почтово-телеграфных учреждений – это одна из гарантий сохранения тайны переписки.  
 
Во многих случаях выемка связана с необходимостью квалифицированного отбора нужных документов. Для этого следователь вправе пригласить соответствующего специалиста, разъяснив его права и обязанности.  
 
Следователь обязан принять меры к тому, чтобы не были разглашены выявленные при выемке (обыске) обстоятельства интимной жизни лица, занимающего данное помещение. Понятые должны быть предупреждены о неразглашении фактов, ставших известными в ходе следственного действия.  
 
При выемке, как правило, нет необходимости в поисковых действиях, но при противодействии выемка может быть проведена принудительно. Если же подлежащие выемке предметы или документы заинтересованными лицами не выдаются или преднамеренно скрываются, то вместо выемки проводится обыск.  
 
Основной психологический фактор выемки – психическое воздействие на подозреваемого и обвиняемого, так как им становится известно, какие изобличающие их документы поступают в распоряжение следователя. Результаты выемки влияют на всю тактику предварительного следствия. В ряде случаев получение следователем изобличающих преступника документов является решающим актом предварительного следствия.

 

30. Психология личности подсудимого

Подсудимый - важный участник судебного  разбирательства; лицо, судят Совершение подсудимым преступления - это версия обвинения Здесь целесообразно напомнить о презумпции невиновности Лицо считается не в виновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовно ¬ му наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена ??обвинительным приговором суда (ст. 62 Конституции Укра ¬ ны) Пи д ходе судебного разбирательства нельзя ставить знак равенства между подсудимым и преступником В суде может и должна проверяться версия не ¬ виновности пидсудногудного. Поведение подсудимого в суде обусловлена ??его индивидуально-психологическими особенностями, отношением к предъявленному обвину ¬ вачення, оценке собственных действий (противоправных, аморальных, правомерных) Важное с значение в плане поведения имеют прошлый социальный опыт, пребывания в следственном изоляторе, наличие судимостей и т.д. Поведин ¬ ка подсудимого на суде связано с позицией, избираемый им Обран ¬ ния п озиции обусловлено множеством факторов, среди которых важное значение имеют: 1) правосознание подсудимого, 2) влияние условий жизни и воспитания; 3) степень доказанности вины; 4) реальность наказания за совершенное д ияння Психическая деятельность подсудимого зависит от процессуальной роли в суде, заинтересованности в исходе дела Поэтому поведение под суд ¬ ного и избрание им соответствующих позиций обусловленной господством ям оборон ¬ ной (защитной) доминанты (очаг возбуждения, что придает поведению той или иной направленности) Поведение подсудимого в суде является изменчивой С бо-ку подсудимого может проявляться как активность, так и п асивнисть В про ¬ процессе судебного следствия типичными позициями подсудимого естьдного є: 1) отказ от общений (отказ от дачи показаний); 2) изменение позиции, которой подсудимый следовал ранее на досудебной- м следствии (заявления о том, что к нему применялись методы недо- Зволен влияния, показания получены под принуждением); 3) стабильное отрицание вины; 4) признание вины и раскаяние в совершенном преступлении (признание вины может характеризоваться и самооговора по разным мотивам) Интересы подсудимого диктуют необходимость активно осуществлять свое право на защиту в случае отказа подсудимого от общения (по ¬ уведомление любой информации) суду необходимо выяснить причину такого й отказа (психологическое состояние личности, заговор с соучастниками, осознание доказанности вины). Суду следует учитывать то, что подсудимый находится в определенном пси ¬ хичному состоянии Чаще всего речь идет о таких состояниях: 1) фрустрация, когда подсудимый не видит выхода из сложившейся стекла ¬ лась, у него имеющиеся трудности, препятствия, возникшие на пути к достижению цели (объективные или такие, которые воспринимаются субъективно) В В психологии различают: фрустратор-причину, которая вызывает такое состояние; фрустрационная ситуацию, фрустрационной реакцию Состояние фрустрации может внешне проявляться в отказе от общения, отчаянии, демонс трации безысходности Неотъемлемое право подсудимого - последнее слово Суд не вправе ограничивать продолжительность последнего слова подсудимого определенным временем (в 319 УПК России) время в некоторых случаях подсудимый не может произнести своей речи Это связано с его психическим состояниемстаном; 2) страх как эмоция, возникающая у подсудимого при угрозе его ис ¬ ния, изменении жизнедеятельности, наказанию (источник опасности может быть действительным или мнимым) У подсудимого могут проявляться различные виды стра аху (тревога, страх, испуг, фобии, страх и т.д.); 3) стресс у подсудимого возникает в ответ на различные экстремальные воздействия Стресс охватывает широкий круг психологических состояний человека В психологии различают физиологический и психологический (последний подиляеть ься на ин ¬ формационный и эмоциональный) стрессы Возникновению состояния стресса у подсудимого могут способствовать различные причины: сообщение новой информации на судебном заседании теми или иными участниками; неадекватная поведение других участ ¬ ников, реакция присутствующих в зале, обращение к подсудимому и др.ін. Возникновение у подсудимого психических состояний связано со степенью влияния на него в суде, уровнем его толерантности (устойчивости к реагирует ¬ ния на какой-либо неблагоприятный фактор) Психологическое воздействие на п подсудимого производят сама процедура судебного заседания, реагирует ¬ ния присутствующих на его слова, ответы, действия, поведение Выдающийся юрист А Кони писал, что подсудимый почти никогда не находится в спо ¬ Спокойная в состоянии Естественное волнение после долгих, тяжелых недель и месяцев ожидания Страх перед приговором, стыд за себя и близких и раздражающее чувство выставления «напоказ» перед холодно-любопытными взглядами публ Ики - все это удручающим или болезненно возбуждающим образом действует на сидящего на скамье подсудимыхсудних .

 

31. Правовая психология  и социализация личности

 

Правовая психология — раздел юридической психологии, изучающий психологические особенности отражения правозначимых явлений в сознании общества, отдельных социальных групп и индивидов, интернализацию (присвоение) личностью правозначимых ценностей, социально-психологические аспекты эффективного правотворчества, правовой социализации личности, формирование и функционирование правосознания, психологические условия правоисполнительного поведения.

Усвоение людьми законов, правовых знаний и требований, определяющих меру должного поведения, осознание своих прав и социально приемлемых способов их реализации, а также понимание сложных правовых взаимоотношений между различными людьми, их группами и социальными институтами осуществляется в процессе правовой социализации. Этот процесс сопровождает развитие человека в обществе, которым создаются специальные условия для адекватного восприятия отдельным индивидом правовых ценностей, норм, санкций, ролевых предписаний и их перевода в личные поведенческие регуляторные механизмы [2, с. 39] .

Первоначальное знакомство человека с существующей в обществе правовой культурой происходит еще в раннем возрасте. Детские ролевые игры способствуют формированию понятий о функциях права и его представителях. Средства массовой информации, беседы со взрослыми, чтение книг становятся источниками знания о правовых ценностях и стандартах нормативного поведения. Возникшая в детстве индивидуальная правовая картина мира с возрастом значительно обогащается и уточняется в связи с усложнением форм деятельности (учеба, труд), расширением круга общения человека, реализацией им попыток самоактуализации и самореализации. Важнейшими институтами социализации при взрослении человека выступают семья, школа, референтные группы сверстников, трудовые коллективы. При этом основными механизмами формирования правосознания, согласно точке зрения профессора В.М. Позднякова [3, с. 13], являются:

  • ·        идентификация — отождествление индивида с другим человеком, в результате которого происходит воспроизведение поведения, мыслей и чувств другого лица;
  • ·        внушение — особый вид эмоционально-волевого, целенаправленного, но неаргументированного воздействия одного человека на другого или группу людей;
  • ·        заражение — бессознательная подверженность индивида определенным психологическим состояниям, связанным с некритическим принятием какой-либо информации или чувств;
  • ·        подражание — способ воздействия людей друг на друга, в результате которого осуществляется неосознанное воспроизведение личностных черт и поведенческих паттернов;
  • ·        убеждение — метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению для формирования определенных взглядов и мировоззрения в целом.

Итогом правовой социализации личности является возникновение индивидуального правосознания — системы знаний, оценок и представлений о правопорядке общества, а также установок правоисполнительного поведения. Правосознание — ориентировочная основа правозначимых действий — определяет поведение человека в сфере наиболее существенных социальных отношений.  Оно обусловлено уровнем личностно-гражданской зрелости, определяется характером и объемом полученного правового опыта, т.е. зависит от степени освоения доминирующей правовой культуры общества и субкультур конкретных социальных групп, в которые включен человек.

            В развитой правовой культуре  следует выделять три взаимосвязанных  звена:

            1)  правовая просвещенность (компетентность);

            2) позитивное психологическое отношение  к праву (согласие с ним);

            3)включение в потребностно-мотивационную  подсистему личности собственных  ценностных ориентаций, которые  и выражаются в правомерном  поведении [4, с. 57] .

Правосознание играет регулирующую роль в процессе правореализации при разрешении конкретных юридических дел, принятии правоприменительных актов и всех видов конкретных юридических решений. Здесь действует профессиональное правосознание юриста.

Оценка результатов деятельности и любого решения в правовой сфере также производится с помощью такого инструмента (механизма), как правовое сознание. Результатом оценки является признание поведения (деятельности) правомерным или противоправным, а если противоправное поведение совершается специальным субъектом — должностным лицом, работником правоохранительных органов на службе или в связи со службой, — нарушением законности.

Юристу должно быть присуще устойчивое положительное отношение к праву и практике его применения, что означает максимально высокую степень согласия с правовой нормой (с законодателем), понимание полезности, необходимости и справедливости ее применения, привычку соблюдать закон. Особенности правового разума и правовых чувств выражаются также в профессиональном усмотрении, являющемся источником предложений по совершенствованию правового регулирования, снятию или нейтрализации противоречий, которые возникают в процессе применения правовых норм. Интенсивность, степень выраженности, острота проявления правовых знаний, правовых установок и ценностных ориентации отличают профессиональное правосознание юристов от правового сознания остальных членов общества.

Таким образом, правовое сознание как органическая составная часть правотворческой и правореализующей деятельности выполняет роль механизма и условия эффективности функционирования правовых норм

 

  1. Психологические предпосылки преступного поведения

 

Одной из распространенных психологических  предпосылок преступного поведения  является отчуждение личности

Психолого-криминологические исследования свидетельствуют о том, что значительная часть преступников находится на определенной социально-психологической дистанции от общества и его нравственно-правовых ценностей. Они отчуждены и от общества в целом, и от малых групп (семья, трудовой коллектив, друзья и т. д.) или существенно ослабили связи с ними. В психологическом плане отчуждение представляет собой как бы уход человека из межличностного взаимодействия, который имеет существенные психологические и социальные последствия, в том числе и криминогенного характера.

Исследователи выделяют следующие аспекты отчуждения личности, значимые для понимания социально-психологических, причин преступного поведения.

1) Отчуждение затрудняет усвоение  человеком социальных норм, регулирующих  поведение. Поскольку эти нормы  не усвоены личностью, не стали  составной частью ее внутреннего мира, они являются для нее "чужими", не обязательными для исполнения. Не случайно многие преступники не понимают, за что, собственно, их наказали, хотя знают, какой закон нарушили. Отсюда их несогласие с наказанием, что резко снижает его воспитательное воздействие.

2) Отчуждение личности в раннем  детском возрасте вследствие  невыполнения семьей своей основной  функции - включения ребенка в  структуру общества посредством  интернализации им нравственно-правовых  норм по механизму подражания родителям - может заложить основы асоциальной личности, изолированной от социально-позитивной микросреды - семьи, учебных и трудовых коллективов, других малых групп. При отсутствии компенсирующего воспитания это может привести к дезадаптивному противоправному поведению, во многом провоцируя рецидив преступлений.

3) Отчуждение личности может  приводить к формированию у  нее устойчивой антисоциальной  установки, проявляемой в негативном  или даже враждебном отношении  к среде, что по механизму  проекции способно провоцировать у таких лиц агрессивное поведение.

4) Отчуждение человека, изоляция  от социально-позитивной микросреды  побуждает его к поиску микросреды, где он мог бы найти признание  и поддержку. Такой микросредой  являются группы антиобщественной  направленности, состоящие из таких же отчужденных и дезадаптированных личностей. Длительное нахождение в таких группах приводит к криминализации личности с последующей ее деградацией.

Информация о работе Шпаргалка по "Юридической психологии"