Развитие самооценки и детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Я выбрала данную тему курсовой работы потому, что меня очень заинтересовало то, каким образом развивается самосознание у детей дошкольного возраста, как, по каким критериям они начинают себя оценивать, свою деятельность. Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.
Вопросы ее онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э.Эриксона, К.Роджерса и других психологов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ …..4
§ 1.1 Теоретические подходы к проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной науке…… 5
§1.2 Понятие Самооценки, ее сущность и виды………………………………...8
§1.3 Этапы развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.....1
2. СТАРШИЙ ДОШОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ АК ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ…1
§2.1 Особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием…3
§2.2 Психолого-педагогическая характеристика личности старшего дошкольника…4
§2.3 Самооценка у детей старшего дошкольного возраста как предмет психолого-педагогических исследований…1
3.ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ АДЕВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…1
§3.1 Влияние семейного воспитания на самооценку детей старшего дошкольного возраста…
§3.2 Роль педагога в развитии самооценки детей старшего дошкольного возраста……
§3.3 Основные пути формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста…
4.ЭКСПЕРИМАНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ……..
§4.1Организационные основы экспериментального исследования…………….
§4.2 Результаты экспериментального исследования уровня развития самооценки………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 44
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………. 46
Приложение 1……………………………………………………………. 46
Приложение 2……………………………………………………………… 47
Приложение 3………………………………………………………………..
Приложение 4………………………………………………………………….
Приложение 5……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Кудина Катя.docx

— 140.57 Кб (Скачать файл)

 

Широкое распространение  феномена оценки в образовательном  процессе школы послужило причиной того, что оценивание учителем результатов  учебной деятельности учащихся и  самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельное направление. Целью оценочной деятельности является контроль успеваемости учащихся и формирования у них адекватной самооценки.

 

Таким образом, влияние педагога на формирование самооценки школьников, несомненно. Организуя учебную работу, учитель должен соотносить достигаемые  детьми результаты не только с их умственными  способностями, но и с самооценкой  ребёнка, его собственными представления  о характере и уровне реализации своих возможностей в различных  учебных ситуациях. От этих воззрений  зависит большая или меньшая  уверенность ученика в своих  силах, осознание результата как  успеха или неуспеха, отношение к  допущенным ошибкам. Выбор для решения  задачи в зависимости от степени  её трудности и ряд других важнейших  моментов учебной деятельности, в  которых выражаются уже не умственные способности сами по себе, а личностный фактор, влияющий на формирование адекватной самооценки младшего школьника.

 

Как утверждает И.Ю. Кулагина, самооценка не является постоянной. Она  меняется в зависимости от обстоятельств. В настоящее время существует множество способов повышения самооценки детей младшего школьного возраста. Подробнее пути формирования адекватной самооценки младшего школьника будут рассмотрены в следующем параграфе.

2.3 Основные пути формирования  самооценки младшего школьника

 

 

 

Самооценка оказывает  существенное влияние на эффективность  деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в  себе, позволяет успешно ставить  и достигать целей в карьере, личной жизни, творчестве, придаёт такие  полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации  к условиям различных социумов.[30;7]

 

Как отмечает Б.Г. Ананьев, самооценка является наиболее сложным продуктом  развития сознательной деятельности ребёнка. Первоначально оценка себя и своих  поступков является прямым выражением оценки других лиц, руководящих развитием: родителей, знакомых, педагогов. По существу, такая форма отношения к себе не является еще самооценкой.[2;47]

 

Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и  самоконтролем. Игра, занятия, общение  постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуацию, когда он должен как-то отнестись  к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять  те или иные качества личности. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора:

 

- отношение окружающих (в  младшем школьном возрасте, в  частности, семьи и педагогов);

 

- осознание самим ребёнком  особенностей своей деятельности, её хода и результатов.[4;37]

 

В каждом возрастном периоде  на формирование самооценки преимущественно  влияет та деятельность, которая в  этом возрасте является ведущей. В младшем  школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от её хода и зависит в решающей степени  формирование самооценки ребёнка, она  прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.[17;74]

 

Исследования психологов Б.Г. Ананьева, Н.Е. Анкудиновой, В.А. Горбачёвой, А.И. Сильвестра показывают, что относительная  верность оценки себя и сверстников  определяется направлением и стилем работы учителя, глубоким знанием педагогом  как жизни класса, межличностных  отношений в нём, так и индивидуальных особенностей и возможностей каждого  учащегося. Важную роль при этом играет владение навыками педагогического  общения, умелое использование ориентирующих  и стимулирующих функций педагогической оценки.[18;21]

 

Положительные результаты в  формировании самооценки неуверенных  в себе школьников достигаются, когда  педагоги идут путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха, не скупятся на похвалу, проявление эмоциональной поддержки. Это способствует укреплению уверенности школьников в своих силах, самоуважению. Работа педагогов по формированию самооценки в конкретных видах деятельности (игре, рисовании, чтении стихов) тесно переплетается с работой по улучшению общего эмоционального самочувствия этих детей в классе, изменению их положения в системе личных отношений.[10;28]

 

Работа в направлении  изменения отношений со сверстниками, по мнению Е.И. Тихомировой, является сложной  и длительной, требует большого педагогического  такта, гибкости, изобретательности, постепенности. Значительных успехов добиваются педагоги-мастера, когда работу по формированию самооценки осуществляют в разные режимные моменты  и в разных видах деятельности. Правильная организация образовательного процесса, умелое использование «ориентирующих»  и «стимулирующих» функций педагогической оценки способствуют формированию самооценки младших школьников в педагогически  целесообразном направлении и одновременно создают благоприятные условия  для развития личности, способностей, умений учащихся.[27;37]

 

Учитель для формирования у младшего школьника адекватной самооценки может задействовать  различные источники и механизмы. И, в первую очередь, это обратные связи со стороны других людей  – те мнения, отношения и оценки, которые другие люди дают ребёнку. Они  могут быть в виде позитивных или  негативных слов, в виде ласкового  касания или лёгкого удара. Другими  словами, направленные ребёнку слова, взгляды, жесты, движения, интонации  – всё это обратная связь. Ребёнок  впитывает, присваивает, интериоризирует эти обратные связи. Используя их, он строит свою самооценку. Если обратные связи позитивны, то они обеспечивают формирование высокой самооценки, если негативны – низкой.[30;61]

 

Работая над формированием  уверенной в себе личности, педагогу также важно учитывать два  принципа:

 

- принцип меры;

 

- принцип системы.

 

В основе принципа меры лежит  тот факт, что любое личностное качество хорошо в определённой степени  развития. Его несоблюдение чревато  появлением у учащегося самомнения, некритичности к себе. В таком случае он видит только свои достоинства, не замечая недостатков и, как следствие, не считает нужным работать над самосовершенствованием. Он считает, что всегда и во всём должен быть первым, что физически невозможно. Это противоречие злит ребёнка и причиняет ему страдания.[5;63]

 

Для того чтобы помочь детям  повысить самооценку, необходимо оказывать  им поддержку, проявлять искреннюю  заботу о них и как можно  чаще давать позитивную оценку их действиям  и поступкам.         Очень важным является обучение ребёнка  способам снятия мышечного и эмоционального напряжений. Чтобы помочь детям снизить  напряжение – и мышечное, и эмоциональное, – можно научить их выполнять  релаксационные упражнения.[19;76]     Кроме релаксационных игр, очень  полезными являются игры с песком, глиной, водой, рисование красками пальцами, ладошками.

 

Использование элементов  массажа и даже простое растирание тела ребёнка также способствуют снятию мышечного напряжения. Дети становятся успешными, когда они  оценивают себя положительно. Важно  предоставлять детям возможность  делать то, чем они могут гордиться. Незаменимы для повышения самооценки поощрения и совместные с детьми дела. Кроме этого, родителям нужно  самим быть уверенными в себе и  в своих успехах.

 

Возможность оценить себя положительно детям дают:

 

- игра;

 

- разнообразные действия  с предметами;

 

- исследование и экспериментирование;

 

- слушание музыки и  сказок;

 

- беседы о рассказанном, услышанном и прочитанном;

 

- возможность задавать  вопросы и делать выбор.[30;67]

 

Причем родители, по утверждению  М. Феннел, должны предоставлять подобные возможности ребёнку каждый день. Именно это позволит детям гордиться собой и даст им чувство успеха и уверенности в себе.                           Дети младшего школьного возраста очень любят играть. В игре они наблюдают, исследуют, открывают, оценивают и сравнивают то, что они знают и могут самостоятельно делать. Если взрослые поддерживают и поощряют их в игре, дети становятся более уверенными, у них повышается самооценка, то есть они учатся любить себя. Иногда дети предпочитают играть одни, иногда – в компании других детей и взрослых. И то, и другое важно. Обычно детям нравится самим выбирать игру, хотя идея игры может быть подсказана взрослыми или другим ребёнком, книгой, журналом или телепрограммой.        Ребёнок в игре перенимает что-то у человека, которому доверяет, который понимает, что он пытается сделать. Это понимание приходит в процессе наблюдения за детской игрой и осмысления интересов ребёнка. Часто у детей возникает потребность делать одно и то же снова и снова. Взрослым иногда бывает трудно понять эти повторяющиеся действия. Но наблюдения за ними помогут родителям подобрать ключ к разгадке интересов ребёнка и обеспечить детей в процессе игры тем, что им больше нравится.       Взрослый может быть идеальным партнёром по игре и показать, как может развиваться совместная игра. Пусть ребёнок будет лидером, а взрослый зеркально отражает его действия. Если взрослый станет играть заинтересованно, ребёнок будет чувствовать себя комфортно.      Также большое значение для повышения самооценки ребёнка и развития его уверенности в себе имеет предоставление ему возможности сделать выбор (игры или какой-либо другой деятельности). Рекомендуется создать ситуацию, в которой ребёнок может принять решение.[30;74]

 

Выбор помогает детям:

 

- почувствовать себя принимаемыми  и понимаемыми;

 

- развить положительное  отношение к себе;

 

- учиться выражать свой  выбор;

 

- понять важность умения  слушать и говорить.

 

Поддержать интерес к  игре и повысить самооценку ребёнка  помогает совместное изготовление игровых  пособий.

 

Также для повышения самооценки ребёнка родители и педагоги могут  использовать следующие приемы:

 

- как можно чаще называть  ребёнка по имени;

 

- хвалить ребёнка в  присутствии других детей;

 

- отмечать достижения  ребёнка на специально оформленных  стендах;

 

- избегать заданий, которые  выполняются за определённое  фиксированное время;

 

- не подгонять и торопить  ребёнка.[30;76]

 

По мнению Т.Е. Виленской, занятия физической культурой повышают не только функциональные возможности организма, умственную и физическую работоспособность, продуктивность учебного труда, но и эмоционально-волевую сферу школьника. Умелое использование средств физического воспитания благоприятствует развитию таких специфических интеллектуальных качеств, как практическое мышление, наблюдательность, находчивость, рассудительность. Это связано с тем, что правильно организованная двигательная деятельность требует от учащихся сосредоточенного внимания, выбора цели и способов действий, коррекции и оценки их результатов.[9;54]

 

Физические упражнения, выполняемые  в условиях коллективного взаимодействия учащихся, вооружают их опытом нравственных отношений, которые составляют основу формирования соответствующих морально-волевых  качеств. В процессе физического  воспитания создаются разнообразные  ситуации, в том числе конфликтные, в которых выявляются и изменяются отношения школьника к обществу, к людям, к самому себе. Регламентируемая установленными и добровольно принятыми  нормами и правилами, двигательная деятельность на фоне сильного эмоционального возбуждения приучает подчинять  личные интересы интересам коллектива, владеть собой, проявлять дисциплинированность, честность, смелость, решительность, бережное отношение к общественной собственности. Данная внутренняя борьба ребенка с  собственными желаниями только закаляет его и придает ему большей  уверенности в себе.[9;58]

 

Формирование в человеке адекватной самооценки требует от общества постоянного и сознательно организованного  совершенствования системы общественного  воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся  форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима  без опоры на научно-теоретическое  психологическое знание закономерностей  развития ребёнка в процессе онтогенеза, так как без опоры на такое  знание существует опасность возникновения манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.[30;12]

 

Следовательно, важно так  строить педагогический процесс, чтобы  учитель руководил деятельностью  ребёнка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных  и ответственных поступков. Педагог  может и обязан помочь растущему  человеку пройти этот всегда уникальный и самостоятельный путь морально-нравственного  и социального развития.

 

Целенаправленное формирование личности человека, как утверждает К.О. Казанская, предполагает её проектирование, но не на основе общего для всех людей  шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим  его конкретные физиологические  и психологические особенности, такие как: самооценка, темперамент, уровень тревожности, уровень притязаний.[16;49]

 

При этом особое значение приобретает  учёт внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Включение ребёнка в  организованную взрослым деятельность, в процессе которой развёртываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать  в соответствии с нравственными  образцами, которые выступают в  качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения  детей со сверстниками и со взрослыми.

 

По мнению М. Феннел, иногда дети недооценивают свои достижения, хотя каждому есть, чем гордиться. Даже когда взрослые гордятся своими успехами, им часто бывает трудно это показать. Выражение лица, тон голоса, походка обычно сообщают окружающим о внутреннем состоянии человека. Поэтому гордость за свои успехи и достижения можно продемонстрировать ребёнку, выразительно рассказывая об этом, сопровождая свои слова мимикой и движениями.[30;87]

 

По данным Л. И. Божович, правильное формирование самооценки – это один из важнейших факторов развития личности ребёнка. Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих (взрослых и детей), а также собственной деятельности ребенка и собственной оценки ее результатов. Если ребёнок не умеет анализировать свою деятельность, а оценка со стороны окружающих меняется в отрицательном для него направлении, возникают острые аффективные переживания. При длительном сохранении такой ситуации эти отрицательные формы поведения фиксируются и становятся устойчивыми качествами личности. Л. И. Божович отмечает, что отрицательные качества личности возникают в ответ на потребность ребёнка избежать тяжелых аффективных переживаний, связанных с потерей уверенности в себе.[30;14]

 

Для поддержания планки на достойной высоте следует методически  заниматься формированием самооценки. Оценочная деятельность учителя  – основа для формирования самооценки у учащихся начальной школы. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное  отношение к ученику, веру в его  возможности, желание всеми способами  помочь ему учиться. Методическая сторона  сводится к применению в учебном  процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условия для  рефлексивной оценки учащихся своих  действий. Однако роль родителей в  формировании адекватной самооценки ребёнка  младшего школьного возраста не менее  важна, чем роль педагога, ведь то, что  человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей  жизни. В сущности, самооценка –  это первоначально присвоение ребёнком оценки родителей. Позже силу набирает стиль семейного воспитания, и  самооценка начинает дифференцироваться. На этом этапе детская самооценка зависит от особенностей семейной воспитательной политики.

Информация о работе Развитие самооценки и детей старшего дошкольного возраста