Развитие самооценки и детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Я выбрала данную тему курсовой работы потому, что меня очень заинтересовало то, каким образом развивается самосознание у детей дошкольного возраста, как, по каким критериям они начинают себя оценивать, свою деятельность. Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.
Вопросы ее онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э.Эриксона, К.Роджерса и других психологов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ …..4
§ 1.1 Теоретические подходы к проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной науке…… 5
§1.2 Понятие Самооценки, ее сущность и виды………………………………...8
§1.3 Этапы развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.....1
2. СТАРШИЙ ДОШОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ АК ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ…1
§2.1 Особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием…3
§2.2 Психолого-педагогическая характеристика личности старшего дошкольника…4
§2.3 Самооценка у детей старшего дошкольного возраста как предмет психолого-педагогических исследований…1
3.ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ АДЕВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…1
§3.1 Влияние семейного воспитания на самооценку детей старшего дошкольного возраста…
§3.2 Роль педагога в развитии самооценки детей старшего дошкольного возраста……
§3.3 Основные пути формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста…
4.ЭКСПЕРИМАНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ……..
§4.1Организационные основы экспериментального исследования…………….
§4.2 Результаты экспериментального исследования уровня развития самооценки………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 44
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………. 46
Приложение 1……………………………………………………………. 46
Приложение 2……………………………………………………………… 47
Приложение 3………………………………………………………………..
Приложение 4………………………………………………………………….
Приложение 5……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Кудина Катя.docx

— 140.57 Кб (Скачать файл)

В дошкольном возрасте под  влиянием взрослых ребенок усваивает  моральные нормы, учится подчинять  свои поступки этическим эталонам. Таким образом у него формируется правильное поведение в коллективе, появляется самосознание, самооценка, самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сфера и мотивация деятельности.

Старшие дошкольники владеют  достаточно широким кругом общих  сведений об окружающей их действительности. Эти знания включают представления  о труде взрослых, о семейных отношениях, событиях социальной жизни.

Однако они не всегда носят  отчетливый характер. Чем старше становится ребенок, тем активнее включается он в жизнь общества, поэтому ему  необходимо общение с окружающими  и их морально-нравственная оценка. Пятилетний ребенок уже в значительной степени овладевает этими нормами, у него накапливается социальный опыт, появляются такие чувства, как  стыд, гордость и др. Он начинает особенно нуждаться в сопереживании, во взаимопонимании  со стороны взрослых и сверстников, в их оценке. Одновременно он начинает и сам оценивать их: поступки, личностные качества. В этом возрасте оценка взрослого переживается ребенком очень остро. Он уже не просто стремится  выполнить какую-либо работу ради самого действия, а ждет оценки своей деятельности со стороны окружающих.

У старших дошкольников имеют  место социальные, игровые мотивы, связанные со стремлением к контактам  с взрослыми и сверстниками, мотивы самолюбия и самоутверждения. Появляется возможность соподчинения мотивов, что является одним из важнейших  новообразований в развитии личности старших дошкольников.

Дети шестого года жизни  способны произвольно управлять  собственной деятельностью. Они  в состоянии ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие  на пути достижения целей, оценивать  результаты выполняемых действий. В  этом возрасте дети понимают смысл  задач, поставленных взрослым, могут  самостоятельно выполнить его указания.

При обследовании детей седьмого года жизни необходимо обратить внимание не только на уровень развития познавательной деятельности, но и на предпосылки  к учебной деятельности. В настоящее  время параллельно существует трехлетнее и четырехлетнее начальное обучение. Поэтому обследование должно быть ориентировано  на обоснованное определение условий  школьного обучения.

Готовность к школьному  обучению включает в себя необходимый  уровень физического и психического развития ребенка, определенных навыков, а также обобщенных представлений  об окружающем мире.

На сегодняшний день сложилось  в целом общепризнанное понимание  феномена психологической готовности к школьному обучению как сложного структурного образования, состоящего из ряда компонентов.

Под психологической готовностью  к школе многие исследователи  понимают наличие комплекса определенных психологических качеств, которые  уже сформировались к моменту  поступления в школу и могут  быть диагностированы с помощью специальных методик. В качестве компонентов психологической готовности к школе выделяются следующие сферы: мотивационная, интеллектуальная, коммуникативная и произвольная. Рассмотрим эти компоненты несколько подробнее. Мотивационная сфера. Центральное место в этой сфере занимает сформированность внутренней позиции школьника как показатель его социальной зрелости и системы мотивов, проявляющихся в познавательном выборе, самоутверждении, установлении и сохранении положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Интеллектуальная сфера. Ее готовность проявляется в определенном уровне наглядно-образного мышления, наличии элементов логического  мышления, образной и смысловой памяти, произвольного внимания, необходимом  уровне развития перцептивной сферы  и воображения. Иначе говоря, отмечается необходимость сформированности основных познавательных процессов.

Важной предпосылкой школьного  обучения являются общие интеллектуальные умения — осознание цели деятельности, поставленной взрослым, умение продумать  способы ее достижения, планировать  свои действия, контролировать себя во время работы, правильно оценить  полученные результаты. Поступление  ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Для того чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа  развития, малыш должен быть готов  к новым формам сотрудничества со взрослыми и со своими сверстниками.

Коммуникативная сфера. Она  фиксирует умение строить правильные взаимоотношения в совместной деятельности. Произвольная сфера. Произвольное поведение  ребенка :ш рождается в дошкольном возрасте в процессе ролевой игры и позволяет ему подняться на более высокую ступень в своем развитии. Игра является школой произвольного поведения, так как процесс обучения в школе с самого начала опирается на определенный уровень развития итого поведения. Произвольностьповедения проявляется и в тех предпосылках учебной деятельности, которые Д. Б. Эльконин выделяет в качестве показателей готовности к обучению в школе. Серьезного внимания требует формирование волевой готовности будущего первоклассника. Он должен уметь делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, режим, программа. Чтобы делать не только приятное, но и необходимое нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, вниманием, мышлением и памятью.

Под готовностью организма  ребенка к школьному обучению рассматривается уровень морфологического и функционального развития, который  позволяет ребенку выдержать  требования школьной жизни и учебной  нагрузки. Критерием готовности в  этом смысле служит работоспособность  детей в течение учебного дня, учебной недели и т. д.

Готовность психических  процессов проявляется в уровне сформированности восприятия, мышления, памяти, речи, внимания. Критерием готовности в данном случае выступает произвольность познавательной деятельности, способность к обобщению и развитая речь.

Личностная готовность к  обучению в школе выражается в  желании ребенка стать школьником, выполнять учебную деятельность, а также в отношении ребенка  к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе. Важно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью  — учением («Научусь читать, писать, решать задачи»).

 

3.3 Самооценка у детей  дошкольного возраста как предмет  психолого-педагогического исследования.

Прежде, чем изучить эту  тему надо понять, что такое самооценка, самосознание, развитие ребенка дошкольного  возраста.

Самосознание – осознание  ребенком самого себя, своих физических сил и умственных способностей, поступков  и действий, их мотивов и целей, своего отношения к внешнему миру, других детей к самому себе. Самосознание имеет иерархию проявления от низшего  самочувствия через самопознание до высшего - самоотношения, объективирующихся в самоконтроле к саморегуляции своего поведения. (Митериков В.А., 1998)

Самооценка - оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей - является важным регулятором  поведения. Формирование правильной самооценки - важнейшая задача воспитания и  самовоспитания. Большую роль в самооценке играет собственный опыт личности и  усваиваемый ею общественный коллективный опыт. (Митериков В.А., 1998)

Представление о самом  себе у ребенка, о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря  окружающей среде, различной деятельности, общению со взрослыми и сверстниками. Ребенок налаживает контакты с людьми, сравнивает себя с ними, сопоставляет результаты своей деятельности и результаты других детей, таким образом он получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

 Как ранее уже говорилось, оценка ребенком самого себя  во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Соответственно  заниженные оценки оказывают  самое отрицательное воздействие,  а завышенные искажают представление  ребенка о своих возможностях  в сторону преувеличения результатов.  Чем точнее оценочное воздействие  взрослого, тем точнее представления  ребенка о результатах своих  действий. ( Урунтаева Г.А.,1995)

Со дня своего рождения ребенок для своих родителей  особый, но для ребенка это не так долгое время, пока он не выделяет себя из среды. К этому выделению, с которого начинается развитие самосознания, ребенок приходит под влиянием социальной среды.

      Со временем  ребенок все чаще сталкивается  с тем, что окружающие его  люди  неправильно, по его мнению, оценивают его проблемы и переживания.  Ребенок начинает осознавать  в себе свой внутренний  мир,  правда он сознает  это лишь  частично, но все же в подлинном  смысле открывает самого себя  для себя.

 Так же со временем  ребенок начинает  чувствовать  расхождения данных внутреннего  опыта и внешней  оценки, и,  по мере накопления такого  опыта, он приходит к субъективному  самосознанию, к осознанию своих  желаний, замыслов, чувств, мыслей.

       Оценивать  себя ребенку гораздо труднее,  чем своего сверстника. К ровеснику  ребенок более требователен и  оценивает его более объективно. Самооценка дошкольника очень  эмоциональна. Он легко оценивает  себя положительно. Отрицательные  самооценки наблюдаются, по данным  Г. А. Репиной, лишь у незначительного  числа детей седьмого года  жизни.

К 7 годам у ребенка  происходит важное преобразование в  плане самооценки, становится дифференцированной. Ребенок делает выводы  о своих  достижениях в разных видах деятельности. Он замечает, что с чем-то справляется  лучше, а с чем-то хуже. У ребенка  намечается дифференциация двух аспектов самосознания - познание себя и отношение  к себе.

Основным факторам, влияющим на развитие самосознания и уверенности  в себе, в дошкольном детстве выступает  общение с взрослыми. Рассмотрим подробнее влияние оценочных воздействий взрослого на становление самооценки ребенка.

Доброжелательное и нежное отношение к младенцу, создание фона заботливости и внимания, обращения  к малышу по имени, похвала его  действий, представление возможности  проявить инициативу и поддержание  ее способствуют формированию активности. Совместные наблюдения, показ разных способов использования предметов  развивают активность в сфере  манипуляцией с предметами. Следует  подчеркнуть, что в любом возрасте поощрения были эффективнее, чем  порицание. Запрещение или порицание  должно заканчиваться положительным  образом действий.

Одна из распространенных ошибочных позиций взрослого  в отношении ребенка – невнимательность к его достижениям, которые взрослому  кажутся незначительными, несущественными. Ребенок, не дождавшись доброжелательной и внимательной оценки, начинает добиваться любой, даже отрицательной, с помощью  лжи, хвастовства, проявлений раздражительности, капризности, строптивости. Теперь он не ждет от взрослого поддержки в  своих неудачах, которые объясняет  вымышленными обстоятельствами, скрывает или сваливает вину на другого. Он хочет утвердиться любым путем.  Непослушание и строптивость вызываются не только невнимательностью, но и безнадзорностью, безразличием окружающих. Прилежный ребенок не выносит эмоционального безразличия, предпочитая ему окрик, шлепок, недовольство, гнев.

Чтобы самооценка ребенка  была уравновешенной, адекватной, очень  важно сначала подчеркнуть успехи, а потом тактично и конструктивно  указать на недостатки. Избыток отрицательных  оценок при недостатке положительных  рождает неуверенность в себе, боязни нового, создает напряженность  в отношении со взрослыми. Только уравновешенное сочетание положительной и отрицательной оценок создает благоприятные условия для развития личности, самосознания.

 

Глава 3.

Факторы становления адеватной самооценки у детей старшео дошкольного возраста.

2.1 Влияние семейного воспитания  на самооценку младшего школьника

 

 

 

По утверждению О.Л. Зверевой, семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в  семье, он сохраняет в течение  всей последующей жизни. В семье  закладываются основы личности. Воспитание детей – сложное, но в то же время  благодарное занятие. Родители должны понимать, насколько велика их роль для успешного развития их ребёнка.[15;7]

 

Большое значение в становлении  самооценки младшего школьника, по мнению М. Феннел, имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. В данном случае уровень самооценки выступает как показатель нервно-психического здоровья подрастающего поколения. Семья, в первую очередь, может помочь ребёнку преодолеть объективно возникающие трудности.[30;75]

 

Самооценка в детстве  – это первоначально присвоение ребёнком оценки родителей. Позже самооценка начинает дифференцироваться. Силу набирает стиль воспитания, принятый в семье. Поощрения (подарки, слова ободрения), поддерживая и закрепляя конкретное поведение, работают на формирование позитивной оценки себя, а наказания и игнорирование  – на попытку найти поощряемый вариант и негативную оценку себя в настоящем. Если воспитание грешит однообразием, не способствуя различению типов поведения (ребёнок получает только похвалы или только наказания, что бы ни сделал), эта неадекватность переходит в неадекватную самооценку.       Помимо действий важны слова, так  как то, что говорят родители, проецируя свои ожидания или надежды  на ребёнка, также сохраняется в  детской памяти. Слова взрослых могут  стать путеводителем по жизни  в одном случае или вредными советами, где все нужно делать строго наоборот, в другом. На этом этапе детская самооценка зависит от особенностей семейной воспитательной политики.

 

Низкая самооценка не дает способностям школьника полностью  раскрыться. А слишком высокое  мнение о себе может быть опасным: ребёнок будет приписывать себе несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать, когда жизнь начнёт всё  расставлять на свои места.

Информация о работе Развитие самооценки и детей старшего дошкольного возраста