Развитие самооценки и детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Я выбрала данную тему курсовой работы потому, что меня очень заинтересовало то, каким образом развивается самосознание у детей дошкольного возраста, как, по каким критериям они начинают себя оценивать, свою деятельность. Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.
Вопросы ее онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э.Эриксона, К.Роджерса и других психологов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ …..4
§ 1.1 Теоретические подходы к проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной науке…… 5
§1.2 Понятие Самооценки, ее сущность и виды………………………………...8
§1.3 Этапы развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.....1
2. СТАРШИЙ ДОШОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ АК ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ…1
§2.1 Особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием…3
§2.2 Психолого-педагогическая характеристика личности старшего дошкольника…4
§2.3 Самооценка у детей старшего дошкольного возраста как предмет психолого-педагогических исследований…1
3.ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ АДЕВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…1
§3.1 Влияние семейного воспитания на самооценку детей старшего дошкольного возраста…
§3.2 Роль педагога в развитии самооценки детей старшего дошкольного возраста……
§3.3 Основные пути формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста…
4.ЭКСПЕРИМАНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ……..
§4.1Организационные основы экспериментального исследования…………….
§4.2 Результаты экспериментального исследования уровня развития самооценки………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 44
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………. 46
Приложение 1……………………………………………………………. 46
Приложение 2……………………………………………………………… 47
Приложение 3………………………………………………………………..
Приложение 4………………………………………………………………….
Приложение 5……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Кудина Катя.docx

— 140.57 Кб (Скачать файл)

Элементы самостоятельного представления о себе впервые  проявляются, в оценке не личностных, моральных качеств, а предметных и внешних («А у меня есть самолет», «А зато у меня есть вот что» и  т. п.). В этом проявляется неустойчивость представлений о другом и о  себе вне ситуации узнавания, сохраняющиеся  элементы неотделенности действий от предмета.

Существенным сдвигом  в развитии личности дошкольника  является переход от предметной оценки другого человека к оценке его  личностных свойств и внутренних состояний самого себя.

Наблюдения и оценочные  рассуждения детей позволяют  наметить некоторые тенденции и  особенности в развитии детской  оценки и самооценки.

Они заключаются в том, что в оценке своих товарищей  и самих себя дети дошкольного  возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. Их оценка носит  общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», »умный», «неумный». Многие дети среднего, а иногда и  старшего дошкольного возраста употребляют  эти понятия неадекватно, поскольку  они еще не сформировались. Понятиями «хороший», «умный», «послушный» дети пользуются как тождественными, также как в понятия « плохой», «неумный» вкладывают содержание понятия «непослушный».

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение  им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о возможностях накапливаются  постепенно благодаря опыту ребенка  образной деятельности, общения с  взрослыми и сверстниками.

В дошкольном возрасте оценка и самооценка носят эмоциональный  характер. Из окружающих взрослых наиболее яркую положительную оценку получают те из них, к которым ребенок испытывает любовь, доверие, привязанность. Старшие  дошкольники чаще подвергают оценке внутренний мир окружающих взрослых, дают им более глубокую и дифференцированную оценку, нежели дети среднего и младшего дошкольного возраста.

Сравнение самооценки дошкольника  в разных видах деятельности показывает неодинаковую степень ее объективности («переоценка», «адекватная оценка», «недооценка»). Правильность детской  самооценки в значительной мере определяется спецификой деятельности, наглядностью ее результатов, знанием своих умений и опытом их оценки, степенью усвоения истинных критериев оценки в данной области, уровнем притязания ребенка  в той или иной деятельности. Так  детям легче дать адекватную самооценку выполненного им рисунка на конкретную тему, нежели верно оценить свое положение в системе личных отношений.

Установлено, что статус, положение ребенка в группе также  влияет на самооценку дошкольника. Так, например, тенденцию к переоценке чаще обнаруживают «непопулярные» дети, чей авторитет в группе невысок; недооценку - «популярные» эмоциональное самочувствие которых достаточно хорошее.

На протяжении дошкольного  детства сохраняется общая положительная  самооценка, основанная на бескорыстной любви, заботе близких взрослых. Она  способствует тому, что дошкольники  склонны завышать представления  о своих возможностях. Расширение видов деятельности, которые осваивает  ребенок, приводит к формированию четкой и уверенной конкретной самооценки, в которой выражается его отношение  к успеху отдельного действия.

Характерно, что в этом возрасте ребенок отделяет собственную  самооценку от оценки себя другими. Познание дошкольником пределов своих сил  происходит на основе не только общения  с взрослыми, но и собственного практического  опыта, дети с завышенными или  заниженными представлениями о  самих себе более чувствительны  к оценочным воздействиям взрослых, легко поддаются их влияниям.

В возрасте трех- семи лет общение со сверстниками играет существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Взрослый - это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать как с равными себе. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует развитие относительной самооценки. Она выражает отношение ребенка к себе в сопоставлении с другими людьми.

Чем младше дошкольники, тем  менее значимы для них оценки сверстников. В три-четыре года взаимооценки детей более субъективны, чаще подвержены влиянию эмоционального отношения друг к другу. В этом возрасте ребенок завышено оценивает свои возможности в достижении результата, мало знает о личностных качествах и познавательных возможностях, зачастую смешивает конкретные достижения с высокой личной оценкой. При условии развитого опыта общения в пять лет ребенок не только знает о своих умениях, но имеет некоторое представление о своих познавательных возможностях, личностных качествах, внешнем облике, адекватно реагирует на успех и неудачу.

 В шесть-семь лет  дошкольник хорошо представляет свои физические возможности, оценивает их правильно, у него складывается представление о личностных качествах и умственных возможностях. Малыши почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не дифференцируют близкие по содержанию качества.

В младшем дошкольном возрасте положительные и отрицательные  оценки сверстников распределяются равномерно. У старших дошкольников преобладают положительные оценки. Наиболее восприимчивы к оценкам  сверстников дети 4,5--5,5 лет. Очень  высокого уровня достигает умение, сравнения себя с товарищами у  детей пяти-семи лет. У старших  дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать  воздействия ровесников.

С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. Первоначально  она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх  с правилами, где наглядно можно  увидеть и сравнить свой результат  с результатом других детей. Имея реальную опору: рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку.

Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причем изменяется и содержание мотивировок. В исследовании Т. А. Репиной  показано, у детей трех - четырех  лет чаще наблюдается тенденция  обосновывать ценностное отношение  к себе эстетической привлекательностью, а не этической («Нравлюсь себе, потому что красивая»).

Дети четырех – пяти лет связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с  оценочными отношениями окружающих «Я хороший, потому что меня воспитательница хвалит». В этом возрасте намечается желание, что то изменить в себе, хотя оно не распространяется на характеристики нравственного облика.

В 5-7 лет обосновывают положительные  характеристики самих себя, с точки  зрения наличия каких- либо нравственных качеств. Но даже в шесть-семь лет  не все дети могут мотивировать самооценку. На седьмом году жизни у ребенка  намечается дифференциации двух аспектов самосознания -- познание себя и отношение к себе. Так, при самооценке: «Иногда хороший, иногда плохой» наблюдается эмоционально положительное отношение к себе («нравлюсь») или при общей положительной оценке: «Хороший» -- сдержанное отношение («Нравлюсь себе чуть-чуть»).

В старшем дошкольном возрасте наряду с тем, что большинство  детей удовлетворено собой, стремление изменить что-то в себе, стать другим возрастает.

К семи годам у ребенка  происходит важное преобразование в  плане самооценки. Она из общей становится дифференцированной. Ребенок делает выводы о своих достижениях: он замечает, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже. До пяти лет дети обычно переоценивают свои умения. А в 6,5 лет редко хвалят себя, хотя тенденция похвалиться сохраняется. В то же время возрастает число обоснованных оценок. К 7 годам большинство детей правильно себя оценивают и осознают свои умения и успехи в разных видах деятельности.

Кроме осознания своих  качеств, старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих  поступков. Они начинают объяснять  собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые  от взрослого, и собственный опыт.

В объяснении поступков других людей дошкольник зачастую исходит  из своих интересов и ценностей, т.е. собственной позиции. Постепенно дошкольник начинает осознавать не только свои нравственные качества, но и переживания, эмоциональное состояние. Старшего дошкольника интересуют и некоторые  психические процессы, происходящие в нем самом.

К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные  суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми.

Эти изменения объясняются  в значительной степени появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом  их к личностному общению, усвоением  значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи.

В самооценке дошкольника  находят отражение развивающиеся  у него чувства гордости и стыда.

В дошкольном детстве начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания - осознание  себя во времени. Ребенок первоначально  живет только настоящим. С накоплением  и осознанием своего опыта ему  становится доступным понимание  своего прошлого. Старший дошкольник просит взрослых рассказать о том, как  он был маленьким, и сам с удовольствием  вспоминает отдельные эпизоды недалекого прошлого. Характерно, что, полностью  не осознавая изменений, происходящих в самом с течением времени, ребенок  понимает, что раньше был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его интересует и прошлое  близких людей. У дошкольника  складывается способность осознать и ребенок хочет пойти в  школу, освоить какую-то профессию, расти, чтобы приобрести определенные преимущества. Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих  переживаний - все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение личного  сознания. Оно появляется к концу  школьного возраста, обусловливая новый  уровень осознания своего места  в системе взаимоотношений с  взрослым (т. е. теперь ребенок понимает, что он еще не большой, а маленький).

Важной составляющей самосознания является осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу, т. е. половой идентичности. Первичное  знание о ней обычно складывается к полутора годам. В два года малыш, хотя и знает свой пол, обосновать свою принадлежность к нему не может.

 Анализ литературных источников, посвященных проблеме развития самооценки личности (Т.А.Репина, Е.Е.Кравцова, В. А. Горбачева, Е.В. Субботский, М.И. Лисина, А.И. Сильвестру, Е В. Кучерова и др.), позволяет выделить ряд специфических для дошкольного возраста, закономерностей:

1. Самооценка дошкольника  - явление неустойчивое, ситуативное.

2. Динамика формирования  самооценки в дошкольном возрасте  идет по трем основным направлениям:

а) возрастание числа качеств  личности и видов деятельности, оцениваемых  ребенком;

б) переход от общей самооценки к частной, дифференцированной;

в) возникновение оценки себя во времени, которая проявляется  как в элементарном самоанализе  своих прежних деяний, так и  в прогнозировании своего будущего.

З. Механизм формирования самооценки в дошкольном детстве разворачивается  следующим образом:

а) через конкретные виды оценок к обабщенным;

б) через оценки значимых взрослых (родителей, прародителей, педагогов), затем сверстников, к развитию самооценки на основе информации о качестве результата при решении конкретных задач.

 

4. Наиболее адекватной  частной самооценкой в дошкольном  возрасте, по сравнению с реалистической  самооценкой, свойственной взрослому  человеку, признается, как правило,  завышенная.

5. Самооценка дошкольника  характеризуется:

 а) целостностью (ребенок  не различает себя как субъект  деятельности и себя как личность); недостаточной объективностью и  обоснованностью; малой рефлексивностью и слабо выраженной дифференциацией;

б) наличием завышенного  уровня притязаний.

 

Итак, становление самосознания, без которого невозможно формирование личности - сложный и длительный процесс, характеризующий психическое  развитие в целом. Оно протекает  под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих  ребенка. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления  личности (конец раннего, начало дошкольного  периода) имеет общение ребенка  с взрослыми.

Чем точнее оценочное воздействие  взрослого, тем точнее представление  ребенка о результатах своих  действий. Сформированное представление  о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Чем младше ребенок, тем не критичнее он воспринимает мнение взрослых о себе. Старшие дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт. Ребенок может даже в определенной степени противостоять искажающим оценочным воздействиям взрослых, если самостоятельно умеет анализировать результаты своих действий.

Именно взрослый стимулирует  зарождение и становление у ребенка  оценочной деятельности, когда:

- выражает свое отношение  к окружающему и оценочный  подход;

- организует деятельность  малыша, обеспечивая накопление  опыта индивидуальной деятельности, ставя задачу, показывая способы  ее решения и оценивая исполнение;

- представляет образцы  деятельности и тем самым дает  ребенку критерии правильности  ее выполнения;

- организует совместную  со сверстниками деятельность, которая  помогает ребенку видеть в  ровеснике личность, учитывать его  желания, считаться с его интересами, а также переносить в ситуации  общения со сверстниками образцы  деятельности и поведения взрослых (М.И. Лисина, Д.Б. Годовикова и др.).

Информация о работе Развитие самооценки и детей старшего дошкольного возраста