Развитие самооценки и детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Я выбрала данную тему курсовой работы потому, что меня очень заинтересовало то, каким образом развивается самосознание у детей дошкольного возраста, как, по каким критериям они начинают себя оценивать, свою деятельность. Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.
Вопросы ее онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э.Эриксона, К.Роджерса и других психологов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ …..4
§ 1.1 Теоретические подходы к проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной науке…… 5
§1.2 Понятие Самооценки, ее сущность и виды………………………………...8
§1.3 Этапы развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.....1
2. СТАРШИЙ ДОШОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ АК ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ…1
§2.1 Особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием…3
§2.2 Психолого-педагогическая характеристика личности старшего дошкольника…4
§2.3 Самооценка у детей старшего дошкольного возраста как предмет психолого-педагогических исследований…1
3.ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ АДЕВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…1
§3.1 Влияние семейного воспитания на самооценку детей старшего дошкольного возраста…
§3.2 Роль педагога в развитии самооценки детей старшего дошкольного возраста……
§3.3 Основные пути формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста…
4.ЭКСПЕРИМАНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ……..
§4.1Организационные основы экспериментального исследования…………….
§4.2 Результаты экспериментального исследования уровня развития самооценки………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 44
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………. 46
Приложение 1……………………………………………………………. 46
Приложение 2……………………………………………………………… 47
Приложение 3………………………………………………………………..
Приложение 4………………………………………………………………….
Приложение 5……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Кудина Катя.docx

— 140.57 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, оценочная  деятельность требует от взрослого  умения выражать доброжелательность в  обращениях к детям, аргументировать  свои требования и оценки с целью  показать необходимость первых, гибко  использовать оценки, без стереотипов, смягчать негативную оценку, сочетая  с предвосхищающей положительной. При выполнении указанных условий положительные оценки усиливают одобряемые формы поведения, расширяют инициативу малыша. А отрицательные - перестраивают деятельность и поведение, ориентируют на достижение требуемого результата. Положительная оценка как выражение одобрения со стороны окружающих при отсутствии отрицательной теряет свою воспитательную силу, поскольку ребенок не ощущает ценности первой. Избыток отрицательных оценок при недостатке положительных рождает неуверенность, боязнь нового, создает напряженность в отношениях с взрослым. Только уравновешенное сочетание положительной и отрицательной оценок создает благоприятные условия для формирования оценочных и самооценочных действий дошкольника.

Без знания особенностей самосознания детей трудно верно реагировать  на их поступки, выбрать соответствующее  порицание или поощрение, целенаправленно  руководить воспитанием.

Из всего вышесказанного выделим особенности развития самооценки в дошкольном возрасте:

- сохранение общей положительной  самооценки;

- возникновение критического  отношения к оценке себя взрослым  и

сверстником;

- складывается осознание  своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний  и некоторых психических процессов; -- к концу дошкольного возраста развивается самокритичность; способность мотивировать самооценку.

 

Глава 2. 

Старший дошкольный возраст  как период формирования самооценки.

2.1 Особенности развития  самооценки старшео дошкольного возраста с нормальным развитием.

Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста с нормальным развитием.

Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание  его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие  цели перед собой ставит.

Совокупность таких целей  образует уровень притязаний личности. В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для  личности потребностью.

Уровень притязаний – это  тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в  работе. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются  с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.

Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни  личности состоят в том, что они  выступают внутренними условиями  регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности, личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы  с целями и средствами деятельности.

Знания, накопленные человеком  о самом себе, позволяют сформировать многомерное образование, которое  называется Я - концепцией и составляет ядро личности.

Я - концепция — это  более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений  человека о себе, на основе которой  он строит взаимодействие с другими  людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности.

Таким образом, важнейший  компонент целостного развития самооценки личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношений человека, как с самим собой, так и  с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.

В психологической науке  принято следующее определение  самосознания: «Совокупность психических  процессов ,  посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ «Я» .

«Образ «Я» — это  не просто представление или понятие  личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к  себе. Поэтому в образе «Я» можно  выделить три компонента:

1)     познавательный (когнитивный) — знание себя, самосознание;

2)     эмоционально - оценочный — ценностное отношение к себе;

3)     поведенческий — особенности регуляции поведения.

Образ «Я» — не статическое, а чрезвычайно динамичное образование  личности. Образ «Я» может возникать  как представление о себе в  момент самого переживания, обычно обозначаемого  в психологии как реальное «Я». Это  «Я» все время меняется, например «Я» до соревнования и после соревнования, «Я» до экзамена и после экзамена будут различны. Одновременно образ  «Я» является идеальным «Я» субъекта, т.е. каким он бы должен стать, чтобы  соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем  он хочет стать в будущем. Возможно еще существование и фантастического  «Я». В этом случае человек смотрит  на себя сквозь призму собственных  желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Обычно фантастическое «Я» сопровождается словами «если  бы», что означает, каким субъект  желал бы стать, если бы это оказалось  для него возможным.

Все «Я» уживаются в  человеке одновременно. И если одно из «Я» будет преобладать над  другими, это может отразиться на его личности. Так, если перевес в  структуре личности фантастических представлений о себе не сопровождается поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, происходит дезорганизация деятельности и самооценки человека.

Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самой  себя, своих возможностей, качеств  и места среди других людей. Это  наиболее существенная и наиболее изученная  в психологии сторона самооценки личности.

Самооценка — непременный  спутник нашего «Я». Она проявляется  не столько в том, что человек  думает или говорит о себе, сколько  в его отношении к достижениям  других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Осознание своей особенности - сложный и длительный процесс как в онтогенезе, так и в филогенезе.

Важные новообразования  в развитии самооценки, связанные  с зарождением самооценки, происходят в конце раннего возраста. Ребенок  начинает осознавать собственные желания, отличающиеся от желания взрослых, переходит от обозначения себя в  третьем лице к личному местоимению  первого лица – « Я ». Это  ведет к рождению потребности  действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое « Я ». На основе представлений ребенка о своем  «Я» начинает формироваться самооценка.

В дошкольный период самооценка ребенка интенсивно развивается. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного  периода) имеет общение ребенка  со взрослыми. Вследствие отсутствия (ограниченности) адекватного знания своих возможностей ребенок первоначально на веру принимает его оценку, отношение и оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей. Элементы самостоятельного представления о себе начинают формироваться несколько позже. Впервые появляются они в оценке не личностных, моральных качеств, а предметных и внешних. В этом проявляется неустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания.

Постепенно изменяет предмет  самооценки. Существенным сдвигом в  развитии личности дошкольника является переход от предметной оценки другого  человека к оценке его личностных свойств и внутренних состояний  самого себя. Во всех возрастных группах  дети обнаруживают способность объективнее  оценивать других, нежели самих себя. Однако здесь наблюдаются определенные возрастные изменения. В старших  группах можно заметить детей, которые  оценивают себя с положительной  стороны косвенным путем.

Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени  связаны с развитием мотивационной  сферы ребенка. В процессе развития личности ребенка меняется иерархия мотивов. Ребенок переживает борьбу мотивов, принимает решение, затем  отказывается от него во имя более  высокого мотива. То, какие именно мотивы оказываются ведущими в системе, отчетливо характеризуют личность ребенка. Дети в раннем возрасте совершают  поступки по непосредственному указанию взрослых. Совершая объективно положительные  поступки, дети не дают себе отчета в  их объективной пользе, не осознают своего долга по отношению к другим людям. Чувство долга зарождается  под влиянием той оценки, которые  дают взрослые поступку, совершенному ребенком. На основе этой оценки у детей  начинает развиваться дифференцировка  того, что хорошо и что плохо. В  первую очередь они учатся оценивать  поступки других детей. Позднее дети в состоянии оценить не только поступки сверстников, но и свои собственные  поступки.

Появляется умение сравнивать себя с другими детьми. От самооценки внешнего вида и поведения ребенок  к концу дошкольного периода  все чаще переходит к оценке своих  личностных качеств, отношений с  окружающими, внутреннего состояния и оказывается способным в особой форме осознать свое социальное «Я», свое место среди людей. Достигая старшего дошкольного возраста ребенок уже усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищать результат и оценку со стороны взрослого. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих.

Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. Для шестилетнего возраста характерна в основном еще не дифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему  возрасту, она дифференцируется и  несколько снижается. Появляется отсутствующая  ранее оценка сравнивания себя с  другими сверстниками.

Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок шести-семи лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению.

Неадекватная заниженная самооценка также может сформироваться у ребенка как результат частого  неуспеха в какой-то значимой деятельности. Существенную роль в ее формировании играет демонстративное подчеркивание  этого неуспеха взрослыми или  другими детьми. Специальными исследованиями установлены следующие причины  появления у ребенка заниженной самооценки:

Объективные недостатки: низкий рост, непривлекательная внешность  и т.п.;

Вымышленные недостатки: мнимая полнота, кажущееся отсутствие способностей,  неуспех в общении,   низкий социометрический статус в группе, непопулярность среди сверстников, нелюбовь родителей, воспитание в «ежовых  рукавицах» и т.п.; чрезмерная сензитивность к внешним оценкам, исходящим от значимых других и т.д.

Дети с заниженной самооценкой  переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют  своих потенций, т.е. неадекватная заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка.

Потребность быть субъектом, чувствовать себя активной личностью  проявляется в желании ребенка  быть с одной стороны непохожим  на других, уникальным, самостоятельным, делать "по-своему" и, с другой стороны, значимым для других людей, эмоционально созвучным с ними, участвовать  в их жизни, быть признанным ими. Ориентация на свою значимость для других дает ребенку возможность полноценно участвовать в совместных делах. Содействует приобщению к ценностям  и средствам человеческой жизнедеятельности.

Целенаправленное формирование личности предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого ребенка проектом, учитывающим его конкретные физиологические  и психологические особенности. Педагогический процесс при таком  подходе ориентирован на выработку  у подрастающего поколения умения адекватно оценивать себя, свои поступки, что требует обращения его  «вовнутрь себя» к своим истокам.

У дошкольника в ролевой  игре формируется стремление к общественно  значимой и общественно оцениваемой  деятельности, развивается социальная активность, самосознание. Осознавая  свое «Я», дошкольник стремиться проявить себя, свою активность, подражая взрослым. Он видит себя глазами взрослых, его воспитывающих.

Еще одна линия развития самооценки - осознание своих переживаний   «я рад», «я огорчен». Для этого периода  характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления  о соответствующих стилях поведения. Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в  прошлом, осознает в настоящем и  представляет себя в будущем: “когда я был маленьким”, “когда я вырасту  большой”.

По замечанию Л.И Божович, процесс формирования ребенка дошкольного возраста завершается возникновением центрального личностного образования в виде системы «Я». В эту систему входит не только некоторое знание, но и отношение к себе.

В дальнейшем формирование личности теснейшим образом связано  с развитием самооценки, имеющей  на каждом возрастном этапе онтогенетического  развития личности свои специфические  особенности.

Осознавая свое “Я”, дошкольник стремиться проявить себя, свою активность, подражая взрослым.

Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы  и ценности, дошкольник начинает под  воздействием оценочных суждений других (воспитателей, сверстников) относиться определенным образом как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценки.

В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная  активность, направленная на осознание  своих действий и личностных качеств.

Известно, что развитие ребенка  совершается в среде взрослых, при осуществлении их деятельности, направленной на помощь детям в осознании, присвоении социального опыта, его  реализации. Деятельность эта строится в разных условиях по-разному - она  разная по содержанию, смыслу, формам и  характеру ее организации взрослыми, действующими иногда через ограничения, прессинг на ребенка, иногда через расширение поля его свободного выбора. Но в  любом случае взрослый занимает ведущую  позицию: он организует, структурирует  пространство, в котором развивается  ребенок. Но независимо от ограниченности этого пространства, ребенок входит в него со своей деятельностью, в  которой и формируются его  личностное "Я", происходит саморазвитие.

Информация о работе Развитие самооценки и детей старшего дошкольного возраста