Развитие самооценки и детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Я выбрала данную тему курсовой работы потому, что меня очень заинтересовало то, каким образом развивается самосознание у детей дошкольного возраста, как, по каким критериям они начинают себя оценивать, свою деятельность. Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.
Вопросы ее онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э.Эриксона, К.Роджерса и других психологов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ …..4
§ 1.1 Теоретические подходы к проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной науке…… 5
§1.2 Понятие Самооценки, ее сущность и виды………………………………...8
§1.3 Этапы развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.....1
2. СТАРШИЙ ДОШОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ АК ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ…1
§2.1 Особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием…3
§2.2 Психолого-педагогическая характеристика личности старшего дошкольника…4
§2.3 Самооценка у детей старшего дошкольного возраста как предмет психолого-педагогических исследований…1
3.ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ АДЕВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…1
§3.1 Влияние семейного воспитания на самооценку детей старшего дошкольного возраста…
§3.2 Роль педагога в развитии самооценки детей старшего дошкольного возраста……
§3.3 Основные пути формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста…
4.ЭКСПЕРИМАНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ……..
§4.1Организационные основы экспериментального исследования…………….
§4.2 Результаты экспериментального исследования уровня развития самооценки………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 44
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………. 46
Приложение 1……………………………………………………………. 46
Приложение 2……………………………………………………………… 47
Приложение 3………………………………………………………………..
Приложение 4………………………………………………………………….
Приложение 5……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Кудина Катя.docx

— 140.57 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, для формирования адекватной самооценки младшего школьника  рекомендуется:

 

-  педагогу идти путём  развития возможностей детей,  создания для них ситуации  успеха;

 

-  и педагогам, и  родителям рекомендуется не скупиться  на похвалу, проявление эмоциональной  поддержки по отношению к детям;

 

-  работа по формированию  самооценки должна осуществляться  в разные режимные моменты  и в разных видах деятельности;

 

-  педагогу рекомендуется  задействовать различные источники  и механизмы;

 

-  педагогу учитывать  принцип меры и принцип системы;

 

-  обучать ребёнка способам  снятия мышечного и эмоционального  напряжения;

 

-  проводить с детьми  релаксационные игры;

 

-  предоставлять детям  возможность делать то, чем они  могут гордиться;

 

-  предоставлять детям  возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе);

 

-  предоставлять детям  возможность делать выбор.

 

Уровень самооценки имеет  огромное влияние на всю жизнь  человека, именно поэтому задача родителей  и педагогов состоит в том, чтобы помочь ребёнку как можно  раньше развить адекватную самооценку. Существует множество способов привить  ребёнку понимание его способности  творить, любить, совершать благородные  поступки, начиная с самого раннего  возраста, однако именно в раннем возрасте может начаться и обратный процесс  занижения самооценки в результате необдуманных поступков родителей. Повышение самооценки автоматически ведет к улучшениям во всех аспектах жизни. А низкая самооценка (следствие неуверенности и робости) – залог торможения процесса принятия решений, без которых не происходит ни одно действие.

 

Глава 4.

Экспериментальное исследование и его результаты.

4.1 Организационные основы  экспериментального исследования.

Эксперимент осуществлялся  в ДОУ № 1386 комбинированного вида. В эксперименте участвовали дошкольники 2-х возрастных групп: в возрасте 5-6 лет в количестве 10 человек  и также дети в возрасте 6-7 лет  в количестве 10 человек. В эксперименте принимали участие дети, случайно выбранные из данных возрастных групп, не имеющие психических отклонений и постоянно посещающие ДОУ.

Исследование носило констатирующий характер и проводилось с февраля  по апрель 2012 года.

 Цель: изучение особенностей  развития самооценки на разных  возрастных этапах дошкольного  детства. 

Таблица 1. Списочный состав выборки. Старшая группа.

Имя

Возраст

Возраст в месяцах

1

Света

6 лет

72

2

Лена

5 лет

60

3

Дима

6 лет

74

4

Рустам

5 лет

60

5

Аделя

6 лет

72

6

Влад

6 лет

72

7

Ира

6 лет

64

8

Полина

6 лет 5 месяцев

77

9

Тимофей

5 лет  6 мес

66

10

Маша

6 лет  3 мес

75


 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Списочный состав выборки. Подготовительная группа.

 

Имя

Возраст

Возраст в месяцах

1

Сережа

6 лет 9 мес

81

2

Артем

6 лет 9 мес

81

3

Вова

6 лет 10 мес

82

4

Егор

7лет

84

5

Стефани

7 лет

84

6

Даша

6 лет 10 мес

82

7

Оля

7 лет

84

8

Ксюша

7 лет 2 мес

86

9

Катя

7 лет 2 мес

86

10

Игнат

7 лет

84


 

Исследование проводилось  в 3 этапа:

На первом этапе целью  исследования стояло: изучение уровня развития самооценки в старшей группе ДОУ.

На втором этапе целью  исследования являлось: изучение уровня развития самооценки в подготовительной к школе группе.

На 1-ом и 2-ом этапах экспериментального исследования использовались следующие  методики:

Методика №1. «Какой я» (Р.С. Немова).  (Приложение 5)

Цель: выявление способности  к самооцениванию.

Ребенку в индивидуальном порядке задается 10 вопросов, на которые  он может ответить: - да (присваивается 1 балл), - нет (присваивается 0 баллов), - не знаю и иногда (присваивается 0,5 баллов). Определяется общее количество баллов, которое соотносится со следующими показателями.

10 баллов - очень высокий  уровень,

8-9 баллов - высокий уровень,

4-7 баллов - средний,

2-3 балла - низкий уровень,

0-1 балл - очень низкий  уровень.

Также для обработки данных теста нами использовались следующие  критерии:

1. Утверждения, основанные  на мнении значимых для ребенка  взрослых (родителей, воспитателей).

2. Утверждения, основанные  на собственном опыте ребенка,  полученном в разных видах  деятельности.

3. Утверждения, основанные  на осознании своих физических  возможностей и нравственных  качеств.

4. Неустойчивость мнения: не всегда такой; иногда такой, иногда нет.

Методика №2.«Какой ты?»

Цель: выявление эмоциональной  направленность общей самооценки.

Ребенку предъявляется 7 слов, из которых он должен выбрать одно, наиболее подходящее ему. Выбранное  ребенком слово соотносится с  одним из показателей эмоциональной  направленности общей самооценки.

Показатель Выбранное  слово

Позитивная - САМЫЙ ЛУЧШИЙ

ХОРОШИЙ

Негативная - ПЛОХОЙ

ХУЖЕ ВСЕХ

Амбивалентная - КОГДА КАК (иногда хороший, иногда плохой)

(противоречивая)

Индифферентная - НЕ ЗНАЮ

(безразличная)

Нейтральная - ТАКОЙ ЖЕ, КАК ВСЕ ДЕТИ

(неопределенная)

Методика № 3.«Изучение  особенностей развития частной самооценки» 

Цель: выявление уровня и  характера дифференциации самооценки.

Ребенку в индивидуальном порядке предъявляется шкала  Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн, состоящая из 12 горизонтальных линий со словесными индексами в начале и конце каждой из них, по которой он будет оценивать себя (укажет свое место на конкретной линии). Для выявления профиля самооценки отмеченные ребенком точки на полосках соединяют между собой прямыми линиями. Полученным отрезкам присваивают баллы от 1 до 6. Каждую отметку на каждой полоске оценивают в зависимости от близости к определенному делению шкалы с точностью до 0,5 балла. Полученная сумма баллов соотносится с возрастными показателями:

5-6 лет 6-7 лет уровень  самооценки

12-25,5 балла 12-23,5 балла заниженный

26-65,5 24-59,5 адекватный

26-37,5 24-35,5 - низкий

38-53,5 36-47,5 - средний

54-65,5 48-59,5 - высокий

66-72 60-72 завышенный

 

 

4.2 Результаты  экспериментального исследования  уровня развития самооценки у  дошкольников старшей и подготовительной  группы.

На первом этапе эксперимента в результате проведения вышеобозначенных методик нами были получены следующие данные, которые сведены в таблице №3.

Таблица №3. Сводная таблица  по результатам 1-го этапа.

 

Имя

«Какой я»

 

«Какой ты»

«Изучение дифференциации»

 
   

Уровень

Критерий

Показатель

Кол-во баллов; Уровень  самооценки

Ст. дифференциации

1

Света

В.

2

Поз.

64;     в.

Д

2

Лена

В.

4

Инд.

67,5; з/в.

Д

3

Дима

Ср.

4

Инд.

50;     ср.

Н

4

Рустам

В.

2

Поз.

66;     з/в.

Д

5

Аделя

О/в.

2

Поз.

68;     з/в

Д

6

Влад

О/в.

2

Поз.

54;      в

Д

7

Ира

Ср.

4

Амб.

50,5; ср.

Н

8

Полина

В.

2

Поз.

68;     з/в

Д

9

Тимофей

Ср.

2

Поз.

50;     ср.

Д

10

Маша

Ср.

1

Нейтр.

50,5;  ср.

Д


Условные обозначения:

  В - высокий,

 О/в - очень высокий;

 Ср. - средний; 

 Д - дифференцированная  самооценка,

 Н - недифференцированная  самооценка.

 

По данным методики №1 мы можем сделать следующий вывод: при оценке себя дети данного возраста в основном ориентируются на опыт, полученный в разных видах деятельности, а осознания своих физических возможностей и нравственных качеств  вообще не было выявлено. Влияние мнения значимых для ребенка взрослых при  оценке себя говорит о не осознании  своего «Я». В данной возрастной группе наблюдается неустойчивость мнения о себе, что говорит о недостаточной  объективности и обоснованности знаний детей о себе и малой  рефлексивности.

Результаты методики №2 позволяют  сделать следующий вывод: в основном преобладает позитивная направленность общей самооценки, которая признается адекватной и социально желаемой, индифферентная указывает на несформированность, отсутствие или неадекватность системы ценностных ориентиров; нейтральная -является также допустимой, но в то же время указывает на недостаточно развитое чувство самоценности; негативная и амбивалентная (негативный - указывает на утрату ребенком чувства индивидуальной и социальной значимости; а амбивалентный - на отсутствие адекватной для данного возраста устойчивости в развитии общей самооценки и свидетельствует о невозможности социокультурного самоопределения ребенка).

 

Результаты методики №3 говорят  о том, что в старшей группе преобладает средний уровень  развития самооценки и завышенный. В данной возрастной группе отмечаются зачатки дифференциации, как нормативные  показатели для детей 5 летнего возраста. У детей сформировано позитивное ощущение собственного тела.

На втором этапе проведения экспериментального исследования мной использовались вышеобозначенные методики без изменений. Данные, полученные на этом этапе сведены в таблице №4.

Таблица №4. Сводная таблица  по результатам 2-го этапа.

Имя

«Какой я»

 

«Какой ты»

« Изучение дифференциации»

Ст. дифференциации

   

Уровень

Критерий

 

Кол-во баллов;

Ур.самооценки

 

1

Сережа

О/в.

3

Поз.

59; в.

Д

2

Артем

В.

2

Поз.

51,5; в.

Д

3

Вова

В.

2

Поз.

51; в.

Д

4

Егор

В.

2

Поз.

58; в.

Д

5

Стефани

О/в

2

Поз.

58,5; в.

Д

6

Даша

Ср.

3

Инд.

47; ср.

Д

7

Оля

В.

1

Поз.

49,5; в.

Д

8

Ксюша

В.

2

Поз.

59; в.

Д

9

Катя

В.

3

Поз.

57; в.

д

10

Игнат

В.

2

Нейтр.

50,5; ср.

Д


 

Условные  обозначения:

О/в - очень высокий;

Ср. - средний;

Д - дифференцированная самооценка,

Н - недифференцированная самооценка.

По данным методики №1 мы можем сделать следующий вывод: при оценке себя дети данного возраста в основном ориентируются на опыт, полученный в разных видах деятельности  и на осознание своих физических возможностей и нравственных качеств. Влияние мнения значимых для ребенка взрослых при оценке себя говорит о недостаточной степени осознания своего «Я», что нехарактерно для данного возраста. В данной возрастной группе не наблюдается неустойчивости мнения о себе, что свидетельствует о достаточной объективности и обоснованности знаний детей о себе.

Результаты методики №2 позволяют  сделать следующий вывод: в основном преобладает позитивная направленность общей самооценки, которая признается адекватной и социально желаемой; нейтральная - является также допустимой, но в то же время указывает на недостаточно развитое чувство самоценности; указывает на несформированность, отсутствие или неадекватность системы ценностных ориентиров; негативный и амбивалентный показатели в данной возрастной группе не выявлены, что свидетельствует на наличие чувства индивидуальной и социальной значимости ребенка и на адекватную для данного возраста устойчивость в развитии общей самооценки, а также возможность социокультурного самоопределения детей.

Результаты методики №3 говорят  о том, что в подготовительной к школе группе преобладает высокий, который признается адекватным для  данного возрастного периода; средний  уровень развития самооценки и завышенный. В данной возрастной группе отмечается достаточная степень дифференциации самооценки. К 6 годам происходит интеллектуализация эмоций (Я - это тот, кто ощущает  эмоции и знает, что именно они  выражают конкретные переживания), становление  социального и интеллектуального  образа Я (Я - это тот, кто действует, играет и т.п.). Следовательно, в данной возрастной высокие показатели выставлены в графиках детей по всем составляющим образ «Я» ребенка.

 

Расширение видов деятельности, которые осваивает ребенок, приводит к формированию четкой и уверенной  конкретной самооценки, в которой  выражается его отношение к успеху отдельного действия. К 7 годам большинство  детей правильно себя оценивают  и осознают свои умения и успехи в разных видах деятельности; самооценка становится более дифференцированной, более точной и адекватной.

Заключение.

Ценность личности измеряется в большей мере тем, что, как и  для чего человек умеет делать. Правильное осознание своих умений, действий является не только средством  и условием успешного обучения, но имеет также большое воспитательное значение как фактор формирования лучших качеств личности. Дошкольник, становится самостоятельным, более независимым  от взрослых. Его взаимоотношения  с окружающими расширяются и  усложняются. Это дает возможность  более полно и глубоко осознать себя и оценить.

Информация о работе Развитие самооценки и детей старшего дошкольного возраста