Развитие самооценки и детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Я выбрала данную тему курсовой работы потому, что меня очень заинтересовало то, каким образом развивается самосознание у детей дошкольного возраста, как, по каким критериям они начинают себя оценивать, свою деятельность. Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.
Вопросы ее онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э.Эриксона, К.Роджерса и других психологов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ …..4
§ 1.1 Теоретические подходы к проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной науке…… 5
§1.2 Понятие Самооценки, ее сущность и виды………………………………...8
§1.3 Этапы развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.....1
2. СТАРШИЙ ДОШОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ АК ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ…1
§2.1 Особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием…3
§2.2 Психолого-педагогическая характеристика личности старшего дошкольника…4
§2.3 Самооценка у детей старшего дошкольного возраста как предмет психолого-педагогических исследований…1
3.ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ АДЕВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…1
§3.1 Влияние семейного воспитания на самооценку детей старшего дошкольного возраста…
§3.2 Роль педагога в развитии самооценки детей старшего дошкольного возраста……
§3.3 Основные пути формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста…
4.ЭКСПЕРИМАНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ……..
§4.1Организационные основы экспериментального исследования…………….
§4.2 Результаты экспериментального исследования уровня развития самооценки………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 44
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………. 46
Приложение 1……………………………………………………………. 46
Приложение 2……………………………………………………………… 47
Приложение 3………………………………………………………………..
Приложение 4………………………………………………………………….
Приложение 5……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Кудина Катя.docx

— 140.57 Кб (Скачать файл)

 

Часто родители, по утверждению  О.Л. Зверевой, придумывают, каким должен быть ребёнок в идеале, а когда  он не соответствует их мечтам, упрекают его за это, не замечая достоинств, которые просто не были включены в  их, родительские, планы. Поэтому, чтобы  у ребёнка не воспиталось низкой самооценки и ощущения ущербности, не стоит возлагать на него каких-то огромных надежд, чтобы впоследствии не прийти к разочарованию. И, наоборот, нужно старательно замечать достоинства, открывать в ребёнке ему присущие черты.[15;31]

 

Похвала и критика тоже должны иметь разумное соотношение: нельзя всё, что делает ребёнок, безоговорочно  хвалить, но и ругать за всё подряд – тоже не стоит. Если критика будет  превышать похвалу, то ребёнок начнет избегать общения с родителями. И, критикуя ребёнка (если есть в этом необходимость), нужно найти, за что  его можно похвалить, например, за самостоятельность, за ум, силу воли. Более  того, в конце разговора нужно  выразить искреннюю надежду, что  ребёнок понял критику и быстро всё исправит.[15;34]

 

Другая ошибка родителей  — отсутствие понимания или признания  неповторимости своего ребёнка. Большинство  родителей уделяют мало внимания чувствам, желаниям и мнениям своих  детей. Они воспринимают несогласие либо как личное оскорбление, либо как  открытое неуважение к себе. Подобное поведение обусловлено низкой самооценкой  и проявляется в потребности  всегда быть правым. Такие родители считают, что проблемы существуют только у их детей, тогда как на самом  деле они есть и у них, и у  их чад.[15;37]

 

Некоторые родители, по мнению М. Феннел, высоко ценят деньги и материальное состояние. В такой семье ребёнок отождествляет себя с этими ценностями и попадает в оковы накопительского стиля жизни, требующего от него постоянной борьбы и интриг. По мере того как материализм разрушает в ребёнке восприятие собственного достоинства, он втягивается в погоню за богатством, компенсируя чувство неполноценности. Чрезмерно властные, заботливые или потакающие, родители превращают своего ребёнка в эмоционального калеку. Лишённый побуждения встречать жизненные ситуации с уверенностью и достоинством ребёнок медлит и выбирает путь наименьшего сопротивления. Отсутствие уверенности в своих силах рождает чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.[30;102]

 

Особенно аккуратно нужно  вести себя с детьми, если их двое и больше. Есть родители, которые  откровенно сравнивают детей, ставят одного другим в пример. Таким образом, ребёнок  сравнивает себя с детьми такого же возраста, которыми все восхищаются, и страдает от своих воображаемых изъянов. Ребёнок верит, что другие наделены большей силой и уверенностью в себе и пользуются большей популярностью, в результате чего его наполняет  разрушительное чувство неполноценности. Это отражается на самооценке ребёнка, вызывает у него чувство зависти, сомнение в родительской любви и  откровенную неприязнь к тем, кого постоянно превозносят.

 

Фактически, самооценка –  это разница между собой реальным и собой идеальным, а дети любят  создавать себе идеалы. Порой они  хотят быть похожими на героев книг или фильмов, но проблема в том, что  это недостижимо. В результате разрыв между идеалом и ребёнком настолько  велик, что самооценка падает порой  до нуля.

 

И все же, по мнению А.Н. Ганичевой, родителям нужно приветствовать стремление ребёнка к идеалу, иначе  он вырастет самодовольной и не слишком  образованной личностью. Но, в первую очередь, нужно суметь объяснить  ему, что к идеальному приблизиться можно только постепенно, путём кропотливого труда. Объяснить ребёнку, что, если идеалы кажутся недостижимыми, если не можешь изменить себя реального, то нужно уметь менять представления о себе – идеальном. И, самое главное, нужно полюбить себя, такого, какой есть.[15;49]

 

Для того чтобы помочь детям  повысить самооценку, необходимо оказывать  им поддержку, проявлять искреннюю  заботу о них и как можно  чаще давать позитивную оценку их действиям  и поступкам.         А.Н. Букин выделяет три основных стиля воспитания в семье, которые  могут повлиять на становление самооценки ребенка:

 

- авторитарный;

 

- попустительский;

 

- демократический.[6;52]

 

Авторитарному, или диктаторскому, стилю воспитания недостаёт теплоты. Для него характерна строгая дисциплина, общение в режиме «родитель –  ребёнок» превалирует над общением в режиме «ребёнок – родитель». Ожидания таких родителей в отношении  их детей весьма велики.  Авторитарные родители, как правило, мало демонстрируют  свою любовь к ребёнку, отдают инструкции и приказы, при этом не обращая внимания на мнение детей и не признавая возможности компромисса. В таких семьях высоко ценятся послушание, уважение и следование традициям. Считается, что родители всегда правы, а непослушание наказывается, иногда физически. Авторитарные родители также ожидают большей зрелости от своих детей, чем это характерно для их возраста. Активность самих детей очень низкая, так как подход к воспитанию ориентирован на родителя и его нужды.          Этот стиль воспитания, по мнению А.Н. Букина, приводит к ряду недостатков в развитии ребёнка. Такие дети зачастую попадают под сильное влияние сверстников. Будучи часто разочарованными в своих ожиданиях, они отдаляются от родителей и нередко протестуют против их ценностей и принципов. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребёнка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребёнок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.[6;56]

 

Для попустительского, или  либерального, стиля характерны теплые отношения между родителями и  детьми, низкая дисциплина, общение  «ребёнок – родитель» превалирует  над отношениями «родитель –  ребёнок», а также либеральные  родители не возлагают на своих детей  больших ожиданий. Либеральные родители заботливы, внимательны, у них очень  тесные отношения с детьми. Больше всего они беспокоятся о том, чтобы дать детям возможность  выразить себя, творческие стороны  своей личности и индивидуальность, и сделать их счастливыми. Они  верят, что именно это научит их отличать правильное от неправильного.[6;61]

 

Либеральным родителям сложно установить чёткие границы допустимого  поведения для своих детей. Они  непоследовательны и часто поощряют раскованное поведение. Если определённые правила или стандарты и существуют в семье, то детей не заставляют следовать  им в полной мере. Такие родители не возлагают на своих детей больших  надежд, дисциплина в их семьях минимальна, и они не чувствуют большой  ответственности за судьбу детей.

 

Для демократического, или  авторитетного, стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее  детей, а также частое общение. В  отличие от либеральных родителей, они тверды, последовательны в  своих требованиях и справедливы.[6;69]

 

Авторитетные родители создают  дисциплину, используя рациональные и проблемно-ориентированные стратегии, для того чтобы обеспечить независимость  детей при необходимости подчиняться  правилам определенной группы. Они  требуют от детей подчинения некоторым  установившимся стандартам в поведении  и контролируют их выполнение. Родители для достижения взаимопонимания  с детьми используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу. Они в равной степени выслушивают  своих детей и высказывают  им свои требования.      У  детей есть альтернатива, их поощряют, дают им возможность предлагать свои решения и принимать на себя ответственность  за свои поступки. В результате такие  дети верят в себя и в возможность  выполнения взятых ими обязательств. Когда родители ценят и уважают мнение своих детей, это приносит пользу обеим сторонам.

 

Авторитетные родители устанавливают  приемлемые границы и стандарты  поведения для своих детей. Они  дают им понять, что всегда помогут, когда это будет необходимо. Если их требования не выполняются, то они  относятся к этому с пониманием и скорее готовы простить своих детей, чем наказать их.

 

В результате, как утверждает А.Н. Букин, выигрывают обе стороны. Благодаря успешному взаимодействию, заботе и реальным ожиданиям, возлагаемым  на детей, они получают хорошие возможности  для развития. Кроме того, такие  родители поощряют успехи детей в  учебе, что имеет положительное  влияние на их успеваемость в школе.[6;76]

 

В семьях, где применяется  демократический стиль, дети растут с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребёнка (его  интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда  ребёнок того заслуживает. Дети с  пониженной самооценкой (не обязательно  очень низкой) пользуются дома большей  свободой, но эта свобода, по сути, –  бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к  другу.

 

По мнению Т.В. Костяк, родители задают и исходный уровень притязаний ребёнка – то, на что он претендует в учебной деятельности и в  отношениях. Дети с высоким уровнем  притязаний, завышенной самооценкой  и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о  будущем так же оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и  низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких  целей и постоянно сомневаются  в своих возможностях, быстро смиряются  с тем уровнем успеваемости, который  складывается в начале обучения.[19;61]

 

Таким образом, по утверждению  К. Аспер, школьная успеваемость является важным критерием оценки ребёнка как личности со стороны родителей. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребёнка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа. В самосознании младшего школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни, или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально.[4;86]

 

Другой личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает  устойчивость при постоянном недовольстве учёбой со стороны родителей. Из-за нарастания тревожности и связанной  с ней низкой самооценки снижаются  учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к  ряду других особенностей – желанию  бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и  шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

 

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребёнка, по мнению Е.Н. Каменской, всё  больше и больше сосредотачиваются  на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный  дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности  ребёнка отражаются на его учебной  деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую  реакцию окружающих, а эта отрицательная  реакция, в свою очередь, усиливает  сложившиеся у ребёнка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив  установки и оценки родителей. Близкие  взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребёнка, не порицая  его за отдельные недочеты, снижают  уровень его тревожности и  этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.[17;136]

 

Родители оказывают наибольшее влияние на жизнь своих детей. Именно поэтому их понимание того, о чём дети должны думать, как  они должны учиться и как их необходимо воспитывать, имеет решающее значение в формировании будущей  модели поведения растущих детей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Они дают ребёнку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция всё более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребёнка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности и самооценки ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему развитию.[1;62]           Для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на формирование самооценки ребёнка, необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

 

-принимать активное участие  в жизни семьи;

 

-всегда находить время,  чтобы поговорить с ребёнком;

 

-интересоваться проблемами  ребёнка, вникать во все возникающие  в его жизни сложности и  помогать развивать свои умения  и таланты;

 

-не оказывать на ребёнка  никакого нажима, помогая ему  тем самым самостоятельно принимать  решения;

 

-иметь представление  о различных этапах в жизни  ребёнка;

 

-уважать право ребёнка  на собственное мнение;

 

-уметь сдерживать собственнические  инстинкты и относиться к ребёнку,  как к равноправному партнёру, который просто на данный момент  обладает меньшим жизненным опытом;

 

-с уважением относиться  к стремлению всех остальных  членов семьи делать карьеру  и самосовершенствоваться.

 

Таким образом, влияние семьи  на самооценку младшего школьника трудно переоценить, так как то, что человек  приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей своей будущей  жизни. Поэтому родители должны понимать, как велико значение правильного  семейного воспитания в развитии адекватной самооценки ребёнка. А.Н. Букин  выделяет три основных стиля воспитания: авторитарный, попустительский, демократический, – среди которых наиболее успешным считает демократический, или авторитетный, стиль воспитания, так как в  нём внимание к личности ребёнка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной  требовательностью, что позволяет  детям расти с высокой, но не с завышенной самооценкой.

 

Кроме семьи, большое влияние  на формирование самооценки младшего школьника оказывает учитель. Подробнее  влияние педагога на самооценку детей  младшего школьного возраста будет  рассмотрено в следующем параграфе.

2.2 Роль педагога в развитии  самооценки младшего школьника

 

 

 

Педагог, в ходе своей  работы на уроке обладает правом оценивать  другого эмоционально незрелого  человека, что даёт ему ощущение власти и непогрешимости. Взгляд на учителя как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост учителя, ведёт  его к эмоциональному сгоранию. Противопоставить этому можно только осознание собственного несовершенства и готовность к изменениям. Так как в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление.[10;131]

 

Ребёнок младшего школьного  возраста большую часть времени  проводит в школе. И основной его  деятельностью является учебная. В этой связи, считается, что мощным фактором воздействия на самооценку младшего школьника выступает оценка учителя. Оценивая знания, учитель одновременно оценивает личность, её возможности и место среди других. Именно так воспринимаются оценки детьми.

Информация о работе Развитие самооценки и детей старшего дошкольного возраста