Развитие самооценки и детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Я выбрала данную тему курсовой работы потому, что меня очень заинтересовало то, каким образом развивается самосознание у детей дошкольного возраста, как, по каким критериям они начинают себя оценивать, свою деятельность. Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.
Вопросы ее онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э.Эриксона, К.Роджерса и других психологов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ …..4
§ 1.1 Теоретические подходы к проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной науке…… 5
§1.2 Понятие Самооценки, ее сущность и виды………………………………...8
§1.3 Этапы развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.....1
2. СТАРШИЙ ДОШОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ АК ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ…1
§2.1 Особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием…3
§2.2 Психолого-педагогическая характеристика личности старшего дошкольника…4
§2.3 Самооценка у детей старшего дошкольного возраста как предмет психолого-педагогических исследований…1
3.ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ АДЕВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…1
§3.1 Влияние семейного воспитания на самооценку детей старшего дошкольного возраста…
§3.2 Роль педагога в развитии самооценки детей старшего дошкольного возраста……
§3.3 Основные пути формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста…
4.ЭКСПЕРИМАНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ……..
§4.1Организационные основы экспериментального исследования…………….
§4.2 Результаты экспериментального исследования уровня развития самооценки………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 44
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………. 46
Приложение 1……………………………………………………………. 46
Приложение 2……………………………………………………………… 47
Приложение 3………………………………………………………………..
Приложение 4………………………………………………………………….
Приложение 5……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Кудина Катя.docx

— 140.57 Кб (Скачать файл)

 

В психологической литературе как отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Вопросы ее онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э.Эриксона, К.Роджерса и других психологов. Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.

2.2 Психолого-педагогическая  характеристика личности старшего  дошкольного возраста.

Дошкольное детство является важным периодом в психическом и  личностном развитии ребенка. В отечественной  психологии и педагогике принято  выделять младший, средний и старший  дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его  успешного перехода к новому социальному  статусу — статусу школьника.

В дошкольном возрасте у  нормально развивающегося ребенка  происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно  возрастает познавательная активность — развивается восприятие, наглядное  мышление, появляются зачатки логического  мышления.

Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой  памяти, произвольного внимания и  т. д. Значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего  мира, так и в развитии общения, разных видов детской деятельности. В трудах А. В. Запорожца отмечается, что дошкольники могут выполнять  действия по словесной инструкции, усваивать знания на основе объяснений лишь в том случае, если у них  имеются четкие наглядные представления.

Появляются новые виды деятельности: игра — первый и основной вид совместной деятельности дошкольников; изобразительная деятельность —  первая продуктивная деятельность ребенка; элементы трудовой деятельности.

Происходит интенсивное  становление личности, воли. Ребенок, усваивая нравственные представления, формы поведения, становится маленьким  членом человеческого общества. В  дошкольном возрасте у нормально  развивающегося ребенка чрезвычайно  возрастает познавательная активность, интерес к познанию окружающего  мира. Недаром дети дошкольники проходят через возраст «почемучек».

Основой познания для ребенка  дошкольного возраста является чувственное  познание — восприятие и наглядное  мышление. Именно от того, как сформированы у ребенка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, а также речи и более высоких, логических форм мышления.

Восприятие формируется  в дошкольном возрасте благодаря  совершенствованию перцептивных действий и усвоению систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством на протяжении всей истории (геометрических форм, цветов спектра, мер веса, величин, времени, системы фонем родного языка, звуковысотного ряда и т. п.).

У трехлетних детей восприятие достигает сравнительно высокого уровня. Например, им доступно выделение свойств  и отношений объектов, что может  происходить не только практически, но и зрительно с помощью перцептивных действий. Дети умеют работать по образцу, выделяя при этом цвет, форму, величину, материал и другие свойства предметов, а также некоторые пространственные отношения между ними. Восприятие активно включается в деятельность ребенка, оно помогает ему выполнять  посильные, знакомые по характеру задачи, предъявляемые взрослым (или встречающиеся  в быту), находить решение значительно  быстрее и эффективнее, чем раньше.

Сами перцептивные действия у младших дошкольников еще недостаточно совершенны. Произошел только перцы  й шаг — переход от практической ориентировки к ориентировке перцептивной. Так, например, при складывании матрешки трехлетний ребенок уже заранее  выбирает те ее элементы, которые кажутся  ему подходящими. Но этот выбор еще  часто неточен, поэтому ребенок  проверяет его правильность, примеривая выбранные части друг к другу, и при необходимости заменяя их. Здесь мы имеем дело с развернутой перцептивной ориентировкой. На пятом году жизни дети усваивают уже многие сенсорные эталоны (например, названия форм и предметов: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), но пока еще бессистемно.

В старшем дошкольном возрасте наряду с усвоением отдельных  эталонов происходит и усвоение систем, в которые эти эталоны включены. Овладев системой сенсорных эталонов, дети старшего дошкольного возраста уже производят обобщение предметов  по существенным признакам и свойствам. Наряду с формированием восприятия свойств и отношений предметов  у ребенка-дошкольника складывается представление о пространстве, развивается  ориентировка в нем, возникающая  на основе сложившегося ранее учета  пространственных свойств и отношений  предметов, изменяется целостное восприятие предметов.

Оно становится более четким и одновременно более расчлененным — ребенок не только хорошо представляет себе общие очертания предмета, но и умеет выделять его существенные части, правильно представляет себе их форму, соотношение по величине, пространственное расположение.

Другой стороной чувственного познания является наглядное мышление, тесно связанное с восприятием. Первая форма мышления, которая возникает  у нормально развивающегося ребенка, — наглядно-действенное мышление. Оно появляется в практической деятельности (бытовой и предметно-игровой) и  направлено на ее обслуживание.

Наглядно-действенное мышление не только самая ранняя форма мышления, но и исходная. На ее основе возникает  сначала наглядно-образное, а затем  и словесно-логическое мышление. Поэтому  развитие наглядно-действенного мышления во многом определяет формирование всей познавательной деятельности ребенка.

В дошкольном возрасте ребенок  свободно ориентируется в условиях возникающих перед ним практических задач, может самостоятельно найти выход из проблемной ситуации. В наглядно - действенном мышлении проблемная ситуация разрешается с помощью вспомогательных средств или орудий.

В среднем дошкольном возрасте наиболее характерной для ребенка  формой мышления является наглядно-образное, которое определяет качественно  новую ступень в его развитии. В этом возрасте ребенок уже может  решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах.

Наглядно-образное мышление в дошкольном детстве является основным и к старшему дошкольному возрасту становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические  изображения, представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать такие изображения. На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое дает возможность  ребенку решать задачи, усваивать  более сложные элементарные научные  знания.

У детей четвертого и пятого года жизни продолжает развиваться  произвольная память. Ребенок уже принимав разнообразные задачи на запоминание и начинает прилагать специальные усилия для того, чтобы запомнить. Если ребенку этого возраста дают какое-либо поручение, то он уже не мчится сразу выполнять его, как младшие дети, а сначала повторив задание, приступает к выполнению.

У детей постепенно увеличивается  объем запоминаемого материала. Ребенок 4—5 лет удерживает в памяти пять-шесть предметов или картинок. Именно в этот период начинают закладываться элементы опосредованного запоминания.

У дошкольников развивается  несколько видов деятельности: игровая, изобразительная, конструктивная и элементы трудовой. Каждый вид деятельности ставит определенные задачи перед восприятием, мышлением, речью и личностью ребенка и требует определенного уровня их развития.

В младшем дошкольном возрасте игра представляет собой продолжение  и развитие предметной деятельности, ребенок использует реальные предметы и изображающие их игрушки строго по назначению, овладевая множеством предметных действий: учится снимать  и надевать на куклу одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, грузить  кубики в машинку и выгружать  их и т. д. В младшем дошкольном возрасте все эти действия постепенно перестают быть самоцелью — их начинают выполнять не сами по себе, а для чего-то, для определенной цели. В дальнейшем они заменяются цепочкой логически последо- вательных действий, которые отражают часто повторяющиеся в жизни ребенка привычные ситуации, но в них не прослеживается сюжет и не отражаются взаимоотношения людей.

В среднем дошкольном возрасте возникает сюжетно-ролевая игра. Здесь происходит следующее: во-первых, предметы и предметные действия перестают  интересовать ребенка; во-вторых, в  центре его внимания оказываются  отношения людей, связанные чаще всего с конкретными предметными  действиями. Ребенок, проигрывая их, усваивает  человеческие взаимоотношения. Данный вид игры требует участия нескольких детей, поэтому она является первым и основным видом совместной деятельности детей дошкольного возраста и  оказывает большое влияние на развитие их взаимоотношений.

К пяти годам сюжетно-ролевая  игра становится преобладающей и  требует участия группы дошкольников, поэтому является первым и основным видом совместной их деятельности. В процессе этой игры дети учатся взаимодействовать, усваивают нравственные нормы, что  оказывает влияние на развитие их личности в целом. Особенно большое  значение имеют при этом те отношения, которые возникают у детей  в игре при распределении ролей, в ходе согласования дальнейших действий, их оценки, обсуждения правил поведения  и т. п. Пятилетние дети могут выбрать  тему игры, создать условия для  нее, выполнить соответствующие  действия и правила, имеют опыт игр  драматизации. У них формируется  умение совместно строить и творчески  развивать сюжет игры.

В дошкольном детстве начинают формироваться продуктивные виды деятельности, которые требуют достаточно высокого уровня сенсорного развития, в частности  восприятия и представлений. Итогом продуктивной деятельности является продукт, отражающий воспроизводимый объект со стороны целого, деталей и его  свойств. Так, например, рисунки, изображающие предметы, появляются у нормально  развивающихся детей к концу  третьего — началу четвертого года жизни.

Продуктивная деятельность способствует формированию восприятия и представлений ребенка и  оказывает большое влияние на развитие личности дошкольника —  требует умения сосредоточиться  на задаче, доводить начатое дело до конца. Для нее необходимо развитие моторики, зрительно-двигательной координации, развитие воображения и мышления: анализ объекта, выделение главного оперирование образами-представлениями. В старшем дошкольном возрасте продуктивная деятельность продолжает активно развиваться  на базе достаточно высокоразвитого  восприятия и представлений. К концу  дошкольного возраста дети могут  создавать и обыгрывать весьма сложные  постройки, конструкции.

Появление элементов трудовой деятельности у трехлетних детей  выражается в основном в овладении  навыками самообслуживания, которые  обеспечивают им известную бытовую  самостоятельность: ребенок может  без помощи взрослого одеться, раздеться, умыться, пользоваться туалетом, есть.

Самообслуживание включает в себя ряд весьма сложных по своей  структуре навыков, которыми должен овладеть ребенок. Здесь могут возникнуть два типа затруднений: в определении  и усвоении последовательности операций, с одной стороны, и в овладении  каждой из них — с другой. Особое значение приобретает при этом организация  ориентировочно-исследовательской  фазы овладения навыками, непосредственно  связанной с восприятием.

В младшем дошкольном возрасте слово у ребенка часто оказывается  недостаточно обобщенным, ситуативным  или, наоборот, генерализованным, а в ряде случаев понимание его ребенком может быть вовсе неверным. В речи детей встречаются замены, подстановки знакомых слов на место незнакомых. Такая речь еще не может служить надежной опорой для передачи ребенку новых знаний, которые формируются у дошкольников только благодаря наглядности (А. В. Запорожец).

Растущие потребности  общения приводят к тому, что у  дошкольников развиваются все формы  и функции речи. В младшем дошкольном возрасте направляющую и организующую роль выполняет речь взрослого. Она привлекает внимание ребенка, направляет его на деятельность, в более простых случаях определяет цель деятельности, но включение словесной инструкции не всегда помогает ребенку в ее усвоении и осуществлении. Дошкольнику необходимы и другие средства передачи знаний и организации деятельности: показ действий, образец, совместные действия со взрослым.

В среднем дошкольном возрасте картина начинает меняться — слово  уже может более адекватно  направлять деятельность ребенка и  передавать ему информацию, но словесное  инструктирование, передача опыта в  словесной форме еще нуждаются  в чувственной опоре.

Лишь к пяти годам слово  начинает само по себе, в пределах определенного  содержания, служить источником информации и способом передачи общественного  опыта. Включение слова не просто ускоряет, качественно меняет, но и  облегчает процесс усвоения новых  знаний, способствует овладению новой  деятельностью. Полученные с помощью  словесной инструкции умения ребенок  легче переносит на незнакомую ситуацию, на новый объект. Изменяется и роль собственной речи дошкольника, это  проявляется в регуляции его  деятельности. Из сопровож- дающей она превращается сначала в фиксирующую, а затем в планирующую. Речь активно включается в усвоение знаний, в развитие мышления, в сенсорное развитие,  нравственное, эстетическое воспитание ребенка, в формирование его деятельности и личности.

Таким образом, язык и речь традиционно рассматриваются в  психологии и педагогике как узел, в котором сплетаются различные  линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Речь является основным каналом трансляции культуры от поколения к поколению, а также  важнейшим средством обучения и  воспитания.

Информация о работе Развитие самооценки и детей старшего дошкольного возраста