Развитие самооценки и детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Я выбрала данную тему курсовой работы потому, что меня очень заинтересовало то, каким образом развивается самосознание у детей дошкольного возраста, как, по каким критериям они начинают себя оценивать, свою деятельность. Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.
Вопросы ее онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э.Эриксона, К.Роджерса и других психологов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ …..4
§ 1.1 Теоретические подходы к проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной науке…… 5
§1.2 Понятие Самооценки, ее сущность и виды………………………………...8
§1.3 Этапы развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.....1
2. СТАРШИЙ ДОШОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ АК ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ…1
§2.1 Особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием…3
§2.2 Психолого-педагогическая характеристика личности старшего дошкольника…4
§2.3 Самооценка у детей старшего дошкольного возраста как предмет психолого-педагогических исследований…1
3.ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ АДЕВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…1
§3.1 Влияние семейного воспитания на самооценку детей старшего дошкольного возраста…
§3.2 Роль педагога в развитии самооценки детей старшего дошкольного возраста……
§3.3 Основные пути формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста…
4.ЭКСПЕРИМАНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ……..
§4.1Организационные основы экспериментального исследования…………….
§4.2 Результаты экспериментального исследования уровня развития самооценки………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 44
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………. 46
Приложение 1……………………………………………………………. 46
Приложение 2……………………………………………………………… 47
Приложение 3………………………………………………………………..
Приложение 4………………………………………………………………….
Приложение 5……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Кудина Катя.docx

— 140.57 Кб (Скачать файл)

Вся психическая жизнь  ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное  ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой  им действительности.

Знать оценочные и самооценочные действия дошкольника очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое ребёнок включаются. С возрастом ребенок все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и детскому саду. Кроме осознания своих качеств старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков. Они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, и собственный опыт.

Исходя из вышесказанного, я пришла к выводу, что работа по развитию умения адекватно оценивать  свои действия является актуальной именно на этой возрастной ступени. При анализе  научных работ, посвященных самооценке, я установила, что как в отечественной, так и в зарубежной литературе нет единственного определения  самооценки, каждый автор представляет ее в своем понимании. Но разработано  достаточно много методик, позволяющих  вывить уровень развития самооценки. В процессе своего исследования я  придерживалась следующего понимания  самооценки, данного А.Г. Спиркиным: самооценка есть отношение к себе, которое наряду с познанием себя входит в самосознание.

В процессе исследования самооценки у дошкольников, было выявлено, позитивная направленность общей самооценки у  детей подготовительной к школе  группы выражена ярче, чем в старшей. В возрасте 6-7 лет дети оценивают себя конкретнее, подробнее и адекватнее. Критерием при оценке себя служит опора на собственный опыт, полученный в разных видах деятельности и осознание своих возможностей, качеств. Развитие самосознания находится в тесной связи с формированием познавательной и мотивационной сферы ребенка. На основе их развития в конце дошкольного периода появляется важное новообразование - ребенок оказывается способным в особой форме сознавать и самого себя и то положение, которое он в данное время занимает, т. е. у ребенка появляется «осознание своего социального «Я» и возникновение на этой основе внутренней позиции». Возрастает к концу дошкольного периода и самостоятельность, критичность детской оценки и самооценки. Вышесказанное подтверждает гипотезу исследования.

 

В дальнейшем наше исследование можно дополнить выявлением степени  влияния взрослых на самооценку дошкольников. Для этого можно использовать следующие методики: «Изучение оценочной  стратегии воспитателя», «Какой он (она)», «Изучение субъективных оценочных  тенденций ближайшего микросоциума ребенка» (все методики описаны у  О.А. Белобрыкиной).

 

Список литературы:

Литература

 

1. Анкудинова Н. Е. О  развитии самосознания у детей  / Психология дошкольника: Хрестоматия.  Сост. Г.А. Урунтаева. М.: »Академия», 2000.-207 с.

 

2. Белобрыкина О. А. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста средствами театрализации // Психолог в детском саду. - 2008, № 2. - С. 5 - 12.

 

3. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие по курсу «Основы психодиагностики» для студентов психологических факультетов и практических психологов образовательных учреждений. - Новосибирск: ГЦРО, 2000. -132 с.

 

4. Болотова А. К. Развитие самосознания личности: Временной аспект// Вопросы психологии. - 2006, № 2. - С. 116 - 125.

 

5. Волков Б. С. Дошкольная  психология: Психическое развитие  от рождения до школы: учебное  пособие для вузов / Б. С.  Волков, Н.В. Волкова. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2007.- 287с.- (Gaudemus).

 

6. Т. В. Гармаева Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника // Психолог в детском саду. - 2004, № 2. - С 103-111.

 

7. Деркач А.А. Самооценка как структурообразующая процесса акмеологического развития// Мир психологии. - 2005, № 3. - С. 139 - 146.

 

8. Зинько Е.В.Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. - 2006. том 27, № 3. - С. 18-30.

 

9. Коломинский Я.Л. Детская психология/ Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько. М, 1988г.

 

10. Маралов В.Г. основы  самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 256с.

 

11. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики - 3- е изд.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 19998.-632 с.

 

12. Психология самосознания. Хрестоматия. под. ред Райгородского. - Самара: Издательский ДОМ «БАХРАХ - М», 2000. 672 с.

 

13. Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 368с.

 

14. Урунтаева ГА. Дошкольная психология.- М.: «Академия», 1998. -336 с.

 

15. У. Джемс. Психология. М. 1991.

 

Приложения

Приложение 1

Рекомендации для педагогов  по формированию адекватной самооценки младшего школьника ( М. Феннел «Как повысить самооценку»):

-  оценка должна служить  главной целью – стимулировать  и направлять учебно-познавательную  деятельность младшего школьника;

-  учитель должен давать  содержательную оценку работе  младшего школьника;

-  оценка должна не  завершать учебно-познавательную  деятельность, а сопровождать её  на всех ступенях;

-  в учебной деятельности  необходимо сравнивать детей,  которые обладают приблизительно  одинаковыми способностями, но  достигают разных результатов  из-за различного отношения к  учению;

-  необходимо использовать  взаимное рецензирование, при этом  отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке;

-  после рецензирования  работа возвращается автору, и  учащиеся самостоятельно анализируют  свою работу;

-  предлагать ученику  с заниженной самооценкой оказывать  помощь слабоуспевающему младшему  школьнику;

-  необходимо включать  ситуации, актуализирующие самооценку  ребёнка, ставящие перед ним  задачу осознания особенности  своей работы, её сильных и  слабых сторон и способствующих  обращенности ребёнка на собственные  способы действия;

-  необходимо вводить  тетради, в которых учащиеся  по специальной схеме делают  записи, анализируя и оценивая  свою работу на уроке, определяя  меру усвоения материала, степень  его сложности, выделяя наиболее  трудные моменты работы;

-  необходимо предлагать  детям самостоятельно оценивать  классные и домашние задания  до того, как отдать на проверку  учителю, после того как работы  проверил и оценил учитель,  необходимо обсуждать случаи  несовпадения оценок. Выяснить основания,  на которых строят самооценку  дети и показатели, по которым  оценивает учитель;

-  необходимо использовать  похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.

Приложение 2

Рекомендации для родителей  по формированию адекватной самооценки младшего школьника ( Г. Рейчлин, К. Винклер «Карманный справочник для родителей»)

По мнению Г. Рейчлин и К. Винклер, родители задают исходный уровень притязаний ребёнка – то, на что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний непосредственно влияет на самооценку ребёнка, поэтому родителям для формирования у своих детей дифференцированной адекватной самооценки в процессе воспитания следует соблюдать следующие рекомендации:

-  находить время, хотя  бы несколько минут каждый  день, чтобы уделить ребёнку всё  своё внимание, не деля его  ни с чем;

-  показать ребёнку,  что родители признают и понимают  его чувства, даже если не  согласны с ним. Объяснить,  что разные люди могут иметь  разные чувства. Никакие человеческие  чувства не бывают правильными  или неправильными. Помнить, признавать  чувства ребёнка, даже негативные, не значит позволять ему неприемлемое  поведение;

-  как бы ни нравилась  ситуация или какой-либо план, спросить об этом мнение ребёнка,  если необходимо, предложить ему  пару альтернатив. Это не только  приучит ребёнка думать самостоятельно, но и понимать, что его мнение  ценят, что дает ребёнку чувство  контроля над ситуацией;

-  показывать детям  свою бескорыстную любовь;

-  установить последовательные, твёрдые ограничения. Это позволит  ребёнку понять, что окружающий  мир предсказуем. Претворение  их в жизнь требует выработки  соответствующих последствий за  неважное поведение;

-  хвалить ребёнка за  конкретные поступки. Если ребёнок  видит, что родители действительно  заметили его попытки что-то  сделать хорошо, он их повторит;

-  использовать ролевые  игры для обыгрывания с детьми  трудных или незнакомых ситуаций  заранее, так чтобы, сталкиваясь  с ними, дети чувствовали себя  уверенно, комфортно, зная, что делать  и чего ожидать;

-  помочь детям научиться  решать проблемы самим, не прибегая  к помощи взрослых;

-  уважать усилия детей;

-  показывать ребёнку  очевидные свидетельства его  развития, его достижения. Показывать  ребёнку его старые рисунки  или его более раннюю видеозапись,  чтобы доказать ему, какие он  сделал успехи, какие приобрел  новые навыки;

-  объяснить ребёнку,  что у всех иногда случаются  неудачи. Очень важно понять, что  ошибки дают человеку возможность  учиться;

-  стараться концентрироваться  на позитивном, придумать что-нибудь интересное;

-  помочь ребёнку почувствовать  его важность, поручая ему какие-нибудь  дела или обязанности, чтобы  помочь семье;

-  относиться с уважением  к индивидуальным особенностям  ребёнка, к его степени развития  на разных стадиях;

-  признавать сильные  стороны своего ребёнка и хвалить  за них, а не фиксировать  внимание на его слабостях.  Предоставить ребёнку как можно  больше возможностей добиваться  успеха в том, что ему нравится  и что у него получается. Это  поможет ему приобрести уверенность  в себе;

-  избегать сравнения  своего ребёнка с другими. Пусть  он знает, что его любят таким,  какой он есть;

-  рассказывать ребёнку  интересные детали о семье,  об истории семьи. Просить об  это родственников;

-  обязательно устраивать  семейные праздники. Установить  собственные семейные традиции;

-  приоткрывать ребёнку  свой внутренний мир, делиться  с ним своими пристрастиями,  знаниями и эмоциями;

-  бережно относиться  к внутреннему миру ребёнка,  уважать его интересы, серьёзно  воспринимать огорчения, какими  бы тривиальными, повторяющимися  и скучными они не казались;

-  ребёнок должен видеть, что родители гордятся не только  им, но и собой;

-  родители должны понимать, что шуточные прозвища или  поддразнивания ребёнком могут  восприниматься серьёзно. И если  он просит перестать, следует  прислушаться к нему;

-  стараться смотреть  на некоторые вещи глазами  ребёнка, помнить, что его понимание  окружающего мира основывается  на ограниченном опыте и не  развитом его мышлении;

-  знакомить ребёнка  с многообразием окружающего  мира, говорить о том, что каждый  человек – уникален, и он тоже;

-  с уважением говорить  о культурных, физических и более  тонких различиях между людьми.

Приложение 3

 

Групповые игры для повышения  самооценки детей старшего дошкольного  возраста.

Игра «Похвалилки»

Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причём формулировка обязательно начинается словами «Однажды я…», например, «Однажды я помог товарищу в школе» или «Однажды я быстро выполнил домашнее задание» и т.п.

На обдумывание задания  дается две-три минуты, после чего каждый ребёнок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке. После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами.

В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребёнок  обладает какими-либо талантами, но для  того чтобы заметить это, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно  относиться к окружающим.

 

Игра «За что меня любит  мама»

Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребёнок  по очереди говорит всем, за что  его любит мама. Затем можно  попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил то, что сказали  другие. При затруднении дети могут  помочь ему.

После этого нужно обсудить с детьми, приятно ли им было, что  другие дети запомнили эту информацию. Дети обычно сами делают вывод, что  нужно внимательно относиться к  окружающим и слушать их.

Информация о работе Развитие самооценки и детей старшего дошкольного возраста