Курс лекций по "Психологии массовой коммуникации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:42, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Психология массовых коммуникаций"

Файлы: 1 файл

2.1-2.2.Теоретический матер иал2.docx

— 303.73 Кб (Скачать файл)

К сожалению, информирование - не является результатом только исследования действительности. Оно является результатом  и созерцания и апперцептивного  отображения, субъективного переживания  действительности. Новость, которая  лежит в основе информирования, является результатом захваченного созерцание жизни, и она лежит не в плоскости  объективной реальности, а субъективного  переживания мира. Технологически процесс  информирования можно свести лишь к  сфере исследования и запретить  журналистам информировать, если факты  не прошли научной проработки. Но тогда  исчезнет журналистика как явление  привычное и превратится в  процесс отчетности ученых. Можно  идти на такую жертву? Стоит стирать  с лица земли сферу, обозначенную субъективно-эмоциональной, доверчивым со стороны аудитории к авторам, по-авторски неповторимым, общественно признанным и ожидаемым представлением действительности, включенным в реальный авторский жизненный опыт и наделенным большой жизненной силой убеждения? Это произошло бы неравноценная замена. Поэтому реально журналистика как таковая должна идти по пути привлечения научных методов видения действительности без потери своего "я". Она должна быть плюралистической, что и обеспечит конкурентоспособность СМИ и авторов. Надо бояться не оценочных, а фактологически фальшивых суждений. Оценочное суждение, основанное на относительно достоверных фактах, - это публицистическая классика и качество!

Журналистика - это прежде всего творчество, собственная или коллективная, но творчество, которое не следует ограничивать только умением использовать тропы, а рассматривать как авторскую работу, направленную на изготовление неповторимого информационного продукта, в котором тесно переплетены доверчивое со стороны общества, личностное, индивидуальное видение и понимание действительности с общепринятым, научно доказанным. Это творчество может в большей или меньшей степени склоняться к научных подходов отражения действительности. Но в отличие от науки, которая избегает публичности, зацикливается на объекте познания, журналистика всегда оставаться сферой публичной и будет приносить в жертву объективность, точность - огласке, демонстрации, убеждению.

Современной теоретической  мысли в журналистике присущ некий "наивный техницизм": если отделить оценку от факта, то таким образом  обеспечится объективность. В том-то и причина, факт - вещь объективно субъективна, поскольку сфера человеческого  отражения, ощущение обозначены субъективизмом, в том смысле, что принадлежат  субъекту.

Факт - это отражено в сознании явление, о котором есть знания и  которое оценивается как истинное знание. А кто оценивает? Устройство, независимый компьютер? Или сама же человек, выделила из действительности этот факт и заверила, что он настоящий?

Оценка, комментарий могут  существовать не только в форме развернутого высказывания и быть вербализированной. Так самый простой и примитивный способ современного комментирования. Он может выражаться Паралингвистический средствами, акцентированием определенных слов, употреблением слова в переносном значении и т.п..

Итак, сообщение - это сложная  система содержания, в которой  переплетены фактах, идею, эмоционально-волевые  оттенки. Поэтому оно является не только средством информирования, одновременно сообщение скрывает и элементы пропаганды, агитации. Только специальным образом сконструированное сообщение может быть относительно «очищенным» от тех или иных элементов содержания. Сделать его в чистом виде информативным невозможно из-за отсутствия информативно чистых средств выражения.

Есть и другая причина  отсутствия стерильной информативности: в процессе сбора фактов, их селекции и сортировки, обработки "к информационному факта все равно неизбежно присоединяется значительная доля субъективного отношения людей, которые задействованы в этом процессе. Это отношение к факту, к своему труду, к руководству, к жалованью, в аудитории и т. п. ... Исходя из этого коммуникативное сообщение и определяют как "факт, спрессованный с отношением к нему. Отношение может быть разным - идеологическим или коммерческим, сознательным или бессознательным. Но оно всегда, и игнорировать это - значит отказаться от понимания механизмов действия массовой коммуникации ".

МЕТОДЫ МАСОВОКОМУНИКАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Любой труд, а значит и  работа профессионального коммуниканта, как определенным образом организованный производственный процесс, предусматривает систему отработанных, научно обоснованных операций, приемов, необходимых для достижения производственных результатов. Каждая такая относительно замкнутая система операций, приемов образует технологический способ исполнения, используется для получения определенного эффекта. Технологические способы и являются методами труда.

Владение методами - это  владение соответствующими методиками, т.е. тем операционным арсеналом  и знаниями о нем, который необходим  для успешной работы.

Владеть методикой значит обладать совокупностью и последовательностью  применения методов. Успешное же владение методикой лежит в основе техники, мастерства специалиста.

Существует много методов  и методик воздействия на человека и человек. Рассмотрим для примера  несколько из них.

Метод "промывания мозгов". Этот метод достаточно популярен  в массовой коммуникации и используется почти во всех массовокоммуникационных технологиях. Его основой являются приемы, способы воздействия на сознание человека или людей с целью ее переформатирования, формирование новых понятий, представлений, знаний. Метод направлен на убеждение и привитие новых идей путем изменения идейно-концептуальной системы сознания.

Метод убеждения. Принадлежит  к ключевым приемов воздействия  на аудиторию различных средств пропаганды с целью ее «убеждения» в тех или иных провозглашаемых ценностях, нормах, образцах поведения. Это, в частности, «пышные, общие фразы», т.е. использование в пропаганде слов и словосочетаний, имеющих общепринятое содержательное «наполнение» и применение которых убеждает само по себе.

Метод «наклеивания ярлыков». Приписывание признаков, свойств, характеристик  без дополнительной аргументации.

Метод ассоциативного формирования положительного эффекта. Опирается  на престиж чего-то аксиоматического. Например: на Западе рыночная экономика, конкуренция привели к положительным  результатам в развитии общества, некоторые средства пропаганды, употребляя словосочетание «расширение рыночных отношений» применительно к обществу, рассчитывают на формирование соответствующего положительного эффекта в общественном мнении.

Методы в рекламе. Привлечение внимания к рекламному сообщению достигается за счет ряда приемов. Построение артистического образа, а не рекламы действительных преимуществ кандидата. Реклама порождает такой образ, который навевает тоску по сильной личностью, лишенной «слишком человеческого», как: дефектов речи, пожилой некрасивой внешности, алогизмов в рассуждениях т.п.

- Наличие персонажа, вызывает  положительные эмоции (красивая  женщина, счастливая семья, ребенок,  улыбается). Известно, что положительная  в эмоциональном отношении информация  затрагивает механизм идентификации  - желание коммуниката отождествить себя с предложенным образом. Политики часто используют это в рекламных листовках, политических календарях, где помещается персонаж, популярный в любом отношении (спортсмен, кинозвезда) рядом с «товаром» - политиком. Так, во время избирательной кампании в местные советы в 2002 году А. Омельченко позиционировал себя на политическом календарике на фоне братьев Кличко, что очевидно, по замыслу имиджмейкеров, должно запустить идентификацию.

В антирекламе используются отрицательные персонажи с соответствующей  репутацией. Так, коммунистическая антиреклама  против ЛДПР в России, направленная против ее лидера В. Жириновского, содержала  образ ... Бориса Моисеева, концерт которого и служил фоном для надписи  «Будущее, которое ты выбираешь».

Методы нейролингвистического  программирования. Как пример рассмотрим фасцинация. Фасцинация - это специальная организация вербального сообщения, целью которого является уменьшение потерь семантически значимой информации. Выделяют следующие формы фасцинации, как акустическая организация за счет интонирования, ритмическая организация сообщение (в устной рекламе), семантическая фасцинация (соотнесения рекламного сообщения с актуальными потребностями и переживаниями коммуникат).

Метод маркировки массы. Используется при манифестаций, парадов, митингов для идентификации членов массы, а также сплочения людей. С этой целью применяются маркеры, маяки массы ленты, значки и др..

Интересными методами являются способы имитации работниками медиа  основных необходимых характеристик как журналистских произведений, так и своих личностно-профессиональных.

Проблема современного журнализма заключается в том, что правдивость, честность, порядочность, точность, беспристрастность, толерантность, а самое главное - интеллектуальность стали методами труда, а не признаками личности, они  технологизировались, давая право журналисту действительности быть неморальной человеком, но технологически "ловко" работать для имитации названных черт. Состоялось раздвоение личности: с точки зрения человеческой, журналист может быть аморальной личностью, а с точки зрения профессиональной - он искусный технолог, способный "работать" правдолюбцем, умником, личностью с большой буквы. Таким образом, возникают метод правды, метод толерантности, метод честности, метод справедливости и т.п. Например, для имитации правдивости используются прием балансировки информации, ссылки на авторитетные источники, использование статистических данных и т. д.

ТЕХНИКИ МАСОВОКОМУНИКАЦИЙНОГО  ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Техника является обязательным компонентом технологии, она не может  существовать без развитой системы  операций, автоматически выполняются  работником в определенной последовательности, то есть определенным образом, способом.

Носителем техники являются люди, а также устройства, способные  заменить человека на определенных этапах ее деятельности. Техника непосредственно  связана с автоматизацией процессов, поскольку технические операции уже являются автоматизированными, легко и бессознательно выполняемыми.

Понятие техники тесно  связано с понятием методики, поскольку  качество труда, мастерство работника  обеспечивается наличием системы строго определенных и легко воспроизводимых  способов достижения определенных результатов. Мастерство профессионального коммуниканта заключается во владении техникой - качественном применении того или иного метода для воздействия на аудиторию. Так, можно говорить о технике "промывания мозгов", если использование этого метода доведено до автоматизма и если совокупность приемов, процедур, используемых при этом, являются обязательными для оказания воздействия.

Вопросы для самопроверки:

  1. Кем были определены технологии воздействия на массы?
  2. Как вы понимает термин «четвертая власть»?
  3. Что включают в себя информационные т<span class="List_0020Paragraph__Char" sty

Информация о работе Курс лекций по "Психологии массовой коммуникации"