Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:42, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Психология массовых коммуникаций"
Получатель информации имеет возможность сравнивать различные социальные ситуации, комментируются СМИ или положительной, или отрицательной оценкой. Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.д. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.
3. Культурологическая
функция выполняет не только
свою основную, познавательную задачу
- ознакомление с достижениями
культуры и искусства, она
С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями и тенденциями является несомненной заслугой СМИ.
С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования порождают дурной вкус у потребителей массовой культуры.
Выделяют следующие психологиче
1.Функция социальной
ориентировки опирается на
2.Функция участия
в формировании общественного
мнения основывается на
3.Функция социальной
идентификации имеет своей
4.Функция контакта
с вязана с потребностью
5.Функция самоутверждения
и познания проявляется в том,
что в сообщениях СМИ
6.Утилитарная
функция массовой коммуникации
выражается в том, что с
7.Функция эмоциональной
разрядки осуществляется в
3. Формы массовых коммуникаций
Массовая коммуникация происходит в различных формах. Под формой общения следует понимать такую его организацию, которая предусматривает использование тех же, закрепленных в опыте коммуникаторов средств, методов, принципов, правил общения. Наличие нескольких форм может приводить к возникновению отдельных видов общения.
Институциональные формы массовой коммуникации. Массовое общение предполагает наличие определенных институтов - организаций, служб, лабораторий, институтов, центров, которые занимаются организацией речи, разрабатывают планы, сценарии и т. п. массовых акций, помогают говорящим совершать акты общения с людьми. Признаком институциональной формы общения является организованность процесса коммуникации, использование определенной технологии общения профессиональными коммуникантами. Институциональным формам можно противопоставить только стихийные, неорганизованные формы массовой коммуникации, которые имеют место во время стихийных митингов и других акций на площадях, улицах и в других людных местах.
Субъектно-объектная форма массовой коммуникации. Массовая коммуникация от природы субъектно-объектная, она требует «жертвы» в виде адресата информационной деятельности - массы. Коммуникационная толерантность - это выдвинут элитой на волне морально-этического общественного подъема желаемый принцип отношений между людьми. Массе же нужно не толерантное к ней отношение, а сила духа, уверенность, убежденность, которую она испытывает в словах и поступках лидера, тогда масса пойдет за ним. Но эти требования справедливы только для сферы массового общения, они могут быть неприемлемыми для других видов, форм и сфер коммуникации. В демократическом обществе выход один: понимая природу массовой коммуникации, необходимо говорить о формах и способах демократического сосуществования "институтов управления и давления на народ" с тем же народом. Ослабление прямого влияния на общество со стороны СМИ, служб по связям с общественностью, рекламных агентств может осуществляться только созданием плюралистических, конкурентных систем медиа и служб и обеспечением добровольного доступа граждан к этим системам.
В массовой коммуникации, что от природы субъектно-объектный характер, вектор процесса всегда направлен от коммуниканта к коммуникату. Демократизация отношений между коммуникаторами и же условиях общения в соответствующей социальной ситуации толерантности, взаимоуважения на первый план выдвигает субъектно-субъектные отношения, для массового общения зачастую превращаются в камуфляжную форму субъектно-объектной связи между коммуникаторами. Это означает не что иное, как импликацию субъектно-объектных отношений, сведение их до уровня скрытого, а значит манипуляционного, влияния, хотя, может, и с благородной целью. Нельзя предположить, что общение когда-нибудь станет процедурой только самовыражения без интереса к собеседнику, к его реакции, иначе общение потеряет смысл как целенаправленно процесс. В зоне же коммуникационных целей всегда лежат определенного вида реакции человека, группы или массы. Так любые методы "работы" говорящего со своей аудиторией, включая научные (сбалансированной подачи информации, статистически оправданного распределения негатива и позитива и т. д.), в условиях общения, а тем более массового, всегда имеют шанс быть изощренными способами манипулирования поведением аудитории, если только она не осознает, что с ним делают и на что направлено действие говорящего.
Субъектно-объектно ориентированная коммуникация уже имеет манипуляционный смысл, ибо она предполагает скрытое воздействие: коммуникат-объект не имеет воли и интеллекта для противостояния субъекту, он машинально через доверие к медиа или отсутствие необходимых знаний выполняет то, что ему говорит субъект. Массовая коммуникация всегда стремится к своему результату - сложившейся массы, готовой к определенным проявлениям.
Но почему специалисты
по массовой коммуникации выбирают субъектно-субъектный
подход к процессу общения? Ибо подход
позволяет профессионалам, используя
реальные знания о "непокорность"
масс, на том основании выстраивать
технологии воздействия на объект профессиональной
деятельности. Такой подход является
более перспективным, чем представление
о массовой коммуникации как процесс
прямого действия, а представление
о массе как о застывшей, неподвижной
аудиторию, якобы изменяется только
под действием полностью
Массовая коммуникация по своей сути имеет монологическую форму: коммуникант говорит, не преследуя цели обмена мнениями с коммуникатом, не дожидаясь его реакции. Даже в случае получения ответа, реплики или замечания сбоку коммуниката, коммуниканта все равно пытаться доказать свое, реализовать свой план выступления. Письменная форма общения вообще не предусматривает открытого диалога. Монологическая форма массового общения является формой безапелляционного, бескомпромиссного монолога. Включение в общение с массой диалога (на примере прямых эфиров) является, по сути, "заигрыванием с публикой", а в лучшем случае - попыткой демократизировать отношения между медиа и аудиторией, но это существенно не влияет на изменение сути массовой коммуникации: она все равно остается "игрой в одни ворота", профессиональный коммуниканта "доказывает свое дело до конца" согласно своему сценарному плану. Кроме того, хотя слушатели как участники прямого эфира композиционно предусмотрены, они частью, например, радиопрограммы или на них может строиться вся радиопрограмма, однако она остается "закрытым" информационным продуктом для многих слушателей, которые не принимали участия в прямом эфире, а просто слушали программу как целостное монологическое для них произведение. Не следует путать монологическую форму массовой коммуникации диалогическими формами речи, которые являются стилевыми элементами современных радио- и телепрограмм. Так, ток-шоу выстроено на диалоге ведущего с гостями студии, диалоге гостей в студии. Но за кадром остается зритель, для которого ток-шоу является телепродуктом, что его приходится "потреблять" таким, какой он есть. Диалог происходит не между участниками ток-шоу и зрителями, а только между участниками в студии. Поэтому, в аспекте массовой коммуникации, между зрителями и телевизионной организацией, "производит" ток-шоу, общение все равно не происходит в виде диалога.
Организованное заражения как форма массовой коммуникации. Массовое общение является влиянием, осуществляется в трех формах - форме заражения, форме сугéстии (внушение) и манипуляции (скрытого действия). Организованное заражения является такой формой массового общения, при которой происходит управляемый коммуникантов эмоциональное воздействие на коммуникат. Это, как известно, процесс передачи эмоционально-возбудимых состояний от коммуниканта к членам массы, который происходит на психофизиологическом уровне контактов вне понятийным влиянием или параллельно с ним. Организованное заражение, однако, не исключает простых форм психофизиологического зажигания вне сознания коммуникаторов как участников массового общения. Организованное заражение может только усиливаться подсознательным эмоциональным воздействием коммуниканта на коммуникат.
Организованная суггестия как форма массовой коммуникации. Внушение является таким психологическим воздействием коммуниканта на коммуникат, предусматривающий "актуализацию или изменение определенных установок, ценностных ориентаций или поступков у человека". Внушение бывает разных видов. Для массовой коммуникации присущи все виды. Так, для современных теле - или радионовостей свойственна косвенная, опосредованная, неосмысленная, случайная суггестия. Прямой, осмысленной, планируемой является суггестия, которая осуществляется ее агитаторами, пропагандистами, рекламистами, проповедниками, специалистами по связям с общественностью и т.д. Однако внушение (суггестия) является неотъемлемым атрибутом воздействия при любой коммуникации. Надеяться, что может существовать коммуникационное влияние вне суггестии, не стоит: любые коммуникационные формы, средства, методы являются суггестивного. Другое дело, какой смысл того внушения, его сила и эффективность, какие средства и методы используются.
Организованная манипуляция как форма массовой коммуникации. Это одна из очевидных, закономерных и естественных форм коммуникации вообще и массовой в частности. Преимуществом массовых манипуляций является то, что они технологизируются и приобретают производственных форм в информационной сфере. Манипуляция, как скрытое воздействие на человека, когда он не понимает, что на нее влияют, может быть различной, подобно суггестии. Но в отличие от внушения манипуляция в массовой коммуникации никогда не бывает не планируемой и не осознаваемой коммуникантов. Она всегда является результатом желаний, надежд, надежд, планов коммуниканта изменить установки, ценностные ориентации или поступки людей таким образом, чтобы люди и не догадались об этом. В отличие манипуляции суггестия является открытым для коммуникаторов или просто не контролируемым ими процессом. Кроме того, существует еще одна существенная разница между манипуляцией и суггестией. Суггестор всегда достигает того, чего он хочет, путем убеждения, психологического давления и т. п. Его цель открыта, ясна. Для манипулятора настоящая цель является скрытой от коммуникат, манипулятор ведет "двойную игру".
Рассказ как форма массовой коммуникации. Можно выделить три основных типа поведения и деятельности коммуниканта, которые позволяют ему достаточно эффективно достигать цели при массовой коммуникации: 1) пойти к рассказу 2) организовать развлечение, зрелище, демонстрацию, 3) дать объяснение, комментарий событиям, высказать свою точку зрения. В зависимости от вида массовой коммуникации используют те или иные формы общения или специфически комбинируют их. Рассказ как форма массовой коммуникации используется преимущественно журналистами для новостей и других программ, журналистских произведений, в основе которых лежат сообщения о событиях, людях, явления и т.п. Для рассказа важна мотивационная основа речи, в меньшей степени целевая и смысловая (стандартный ответ журналиста на вопрос "Какова цель сообщения?" - Сообщить, информировать). Есть журналист, готовя новость, как правило, не волнует, для чего он ее готовит, однако глубина проникновения в жизнь, определение актуальности, критерии отбора фактов зависят от мотиваций журналиста, понимание им общественной реальности, социальных проблем. Используя повествовательную форму, журналист работает по принципу: пришел, увидел, рассказал.
Демонстрация
и развлечение как формы
Информация о работе Курс лекций по "Психологии массовой коммуникации"