Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:42, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Психология массовых коммуникаций"
Размышления как форма массовой коммуникации. Чрезвычайно популярная форма наряду с повествовательной. Ее еще можно назвать публицистически-аналитической форме, она предполагает такую роль коммуниканта в общении с аудиторией, которая является социально активной, ответственной, коммуникативно-навязчивой (в положительном смысле слова), инициативной, общественно мотивированной, целенаправленной и осмысленной. Все коммуниканты, которые выполняют такую роль, независимо от профессии, называются публицистами, т.е. людьми, живущими интересами и проблемами общества, способны отводить свои собственные интересы на задний план и отдавать предпочтение социальным вопросам. Публицисты говорят всегда на подъеме, убедительно, аргументировано, пламенно, они любят комментировать, высказывать свою точку зрения. Психологически публицисты склонны к монологической формы общения, они эгоцентричны, убеждены в своей правоте. Публицистически-аналитической формой массовой коммуникации пользуются зачастую аналитики в СМИ, комментаторы, ведущие авторских программ, пропагандисты, пиарщики, проповедники, которые работают по принципу - при шел, увидел (показал), убедил.
4.Методы исследования массовой коммуникации.
Что касается методов исследования массовой коммуникации в практически-прикладном аспекте, то сюда можно отнести:
Исследование массовой коммуникации может также использовать методы различных социогуманитарных наук, например, методы исследования фокус-групп, анкетирование и опроса аудитории СМК — из социологии; методы беседы с коммуникаторами и реципиентами — из социолингвистики и др.
Особо важный метод исследования массовой коммуникации в метатеории коммуникации — системно-теоретический анализ, состоящий из четырех уровней.
На первом уровне
системно-теоретического анализа исследователь
должен дать характеристику структурных
элементов, составляющих организацию
частного массово-коммуникативного процесса
или всей системы массовой коммуникации,
установить их взаимосвязь со всей
структурой данного общества. На втором
уровне — установить механизм и
особенности взаимодействия элементов
внутри исследуемой системы. На третьем
уровне — выявить функции исследуемой
системы по отношению к внешней
среде. На четвертом уровне — собрать
воедино типологические характеристики
исследуемой системы и
Методы исследования аудиторий массовой коммуникации: пресса, радио, телевидение и интернет
Анализ аудиторий является необходимой составляющей любого СМИ-исследования, поскольку за генеральную совокупность в медиа-исследованиях (за исключением исследований контента) следует рассматривать именно аудиторию, а не населения в целом. Медиа-эффекты, с их очевидной или гипотетической наличием, возможны только из тех индивидов, которые подвергались экспозиции сообщение - есть среди аудитории.
Г. Виммер и Д. Доминик предлагают три основных типа измерений аудиторий - (1) технические средства фиксации, (2) дневники (самоотчетов) и (3) телефонные опросы, анкетирование / личностные интервью.
Измерение аудиторий СМИ
развиваются за счет коммерческих исследований.
Для социологических медиа-
Общие параметры измерения аудиторий
Для полного и всестороннего
исследования феномена массовой коммуникации
существует потребность одновременно
обращаться в аудитории нескольких
СМИ. Универсальные параметры
Таким показателем является рейтинг широком смысле - соотношение всех, кто контактировал с событием ко всему населению (генеральной совокупности). Срок является общим названием для совокупности показателей измерения аудиторий. При непосредственной работе с показателями аудиторий, возникает потребность в уточнениях. В частности - что именно считать контакт с событием (например, 1 минута с трехчасовой программы «Свобода слова» считается достаточным для зачисления зрителя в аудиторию?). Как считать рейтинг, когда событие имеет более чем одно проявление (в частности этот вопрос касается программ по повторами, например «Шустер live»), какую генеральную совокупность использовать - все население, все население, которые имело доступ к каналу коммуникации (например, все, кто имеет телевизор), или тех, кто на время события приобщался к каналу (имеет телевизор, но на время трансляции смотрели другую программу). Впрочем, рейтинг является производным для расчета большинства используемых индексов.
Параметры измерения аудиторий приведенные ниже, являются чаще применяемыми в индустрии массовых коммуникаций для большинства средств СМИ:
Охват - совокупность индивидов, по крайней мере один раз контактировали с сообщением. Выражается в процентах к населению для аудитории телевидения, в тысячах контактов аудитории прессы, радио и Интернета
Оценка распространенности сообщение, переданное определенным каналом коммуникации или совокупности медиа. Может также называться «количеством контактов». Для дальнейшего использования используется интерпретация, происходит из теории зависимости - чем больше процент охвата, тем больше желаемый медиа-эффект.
Частота - среднее количество контактов с конкретным сообщением.
Применяется для медиа с доступным технологическим измерением, которым в Украине является телевидение и Интернет Распространенная интерпретация по теории минимальных эффектов - большая частота контактов с сообщением гипотетически делает сообщение эффективным.
Аффинити - соотношение аудитории в определенной целевой группе, контактировала сообщению, ко всей аудитории сообщения. Используется для оценки фактического результата достижения отдельных социально-демографических категорий при работе в парадигме зависимости.
Пресса
К печатной прессе относят газеты и журналы. Тираж не является альтернативой измерения аудитории издания, предполагает отдельное исследование, прежде всего через такие факторы: в странах, где превалирует покупка печатных изданий в точках розничной торговли, тираж не отражает фактического количества приобретенных индивидами копий; повторное чтение разными индивидами одного и того же экземпляра увеличивает аудиторию за пределы тиража.
Газеты как недельные
и ежедневные издания предусматривают
преимущественно два подхода
для измерения аудитории: оперативный
сбор информации для получения дневной
/ недельной аудитории и
Второй подход к измерению
аудитории газет предполагает опрос
респондента относительно изданий,
читаемых в течение определенного
периода (в проекте ММИ - 3 месяца),
и количества экземпляров, с которыми
респондент ознакомился. При таком
подходе рассчитывается кумулятивная
усредненная недельная / месячная аудитория.
Преимущество подхода - оптимизация
затрат, поскольку при таком подходе
количество суммарных интервью существенно
меньше. Недостатки - возложение исключительно
на долговременную память респондента,
может вносить погрешность в
пользу известных названий изданий;
невозможность получения
У журналов больше «длительность»
ознакомления, аудитория может накапливаться
от недели, месяца до трех и шести, следовательно,
для журналов применяется кумулятивный
подход. Для получения
Основным показателем измерения аудитории печатного издания является покрытие и социально-демографический профиль читателей.
Радио
Радио считалось влиятельным медиа до середины прошлого века и до сих пор является популярным.
Для измерения аудиторий радио в западных странах используют аудиометр (англ. audiometer), способен отмерять время, когда включался радиоприемник, станцию, продолжительность прослушивания станции, все переключения с канала на канал. Кроме технологических средств измерения аудитории радио, типичными методами является ведение дневников и телефонные опросы.
Дневники предусматривают самостоятельное заполнение респондентом структурированной анкеты, где ежедневно отмечают радиостанции, прослушивал респондент в каждом слоте. Собственно, дневниковые исследования является панельными.
Телефонные опросы для
измерения аудиторий радио
Телевидение
Телевидение сегодня является самым распространенным и популярным медиа среди населения России и подавляющего большинства западных стран. Телевидение считается влиятельным каналом коммуникации - оно объединяет аудиальный и визуальный каналы влияния, движение изображения.
В большинстве развитых стран индустриальное измерение аудиторий руководствуется рекомендациями, разработанными группой по исследованиям методов измерения аудиторий - «Global Guidelines for Television Audience Measurement», или сокращенно «GGTam».
Рекомендации предусматривают использование пипл-метра (применяемый в более чем 80 странах). Технология предусматривает применение двух составляющих - фиксатор видеосигнала (устройство фиксирует просмотр телеканалов, часто - видеомагнитофонов), и устройство (пульт) для индивидуальной регистрации респондента (с его помощью регистрируются зрители - все члены домохозяйства чаще с 4 лет, а также количество «гостей »), единица измерения времени - секунда; раз в сутки информация передается для обработки на сервер исследовательской компании.
Приемлемое использование других методик: дневники, опрос, наблюдение и т.п.. При применении дневников предполагается, что респонденты сами их заполняют и обычно охватывают недельный интервал. Дневники могут использоваться дополнительно к для специфических задач, среди которых: измерение просмотра телевидения вне дома, просмотра узкоспециализированных телеканалов, которые не контролируются мониторингом, просмотр программ на заказ и т.п..
Допускается трекинг, но рекомендуемая панель - ТАМ панель. Рекрутирование участников панельного исследования следует осуществлять в учредительном исследовании, которое проводится перед запуском панели и с определенной периодичностью во время функционирования панели (рекомендуемая частота - раз в год). Помимо социально-демографических параметров, анкета установочного исследования предполагает фиксацию наличия, количества телевизоров, компьютеров, телефонов, тип принятия сигнала (эфир, кабель, спутник, интернет), подключение к Интернету в домохозяйстве; субъективная оценка времени просмотра ТВ, наличие дополнительных видеоустройств (видеомагнитофон, видеоигры и т.д.).
Пипл-метр устанавливают в домохозяйствах, где имеется по крайней мере один телевизионный приемник. К изучаемой совокупности не входящих гостиницы, общежития, тюрьмы и другие общественные заведения, а также люди, профессионально связанные с каналами. Подход к выборке предполагается вероятностный, для стран с негомогенная населением частности двуязычным или территориально разбросанным с разными уровнями приема сигнала (что соответствует ситуации в Украине) рекомендуется построение многоуровневой выборки, которая формируется на почве установочного исследования.
Для выравнивания выборки при искажения применяется взвешивания данных согласно статистике структуры генеральной совокупности (например, частый отказ от участия в исследовании населения с высокими доходами по сравнению с населением со средним достатком, или привлечения в выборку домохозяйств только в зоне хорошего качества приема).
С проблемных аспектов пипл-метрической панели можно выделить отсутствие контроля телевидения вне места жительства (на работе, в гостях, на даче и т.д.), отсутствие контроля качества изображения (только звук, только картинка, физическое присутствие у телевизора).
Информация о телевидении
сопоставляется с описанием контента
телеканалов, который обеспечивается
отделом / компанией мониторинга
и предоставляется в
Интернет
Информация о работе Курс лекций по "Психологии массовой коммуникации"