Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:42, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Психология массовых коммуникаций"
Признаки технологий массового воздействия в рамках концепта "четвертой власти". Давление массовой коммуникации и всех ее институтов на человека происходит в рамках концепта "власть медиа", которая является разновидностью социальной власти. Анализируя власть медиа, политолог в области медиа О.В. Зернецкая пишет, что любая власть стремится убеждать.
Убеждение становится определяющей чертой массовокоммуникационной технологией. Оно выражается или в подборе аргументов, или в голосе коммуниканта, в манере говорить. Безапелляционность ведущего новостей очевидна: он с таким жаром и в таком темпе говорит, что никому и в голову не приходит противоречить ему.
Таким образом, контроль СМК - одно из главных условий социальной и политической власти в современных информационных обществах ...
Итак, СМК, кроме влияния, осуществляют еще и тотальный контроль над обществом и другими институтами социальной и политической власти. Контроль проявляется в способности медиа отслеживать намерения, планы, знания, взгляды и мнения людей, институтов, общества, использовать их для планирования содержания медиасозданий и через систему, в частности, новостей целенаправленно влиять на людей. Этот факт сам по себе не является угрожающим до тех пор, пока СМК не заделывают в основу технологии труда эту схему, чтобы манипулировать через подачу новостей аудиторией.
"Новости, которые освещаются
в СМК - это продукт труда
целого коллектива людей,
Для воздействия на массовое сознание используют научные стратегии: "ссылки на авторитетные источники, на статистические данные, результаты опросов общественного мнения, используют графики и таблицы, утверждение экспертов, свидетельства очевидцев, фотографии и съемки с места событий, «живые»репортажи и многое другое , чтобы убедить публику, что сообщение «истинно». Таким образом навязывается дискурс элит, их идеологии и блокируется, затрудняется оппозиционное восприятия, «прочтения», понимание аудиторией того или иного факта или события, освещенных в СМК в новостях или другом жанре политической коммуникации ".
Симуляция научных подходов, стратегий - это еще один признак технологий массового воздействия. Так, несколько десятков телефонных звонков на миллионные аудитории в прямом эфире подается как факт общественного мнения.
Для разработки массовокоммуникационных технологий выходят еще из тех соображений, что СМК должны:
Таким образом, массовая коммуникация рассматривается как среда масификации людей, т.е. втягивания их в массовую культуру через привитие определенных стереотипов массового поведения, формирования массовых настроений. В этом контексте институтам массовой коммуникации закономерно приписывается функция массификации. Роль масс в связи очевидна - быть носителем массового сознания, психологии, настроений, общественного мнения. При этом массы рассматриваются как активный социально-психологический субъект, который в состоянии своей активности способен к различного рода поведенческих актов.
2.Технологии проектирования
и изменений социального
Массовая коммуникация принадлежит к асимметричной коммуникации (связи с общественностью, реклама, продвижение, продажа, медиаинформирование, которые предусматривают односторонний поток информации от профессионального коммуниканта к аудитории (симметричным является общение, например, в обществе - общественная коммуникация, где происходит равноправный диалог). Поэтому в части массовой коммуникации, как способ технократического или автократического развития социального бытия, технология проектирования и изменений социального пространства относится к глобальным социальным технологиям воздействия на социум. Речь идет о рациональных средствах, способах, техниках изменения общественных систем и подсистем, об изменении типов отношений в сообществах, изменение общественного мнения и массового сознания. Эта технология предусматривает связь между общественными процессами и общественным мнением, рассматривает общественность как объект общественных воздействий.
Результатом применения этих технологий в СМИ является изменение границ государств, перераспределение территорий, региональные конфликты или перемирие и т. п. Технология проектирования и изменений социального пространства используется при ведении информационно-коммуникационных кампаний, информационных войн, острых информационных конфликтов и т.д..
Информационные технологии.
Информационные технологии
- это совокупность методов, производственных
процессов и программно-
Информационные технологии учитывают коммуникационные особенности массовоинформационного продукта (его назначение, условия потребления, характеристики адресата - массовой аудитории и т.д.). Так информационные технологии косвенно являются технологиями массовокоммуникационного влияния, они в большей степени должны квалифицироваться как технологии массовоинформационного производства.
Информационные интерактивные технологии, или интерактивные технологии общения.
Эти технологии свойственны
новым медиа, противопоставляются
массовым и направлены на личность,
а не аудиторию. Однако в условиях
массового общения
PR-технологии.
PR-технологии, или технологии
для установления связей с
общественностью, включающие в
себя элементы всех видов
Особое значение в PR-технологиях оказывают кампаниям в СМИ, в частности их планированию.
Успех коммуникационной кампании зависит не от публики, а от ее планировщиков. Коммуникационная кампания должна соответствовать следующим условиям:
1) сообщение, которое будет распространяться, должно предусматривать вполне реальные цели, актуальные для массовой аудитории, иначе она на него не отреагирует;
2) необходимо поддерживать
межличностное общение в
3) планировщики должны
делить массовую аудиторию на
разные целевые группы, поскольку
массовая аудитория социально,
демографически и
Считается, что информационно-
Технологические задачи в PR-технологиях такие: корректировка поведения, лоббирование интересов, формирование и коррекция имиджа и т.п.. Каждое из заданий порождает свои технологии, например имидживые. То есть можно говорить о существовании технологических требований к разработке, проектированию и внедрению имиджа, мероприятий по формированию имиджа (церемонии открытия, презентации, конференции, выставки и т.д.).
Рекламные технологии.
Эти технологии направлены на продвижение товаров или услуг на рынке. Любая рекламная технология включает определение цели и задачи рекламной акции / кампании, разработку ее концепции и плана. Среди различных видов рекламных технологий можно назвать технологии брендинга, технологии уникальных рекламных предложений и другие.
Важным технологическим процессом в рекламе является медиапланирование, то есть планирование, связанное с размещением рекламы в СМИ. При этом используются различные показатели медиапланирования (рейтинг, доля аудитории и др.).
Интересными для изучения являются технологии в политической рекламе, объектом которых является такой «товар», как - политик.
Политическая реклама построена на эффекте замещения менее привлекательного более привлекательным без надлежащего обоснования последнего.
Политическая реклама в СМИ используется в виде имиджевой, стимулирующей и напоминающей рекламы.
Имиджевая реклама касается ознакомления заинтересованной общественности с «программным продуктом», который выступает в виде идеологии, с основными направлениями деятельности субъекта политики в социальной жизни и правительственных кругах, а также с теми преимуществами, которые получает каждый, кто выступает за поддержку кандидата политической партии или общественного объединения или отдает за них голос на выборах. Основное назначение имидж-рекламы – закрепить в сознании широкого круга людей положительный образ и позитивную направленность деятельности субъекта политики. Имидж-реклама действует преимущественно как реклама «впрок» Она направлена не только на тех, кто уже заинтересован поддерживать ту или иную политическую силу любым способом, но и на широкие слои населения, для того, чтобы при проведении политических мероприятий она уже вызвала положительные эмоции у общественности.
Эффективными для имидж-рекламы считаются политические рекламные ролики и клипы на телевидении (блиц-ролики и развернутые ролики), рекламные щиты, реклама на транспорте, реклама в популярных газетах и журналах, участие в благотворительных акциях (с освещением такого участия в прессе, по радио и на телевидении).
Стимульная реклама используется во время избирательных кампаний. В этой рекламе важно подчеркнуть преимуществах по сравнению с конкурентами, которые в основном проявляют идентичное политическое предложение. Итак, для того, чтобы продать политический товар - кандидата, программу, политическую позицию или оппозицию, нужно предельно индивидуализировать те преимущества, которые предлагаются.
Эффективной является стимулирующая реклама в виде «рекламных кубиков» в популярной прессе, прямой почтовой рассылки информ-проспектов и буклетов, телевизионная реклама в виде интервью, ознакомительных передач или фильмов и т.д..
Напоминающая реклама используется в спокойный период, в котором заинтересована политическая сила, чтобы постоянно напоминать о свое внимании к потребностям общественных групп. Это может осуществляться посредством участия ее представителей в общегосударственных или местных культурно-массовых мероприятиях (празднование годовщин чего-либо, проведение выставок, патронаж концертов и других развлекательных мероприятий), реагирующего паблисити - печать в популярных республиканских и местных изданиях статей по проблемным вопросам, прямой почтовой рассылки проспектов и политических отчетов о результатах деятельности в течение года и т. п.
Пропагандистские технологии.
Пропаганда - это не только вид массовой коммуникации, но и технология в структуре других видов. Фактически, пропаганда может использоваться и используется любыми профессиональными коммуникантами, поскольку она охватывает существенные акты, действия, операции, средства воздействия на человека и человек.
Технологическим задачей пропаганды всегда было и является формирование массового сознания на основе определенного взгляда или определенной точки зрения.
В массовой коммуникации пропаганда рассматривается как технология формирования, деформирование, переформатирование общественного мнения.
Среди пропагандистских технологических средств наиболее важным и доступным является сообщение. Целью пропагандистского сообщения, в отличие от информационного, является не столько изложение фактов, сколько выражение оценки фактов для объединения людей вокруг определенной идеи.
Информация о работе Курс лекций по "Психологии массовой коммуникации"