Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:42, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Психология массовых коммуникаций"
- добавление первичных комментариев авторов данного сообщения;
- новое развитие
события в СМК, увеличение его
значимости в глазах
высказывание мнений общественных авторитетов в СМК;
- первые попытки
аналитического осмысления
- разрастание и усугубление проблемы;
- попытка выработки единого решения;
- озвучивание единого решения признанными общественными авторитетами;
- выработка
стереотипа по решению данной
проблемы в общественном
Отсюда следует,
что важнейшей общественно
- «тоталитарную», которая налагает полный запрет на освещение определенных событий;
- «демократическую», которая предусматривает освещение «нежелательного события» в информационном потоке вместе с другими сообщениями. При такой комбинации ретушируется значимость «нежелательного события».
Контроль, осуществляемый спиндокторами в СМК, представляет собой нечто вроде фильтра, не пропускающего нежелательные факты. Существует три типа контроля спиндокторов за информацией:
1) контроль
допуска на объект (к эпицентру
события журналисты вообще не
допускаются или допускаются
«избранные»; так, известны
2) контроль информации
(вся информация поступает из
пресс-центров и пресс-
3) контроль за передачей информации (цензура фото- и видеосъемок, ограничение доступа журналистов к эфиру).
Как следует из всего этого, коммуникаторы в процессе создания и преобразования социальной информации представляют собой единую институционально оформленную организацию.
2. На втором месте в модели Лассуэлла (что сообщается) располагается массовая информация, распространяемая при помощи СМК.
Массовая информация - это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов. Природа массовой информации непосредственно зависит от характера деятельности людей в различных социальных сферах. При этом, социальная информация разделяется на отражающие ее специфику подвиды — экономическая, политическая, научно-техническая, художественная, религиозная и др. Массовая информация отражает общественные процессы в целом (экономические, политические, демографические и т.д.), а также конкретные процессы в региональных и профессиональных сообществах, в различных социальных организациях. Количественная характеристика массовой информации — мера ее потребления и усвоения, зависящая от времени, которое отводится индивидом или группой на контакты с СМК, а также от индивидуальных особенностей реальных потребителей.
Составляющими качественной характеристики массовой информации являются: востребованность, польза, интересность (общая и практическая по всем рассматриваемым вопросам), эмоциональная окрашенность. Как правило, качество массовой информации определяется ее адресатом. Так, информация высокого качества соответствует упомянутым выше критериям и учитывает уровень знаний, необходимый для понимания ее смысла, будучи чаще всего ориентированной на «среднего» потребителя (зрителя, слушателя, читателя). Количественная и качественная характеристики массовой информации определяют ее ценность. Ценность массовой информации измеряется, как правило, степенью востребованности и эффектом ее воздействия на индивидов, т.е. определяется такими ее свойствами, как представительность, доступность, полнота, достоверность, своевременность, этичность и др.
3. На третье место в структуре массовой информации (по какому каналу сообщается) Лассуэлл ставит средства передачи массовой информации — СМК. Современная система СМК подразделяются на три вида: средства массовой информации (СМИ); телекоммуникацию; информатику.
СМИ - это организационно-
Структура современной системы СМИ выглядит следующим образом: пресса (газеты, журналы, дайджесты, еженедельники и др.); аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение, документальные фильмы, телетексты и др.); информационные службы (телеграфные агентства, рекламные бюро, PR- агентства, профессиональные журналистские клубы и ассоциации).
Пресса — это массовые периодические печатные издания, дающие потребителю информации возможность контролировать динамику освещаемых событий, обстоятельства и направления их развития. Основное место в системе периодических изданий занимают газеты.
Радио — это массовое аудиальное СМИ. Уникальность радио — в его вездесущности и общедоступности. Слушая радио, люди могут узнать новости, слушать музыку, развлекательные программы и при этом заниматься другими делами. Радио — одно из важнейших средств социального контроля (в частности, государственного), благодаря которому можно управлять сознанием и поведением одновременно большого числа людей.
Телевидение — это аудиовизуальное СМИ, которое, синтезируя звук и изображение, обеспечивает более широкие коммуникативные возможности. Телевидение способно создать «эффект присутствия», который не могут создать ни радио, ни газеты.
Информационные
службы — это организации, собирающие
и пересылающие новости. Традиционно
они составляют основу национальной
и международной систем распространения
новостей. Корреспонденты информационных
служб собирают сведения, которые
затем перепродаются
PR-фирмы —
это организации,
Паблик рилейшнз — это специальная система управления, где под управлением понимается процесс создания информационных поводов и информации заинтересованной в ней стороной; распространение готовой информационной продукции средствами коммуникации для целенаправленного формирования желаемого общественного мнения.
Паблик рилейшнз включает в себя следующие виды деятельности:
- пресс-посредничество — написание материалов или организация специальных мероприятий с целью привлечения внимания СМИ и обеспечения общественной популярности;
- промоушн — особая задача паблик рилейшнз, предусматривающая конкретные усилия (активность или организованные события), рассчитанные на формирование и стимулирование интереса к личности, товару, организации или направлению деятельности;
- «общественные дела» — особый вид паблик рилейшнз, связанный с налаживанием и поддержанием доброжелательных отношений между правительственными учреждениями, органами самоуправления и широкой общественностью в целом;
- паблисити
— информация из независимого
источника, используемая СМИ,
вследствие того, что она имеет
ценность новости. Также
- маркетинг — процесс планирования и реализации продукции, процесс ценообразования, продвижения и распространения на рынке идей, товаров и услуг с целью организации обмена, удовлетворяющего запросы, как индивида, так и организации;
- торговля — в данном контексте, прежде всего понимается как создание некого имиджа («образа» и «упаковки») продукции, идеи и даже личности (политика, артиста и т.д.). Деятельность PR- специалистов в сфере торговли в основном сводится к имиджмейкингу (формированию имиджа), в который в свою очередь входят: а) позиционирование объекта, т.е. создание, поддержание и воспроизводство понятного имиджа, разъяснение потенциальным клиентам существующих проблем; б) повышение имиджа — определенная работа по созданию позитивного образа продукции, идеи или индивида; в) «отстройка от конкурентов» — комбинация возвышения своего имиджа при снижении другого, такая отстройка может быть явной или неявной;
- реклама (advertisement) — это механизм продвижения и презентации товаров, услуг, организаций и личностей и формирования спроса на них. При этом реклама также является формой массовой коммуникации.
Телекоммуникация - это технические службы, обеспечивающие передачу и прием сообщений.
Специалисты по телекоммуникации — инженеры и техники. Они в основном работают с кодами, сигналами, шумами.
Информатика - это
система средств обработки
4. На четвертом месте в лассуэлловской структуре (кому сообщается) находятся индивиды, потребляющие информационные потоки и превращающиеся в массовые аудитории.
Аудитории могут
быть устойчивыми или неустойчивыми
в своих предпочтениях, привычках,
частоте обращения, что учитывается
при исследовании взаимодействия источника
и получателя информации. Особенности
аудитории во многом зависят от ее
социально-демографических
В основе типологизации аудитории лежит возможность доступа групп населения к конкретным источникам информации. На этом основании можно выделить следующие типы аудиторий: условные и нецелевые (на кого непосредственно не ориентируются СМИ); регулярные и нерегулярные; реальные и потенциальные (кто действительно является аудиторией данного СМИ и кто имеет к этому СМИ доступ).
5. На пятом месте в структуре массовой коммуникации (с каким эффектом сообщается), Лассуэлл рассматривает реакции аудитории на потребление определенной массовой информации.
В настоящее время выделяются пять основных типов реакций на массовую информацию:
-реакции, связанные с особенностями деятельности индивидов в социальных общностях: когнитивные (изменение информированности, стимуляция интеллектуальной деятельности, активизация познавательной деятельности, повышение интереса к информации и создание новой информации с элементами полученной); ценностные (создание новых идей и установок, а также новых ценностных систем, изменение или закрепление уже сложившихся ценностей, побуждение к выражению личных взглядов и к дискуссиям); организационные (практические действия в соответствии с полученной информацией в общественно-политической, экономической и других сферах жизнедеятельности); тонизирующие (изменение или поддержание психофизиологического состояния индивидов и масс); коммуникативные (распространение и обсуждение полученной информации, установление обратной связи с источниками информации);
- явные (доступные непосредственному наблюдению) и скрытые (ограниченные областью сознания индивидов и внешне не проявляющиеся);
- желательные и нежелательные; основные и побочные; предусмотренные и неожиданные;
- характеризующие
изменения в сознании и
- связанные с временными параметрами происходящих изменений в поведении и сознании аудитории: ближние, дальние, краткосрочные и продолжительные.
Воздействие информации
зависит от того, насколько она
соответствует социальным запросам
аудитории и насколько
2. Функции массовой коммуникации
Массовая коммуникация характеризуется определенными социальными и психологическими функциями. Рассмотрим важнейшие из них.
Социальные функции:
1.Информационная
функция заключается в
2.Регулирующая
функция имеет широкий
Информация о работе Курс лекций по "Психологии массовой коммуникации"