Курс лекций по "Психологии массовой коммуникации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:42, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Психология массовых коммуникаций"

Файлы: 1 файл

2.1-2.2.Теоретический матер иал2.docx

— 303.73 Кб (Скачать файл)

Таким образом, СМК доказали, что и при таких условиях можно  массифицировать людей, давать человеку то, за чем она раньше приходил на площадь или в клуб. Масс-медиа умело осуществляют поляризацию людей, то есть их объединение в массы с каким-то одним или несколькими принципами. Поляризованная масса может существовать в различных формах, в том числе и в виде публики неубранной, распыленной, но объединенной психологически посредством СМИ.

Любые виды "поляризованных масс", собранной публики является базой для выработки подобных взглядов, готовности к некритическому восприятию определенной информации, базой для создания мнения по некоторым вопросам, готовности к реагированию подобным образом на идентичные стимулы. Соответственно, они являются готовой базой для возникновения мыслей и настроений - макроформ массового сознания и соответствующего поведения. Автор называет несобранную публику виртуальной и замечает, что виртуальная публика может превращаться в реальную, собранную, когда того требует ситуация (например выборы).

Фактически несобранная  публика является массовомедийной, т.е. публикой СМК. Не потому ли в Польше говорят о культуре "Пшекруй", созданную этим еженедельником на уровне поведения, мышления, способов выражения. С таким же успехом можно говорить о мире, в котором живут люди, созданный тем или иным медиаканала, той или иной медиапрограммой.

Несобранную публику, которая формируется СМИ, и является ее постоянным потребителем, называют еще массовой аудиторией или просто аудиторией. Но в отличие от классического понимания аудитории как совокупности конкретных индивидов, воспринимающих вместе один и тот же предмет, информацию (аудитория фильма в кинотеатре, представления в театре, лекции), массовая аудитория - это проявление неубранной публики как совокупности "массовых людей", склонных к масификации и податливых суггестии сбоку СМК и способных превратиться в активную массу (толпу собранную публику).

Польский коммуниколог Т. Гобан-Класс описывает массовую аудиторию на ранних этапах ее становления в противопоставлении классической аудитории, как ее тип, являются количественно большим, распыленной. Члены ее не знают друг друга, ее состав постоянно меняется, гетерогенность членов не позволяет говорить об однообразии и однотипность. Она не руководствуется определенными своим правилам, не является деятельным, а становится лишь объектом внешнего воздействия, поскольку такая аудитория внутренне безличная. Она имеет дистанцию между собой и отправителем информации, не может реагировать и высказывать свою точку зрения по поводу сообщений.

В то же время Джеймс Лалли в этой связи пишет, что, кроме аудитории, которая состоит из индивидуумов, есть аудитория, охватывающий большие массы людей, целые группы, объединенные опытом, взглядами, привычками, которые производят и распространяют масс-медиа. Это, например, аудитория телевидения, читатели журнала "Космополитен" и т. д. Эти малые аудитории в целом и составляют массовую аудиторию СМИ.

Как видим, различные характеристики массовой аудитории на разных этапах ее формирования свидетельствуют о  том, что массовая аудитория "живым  организмом", что имеет свой онтогенез (развитие). Она может быть разной, в зависимости от фазы своего развития, условий формирования.

 

 

Вопросы для самопроверки:

1.Что такое масса в  психологии?

2. Почему формируются  массы?

3. Назовите виды масс.

4. Какие существуют фазы  масс?

5. Опишите механизм масификации.

 

 

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

 

Тема 3. Массовая коммуникация как социально-психологический феномен

 

1.Основные теории  массовых коммуникаций.

 

Существует большое количество теорий, концепций и гипотез массовых коммуникаций, у разных авторов имеют  другой статус и поле для применения. Наибольшее количество примеров дает американская традиция. Хотя развитие американской науки, основывалась на систематическом проведении медийных исследований, во многих теоретических источниках имеет европейское происхождение. Мы рассмотрим 41 теорию, отталкиваясь от результатов исследования Дж. Брайанта и Д. Мирон "Теории и исследования в массовой коммуникации". Все они расположены в хронологической последовательности. Здесь будут упомянуты затрагивающие отдельные вопросы влияния на коммуникационные процессы.

1.Чикагская школа: прагматизм. Основанная Дж. Дьюи во время 10-летнего преподавания в этом университете (1894-1904). Вокруг него объединились Д. Мид, Дж. Тафтс, Дж. Энжел, Э. Эймс и Е. Мур. После переезда Дж. Дьюи в Колумбийский университет эта группа ученых работала под руководством Дж. Тафтса. Прагматисты оспаривали идеализм и метафизику. Истинным и ценным является только то, что полезно людям и дает практический результат. Дьюи был эволюционистом и эмпиристом (его эмпиризм был индивидуалистический и феноменологический характер). Он считал, что сознание и мышление человека обусловлены содержанием практических действий. Вторым важным наследием Чикагской школы был гуманизм, который в значительной степени вырос из американской журналистики на вопросах социальных реформ. Ч. Моррис просунул семиотику и "неопрагматизм", тесно сотрудничал с Венским кружком.

2.Венский кружок: логический  позитивизм. Круг ученых и философов,  организованное М. Шлик, начало свою деятельность 1922. В него входили Г. Бергман, Ф. Франк, Р. Карнап, К. Годелье, Ф. Вайсман, Г. Фейгл и В. Крафт. Венский кружок привлекал также К. Поппера и Л. Витгенштейна. Главным образом кружок сосредоточивался на логическом анализе научного знания. Противопоставляя науку философии, логические позитивисты считали, что единственно возможным является лишь научное знание. Предметом философии должен стать язык, прежде язык науки. Представители этого направления утверждали, что знание имеет только два источника: логику и эмпирический опыт. Венский кружок распался после оккупации Австрии нацистами в 1938. Многие из его членов, в том числе благодаря тесному сотрудничеству с Ч. Моррисом, эмигрировали в США. До 1950-х гг логический позитивизм был наиболее влиятельным направлением в философии науки.

3.Франкфуртская школа:  неомарксизм. Была основана Ф. Вейлом в Институте социальных исследований Франкфуртского университета в 1923 В нее входили: М. Хоркхаймер, Ф. Поллок, К. Грюнберг, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, К. Ландавер, А. Кирхгаймер , Ю. Хабермас Представители Франкфуртской школы ввели понятие социальной философии и методологически расширили рамки марксистской идеологии, исправляя ее догматизм. Институт социальных исследований выехал из Германии с приходом к власти Гитлера и работал долгое время в Женеве, Лондоне, Париже, а с 1936 г. - в США. Франкфуртская школа знаменитая развитием метода анализа, названного критической теорией, которая стремится раскрыть скрытые властные отношения (связи) внутри культурного феномена. Другие достижения - теории культурной гегемонии и авторитарной личности. В 1950 г. Институт вернулся в Германию.

4.Бирмингемская школа  (Британские культурные студии). Работала на базе Центра современных  культурных исследований при  Бирмингемском университете, основанном Г. Гогтартом и С. Голлом в 1963-1964 гг. Основные представители, Р. Уильямс, Д. Гебдидж, А. Мак-Робин, создали метатеоретическую почву, применяя марксизм и политэкономию, постструктурализм, критическую теорию и феминизм. Они заимствовали свой методологический инструментарий по социологии, истории, этнографии, медиастудий (включая исследования текстов и аудитории). Теоретический вклад Бирмингемской школы охватывает социологические и философские перспективы в культуре, лингвистике и семиотике. Ее представители особенно интересовались масс-медийной проблематикой, что отразилось, в частности, в разработке концепта медиа империализма. Бирмингемская школа рассматривает интерпретацию аудитории и молодежные движения как формы оппозиции доминирующей идеологии.

5.Марксизм (1844). Опирается  на исторический материализм  и политэкономию. Представляет  основу многих теорий массовой  коммуникации. Сама история истолковывается  как история классовой борьбы. Прогрессивные классы возникают  в связи с развитием новых  форм производства. Поэтому новые  общественные формы тесно связаны  с победой этих классов, которая  обычно является следствием революционного  насилия. Это происходит потому, что господствующий класс никогда  не отдает власть без борьбы. Государство является тем, посредством  чего господствующий класс насильственно  удерживает власть над другими  классами. К. Маркс предложил политическую доктрину коммунизма, задуманную как устранение классового деления и борьбу за то, чтобы сделать государство собственником продуктов производства, которые потреблялись всеми гражданами в равной мере по принципу: от каждого по возможностям, каждому - по потребностям. СССР был первым историческим экспериментом марксистского коммунизма.

6.Психоаналитическая теория (1909). 3. Фрейд первым употребил  термин "психоанализ" в 1902 г.  Он трактовал нарушения психики  не как следствие физиологических  или химических проблем, а проблем  с подсознанием. Бессознательное выступает у Фрейда как сфера первичных инстинктов, прежде сексуальных влечений. Это также система психики, которая состоит из: Оно (совокупности бессознательных влечений-инстинктов) Я (Ego) Сверх-Я (Super-Ego), которое формируется под влиянием семейного, а затем целостного культурного воспитания. Для Оно важным является возможность разрядить возбуждение, то сексуальную энергию, которая накапливается в нем. Это может угрожать психике человека, влиять на поведение, быть причиной невроза. Однако через защитные механизмы (сублимацию) сексуальная энергия может превращаться в духовную и творческую. Теория психоанализа развивалась многими авторами. Она проецируется на философию, культурологию, политологию, исследования массовых коммуникаций.

7.Бихевиоризм (1913). Возникает  как методологическая реакция  в психологии, которая стимулировалась  научным объективизмом, в противовес интерпретативному направлению, представленному психоанализом. Он был введен как теория обучения и приобретения новых типов поведения. Дж. Уотсон был сторонником методологического бихевиоризма. Он говорил, что только поведение может быть исследовано объективно, в то время как мыслительные процессы - нет. Поэтому, последние вообще не попадают в разряд научных исследований. Бихевиоризм игнорировал мотивацию как основу для реализации. Б. Скиннер развил идеи Ватсона и предложил теорию, которая описывает достижения в поведении как ассоциативное обучение из опыта (последствия предыдущих реакций на стимулы окружения). Она находилась под сильным влиянием социальных наук, особенно образования и социологии, а также была во многом созвучна принципам коммуникации.

8.Функционализм (1915). Французский  социолог Э. Дюркгейм был одним  из основателей структурного  функционализма. Он исследовал связи  между фактами социальной жизни,  социальными структурами, культурными  нормами и ценностями и лицом.  Функционализм распространился  в Великобритании благодаря усилиям антропологов в начале XX в. А в 50-60-х pp. стал доминантным направлением в американской теории. Краеугольным камнем функционализма является метафора живого организма, все части и органы которого организованы в единую систему. Подобный взгляд существует на общество, социальные институты и людей, которые являются членами этого общества. Р. Мертон и П. Лазарсфельд всего применяли идеи функционализма в исследованиях массовой коммуникации. Они исследовали использование медиа как функцию приобретения знаний, что осуществляется под воздействием социальных структур. Они также особо интересовались пропагандой и воздействием на массовые убеждения через медиа.

9.Общая семантика. Основатель  теории - польский ученый А. Коржибский, эмигрировавший в США после Первой мировой войны и работал в Чикагском университете. Изучал т.н. семантические реакции человека на информацию, поступающую из окружения. Коржибский верил, что способность к коммуникации является сущностью человека. Теория включает в себя три принципа: карта - это не территория (слова имеют много значений) карта изображает только часть территории (любое утверждение полифоническое) карты карт конденсируют территорию (общая картина складывается через изучение, усвоение и обобщение многих картин, впечатлений и информации по этой же теме). Иначе мы получим вместо понимания всей проблемы мозаику второстепенных дел. Есть угроза потерять понимание сути из-за ложного следования риторике, что всегда старается представить дело односторонне.

10.Теория когнитивного  развития Пиаже (1921). Основная  концепция швейцарского психолога  Ж. Пиаже известна под названием  "генетическая эпистемология". Он оставил эмпирически обоснованную  теорию роста знаний индивидуума  от детства до взрослого возраста, представленную в виде прогрессирующей  конструкции логически внедряемых  структур, заменяют друг друга  в процессе последовательного  включения низкого логического  значения в высокое. Согласно тому, как ребенок растет, он вступает в процесс социализации и проходит несколько стадий. Пиаже различает четыре стадии развития интеллекта: сенсомоторный период, операционная стадия, стадии конкретных операций и формальных операций. Теория Пиаже сделала ценный вклад в развитие искусственного интеллекта и компьютерные науки, способствовала исследованию развития ребенка, влияя на реформы в образовании, а также создала платформу для исследований массовой коммуникации с детьми.

Информация о работе Курс лекций по "Психологии массовой коммуникации"