Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:42, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Психология массовых коммуникаций"
Современные СМК почти
не выполняют функции
Однако в истории журналистики были периоды, когда журналисты позиционировали себя и как лидеры, называя СМИ средствами массовой агитации и пропаганды.
Массификаторы и лидеры - это не должности, а лишь функции профессиональных коммуникантов, они обнаруживают во время выполнения профессиональных задач. Однако могут быть случаи, когда коммуникант получает специальное задание сформировать массу или повести толпу.
Анализируя назначения массификаторов, следует принимать во внимание не только формирование негативно настроенных видов масс, но и рассматривать формирование публики, имеющих положительный образ. Так, телепередачи для детей, которые формируют положительные образы мальчиков и девочек, является вежливыми, доброжелательными, - "работают" на добро, хотя и выполняют свою масификаторскую функцию: дети эмоционально воспринимают передаче, не прибегают к критическому анализу их содержания и на доверии к телевидение перенимают тип заданной поведения.
Роль просветителей в системе массового общения. Массификаторам и лидерам можно противопоставить только людей, которые подчеркивают индивидуальные признаки личности, помогают ей найти свое "я", частично преодолевать в себе массового человека. К таким специалистам относятся учителя, наставники, если они работают не в сфере массовой коммуникации, а в сфере творческой реализации личности, индивидуального наставничества и воспитания. Просветителями могут быть и специалисты по массовой коммуникации, например журналисты, если они своим трудом разрушают стереотипы, заставляют людей задуматься, поднимают их уровень критического анализа действительности, событий. По отношению к массе просветители выступают ее разрушителями, они "разгоняют" толпы, превращают публики в социальные группы.
Просветители являются антиподами массификаторив. Однако каждый просветитель имеет шанс стать масификатором, если он перестает работать на личность, а выступает в роли публициста и использует СМК как средство влияния на массы. Вызывая доверие к себе и разрушая элементарные стереотипы, просветители таким образом формируют круг сторонников (фанов), которые начинают некритически, эмоционально, на волне доверия воспринимать сказанное просветителем. "Просветленная" публика может быть по сравнению с остальной массой более критической, рациональной, но относительно идей высшего сорта - массифицированной. Поэтому просветители должны работать индивидуально, в формате межличностного общения.
2.Профессиональные принципы массового коммуникационного воздействия.
Массовое влияние на людей осуществляется в два этапа:
1) создается атмосфера доверия между коммуникаторами;
2) внедряется в сознание
человека необходимая
Для создания доверия к себе коммуникант должен:
1) формировать свой имидж как особо осведомленного о событиях лица, имеющего доступ к различным, в том числе и тайным источникам информации;
2) концентрировать внимание коммуниката особенно на тех фактах, которые замалчиваются официальными источниками, но о которых активно говорят люди;
3) передавать достоверные данные, точность которых можно легко проверить;
4) подробно освещать те
факты, которые представляют
5) создавать имидж объективного
и независимого источника
6) создавать имидж
7) быть оперативным в
поисках и представлении
8) демонстрировать
9) представлять различные
точки зрения на спорные
10) проявлять заинтересованность в судьбе человека, проблемах коллектива, выявлять желание помочь.
Именно в контексте массового общения эти принципы коммуниканта становятся основой формирования доверия к себе. То массовое, которое живет в каждом человеке, мешает разглядеть в коммуниканте искренность или неискренность его поведения и понять, действительно ли он является беспристрастным, правдивым и т. д., или имитирует это. Профессионалы массового общения очень часто рассчитывают на доверчивость и легкомыслие в этом вопросе массового человека, ведь, как считал Фрейд: "Масса легкомысленная и очень легко поддается влиянию, она некритична, неправдоподобного для нее не существует. Она думает образами, порождающими друг друга ассоциативно ... и не проверяются умом на соответствие действительности. Чувство массы всегда очень просты и гиперболизированные. Она, таким образом, не знает ни колебаний, ни неуверенности.
Доверчивый человек - это доступная мишень для масификаторов, различных профессиональных коммуникантов. Вопрос лишь в том, кто и как воспользуется доверием.
Внедрение необходимой информации в сознание доверчивого человека превращается в большей степени на процесс не рационального, а эмоционального воздействия на людей.
В атмосфере этих размышлений естественно возникает мысль об отсутствии искреннего и правдивого информирования вообще. Но это не совсем так. Не нужно отождествлять понятий информирования и массовой коммуникации. Переживания правды, истинности - социально-субъективное переживание, данное человеку его природой как социальному существу. Человек может быть полностью уверен в своей правоте и своей правде. Специалисты, например журналисты, могут применять различные методы и процедуры для обеспечения большей правдивости, точности, объективности информации, но это не снимает вопроса о влиянии правды, в том числе скрытый, манипулятивный, на других в контексте массового общения. Поэтому борьба за правдивое информирование вполне логична и нужна, поскольку хоть и не удастся вообще отменить коммуникационный влияние, но сделать его положительным возможность существует.
Массовая коммуникация имеет от природы субъектно-объектный характер, вектор процесса всегда направлен от коммуниканта к коммуникату. Демократизация отношений между коммуникаторами в соответствующей социальной ситуации толерантности, взаимоуважения на первый план выдвигает субъектно-субъектные отношения, но которые при всем при общении превращаются в камуфляжную форму субъектно-объектной связи между коммуникаторами. Это означает не что иное, как импликацию субъектно-объектных отношений, сведение их до уровня скрытого, а значит манипулятивного, влияния, хотя, может, и с благородной целью. Нельзя предположить, что общение когда-нибудь станет процедурой только самовыражения без интереса к собеседнику, к его реакции, иначе общение потеряет смысл как целенаправленный процесс. В зоне же коммуникационных целей лежат всегда определенного вида реакции человека, группы или массы. Так любые методы "работы" говорящего со своей аудиторией, включая научные, в условиях общения, а тем более массового, всегда имеют шанс быть изощренными способами манипулирования поведением аудитории, если только она не осознает, что с ним делают и на что направлено действие говорящего.
Распознать в профессиональном коммуниканте честного или коварного трудно. Пользуясь одними и теми же методами и средствами информирования аудитории, получая тот же результат, каждый из специалистов массового общения в свой труд может вкладывать разный смысл. Разница только в том, что один из них порядочный работник сферы массового общения, а другой - махинатор. У одного есть совесть, а у другого нету. Один честно подал противоречивые точки зрения на событие, а другой подставил, сымитировал противоположную точку зрения ради того, чтобы выглядеть профессионально и вызвать доверие.
Вывод: профессиональные принципы
массового общения одинаковы
для всех специалистов, но соблюдение
их гарантирует обеспечение
3. Виды массового коммуникационного воздействия.
1. Массовое заражение.
При массовой коммуникации передача эмоционально возбудимых состояний от коммуниканта к членам массы, происходит на психофизиологическом уровне контактов вне понятийным влиянием или параллельно с ним, называется массовым заражением (воспалением).
Члены массы тоже могут зажигать друг друга.
Заражение имеет характер неосознаваемой, автоматической имитации, а также может нарастать в результате взаимной эмоциональной индукции (разжигание друг друга). Заражение рассматривается и как процесс воздействия, и как его результат. Так оно может сопровождать и внушения, манипуляции, и подражания, но отождествлять их ни в коем случае нельзя. Заражение принадлежит к основным механизмам психологии масс.
2. Массовая суггестия.
Сугéстия или внушение - это естественный процесс влияния одного человека на другого с помощью просьбы, убеждения, доказательства, аргументации приказа и т. п., имеет целью изменить установки, ценностные ориентации, поведение человека. Каждый человек поддающийся суггестии из-за того, что она не может быть абсолютно критической, потому что не обладает всем опытом человечества и ее опыт не является абсолютно полным относительно природы и жизни; в человеке борется сознательное и бессознательное, внимание и невнимательность, доверие и недоверие, истина и заблуждение и т. д.
Осознавая суггестивное влияние
на себе, человек не может полностью противодействовать
ему, потому что ему не всегда хватает
интеллектуальных, мыслительных и эмоциональных
сил отвлечь то влияние; не в пользу человека
складываются социально-политические,
профессионально-
Следовательно, массовое внушение (массовая суггестия, вербальная, изобразительная, жестово-двигательная) - психическое воздействие коммуниканта на членов массы в виде просьбы, приказа, убеждения, демонстрации и т.д., целью которого является распространение массовых настроений, формирование общественного мнения, ее коррекция среди членов массы. Массовое внушение также связано с актуализацией, передачей или изменением установок, ценностных ориентаций, социальных норм у членов массы. Эффективность внушения определяется степенью или бессознательного подражания, или рефлексии и саморегуляции членов массы на основе сознательного подражания руководителя массы или друг друга в массе.
Разновидностью внушения является убеждение. Собственно, любое внушение связано с желанием поставить человека на свою сторону, но убеждение словесно-логическим вариантом внушения, связанное с рациональной аргументацией.
Внушение определяют еще как словесное заражения.
По мнению российского ученого Б. Ф. Поршнева, изучавший внушение как сложный механизм психологии масс, эффективность внушения определяется степенью контакта между суггестором и членами массы; высокое доверие к коммуниканту позволяет ему не применять сложных способов внушения, влиять больше на эмоциональном уровне, чем рациональному. И наоборот, снижение доверия, повышение психологической активности коммуникат заставляет суггестора "работать" более рационально, прибегая к высшей форме внушения - убеждение как словесно-логического доказательства чего-то или в пользу кого-то.
3. Массовая манипуляция.
Массовая манипуляция - скрытый вербальный, изобразительный, жестово-двигательный влияние на членов массы, целью которого является распространение массовых настроений, формирование общественного мнения, ее коррекция среди членов массы. Массовая манипуляция также связана со скрытой для членов массы актуализацией или изменением их установок, ценностных ориентаций или поступков. Эффективность манипуляции определяется степенью или бессознательного подражания, или рефлексии и саморегуляции членов массы на основе обманчивых представлений о причинах и последствиях происходящего. Большое значение для эффективной массовой манипуляции имеет массовое заражение, которое предшествует манипуляции или происходит параллельно с ней.
Не любое вмешательство
в психику и человеческое сознание
надо называть манипуляцией, или манипуляционным
влиянием. Так, часто способы формирования
личностных структур, поведенческих
норм и воспитательный процесс тоже
рассматривают часто как
Основой, на которой надо отличать манипуляцию от других видов влияния, является способность адресата воздействия контролировать или не контролировать этот процесс, осознавать или не осознавать его. Манипуляционное влияние является неконтролируемым, неосознаваемым, скрытым для адресата, который происходит помимо его воли и желания. Манипуляция отличается от обычного процесса суггестии, внушения тем, что манипуляция имеет технологически профессиональную основу, планируется и контролируется коммуникантом.
Субъектно-объектно ориентированная коммуникация уже имеет манипуляционный смысл, ибо она предполагает механический характер влияния: коммуникат-объект не имеет воли и интеллекта для противостояния субъекту, он машинально выполняет то, что ему говорит субъект.
Информация о работе Курс лекций по "Психологии массовой коммуникации"