Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:42, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Психология массовых коммуникаций"
Основным признаком, отличающим манипуляцию от суггестии (внушения) является механистичность манипуляций, когда мир людей и человек рассматриваются как машины, которыми можно управлять. При этом предполагается, что воздействие на объект осуществляется вне сознания адресата общения.
Ученик, учится и понимает процесс обучения и воспитания, не является объектом манипуляционного влияния, он субъект обучения, субъект суггестивного влияния учителя. Правда, это не исключает "мастерства" учителя так воздействовать на ученика, что он этого и не понимать.
Вся история человеческих взаимодействий (и не только во время общения!) - Это история борьбы против манипуляций с желанием вырваться из объятий субъекта скрытого воздействия. Успех этой борьбы зависел, зависит и будет зависеть от социально-психологических и социально-политических условий той борьбы, свободы, интеллектуальной силы ее участников.
СМК обладают непревзойденной и неизбежной как суггестивной, так и манипулятивной силой, о чем нужно открыто говорить людям, чтобы они понимали, жертвой чего может быть их психика, и умели противостоять СМК. Эти знания должны быть основной составляющей медиаобразования для людей.
Так, о телевидении как "опиум для народа" необходимо знать, что оно выполняет функцию гиперкомпенсации массы, то есть заменяет реальное участие в массе на виртуальную, которая порождается сиденьем перед телевизорами, укрощением эмоций и получением удовольствия от того, что все это смотрят.
Термин "манипуляция" является метафорой и употребляется в переносном смысле: ловкость рук в обращении вещами перенесена на ловкое управление людьми.
В нашем языке слово "манипуляция" употребляется в значении "искусного и скрытого управления". Итак, это скрытое управление, факт которого не должен быть замечен коммуникат. Успех манипуляции зависит от доверия коммуникат и веры его в том, что все, что говорит коммуниканта, является правдой. Кроме того, успешная манипуляция предполагает следующие закономерности:
• Чем меньше знает человек, тем более он манипулируемым.
. Чем аполитичный человек, тем более он манипулируемым.
. Чем доверчивый человек, тем более он манипулируемым.
БОРЬБА С МАНИПУЛЯЦИЯМИ ВО ВРЕМЯ КОММУНИКАЦИИ!
1. Не позволяйте коммуниканту общаться с вами без выяснения того, чего хочет от вас коммуниканта. Ваше требование "раскрыть карты", то есть озвучить цель общения с вами, лишает коммуниканта возможности говорить не по существу, на побочные темы, очень часто является средством скрытого воздействия на вас. Очень часто говорящие начинают разговор издалека, чтобы вызвать симпатию к себе, делают комплименты, чтобы получить благосклонность, т.е. прибегают к психологическому скрытого давления на вас, а между прочим скажут то, что им нужно. Не покупайтесь на дешевые способы манипуляции вами. Осознание цели общения сдерживает коммуниканта в манипуляции вами, потому что он понимает, что вы контролируете ход разговора. Осознание цели общения позволяет сказать коммуникантов: "а при чем тут это ..." или "а зачем вы это говорите ...", то есть поставить коммуниканта "на место".
2. Готовьтесь к разговору,
ознакомьтесь с темой заранее.
Отсутствие знаний по теме
обезоруживает вас и делает
беззащитными перед
Вопросы для самопроверки:
Тема 6. Технология массового коммуникационного влияния
1. Концептуальные основы массовых коммуникационных технологий.
Механизм управления массой. Среда массовой коммуникации требует управления массовым поведением. Для этого коммуниканту необходимо выстраивать "технологию управления" на механизме естественного, стихийного массового поведения.
Начальный этап. Важным компонентом механизма возникновения стихийного массового поведения является так называемая циркулярная реакция, связанная с формированием эмоционального сообщества, в которой стираются индивидуальные различия. Вызвать циркулярную реакцию можно анекдотом, смешной или страшной историей и т. п. Смех или страх будет заражать всех. К тому же эмоция должна циркулировать, набирая большей экспрессии (воспалительный смех, проникающий страх). Апогеем является гиперэммоциональное положение: все смеются, потому смешно, потому что смеются; все боятся, потому что страшно, потому что боятся.
Следующий шаг. Когда циркулярная реакция достигла наивысшей точки, а люди стали открытыми к восприятию любой информации, которая может поддерживать эмоциональное состояние, когда они потеряли способность критически оценивать себя, смотреть на себя со стороны, когда люди втянулись в активное воспалительное обсуждение того, что вызвало смех или страх, когда они готовы немедленно действовать, - можно "вбрасывать" нужный объект реагирования. Им является новый виртуальный образ кого-то или чего-то, который совместно создается членами массы в процессе обсуждения. Так, после рассказа о природной катастрофе в деталях, как в фильме ужасов, когда слушатели разожгли этот ужас в себе, можно переключить внимание на возможную катастрофу там, где находится масса. "Новый объект" должен тоже подвергнуться активному обсуждению в массовой среде. Он становится эквивалентом эмоционального состояния массы: только от упоминания о "новый объект" у людей возникает ужас.
Заключительный этап. Доведенную до эмоционального взрыва массу и сосредоточенную на определенном объекте побуждают к активности. Так возникает массовая паника, агрессия или другие формы массового поведения. Масса становится активной через акты внушения, осуществляемые лидером. При отсутствии внешнего лидера масса сама стихийно найдет объект своей активности под влиянием собственных временных "лидеров мнений".
В условиях массового общения описанный механизм пригоден для управления не только стихийными массами. Поведение искусственных масс тоже держится на эммоциональном единении людей, включении рациональных элементов во время эмоционального обсуждения предмета разговора и реальной действия или готовности действовать определенным образом. Важным моментом управления массовым поведением является "ограничение" членов массы в обсуждении события или объекта реагирования. Массу не нужно поощрять к детальному, серьезному анализу - иначе она потеряет эмоциональный тонус, необходимый для обеспечения массового поведения.
Медиа как средство "социальной телепатии". Вся история изучения массовой коммуникации иллюстрирует в той или иной форме постановку исследователями вопрос о медиа как инструмент влияния на массы, выступающие обязательным адресатом медиа-воздействий.
Технологии воздействия на массы были определены классиками теории «психологии масс" Ле Боном, Тардом, Фрейдом. Эти технологии лежат в плоскости манипуляций людьми независимо от целей их сплочения - поднимать народ, скажем, на захватническую войну или на борьбу против бедности. Приемы и средства манипуляции являются методами прежде скрытого влияния на людей. Трудно себе представить, что есть люди, которые добровольно хотят массифицироваться т.е. превращаться в бессознательную и иррациональную массу.
Таким образом, технологии массового воздействия базируются на скрытом влиянии на человека с целью его массификации или на массу с целью руководства ею. Технологии массового воздействия могут разрабатываться и на основе использования прямых, открытых методов воздействия на человека или массу с побочным эффектом неосознаваемого коммуникатом воздействия на него.
Технологии массового воздействия потому скорее имеют манипулятивный характер и называются манипулятивными технологиями.
Индустрия массового общения,
которая занимается разработкой
технологий, а также общественность
пытаются снизить уровень
Основной принцип современной науки о массовой коммуникации заключается в том, что коммуниката рассматривают как активных субъектов процесса общения (субъектно-субъектный подход). Они относительно способны противостоять влиянию на них не поддаваться масификации. Сила каждого человека в его знаниях, общей и политической культуре, высокоинтеллектуальном развитию, что дает основания критически мыслить, быстро анализировать прочитанное, услышанное или увиденное.
Однако субъектно-субъектный подход к аудитории не является на сто процентов панацеей от манипуляций. Сфера массового общения "умнеет" вместе с обществом. Профессиональная сфера невольно создает адекватные уровню умственного роста аудитории средства, методы, технологии воздействия. Этот процесс бесконечен и вечен настолько, насколько вечная массовая коммуникация в обществе. И изобретательности специалистов по массовому общения нет границ, и еще когда к портрету специалиста добавляется потеря совести и падения морали.
Вера в человека и такое безграничное уважение к нему, его права на свободу - дело однозначно положительное, гуманистическое, это в тысячу раз лучше, чем представление о человеке как безвольном существе, неразумном, психологически слабом и легко подверженном суггестии.
Но не надо недооценивать тот факт, что на уважении к человеку как субъекту держится естественное дело скрытого вмешательства в ег душе, и возлагает при осознании этих вещей большую ответственность на специалиста по общению. Не замечать этого нельзя - особенно журналистам, так как при легкомысленном отношении к своему делу журналисты сознательно или бессознательно, за деньги или так себе продаются другим "классикам" массовокоммуникационных дел и легко становятся их подручными в борьбе за душу человека.
Сопротивление общества манипуляционным технологиям достигает в разных странах своего апогея. Во многих государствах Западной Европы, а затем и в бывших странах СССР были произведено принципы, по которым должны жить медиа. Среди этих принципов, которые легли в основу, в частности, и профессиональных стандартов журналистов, такие:
"Четвертая
власть" как основной концепт
технологии массового
Медийная среда, понимает проблему манипулятивности как общественную угрозу, неосторожно создает образ медиа в виде "четвертой власти". Этот образ возникает закономерно, на основании независимости СМИ от официальных властей, но с подсознательным (а может и сознательным!) Сохранением за журналистикой большой влиятельной (властной) силы, которую творит, подобно официальной власти, на людей - и к тому же на противовес официальной на паритетных началах, а может, и сильнее.
Понятие "четвертой власти" настолько сильное, что на его фоне основные принципы сопротивления общества манипуляциям над сознанием масс становятся незаметными или приобретают декларативное значение. Так, парадоксальным является факт двойственного отношения к этим принципам в лоне массовой коммуникации: журналисты считают достижением, например, принцип отделения факта от его оценки и комментариев в виде суждений о нем; психологи, политтехнологи, пропагандисты рассматривают это как вершину манипулятивных технологий.
"Сообщения в средствах
массовой коммуникации не
1. Соответствующей дозировкой негативных и позитивных мелочей
2. Надо использовать прием
сравнения для определения
3. Специальный подбор фактов для усиления или ослабления высказывания
Характерной особенностью этих
примеров является то, что их непосредственное
содержание создает лишь повод для
передачи некоторого другого скрытого
смысла. Однако о неявное содержание
должна судить и человек, которому направлено
это сообщение - то есть реципиент
пропагандистского воздействия. Понятно,
что выводы, которые сделает этот
человек, будут соответствовать
тем, которые планировались
Противоречие, возникшей между журналистами и психологами в толковании принципа отделения факта от его оценки и комментариев как основы объективного, беспристрастного информирования, может быть снято только коррекцией на массовую коммуникацию. В условиях, которой коммуникат психологически готов верить коммуниканту: чем более нейтральным на первый взгляд будет сообщение, тем выше уровень доверия возникнеть у коммуниката, тем более безоговорочно будет воспринимать сказанное коммуникантом. В других областях, например в научной, этот принцип вполне может обеспечивать относительную нейтральность, независимость суждения и объективность.
Информация о работе Курс лекций по "Психологии массовой коммуникации"