Эмпирическое исследование особенностей ценностных ориентаций у подростков с делинквентным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей ценностных ориентаций подростков с делинквентным поведением.
Объект исследования: ценностные ориентации в подростковом возрасте.
Предмет исследования: особенности ценностных ориентаций подростков с делинквентным поведением.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ЛИЦ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 6
1.1. Характеристика ценностных ориентаций 6
1.2. Делинквентное поведение 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 29
2.1. Программа исследования 29
2.2. Результаты исследования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 39

Файлы: 1 файл

дипломMicrosoft Office Word (6).docx

— 75.37 Кб (Скачать файл)

Исследование ценностных ориентации приобретает, в сущности, прикладной характер. Блок ценностных ориентации стал почти обязательным компонентом каждой социально-психологической исследовательской программы. Особенно четко это проявляется в исследовании проблемы молодежи и образования.

Представленный обзор показывает, что проблема ценностных ориентации широко разрабатывается в западной и отечественной психологии на протяжении десятков лет. Результатом этих исследований явилось множество теоретических выводов, посвященных различным аспектам этой проблемы. К сожалению, далеко не все результаты можно сопоставить и сравнить между собой, так как различные авторы рассматривают феномен ценностных ориентации с позиций различных психологических направлений.

Развитые ценностные ориентации - это признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентации обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении целей.

Противоречивость порождает непоследовательность в поведении, неразвитость ценностных ориентации является признаком инфантилизма, господства внешних стимулов над внутренними в структуре личности, очевидно, что ценностные ориентации, понимаемые в таком смысле, могут не совпадать со структурой ценностей, функционирующих в общественном сознании. Необходимо подчеркнуть, что для отдельного человека может быть важно и значимо вовсе не то, что является важным и значимым с точки зрения общественных интересов и утвержденных норм ценностных ориентации общественного сознания. Именно в силу данного обстоятельства важно проводить различие между ценностными ориентациями личности и ориентациями личности на ценности, распространенные или господствующие в данном обществе.

Ориентация на ценности является определяющей, в отношении личности к внешним установкам, нормам и обычаям. Ценностные ориентации личности - это внутренние компоненты ее сознания и самосознания, а это означает, что у каждого человека есть некоторая ориентация, слабая она или сильная, интенсивная или расплывчатая, одобряемая или осуждаемая, на базе значимых ценностей. Однако устойчивые ценностные ориентации как доминанты сознания и поведения имеются лишь у развитой, зрелой личности.

Ценностные ориентации – это сложный социально – психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

Психология трактует ценности как элементы структуры сознания личности: интересы, убеждения и тому подобное. При этом в определениях ценности присутствует и другой полюс ценностного отношения: если ценностями называют элементы социальной среды, то лишь те, в отношении которых индивид или группы занимают позицию оценки; если ценности - это интересы, то это интересы в некоторых компонентах социальной среды.

Ценности личности - это избирательное отражение материальных и духовных ценностей общества в сознании индивида.

Ценностями индивида, личности могут быть названы даже кажущиеся «внешними» по отношению к индивиду компоненты его среды - одежда человека, его вещи, жилище, его семья, дети - все это может являться ценностями личности.

Ценности личности так же, как и ценности группы, являются конкретизацией ценностей общества, причем вид этой конкретизации зависит как от позиции личности в социальной системе, так и от уровня ее развития.

Ценности можно рассматривать как элементы или явления жизни общества, анализируя с точки зрения того социального значения, которое им придается обществом в целом или социальной группой.

Ценностные значения, вырабатываемые обществом, представляют собой тип идеальных образований, которые объективно выступают в качестве основы для самосохранения и саморегуляции общества в процессе осуществления людьми совместной деятельности и поведения.

Социальные ценности функционально выполняют определенные роли. Так, с одной стороны, они служат основой для формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают человеку выразить свою точку зрения, занять определенную позицию, дать оценку. В таком случае ценности становятся частью сознания. В этом процессе ценности являются своеобразным началом отсчета в личностной шкале оценок человеком объектов людей, вещей, идей и ситуаций.

Одновременно, с другой стороны, ценности выступают в преобразованном виде, как мотив деятельности и поведения, ибо ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей строго соотносятся с ценностями, вошедшими в личностную структуру.

Поэтому ценности, можно сказать, указывают на состояние, которое определяется целью деятельности и поведения человека, разделяющего эту ценность, указывают на объект стремлений как на «благо». Они помогают найти в реальной жизни и привлекающие и отталкивающие стороны и строить свою целенаправленную деятельность с учетом познанного и ожидаемого.

Отсюда следует, что благодаря опыту ценности становятся фактом сознания. Но из-за двойственной природы опыта - социальной и одновременно индивидуальной - ценности тоже приобретают двойственный характер. Поэтому здесь возникает сложная психологическая особенность.

Так, с одной стороны, они социальны, ибо обусловлены опытом в связи с положением человека в обществе, системой социализации и воспитания, системой усвоенных им от окружения значений.

С другой же стороны, они одновременно индивидуальны, в них сосредоточен неповторимый жизненный опыт этого человека, своеобразие его интересов и потребностей, его привычки.

Эти ценностные значения становятся объектом передачи во времени и пространстве благодаря общению и коммуникации, которая вносит момент ценностной регуляции в системы различного уровня от личности и до общества.

Ценности, уже объединенные в систему, являются важным элементом в структуре личности, создавая у человека предрасположение к определенному поведению и основания для его оценки.

Есть еще одна важная характеристика ценностей - связь ценностей с идеалами. Эта характеристика нередко включается в определение ценностей. Образы художественной, публицистической литературы используются в социальных исследованиях как носители наиболее важных ценностей. И именно они являются средством представления образца для усвоения - моделями идеального способа поведения, идеального стиля жизни. Характеристика ценностей может быть представлена более выпукло, если сопоставить ее с другими детерминантами поведения, которые часто смешивают с ценностями.

В связи с этим следует остановиться на различии между понятиями ценность и норма. Особенно трудно усмотреть различие между моральными нормами и социально-этическими ценностями (различие между ценностями - целями и нормами выступает более явно: так как нормы не могут воплощаться, скажем, в материальных предметах).

Все же это различие ощущается в тесной связи ценностей с идеалами: связь последних с нормами явным образом не прослеживается. Служение ценностям вызывает восхищение, а выполнение норм в лучшем случае лишь одобряется.

Нормы организованы таким образом, что, как правило, всегда существует возможность выполнять все нормы сразу, а невозможность этого, характеризует противоречивость системы.  В то же время обычным является такое положение дел, когда одними ценностями жертвуют во имя других, и это не ставится в вину ни ценностной системе, ни человеку.

В связи с этим можно отметить, что нормативная система более жестко детерминирует поведение, чем ценностная. Норма не знает градаций; либо нормы выполняются, либо нет. Служение же ценностям может различаться по «интенсивности».

Отношения между понятиями ценностей и целей весьма сложны. Некоторая часть ценностей может трактоваться как цели. Но только как терминальные (лат. terminus - предел, конец) цели всей жизнедеятельности человека, которые и придают ей смысл. Это не то, за что платят, а то, ради чего живут.

Сами цели являются в некотором смысле продуктами ценностей, то есть ценности могут играть роль целепобудителей. Другая часть ценностей, а именно социально-этические ценности - не цели или мотивы. Они не цели жизнедеятельности, а принципы, ее регулирующие. Таким образом, одно из важных свойств ценности - быть ориентирами в деятельности и поведении людей.

Ценностная ориентация личности чаще рассматривается в связи с фактами реального поведения человека. При этом выделяются следующие ее главные моменты: «во-первых, ценностная ориентация характеризует направленность и содержание социальной активности личности, и, во-вторых, она рассматривается как регулятор ее социального поведения» [19, с.36].

В соответствии с усвоенной ценностной ориентацией личность осуществляет выбор определенных социальных установок: в качестве целей или мотивов конкретной деятельности в связи с особенностями конкретных ситуаций.

Таким образом, в ходе формирования, развития психологическое содержание ценностных ориентаций тесно взаимосвязано с мотивационно-потребностной сферой личности. Но при этом ценностные ориентации неадекватны мотивам. Они в основном обуславливают формирование мотивов ценностного выбора.

Отсюда можно констатировать, что через изучение структуры ценностных ориентации раскрываются их личные ценности, эмоциональное освоение и субъективное к ним отношение, понимание их смысла, отношение к широким кругам людей, обществу в целом и их оценка. И все это достаточно трудно устанавливаемые компоненты ценностных ориентаций.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, деятельность человека исторически не меняет своего общего строения, но меняются соотношения целей и мотивов деятельности. При этом функция мотивов состоит в том, что они как бы «оценивают» жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств, придают им личностный смысл, который выполняет регулирующую функцию и определяется тем, в какой связи объект или явление находятся с мотивами и ценностями субъекта. Таким образом, в личностном смысле отражается не только сама значимость, ее эмоциональный знак и количественная мера, но и содержательная связь объекта и явления с конкретными мотивами, потребностями и ценностями.

Значит, ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, именно в ценностных ориентациях как бы аккумулируются весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии, все следы внешних воздействий со стороны природы и общества.

Усваиваемые в ходе формирования личности ценностные представления служат для индивида своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет свои собственные интересы и личные склонности, испытываемые потребности и актуальное поведение.

В социальной психологии под ценностными ориентациями принято понимать - способ дифференциации объектов индивидом по их значимости. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и другие проявлениях личности.

В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми ее сторонами. Система ценностных ориентации образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношения к действительности.

Следовательно, это такой компонент личностной структуры, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки, зрения которой решаются многие жизненные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Делинкветное поведение

 

Делинквентное поведение  - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред  как отдельным гражданам, так и обществу в целом [9,с.67].

Под делинквентностью традиционно понимается правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности. В немецком языке понятие «делинквентность» включает все случаи нарушения норм, предусмотренные уголовным кодексом, т.е. все юридически наказуемые деяния.

В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает, прежде всего, тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества [14, с.104]. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социальноотклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

Отечественные ученые личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, называют делинквентной; совершеннолетнего - криминальной. А.Е. Личко под делинквентным поведением подразумевает мелкие общественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми и т.д., однако В.В. Ковалев возражает против такой трактовки понятия «делинквентное поведение», приравнивая его к «криминальному».

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей ценностных ориентаций у подростков с делинквентным поведением