Ценностные ориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:51, реферат

Описание работы

Настоящее время характеризуется нестабильностью социальной ситуации. В качестве одного из отрицательных последствий периода экономических реформ нередко называется качественное изменение системы общественных и личностных ценностей. Так ли это на самом деле? Действительно ли глубока трансформация системы ценности личности и общества в период его социально-экономических преобразований?

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…...2
§1.Молодежь как общественная группа…………………………………4
1.1Морально-нравственные и ценностные ориентации современной молодежи………………………………………………………………..…5
§2. Культурные ценности современной российской молодежи………7
2.1 Десять проблем современной молодежи……………………………8
Заключение………………………………………………………………10
Список использованной литературы……………………………………12

Файлы: 1 файл

Ценностные ориентации оппд реферат.docx

— 38.64 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение……………………………………………………………….…...2

§1.Молодежь как общественная группа…………………………………4

1.1Морально-нравственные  и ценностные ориентации современной  молодежи………………………………………………………………..…5

§2. Культурные ценности современной российской молодежи………7

2.1 Десять проблем современной   молодежи……………………………8

Заключение………………………………………………………………10

Список использованной литературы……………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Молодость - это время  неуемной энергии и бесконечной любознательности. Однако ответственность за завтрашний день лежит на плечах именно молодого поколения. Нынешнему молодому поколению предстоит решить немало важнейших задач в самых различных областях и сферах жизни. И от этих решений зависит то, как будет развиваться страна, что мы сможем оставить после себя своим потомкам.Важность исследований молодежи определяется также и ее уникальным положением в обществе. Молодежь находится в центре происходящих в социуме событий: с ней связываются основные надежды, она реализует основные идеи и ценности социума. Общество, благодаря своим разнообразным институтам (семья, образовательные учреждения, массовые коммуникации и т.д.) осуществляет воздействие, создает условия для формирования и развития молодежи.

Жизненные цели и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления  и развития как отдельных отраслей знания. Не только наука, - каждая историческая эпоха отмечена значимыми ценностными  ориентациями. В изменяющемся мире мировоззрение человека не может  быть статичным: появляются новые приоритеты, применяется иерархия ценностей.

Настоящее время характеризуется  нестабильностью социальной ситуации. В качестве одного из отрицательных  последствий периода экономических  реформ нередко называется качественное изменение системы общественных и личностных ценностей. Так ли это  на самом деле? Действительно ли глубока трансформация системы  ценности личности и общества в период его социально-экономических преобразований? В настоящее время процесс  формирования и развития личности все  более привлекает к себе внимание исследователей, ибо здесь сегодня  сосредоточена масса нерешенных проблем для общества. На этапе  становления рыночной экономики, создания нового общества, его развитие должно быть здоровым, что возможно только с грамотным, высокоорганизованным и образованным молодым поколением.

Цель нашего исследования - выявить особенности представлений  о жизненных перспективах и ценностях  у современной молодежи.

Объект исследования - современная  молодежь.

Предмет исследования - представления  о жизненных перспективах и ценностных ориентациях современного молодого поколения.

Гипотеза исследования состоит  в предположении, что существуют различия в представлениях о жизненных  перспективах и структуре ценностей  между людьми разных возрастных категорий. Так для современной молодежи будут характерны в большинстве  своем ценности, направленные более  на материальный мир, нежели на духовно-нравственный. Но понимание жизненных перспектив будет отличаться большим оптимизмом и верой в лучшее будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Молодежь как общественная группа

Молодежь - это не столько  специфическая социальная или демографическая  группа общества, сколько находящаяся  в становлении особая его часть, положение которой детерминировано  социально-экономическим состоянием общества. Специфика заключается в том, что молодежь в социальном и возрастном положении находится в переходном состоянии. Эта переходность определяет:

1. Необходимость изучения  проблем молодежи как части  всего общества;

2. Необходимость дифференцировать  молодежь как слой по целому  ряду признаков, основные из  которых - возраст, пол, вид  занятий и деятельности, социально-экономическое  положение и т.д.

Возраст служит критерием  знания или оставления тех или  иных социальных ролей, причем эта связь  может быть как прямой, так и  опосредованной (например, временем, необходимым  для получения образования, без  которого нельзя занять определенное общественное положение). В одних  случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других - фактическими (например, средний  возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в разных обществах  и разных сферах деятельности весьма изменчива.[1]

В новое время возможности  индивидуального выбора - профессии, мужа (жены), образа жизни - значительно  расширились. Психологические горизонты  человека в век книгопечатания и  массовых коммуникаций не ограничены рамками его непосредственного  окружения. Большая свобода выбора способствует формированию самостоятельного социального характера и обеспечивает большее разнообразие индивидуальных вариаций. Но оборотная сторона этого - усложнение процесса самоопределения. Очень уж велик выбор возможных  путей, и только практически, в ходе самой деятельности, выясняется, подходит она человеку или нет.

Рост социальной автономии  молодежи от старших и индивидуального  самоопределения, в противоположность  пассивному приспособлению к существующим условиям, породил к середине 18 века новый нормативный канон юности, представление о юности как об эпохе «второго рождения», «бури  и натиска», воплощения «чистой субъективности»  [2]

Среди зарубежных исследований проблем молодежи большое внимание привлекают труды таких известных  социологов, как Л.Розенмайер (Австрия), И.Велев, П.Митев, М.Семов (Болгария), В.Фридрих, К.Штарке, Х.Шельский, Р.Майер, И.Рихтер (Германия).Среди советских и российских исследователей наиболее известны имена Н.М.Блинова, В.М.Боряза, С.И.Иконникова, И.М.Ильинского, В.Т.Лисовского, И.С.Кона, В.Ф.Левичевой, В.Г.Мордковича, Б.С.Павлова, В.Н.Шубкина, З.В.Сикевич, Н.С.Слепцова, М.Х.Титмы, В.И.Чупрова и др.

1.1Морально-нравственные и ценностные ориентации современной молодежи

Молодость - это путь в  будущее, который выбирает сам человек.

В возрастной психологии молодость  характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становления  самосознания и формирования социального  статуса личности. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему возрасту. Это связано с тем, что период активной ценностно-созидательной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённостью молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых черт и качеств - стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

 

В современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации личности, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только её вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от старших.

Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов - семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархированной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.

Таблица 1. Распределение  главных жизненных целей молодежи.

 

жизненные цели

%  ответившие

 

иметь хорошую семью

11,3

 

получить хорошее образование

13,9

 

устроиться на хорошую  работу

12,0

 

иметь свою квартиру

6,3

 

заработать много денег

3,4

 

обеспечить будущее детям

6,9

 

открыть свой бизнес

2,0

 

жить в достатке

9,6

 

приобрести дорогие вещи

21,3

 

Для современной российской молодежи свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.[3]

 

 

 

 

 

2 .Культурные ценности современной российской молодежи

Общество, сделавшее материальное благополучие и обогащение смыслом  и философией своего существования, формирует соответствующую культуру и жизненные потребности молодых  людей.

Усваивая поведенческие  стандарты доминирующих социальных отношений, молодой человек может  определить границы своей высшей идентификации лишь в рамках массовой культуры, унифицирующей его духовные потребности, выводя их в основном в рекреативную сферу.

Культ моды, вещивизма и  потребления овладевает сознанием  молодежи и приобретает универсальный  характер. Классическая культура начинает терять ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной. Также  становится безразличными для определенной части молодежи понятия «Россия», «родной дом, город». Только 37,1% опрошенных отметили, как духовно близко им понятие «Россия», 36,3% -- идентифицируют себя с соотечественниками по признаку «единая культура», 27% -- по признаку «историческое прошлое».

Социологический анализ проблем  культурной идентификации молодежи выявил тенденцию к усилению процессов  стандартизации культурного потребления  и досугового поведения, утвержденного  пассивно-потребительского отношения  к культуре.

Большая часть молодежи, отдавая дань месту и роли культуры в жизни общества, считает, что  сейчас для этого нет условий.

Продолжается тенденция  дальнейшей дегуманизации и деморализации  социокультурных ценностей, что  выражается прежде всего в принижении, деформации и разрушении позитивного  образа человека. Данная тенденция  проявляется в неослабевающем интересе молодежи к восприятию сцен и эпизодов насилия и секса, жестокости и  натуралистичности (кинематограф, телевидение, видео, рок-музыка, театр, литература, изобразительное  искусство).

В социокультурных ценностях  молодежи превалируют потребительские ориентации. «Происходит тотальное выкорчевывание из культурного обихода не только отдельных имен, а целых пластов культуры, искусства, науки, образования, которые якобы не вписываются в общественно-политическую парадигму нынешнего режима». Народная культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т.п.) воспринимается большей частью молодежи как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной преемственности. В силу этого без этнокультурной самоидентификации невозможно формирование у подрастающего поколения любви к Отечеству, знания истории и традиций своего народа.

Негативные проявления заключаются, прежде всего, в том, что молодежная среда становится опасной криминогенной  зоной. Нарастают неблагоприятные  тенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера. Так, в 2003г. число совершенных малолетними  преступниками грабежей с проникновением в квартиры увеличилось в 2,2 раза, хулиганств - в 1,6 раза, мошенничеств - на 75,8%, вымогательств - в 2,2 раза, преступлений с применением огнестрельного оружия - в 17,2 раза. Одним из самых распространенных видов преступлений у несовершеннолетних являются кражи.

Из года в год растет число "женских" преступлений. Большую  тревогу у правоохранительных органов  вызывает тенденция к "омолаживанию" женской преступности.Растет организованная преступность подростков. В настоящее время из 19 тыс. группировок негативной направленности, находящихся на учете в органах внутренних дел, более 2/3 составляют группы, в которые входят несовершеннолетние.[4]

2.1Десять проблем современной  молодежи

Опросив 1875 молодых людей  и использовав богатейшую базу исследований прошлых лет, социологи Научно-исследовательского центра при Институте молодежи выделили десять главных проблем российской молодежи: преступность, деньги, безработица, образование, досуг, здоровье, наркотики, проституция, права и родина. Анализ проблем показывает, что они расположены в нескольких основных «измерениях» и сопряжены с возможностью реализации молодежью своих прав: человека, гражданина, члена общества. От реализации этих прав зависят перспективы развития и будущее России.

Информация о работе Ценностные ориентации