Ценность и ценностные ориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы состоит в изучении ценностных ориентаций молодежи состоящих в студенческих отрядах.
Задачи:
Изучить понятий ценность и ценностная ориентация;
рассмотреть типологию ценностей, ее теоретико-методологические вариации;
провести анализ молодежи как особой социально-демографической группы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретическая часть 6
1.1 Понятие ценности и ценностных ориентаций. 6
1.2 Типологии ценностей: теоретико-методологические подходы. 13
1.3 Молодежь как особая социально-демографическая группа. 17
2.Практическая часть. 21
2.1 Метод незаконченных предложение, как метод, используемый при исследовании. 21
2.2 Результаты исследования. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список используемой литературы: 27

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 56.04 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ФГБОУ ВПО  «Алтайский государственный университет»

Факультет социологии

Кафедра общей  социологии

 

 

 

Ценность  и ценностные ориентации.

(на примере  студентов состоящих в студенческих  отрядах)

(курсовая работа)

 

Выполнила студентка 3 курса, группы  1001

Курганская  Ксения Викторовна

Подпись _________                                                                      

Научный руководитель, доц. Шилкина Наталья Егоровна

 Подпись __________

Оценка ___________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2013

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретическая  часть 6

1.1 Понятие ценности и ценностных ориентаций. 6

1.2 Типологии ценностей: теоретико-методологические подходы. 13

1.3 Молодежь как особая социально-демографическая группа. 17

2.Практическая  часть. 21

2.1 Метод незаконченных  предложение, как метод, используемый  при исследовании. 21

2.2 Результаты  исследования. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

Список используемой литературы: 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Повышенный  интерес исследователей к ценностной проблематике – это результат  более глубокого понимания природы  человеческого познания, его социокультурной  обусловленности, целостности. Проникновение  в закономерности познания позволяет  обнаружить ценностный компонент не только сферах общественной жизни и  культуры, но и в познавательных структурах и мировоззрении человека.

Внимание  к молодежи, ее социальным проблемам  должно быть резко усилено. Определение  средств, форм и методов работы с  молодежью находится в прямой зависимости от знания экономических, возрастных, психологических и социальных особенностей данной группы населения, ее социального статуса.

Процесс социализации как передачи молодому поколению  норм и традиций, выработанных предшествующими  поколениями, нарушился, т.к. кардинально  изменилась идеология. Старшему поколению  сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее  в этом плане, т.к. у него своей  системы ценностей еще нет, а  если и есть, то условная.

Ценностные  ориентации – одно из важнейших  образований в структуре сознания и самосознания человека, так как  именно они отражают его характеристики как личности.

Проблема  ценностей и ценностных ориентаций активно разрабатывается учеными. В социологическом контексте  можно утверждать, что если не считать работ Э. Дюркгейма и М. Вебера, в которых понятие ценности используется без строгого определения, широко, неоднозначно, то первую в социологии дефиницию ценности мы находим в пятитомной книге американских социологов У.Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке".

Ч. Моррис связывает  ценности с предпочитаемым поведением. Он считает, что все живые организмы  стремятся к приобретению определенных вещей независимо от того, являются ли эти вещи предметами, знаками, состояниями или другими организмами.

Ценность, по определению современного ученого  М.С. Кагана, необходимо рассматривать  как феномен, возникающий в "объектно-субъектном отношении". Ценность – это "значение объекта для субъекта", а оценка - "эмоционально-интеллектуальное выявление  этого значения субъектом". Субъектом  в данном случае может выступать  отдельный индивид, личность, небольшая  контактная группа (семья, коллектив), большая неконтактная социокультурная  группа (нация, профессиональная группа, поколение) и, наконец, человечество в  целом. При этом конкретный человек  всегда выступает носителем всей "пирамиды" ценностей, которая  выражает интересы и идеалы этой "пирамидальной" структуры субъекта.

Как пишет  А. М. Коршунов, "в обществе любые  события так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или  иную роль. Но только некоторые из них  — положительно значимые - составляют ценность" [27, с. 112]. В связи с этим он дает такое определение ценности. "Ценность — это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в развитии общества: она, в конечном счете, связана с социальным прогрессом"[27, с.112].

Ценностная  проблематика представлена также в  работах Н.И. Лапина, Д. Пантича, Н. Смелзера, В.А. Ядова. Однако условия динамично  меняющегося общества делают эту  сферу исследования актуальной, особенно в отношении молодежи.

Исследовательская проблема: отсутствие сведений и представлений о ценностных ориентациях студентов состоящих в студенческом отряде.

Объект  –  ценности и ценностные ориентации. (студенты, состоящие в студенческом отряде)

Предмет –  специфика ценностей и ценностных ориентации молодежи.

Цели курсовой работы состоит в изучении ценностных ориентаций молодежи состоящих в  студенческих отрядах.

Задачи:

  1. Изучить понятий ценность и ценностная ориентация;
  2. рассмотреть типологию ценностей, ее теоретико-методологические вариации;
  3. провести анализ молодежи как особой социально-демографической группы;
  4. дать определение методу незаконченных предложений, как методу использованному при исследовании;
  5. провести опрос среди студентов, состоящих в студенческих отрядах;
  6. сделать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическая часть

1.1 Понятие ценности и ценностных ориентаций.

 

  Понятие "ценность" было введено  в научный оборот в середине XIX столетия. Оно весьма широко используется в философской и другой специальной литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. В социологии – это проблема общесоциальных регулятивных механизмов, где ценности рассматриваются как элементы общественного сознания и культуры, выполняющие по отношению к личности нормативные функции.

Ценности  американские авторы трактуют как предметы, которые детерминируют определенные психологические переживания и  действия людей – членов социальной группы. Они пишут: "Под социальной ценностью мы понимаем любой предмет, обладающий эмпирическим содержанием, доступным членам социальной группы, а также значением, вследствие которого он является или может быть объектом действия" [22, с.109]. В такой трактовке социальными ценностями являются пища, инструмент, мифы, книги, университеты, научные теории. Каждая из перечисленных ценностей обладает эмпирическим содержанием, которое можно увидеть, услышать или ощутить. Их значение становится очевидным, если связать эти ценности с действиями людей.

По мнению К. Клакхона, ценности играют существенную роль в интеграции системы личности и социокультурной системы, обеспечивая  необходимую между ними адекватность. В этом плане как личная, так  и общественная жизнь с необходимостью требуют ценностных стандартов, в  отношении которых должно доминировать всеобщее согласие. "Если кто-нибудь, - пишет К. Клакхон,- спросит, почему существуют ценности, то ответ должен быть таков: ибо общественная жизнь была бы без них невозможна, функционирование общественной системы не могло бы устойчиво реализовать групповые цели, индивиды не могли бы получать то, что они желают… Но, прежде всего ценности придают общественной жизни элемент предугадываемости" [22, c.116].

Ценности - это общепринятые представления  людей относительно целей и путей  их достижения, которые предписывают им определенные социально-принятые способы  поведения. Они составляют основу нравственных принципов. Каждый общественный строй  устанавливает свою систему социальных ценностей. Осознание и усвоение ценностей осуществляется в процессе первичной социализации личности. После  этого они остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения  лишь в кризисные периоды жизни  человека и его социальной среды. Ценностные ориентации формируют установку  субъекта деятельности, что в значительной степени предопределяет направленность социального поведения индивида в своей повседневной деятельности. Они выполняют интегративную  роль в обществе, образуя самый  устойчивый остов общественной системы. Выделяют индивидуальные и общественные ценности. Первые регулируют поведение  индивида в повседневной жизни, вторые - его ценностные приоритеты относительно развития общества.[12]

Ценности  выступают символами интеграции людей в человеческое сообщество. Так ценность "быть русским" интегрирует  людей в общество россиян, ценность "быть китайцем" в китайское  общество, ценность "быть христианином" в христианское общество. Ценности подразделяются на "интегрирующие  — те, которые в основном консолидируют  поведение субъектов, и дифференцирующие — те, которые разъединяют субъектов, выявляя их специфичность и особенность  в поведении" [6].

В современных концепциях социологии под ценностью принято понимать любую рациональную цель сознания, стремление к которой наполняет  эту цель смыслом. "Особое место  в этом смысле занимает концепция "личностного смысла"... Дело в том, что изменение социально – экономических условий ведет к изменению жизнедеятельности человека. При этом деятельность человека исторически не меняет своего общего строения, но меняются соотношения целей и мотивов деятельности. Функция мотивов состоит в том, что они как бы "оценивают" жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств, придают им личностный смысл, который выполняет регулирующую функцию и определяется тем, в какой связи объект или явление находится с мотивами и ценностями субъекта. В личном смысле отражается не только само значимость, ее эмоциональный знак и количественная мера, но и содержательная связь объекта и явления с конкретными мотивами, потребностями и ценностями" [17]. Иначе говоря,  ценность только тогда становится таковой, когда она наполнена смыслом.

В социологии "...ценности представляют своеобразную призму, через которую  можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социальной системе, выявить их латентное содержание и направление функционирования", поскольку "по системе ценностных ориентаций можно судить о характере  развития общественных отношений, перспективах развития общества". [14] Социологию ценностные ориентации интересуют, прежде всего, как определяющий фактор в регуляции социальных взаимодействий. В этом понимании ценности рассматриваются как основной элемент культуры, основа  ценностно-нормативного механизма социальной регуляции поведения групп и общностей.

Изменение социальных ценностей извне оборачивается  переоценкой ценностей изнутри, — "изменение личностного смысла объектов и явлений возможно либо путем переосмысления их места и  роли в жизни субъекта, включения  их в более широкий контекст смысловых  связей с более разнообразными мотивами, потребностями и ценностями, либо в результате перестройки самих мотивов и ценностей". [17] 

Следует рассмотреть, как современная нам наука  определяет понятие "ценность", столь  широко используемое в социогуманитарных  областях знания. Прежде всего, отметим  существование огромного количества дефиниций понятия "ценность", которые существенно отличаются друг от друга не только благодаря различным подходам (философскому, психологическому, культурологическому, социологическому), но порой и внутри одной и той же науки. В то же время именно внимание к аксиологическим проблемам объединяет сегодня представителей различных отраслей социогуманитарного знания.

Понимание ценности как феномена, отражающего весь спектр жизненных значимостей (как положительных, так и отрицательных), характерно для таких отечественных и  зарубежных исследователей-марксистов, как С. Ангелов, Л.М. Архангельский, В. Брожик, В.А. Василеню, В. Вичев, Н. Генов, В.В. Гречаный, М.В. Демин, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Л.В. Лармин, В. Проданов, Л. Н. Столович, И. И. Чангли и др. Такая  трактовка ценностей предполагает правомерным их деление на позитивные и негативные. Некоторые авторы не разделяют подобную позицию и  скорее согласны с теми авторами, которые  полагают, что понятие ценность отражает лишь одну сторону значимости —  позитивную. "Мир ценностей", с  точки зрения этих авторов, не тождественен "миру значимостей", последний  гораздо шире первого. Как пишет  А. М. Коршунов, "в обществе любые  события так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или  иную роль. Но только некоторые из них  — положительно значимые - составляют ценность". В связи с этим он дает такое определение ценности. "Ценность — это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную  роль в развитии общества: она, в  конечном счете, связана с социальным прогрессом" [27, с. 112].

Следующим образом  определяет понятие ценность известный  американский социолог Н. Смелзер. Он полагает, что "ценности — это общепринятые убеждения относительно целей, к  которым человек должен стремиться" [27, c.110]. При этом ученый подчеркивает, что именно ценности являются основой нравственных принципов человека, обосновывая "нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми".

Ценность (по П. Мецнеру) – это то, что чувства  людей диктуют признать стоящим  над всем и к чему можно стремиться, созерцать и относиться с уважением, признанием, почтением [9, c.69].

Ценности  – это суть и свойства предмета, явления. Это также определенные идеи, воззрения, посредством которых  люди удовлетворяют свои потребности  и интересы. Ценности – это интересы, обособившиеся в ходе развития самой  истории, благодаря разделению труда  в сфере духовного производства. Но объектом этих обособившихся интересов, предметами стремления человека в данном случае выступает некое духовное содержание, состоящее в особой концепции  чувств и мыслей, воплотившееся в  образцах прекрасного, истинного, доброго, благородного [14, c. 166].

Таким образом, в понимании сущности ценности важным видится ее субъектно-объектное  происхождение, определенная значимость для субъекта и детерминационная роль в его жизни и деятельности. Данные характеристики позволяют анализировать  объективную реальность с одной  стороны, как среду формирования системы ценностей личности, а  с другой - как сферу приложения и проявления имеющихся ценностей. При этом можно отметить, что система  ценностей личности формируется  в результате ценностного отношения  реализуемого в акте оценки, в результате добровольного и свободного выбора. Это сфера самотворчества и самоопределения  личности.

Информация о работе Ценность и ценностные ориентации