Ценность и ценностные ориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы состоит в изучении ценностных ориентаций молодежи состоящих в студенческих отрядах.
Задачи:
Изучить понятий ценность и ценностная ориентация;
рассмотреть типологию ценностей, ее теоретико-методологические вариации;
провести анализ молодежи как особой социально-демографической группы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретическая часть 6
1.1 Понятие ценности и ценностных ориентаций. 6
1.2 Типологии ценностей: теоретико-методологические подходы. 13
1.3 Молодежь как особая социально-демографическая группа. 17
2.Практическая часть. 21
2.1 Метод незаконченных предложение, как метод, используемый при исследовании. 21
2.2 Результаты исследования. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список используемой литературы: 27

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 56.04 Кб (Скачать файл)

В книге "Социология молодёжи" под редакцией В.Т. Лисовского молодежные проблемы подразделяются на две группы. К первой относятся  специфические молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и  места в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики  процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи. Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно  касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое  проявление в молодежной среде (особенности  воспитания молодежи, эффективность  его различных форм, средств и  методов, развитие социальной и политической активности молодежи и т. д.).

Молодежь, как  особая социально-демографическая  группа постоянно находится в  фокусе исследований социологов, поскольку  именно она является чутким индикатором  изменений, которые происходят, и  определяет в целом потенциал  развития общества. От того, насколько  изучен мир ценностей современной  молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность  мероприятий, которые разрабатываются  в области образования, в сфере работы и занятости. Не поняв общества, в котором живет молодежь, не понять самой молодежи и ее специфических проблем. Не поняв молодежи данного общества, не понять всех его, в частности общих, разногласий и проблем, а тем более, не раскрыть будущего этого общества.

Молодежь  необходимо рассматривать как самостоятельную  систему внутри общей социальной системы, определяя внутренние и  внешние взаимосвязи элементов  этих систем в зависимости от конкретных функций. Оптимальное взаимодействие всех элементов социальных систем общества в целом неизбежно служит целям  положительного развития человечества и прогресса.

В целом, молодежь - это социальный феномен, выступающий  всегда как большая специфическая  возрастная подгруппа. Ключом к познанию природы молодежи есть диалектика целого и частного. Молодежь - зеркало, в  котором отображается та социальная действительность, в условиях которой  она живет. С молодежью может  произойти только то, что уже произошло  с обществом; молодежь такая, какое  общество, которое вырастило ее.

Молодежь - часть  разных классов и социальных слоев, наций, она их продукт и средство их воспроизведения, которое предполагает социологический подход, то есть рассмотрение молодежи, как части общества и, значит, изучение их во взаимосвязи, взаимозависимости, взаимодействии; исследование молодежи в статике (состояние в данный, конкретный исторический момент), в  динамике (развитие во времени, в ходе истории, в сравнении с предыдущими  молодыми поколениями). При этом изучаются, во-первых, психическое, физическое и  социальное развитие молодежи, во-вторых, ее положение (статус) и роль в обществе с точки зрения экономических, политических, социальных и духовных условий ее обучения, работы, быта, отдыха, досуг, социального продвижения и т.п., а также стимулов для ее саморазвития.

Молодежь - явление  конкретно-историческое, то есть продукт  истории и определенной культуры и в то же время их движущая сила и фактор изменений. Современная жизнь требует кардинального изменения векового самосознания общества как следствия кардинальных изменений в экономике и производстве под влиянием научно-технической революции, изменения стиля и характера во всех сферах общественной жизни. Необходимо новое понимание молодежи как группы, находящейся на определенной стадии возрастного духовного и социального развития. Молодость - не служебно-подготовительная фаза возрастного развития, как считалось столетиями, а главный источник сегодняшних изменений. Правильное понимание сути молодежи, грамотная молодежная политика - это условие прорыва общества в будущее. Где молодежь и грамотная работа с ней - там успех. "Наоборот, "взрослость" сегодня нередко более убыточна, нежели молодость, поскольку отягощена догмами вчерашнего дня, устаревшим опытом, потерей к восприимчивости нового" [9].

Молодежь - своего рода социальный аккумулятор тех  трансформаций, которые всегда постепенно (день за днем, год за годом) и потому незаметно для общего взгляда  происходят в глубинах общественной жизни, ускользая от внимания большинства. Это критические взгляды и  расположение духа относительно существующей действительности, новые идеи и энергия, которые в особенности нужны  в момент коренных реформ. Как носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству (повышенные чувственность, восприятие, образность мышления, и т.п.), молодежь - ускоритель внедрения в практику новых идей, инициатив, новых форм жизни, так  как по природе она неприятель консерватизма и застоя. Ценность молодости в современном мире увеличивается и в связи с  расширением сроков образования, профессиональной подготовки, необходимой в условиях научно-технической революции. В  молодости человек легко приобретает  основные знания, умения и навыки.

Молодежь - эта  наиболее здоровая физически часть  населения, это жизненная сила общества, сгусток энергии, концентрации интеллектуальных и физических сил, которые требуют  выхода. За счет этих сил жизни общество может быть сильнее. Нельзя не отдавать себе отчета и в том, что принципиально новые типы машин и оборудования, новейшие технологии, системы управления, которые составляют основные факторы интенсификации экономики, могут быть созданы только людьми нового, нетрадиционного типа мышления.

Процесс жизнедеятельности  молодёжи происходит во всех основных сферах жизнедеятельности личности, реализуясь посредством обучения и  воспитания, усвоения и преобразования опыта старших поколений. Основными  социально-психологическими регуляторами этого процесса и одновременно показателями положения молодёжи в обществе и  в структуре исторического процесса развития выступают ценностные ориентации, социальные нормы и установки. Они  определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения. Молодость - это  путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его  планирование - характерная черта  молодого возраста; он не был бы таким  притягательным, если бы человек заранее  знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.

2.Практическая часть.

2.1 Метод незаконченных предложение, как метод, используемый при исследовании.

 

Метод незаконченных  предложений относится к вербальным проективным тестам. Для некоторых  из них характерно использование  различных стимулов неопределенного  характера, минимально ограничивающих Испытуемого в его реакциях. Предполагается, что при этом возникает своеобразный эффект экрана, когда человек как  бы «проецирует» свои внутренние личностные особенности вовне под воздействием этих стимулов. Иными словами, в неопределенной ситуации человек прибегает к  наиболее привычным для него формам поведения. Таким образом, этот метод  является адекватным для раскрытия  субъективного компонента речевого расстройства. Весьма важным обстоятельством, в частности при обследовании детей, является отсутствие прямого обращения с тем или иным вопросом, воспринимаемым зачастую ребенком как своеобразный заказ или даже требование нужного ответа. Ситуация как бы необязательности, свободы поведения позволяет испытуемому проявить себя наиболее полно. Предполагается также, что проективные методики наиболее эффективны для обнаружения неосознаваемых сторон личности. Все указанные обстоятельства делают проективные методики весьма полезными в клинической практике, в особенности для оценки внутренней картины болезни.

Исследованию методом "незаконченные  предложения" должно предшествовать установление контакта с обследуемым  для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.

Методика может применяться  индивидуально и в группах, а  также в устной и письменной формах. При проведении методики в письменной форме начальные части предложений  могут предъявляться либо на специальных  бланках, либо на отдельных карточках. При письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или  готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании  карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения  — свой ответ; при использовании  бланка — ответ пишется прямо  на бланке под соответствующим началом  предложения.

При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно  экспериментатором, либо с помощью  магнитофона.

Тестирование (без обработки) занимает от 20 минут до нескольких часов (в  зависимости от личности испытуемого).

Методика "незаконченных предложений" является вариацией техники словесных  ассоциаций. SSCT добился того, что  он уменьшает количество ассоциаций, вызываемых отдельным словом, дает возможность лучше определять контекст, проникать в тон, качество установок и специфические объекты или области внимания, он предоставляет большую свободу индивиду и большую вариативность ответов и отражает большую площадь поведенческого мира респондента.

2.2 Результаты исследования.

В проведении опроса участвовало 25 человек- 8 девушек  и 17 юношей.

Нами были исследованы мотивы студентов вступления в студенческие отряды.

В выборку  попали студенты, учащиеся в ВУЗах города Барнаула, Томска и Новосибирска. Учащиеся на 1,2 и 3 курсе. Состоящие в педагогических, строительных и проводниковых отрядах от 1 года до 4 лет.

Исследование  проводилось в апреле этого года. Были получены следующие результаты.

Причины, по которым студенты вступают в СО.

Новые друзья, захотелось узнать, что это такое, концертный опыт, работа в коллективе, помогать людям и приносить им радость, опыт, приключения, летний заработок, саморазвитие, реализация внутренних резервов, возможность посмотреть Россию, чтобы не жалеть потом, что была возможность, а я даже не попробовала вступить, заниматься полезным делом, красивая бойцовка, учусь на педагога, семейная династия педагогов, почувствовать вкус студенческой жизни, рабочий стаж, занять свободное  время, романтика, новые умения, самореализация, отряд – это семья, меня манили люди в бойцовках, чтобы было, что  вспомнить, активный образ жизни, люблю  детей, отец был в СО.

Место СО в  вашей  жизни

Очень важную, это друзья и вторая семья, каждый день жизни связан с СО, занимает большую часть и придает смысл  студенческой жизни.

 Совмещение  участия в со и учебы.

Мешает, но не сильно. Скорее помогает. Надо уметь  совмещать. Если постараться и не лениться – всегда можно все успеть. Иногда жертвовал учебой, но преподаватели  шли на встречу.

Студенты  отвечали на вопрос, каким характеристиками должен обладать боец СО.

Быть активным, творческим, любить детей, дисциплинированным, коммуникабельным, иметь желание  стать лучше, целеустремленным, креативным, доброжелательным, быть хорошо воспитанным, высокая работоспособность, ответственность, индивидуальностью, должен быть понимающим, терпеливым, упорство, лидер, легким на подъем, быть самому немного ребенком.

Какую помощь бойцы СО  получают от своего ВУЗа.

Студенты  АГУ в основном ответили, что ни какую или как они выразились «получаем моральную поддержку»

Бойцы других ВУЗов ответили на этот вопрос так: оказывают материальную поддержку, идеология, преемственность поколений, помогает воплощать различные идеи, решение проблем учебного плана (досрочная сдача практики и сессии), возмещение денежных средств за слеты  и СД.

Результаты  участи в СО для общества.

Воспитание  детей, адресная помощь пожилым людям  и людям которые в ней нуждаются, сделать город чище (проведение субботников), помочь подросткам акклиматизироваться  в современном мире, строительство  различных объектов, волонтерская помощь в детских домах, спортивные мероприятия, пропаганда здорового образа жизни, социализация детей, помощь ветеранам, занятость молодежи в летний период времени.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ценности  – это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Жизненные ценности в настоящее  время складываются  в основном стихийно. Под влиянием самых различных  факторов.

Ценностные  ориентации представляют собой целостное, структурно сложное, личностное образование, характеризующееся определенными  закономерностями взаимодействия всех его психологических компонентов. При этом каждый из компонентов может  иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций. Как устойчивое самостоятельное  структурное психологическое образование  ценностные ориентации могут формироваться  лишь на довольно позднем этапе возрастного  развития – в переходный период от старшего подросткового к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе  формирования личности школьника, появлении  таких психологических структур, которые в значительной степени  способствуют становлению его мировоззрения.

Ценностные  ориентации определяют особенности  и характер отношений личности с  окружающей действительностью и, тем  самым, в определенной мере детерминируют  ее поведение (Б.С. Круглов, В.А. Ядов и другие). Не смотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, все исследователи признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности.

По результатам  различных исследований можно сделать  вывод о том, что такой важный элемент личностной структуры, как  ценностные ориентации, полностью сформирован  лишь у одной трети юношей и  девушек. Наличие определенной системы  ценностей личности представляется необходимым психологическим условием для формирования такого важного личностного новообразования, как возникновение зрелых жизненных планов, личного и профессионального самоопределения.

Ценностные  ориентации формируются на основе высших социальных потребностей, и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры.

Информация о работе Ценность и ценностные ориентации