Ценностные ориентации молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Конец двадцатого столетия стал в России временем не только трансформации базовых социальных институтов и новой социальной дифференциации, но и заметной эволюции российской ментальности. Глубинные процессы, происходящие в нашем обществе, сказываются на разных категориях населения. Особенно восприимчива ко всякого рода изменениям молодежь.
Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов, профессиональных предпочтений сов

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Роль и место социализации в процессе развития личности………………….5
2. Молодежь как субъект социальных отношений……………………………7
3. Формирование системы ценностных ориентаций……………………………9
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 32.78 Кб (Скачать файл)

Соликамский Государственный педагогический институт

кафедра теории и истории педагогики

Реферат по социологии

Ценностные ориентации молодежи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Работу выполнила

Студентка 321 группы

Педагогического факультета

Ивашова Т.Н

Соликамск,2010

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Роль и место социализации в процессе развития личности………………….5

2. Молодежь как субъект социальных отношений……………………………7

3. Формирование системы ценностных ориентаций……………………………9

Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы……………………………………………………………..16

 

Введение

     Конец  двадцатого  столетия  стал  в  России  временем  не  только трансформации  базовых социальных  институтов  и  новой  социальной дифференциации,  но  и  заметной  эволюции российской  ментальности.  Глубинные  процессы,  происходящие  в  нашем  обществе,  сказываются  на  разных категориях  населения.  Особенно  восприимчива  ко  всякого  рода  изменениям  молодежь.

     Исследование  ценностных  ориентаций,  жизненных  приоритетов,  профессиональных предпочтений  современной  молодежи  весьма  актуально:  растет поколение нового времени,  от  которого  зависит  будущее  нашей  страны, так как  сегодняшние молодые люди - активные участники всех социальных процессов.

     Ценностные  ориентации  молодежи развиваются  во  многом  хаотически,  находятся  под  противоречивым  воздействием,  с одной стороны,  традиций  народной  культуры,  а  с  другой -  меняющихся социальных  условий, неустойчивости, риска. Одни из них  основаны на духовности, которая характеризуется  господством нравственных установок  над материальными,  гуманизма, человеколюбия,  соборности. Другие же, распространяемые  в  последнее  десятилетие,  нацеливают  на индивидуализм,  приоритет материального.  Таким  образом,  традиции культуры  и  социальные  условия  становятся координатами,  которые определяют  противоречивый  процесс  социализации  современной молодежи.

     Поскольку развитие человека происходит во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, то центральным звеном в процессе развития личности является процесс  социализации и адаптации подростка  к окружающей действительности.

     Наиболее  важными проблемами, стоящими перед  подростком, начинающим самостоятельную  жизнь в социуме, являются проблемы самоопределения, выбора жизненных ценностей и ориентаций. От того, насколько успешно пройдут эти процессы, зависит дальнейшая судьба человека. В свою очередь, эта успешность во многом определяется тем, насколько завершенными являются процессы самопознания, самооценки, системы социальных и моральных норм и правил личности.

     Современное состояние нашего общества и напряженные  условия его функционирования, когда  четко проявляются не только экономические, экологические, социальные, но и нравственные кризисы, обусловливают рост значения формирования системы ценностей  молодежи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Роль и место социализации в процессе развития личности

Человек - субъект исторического процесса развития материальной и духовной культуры на земле, биосоциальное существо, генетически  связанное с другими формами  жизни, обладающее членораздельной  речью, мышлением, сознанием и самосознанием, нравственно-этическими качествами [6]. Кроме понятия «человек» в  науках о человеке используется ряд  близких по значению терминов: индивид, личность, индивидуальность. Эти понятия  обозначают разные аспекты человека. Так, индивид – это обозначение  человека как единичного природного существа, представителя вида Homo sapiens. Специфические особенности реальной жизни и деятельности конкретного человека в содержание этого понятия не входят. Личность, с одной стороны, обозначает конкретного индивида как субъекта жизнедеятельности, в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей. С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, общения и познания.

Развитие  человеческой личности, таким образом, возможно исключительно в социуме, при взаимодействии с другими  субъектами. Развитие – процесс  многоплановый. Это и развитие отдельных  систем организма, и психических  функций человека, и личностных характеристик.

У разных людей прогрессивное и регрессивное развитие систем организма, психических  функций и характеристик личности происходит по-разному. У одного и  того же человека они развиваются  в различном темпе, и когда  одни системы продолжают развиваться  прогрессивно, развитие других может остановиться или даже пойти в регрессивном направлении.

Исследования  отечественных ученых позволяют  считать, что развитие человека детерминируется  рядом источников и обстоятельств:

-природными  задатками как условиями и  предпосылками;

-сотрудничеством  с другими людьми как ближайшим  источником развития;

-социальной  средой как потенциальным источником  развития;

-противоречием  между образом жизни и возможностями  человека, а именно, между местом, занимаемым им в мире человеческих  отношений и стремлением изменить  это место как движущей силой;

-собственной  деятельностью человека по овладению  действительностью как движущей  силой;

-собственной  активностью человека по преодолению  противоречий; при этом «спонтанность»  развития обусловлена как ходом  созревания, так и возрастающей  внутренней активностью человека, выбором новых видов деятельности.

Таким образом, социализация играет огромную роль в процессе развития личности, определяя ее место в социальной структуре общества. Многие психологи  и социологи исследовали процесс  социализации личности, который к  началу 70-х годов ХХ века превратился  в одну из самых популярных проблем  человекознания. 
 
 
 
 
 
 
 

2. Молодежь как субъект социальных отношений

     В отечественном обществоведении  долгое время молодежь не рассматривалась  как самостоятельная социально-демографическая  группа. В конечном счете, преодолев  и ограниченность классового подхода  в определении молодежи, и узкоэмпирические понятия, характерные для многих западных школ и направлений, постепенно сформировался более широкий  взгляд на эту социально-демографическую  группу. И важнейшими группообразующими  признаками молодежи большинство авторов  признали возрастные характеристики (от 15 до 25 лет) и связанные с ними особенности социального положения, а также обусловленные и теми и другими социально-психологические  свойства [7].

     Для этой социальной группы характерно:

  • наличие специфических социальных отношений и характерных черт социального поведения (эмоциональность, коллективизм, избегание формальных ограничений, упрощенность контактов и пр.);
  • наличие специфических социальных проблем, связанных с получением образования, профессии, трудоустройства, созданием семьи, общением полов, становлением мировоззрения, ценностной ориентацией;
  • повышенная социальная активность при низком социальном статусе;
  • предрасположенность к новизне, новаторству, девиантному поведению;
  • переход от социального существования, регулируемому извне, к саморегулируемому и саморазвиваемому;
  • завершение физиологического созревания при незавершенности социального и духовного;
  • активное познание мира и самопознание [12].

     Молодежь  уже  несет  в  себе  результаты влияния  различных факторов,  в  целом  представляет  собой  сформированные  личности,  а  с  другой -  ее  ценности остаются  достаточно  гибкими,  подверженными  различным  влияниям.  Жизненный  опыт этой  группы  небогат,  представления  о  морально-этических  ценностях  часто  окончательно не  определены;  проблемы,  связанные  с  особенностями  возраста,  усугубляются  психофизиологическим  дисбалансом,  наличием "взрослых"  потребностей  и  желаний  при  отсутствии адекватных  возможностей. Интерес  к  данной когорте определяется  и  тем,  что  сегодняшней молодежи  особенно  трудно -  в сложных  социально-экономических  условиях  нужно  сориентироваться  и  выбрать профессию,  определить идеалы, жизненные  цели  и  путь. Поэтому  исследование ценностных ориентаций  и  ценностей  молодых  людей имеет особое  значение  для  понимания  настоящего  и будущего общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Формирование системы ценностных ориентаций

     Понятие ценностных ориентаций имеет междисциплинарный  характер. Проблема ценностных ориентаций появляется в социально-психологической  литературе и становится предметом  эмпирического исследования на стыке  социально-философской концепции  ценностей и психологической  концепции установок. Первыми исследователями, которые связали две эти концепции  и тем самым стали основоположниками  исследований нового социально-психологического феномена, стали американские исследователи  У.Томас и Ф.Знанецкий. В своем  фундаментальном труде они определяли понятие ценности в связи с  психологическим понятием установки  и в противопоставлении с ним. Для авторов ценностью является «...любой предмет, обладающий поддающемся  определению содержанием и значением  для членов какой-либо социальной группы». Установки являются субъективной ориентацией  членов группы по отношению к социальным ценностям. Сам термин «ценностные  ориентации» был впервые введен Т.Парсонсом.

     В нашей стране начало изучения ценностных ориентаций совпадает с общим  подъемом социальных и психологических  исследований, начавшимся в 60-е годы прошлого столетия.

     В педагогической психологии проблеме ценностных ориентаций придается большое значение в аспекте формирования самосознания личности. При этом под ценностными  ориентациями подразумеваются те качества, которые индивид хотел бы развивать  в себе, те, которыми он считает нужным обладать в жизни. Наряду с вопросами  самоопределения и выбора профессии  большое значение имеют для подростков те качества личности, которые позволяют  добиться успешной реализации своего интеллектуального и социального  потенциала, то есть быть востребованным  как в профессиональной сфере, так  и в сфере межличностных отношений.

     Сформированная  система ценностных ориентаций дает возможность эффективному становлению  мировоззрения как отношения  человека к миру и определения  своего места в нем.

     Освоение  личностью нравственных ценностей, это двусторонний процесс, в котором  активно взаимодействуют внешние  социальные факторы и собственная  мыслительная, эмоциональная и волевая  активность личности. В философско-этической  литературе (С.Ф. Анисимов, В.А. Блюмкин, Н.Н. Сидоренко и др.) существует положение  о трех уровнях развития моральности  личности, включающих в себя:

     1)   стереотипное поведение (без особой  внутренней активности);

     2) моральность по нужде (большая  часть поступков совершается  соответственно моральным ценностям);

     3) убежденная нравственность (нормы  выполняются не по внешнему  принуждению, а на основании  внутренних потребностей).

     Можно выделить четыре этапа освоения подростками  нравственных норм: познание смыслового содержания нравственных форм, эмоциональное  переживание социальной значимости нравственных норм; реализация в поведении  освоенной нормы [4].

     При их осуществлении реализуются следующие  компоненты:

  • когнитивный (включает в себя значения о нравственных ценностях, нормах поведения, их расширение и углубление);
  • личностно значимый (включает систему индивидуальных значений);
  • оценочно-эмоциональный (включает переживание отношения к нравственным ценностям, нормам поведения и их оценку, способность к сочувствию и сопереживанию);
  • мировоззренческий (включает нравственные убеждения); поведенческий (включает готовность поступать в соответствии с имеющимися знаниями, нравственными убеждениями). Рассмотрим каждый из выделенных этапов подробно.

Информация о работе Ценностные ориентации молодежи