Ценностные ориентации молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Конец двадцатого столетия стал в России временем не только трансформации базовых социальных институтов и новой социальной дифференциации, но и заметной эволюции российской ментальности. Глубинные процессы, происходящие в нашем обществе, сказываются на разных категориях населения. Особенно восприимчива ко всякого рода изменениям молодежь.
Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов, профессиональных предпочтений сов

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Роль и место социализации в процессе развития личности………………….5
2. Молодежь как субъект социальных отношений……………………………7
3. Формирование системы ценностных ориентаций……………………………9
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 32.78 Кб (Скачать файл)

     Первый  этап освоения подростками нравственных ценностей – познания смыслового их содержания. Осуществляется в процессе реализации когнитивного компонента. Суть его заключается в овладении  нравственными знаниями, которые  дают сведения и о моральных требованиях, оценках, идеалах, представления о  последствиях нарушения норм поведения  и являются предпосылкой ориентации подростка в нравственных ценностях, в выборе линии поведения в  различных ситуациях.

     Выделяя мировоззренческий компонент, необходимо подчеркнуть значение нравственных убеждений, так как в основном в результате собственной активной деятельности подросток приходит к  рациональному пониманию необходимости  следования нравственным нормам в своем  поведении.

     Во-первых, диапазон их нравственных убеждений  не может быть достаточно широким. Они  связаны преимущественно с теми сферами жизнедеятельности, в которых  подростки имеют наиболее широкие  возможности для самостоятельной  апробации соответствующих норм, правил. Это, прежде всего, убеждения, возникающие  в процессе учебной деятельности и общения коллектива сверстников. Выявлено, что у подростков возникают  относительно устойчивые убеждения, касающиеся норм товарищеских взаимоотношений, отношения  к учебной и общественно-полезной деятельности.

     Во-вторых, интенсивное формирование в это  период коллективных связей, постоянное участие подростков в жизни коллектива. Самостоятельная практическая коллективная деятельность и особенно развитие самосознания способствует возникновению у подростков принципиальной и строгой требовательности к товарищу, другу, самому себе. У  них формируются такие черты, как уважению к человеку, справедливость, честность, верность слову, вырабатываются соответствующие нормы поведения, в которых эти черты выражаются. Убеждения подростков не выступают в виде ценностной системы моральных регуляторов поведения, а касаются лишь отдельных, наиболее доступных им сфер деятельности.

     Третий  этап освоения – эмоциональное переживание  социальной значимости нравственной нормы. При его осуществлении реализуется  оценочно-эмоциональный компонент. На этом этапе возникают нравственные потребности, которые являются внутренними, не обусловленные какими-либо соображениями  личной выгоды, стремлениями человека к добру, благополучию других людей, общества в целом.

     Возникновение нравственной потребности поступать  в соответствии с нормой возможно лишь в результате эмоционального переживания, необходимость которого вытекает из особенностей природы нравственных норм. Практическая ее реализация носит  ценностный характер. Главным источником переживания является окружающий мир, поступки других людей. Нравственная оценка сама не может затронуть интересы других людей, но подросток не только оценивает действия других людей, поведение  коллектива, но и определяет моральный  смысл собственных поступков.

     Поступок, направленный на человека, задевает его  интересы, вызывает ответную реакцию  – эмоциональную. Он побуждает к  переживанию. В результате нравственная норма оказывается не только осмысленной, но и прочувствованной. Однако моральные  действия не всегда побуждают к переживанию  нормы. Воздействие поступка – это  хотя и необходимое, но недостаточное  условие подобного переживания. Практический результат переживания  – умение не просто понимать, но и  чувствовать необходимость совершения нравственного поступка.

     В подростковом возрасте существуют предпосылки  для формирования глубоких и осознанных нравственных чувств, особенно в сфере  взаимоотношений со сверстниками. Если у младшего школьника эмоциональное благополучие определяется отношением взрослых, то у подростков - отношением и оценками товарищей, то есть коллектив сверстников становится той средой, которая оказывает самое большое влияние на формирование эмоциональной сферы подростка, его взглядов, оценок, нравственных переживаний.

     Результатом глубоко освоения нравственных норм является появление нравственного  чувства, свидетельствующее о превращении  внешних моральных требований личности во внутренние требования  к себе самой.

     Рассматривая  оценочно-эмоциональный компонент, необходимо выделить следующие особенности  нравственных чувств подростков.

     Во-первых, большая часть подростков, особенно старших, теоретически понимает значимость нравственных чувств, но понимание  значимого проявления не носит действенного характера.

     Во-вторых, в подростковом возрасте существует необходимость предпосылок формирования глубоких и осознанных чувств, особенно в сфере взаимоотношений со сверстниками.

     В-третьих, для младших подростков характерно отсутствие достаточного опыта нравственного  поведения, большая практичность по отношению к другим, чем к себе, и это влияет на глубину и устойчивость эмоций. Именно в способности переживать, реализация нравственных норм становится не объективно, а субъективно значимой. В результате эмоционального переживания  противостояние общих и личных интересов  оказывается снятым. Нравственная норма  приобретает статус индивидуальной нравственной ценности.

     Рассматривая  четвертый этап освоения – реализацию в поведении нравственной нормы, необходимо отметить, что на основании  нравственного чувства возникает  потребность в совершении морального действия.

     Для подростка, прежде всего, характерен выбор  мотива и образца поведения. Основой  такого выбора должны быть собственные  мотивы личности, лишь в данном случае осуществленный ею поступок можно оценить  как нравственный, то есть такой  который вытекает не только из понимания  обязательности соблюдения нравственных норм, но из глубоко осознания их необходимости для каждого и  себя лично.

     Моральный мотив – это нравственная основа выбора поступка, решения о том, как  поступать. Он побуждает к определенному  действию и придает поведению  субъективный, личностный характер.

     Существуют  определенные различия в мотивах  поведения младшего школьника и  подростка. Главное для младшего школьника быть на уровне требований коллектива, чтобы занимать в нем  благоприятную позицию. Для подростка  главное – соответствие в своем  поведении и поступках своим  сложившимся требованиям, способность  противостоять коллективу, если расходится с ним в поступках.

     Старший подросток не только осваивает те или иные нравственные нормы, но и  осознанно вырабатывает к ним  свое отношение. И если эти нормы  и взгляды приняты подростком, он начинает руководствоваться ими  как собственными. Он стремиться обладать теми качествами личности, которые  считает ценными, и проявлять  их в поведении. У него постепенно складываются собственные представления  о себе, об окружающем мире, складываются устойчивые образцы поведения.

 

Заключение

Подводя итог, можно сделать вывод, что в ходе работы была достигнута цель исследования, поставленная в начале исследования, то есть были определены ценностные ориентации современной молодежи. В современном обществе свобода получает экономическое измерение. Другими словами, если традиционный человек социально идентифицируется в меру политической регламентации, то современный человек идентифицируется в меру экономического благосостояния. В соответствии с идеологическим соотношением политической и экономической доминант определяется баланс системы ценностных ориентаций как общества в целом, так и молодежи в целом. Ценностная сфера российской молодежи имеет особенности, зависящие от политического устройства, экономического благосостояния общества и уровня жизни населения, социально – демографического состава населения, развитости социально – культурных коммуникаций, историко-культурных особенностей, сложившейся инфраструктуры социальных институтов, учреждений культуры, образования, просвещения, уровня финансирования, материально – технического обеспечения, а также эффективности государственного управления социально – культурной сферой. Определенной сложностью переходного периода обусловлен тот факт, что сфера ценностных ориентаций несет противоречие между ценностными ориентирами и целями, стоящими перед государством и обществом на данном историческом этапе развития, с одной стороны, а, с другой стороны, социальными, экономическими, культурными запросами молодежи . 
Список литературы

 
  1. Абрамова  Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
  3. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) / Дивисенко К.С. // Социологические исследования. – 2008. - №8.
  4. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. - М., 1991.
  5. Молодежь индустриальной России: жизненные и социально-политические ориентации / Гареев Э.С., Дорожкин Ю.Н. // Социологические исследования. – 1993.-№1.
  6. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.
  7. Обществознание: учеб.-справ. пособие / В.В.Барабанов, А.А.Дорская, В.Г.Зарубин и др. – М: Астрель, 2009.
  8. О предпочтениях городской молодежи (заметки об исследовании) / Скриптунова Е. А., Морозов А. А. // Социологические исследования. – 2002. - №1.
  9. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - 2-е изд.– М.: ТЦ "Сфера", 1998.
  10. Проблема обобщающих оценок положения молодежи / Луков В.А. // Социологические исследования - М., 1998.-№ 8.
  11. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1987.

Информация о работе Ценностные ориентации молодежи