Эмпирическое исследование особенностей ценностных ориентаций у подростков с делинквентным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей ценностных ориентаций подростков с делинквентным поведением.
Объект исследования: ценностные ориентации в подростковом возрасте.
Предмет исследования: особенности ценностных ориентаций подростков с делинквентным поведением.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ЛИЦ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 6
1.1. Характеристика ценностных ориентаций 6
1.2. Делинквентное поведение 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 29
2.1. Программа исследования 29
2.2. Результаты исследования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 39

Файлы: 1 файл

дипломMicrosoft Office Word (6).docx

— 75.37 Кб (Скачать файл)

Ситуативность, став свойством личности, тормозит развитие саморегуляции. Саморегуляция подростков с делинквентным поведением отличается еще одной особенностью. Стыд для многих правонарушителей — это как бы сплав страха наказания и переживания осуждения окружающих, это стыд наказания, а не стыд преступления. Он не возникает ни при совершении правонарушения, ни после него, если наказание отсутствует. То есть чувство стыда у подростков не является регулятором поведения. А безнаказанность их развращает.

Среди многих личностных черт делинквентных подростков, отмечаемых разными авторами, выделим две, наиболее часто встречающиеся, — жестокость и нечестность. Нечестность, лживость характерна для 97% подростков [17, с.84]. Принцип «Не обманешь — не проживешь» иногда ими усваивается с детства. В асоциальной подростковой среде обман и лицемерие насаждаются и поддерживаются.

Жестокость — тоже в основном продукт криминальной субкультуры. Подростки агрессивны у 77% — высокая агрессивность, неспособны на активное сочувствие, сострадание к слабым и беззащитным [10, с.94]. В асоциальных группах ее члены нетерпимы, безжалостны к «чужим» и к «своим», находящимся на нижних ступенях иерархии. Группа всегда делится на обособленные слои или страты: в ней есть неофициальные лидеры, приближенные к ним, промежуточный слой и отверженные. Иерархия является жесткой, четко определяет положение, права и обязанности каждого члена группы; контакты между слоями ограничены; продвинуться вверх крайне сложно, но легко потерять высокий статус и спуститься вниз.

Из асоциальной группы, в которой культивируется жестокость, трудно, чаще всего невозможно уйти. Оставаясь в этой среде, забитые «низы» тоже становятся агрессивными. По закону бумеранга подростки, пробившиеся на более высокий статусный уровень, постоянно помнят о ранее пережитом и начинают унижать, притеснять других. В действии закона бумеранга, постоянном возрождении жестокости психологи видят одну из причин живучести криминальной субкультуры.

 

Выводы:

 

1. Ценностные ориентации - это смысловые установки субъекта, осознанные им в процессе социализации (вхождения в общество) и сформулированные в предлагаемых обществом, средствами массовой информации терминах, позволяющих индивидуальному сознанию сделать общественную духовную ценность своей, посредством уже принятых в обществе и зафиксированных в языке значений.

2. Развитые ценностные ориентации - это признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентации обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении целей.

3. Делинквентное поведение  - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.Под делинквентностью традиционно понимается правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности.

4. Влияние групповых ценностей и норм необычайно велико в подростковом возрасте. По данным западных психологов, от трети до половины подростков входят в разнообразные группы. Но делинквентное поведение подростков, особенно его наиболее простые и «легкие» формы, может быть вызвано и ситуацией в семье, отношениями с родителями. Побег из дома, первые прогулы, драка, вандализм, иногда провоцируются не сверстниками, а родственниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ  ОСОБЕННОСТЕЙ  ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ  У  ПОДРОСТКОВ  С  ДЕЛИНКВЕНТНЫМ  ПОВЕДЕНИЕМ

 

2.1. Программа исследования

 

Цель  исследования: выявление особенностей ценностных ориентаций подростков с делинквентным поведением.

Объект исследования: ценностные ориентации в подростковом возрасте.

Предмет исследования: особенности ценностных ориентаций подростков с делинквентным поведением.

На основании цели были поставлены задачи:

1.  подобрать адекватные методики для эмпирического исследования ценностных ориентаций подростков;

2. провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций подростков с делинквентным поведением и подростков с социально одобряемым поведением;

3. провести сравнительный анализ и интерпретацию полученных эмпирических данных.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ценностные ориентации подростков с делинквентным поведением отличаются от ценностных ориентаций подростков с социально одобряемым поведением: для делинквентных подростков более значимы материальные ценности, ценности свободы, и менее значимыми для них являются ценности познание, творчество и любовь.

Методика исследования:

1. Методика исследования ценностных ориентаций (модификация Е.Б. Фанталовой).

Цель: изучить ценностные ориентации у испытуемых.

Каждый из нас выделяет то главное, к чему он хотел бы стремиться. Именно неповторимая и уникальная, но присущая каждому человеку система ценностей-целей образует ценностные ориентации личности, которые определяют поведение, деятельность человека.

Инструкция. «Перед вами список из 12 ценностей. Мы просим Вас высказать Вашу точку зрения по поводу своей будущей жизни. Необходимо по 10-бальнойсистеме оценить каждую из указанных ценностей жизни. Наиболее значимые следует оценивать в 9-10 баллов; чуть менее значимые -7-8 баллов, иногда значимые -5-6 баллов; нейтральные- 3-4 баллов; совсем незначимые - 1-2 балла».

Обработка результатов:

По данным теста можно составить своеобразный ценностно-ориентационный портрет: «Главное в моей жизни…(качества, указанные на 10-9 баллов), если конечно будут …(7-8 баллов). Были бы желательны …(то, что оценено на 5-6 баллов);  В своей жизни я могу обойтись без…(3-4 балла). Я не нуждаюсь в …(1-2 балла)».

Этапы исследования:

На первом этапе  изучалась разработанность предмета в психологической и педагогической литературе, определялись ключевые позиции исследования.

На втором этапе осуществлялось эмпирическое исследование ценностных ориентаций подростков с социально одобряемым и делинквентным поведением.

На третьем этапе проводился количественный анализ эмпирических данных.

На четвертом этапе  был проведен качественный анализ полученных данных и дана интерпретация результатов исследования.

Выборка: в исследовании принимали участие 10 учащихся  11 классов и 10 подростков, стоящих на учёте в милиции.

 

2.2. Результаты исследования

 

В результате проведения методики исследования ценностных ориентаций (модификация Е.Б. Фанталовой) мы получили результаты представленные в таблице 1 (см. Приложение 2), таблице 2 (см. Приложение 3), таблице 3 и рис 1.

Таблица 3

Обобщённые показатели развития ценностных ориентаций у лиц с делинквентным поведением (по методике «Исследования ценностных ориентаций»)

Показатели

Значение

группа норма

Значение

группа риска

Активная  деятельная  жизнь

7,3

7,9

Здоровье

8,5

8,4

Интересная

работа

2,9

4,4

Переживание

прекрасного в природе и искусстве

4,3

4,1

Любовь

8,9

3,8

Материально обеспеченная

жизнь

8,0

9,5

Наличие хороших и верных  друзей

8,6

8,5

Уверенность

в себе

7,9

8,1

Познание

7

3,3

Свобода как независимость в поступках и действиях

3

8,6

Счастливая

семейная  жизнь

9,1

7,6

Творчество

3,5

3,9


 Рис 1. Обобщённые показатели по методики «Исследования ценностных ориентаций»

 

Анализ данных по «ценностным ориентациям» показал, что лидирующее положение у подростков с социально одобряемым поведением занимают такие ценности, как «счастливая семейная жизнь», «любовь», «наличие хороших и верных друзей».

Средние места в иерархии ценностей отведены: «здоровье», «материально обеспеченная жизнь», «уверенность в себе».

Наименее значимыми ценностями для учащихся явились «интересная работа», «свобода как независимость в поступках и действиях», «творчество».

Анализ данных у подростков с делинквентным поведением по «ценностным ориентациям» показал, что лидирующее положение занимают такие ценности, как «материально обеспеченная жизнь», «свобода как независимость в поступках и действиях», «наличие друзей».

Средние места в иерархии ценностей отведены: «здоровье», «уверенность в себе», «активная жизнь».

Наименее значимыми ценностями для учащихся явились «познание», «любовь», «творчество».

Таким образом, получили, что ценностные ориентации подростков с делинквентным поведением отличаются от ценностных ориентаций подростков с социально одобряемым поведением: для делинквентных подростков более значимы материальные ценности, ценности свободы, и менее значимыми для них являются ценности познание, любовь. Для подростков с социально одобряемым поведением более значимы счастливая семейная жизнь, любовь, и менее значимыми для них являются ценности интересная работа, свобода как независимость в поступках и действиях.

 

Выводы:

1. В исследовании принимали участие 10 учащихся  11 классов и 10 подростков, стоящих на учёте в милиции.

2. Анализ данных по «ценностным ориентациям» показал, что лидирующее положение у подростков с социально одобряемым поведением занимают такие ценности, как «счастливая семейная жизнь», «любовь», «наличие хороших и верных друзей».

Средние места в иерархии ценностей отведены: «здоровье», «материально обеспеченная жизнь», «уверенность в себе».

Наименее значимыми ценностями для учащихся явились «интересная работа», «свобода как независимость в поступках и действиях», «творчество».

Анализ данных у подростков с делинквентным поведением по «ценностным ориентациям» показал, что лидирующее положение занимают такие ценности, как «материально обеспеченная жизнь», «свобода как независимость в поступках и действиях», «наличие друзей».

Средние места в иерархии ценностей отведены: «здоровье», «уверенность в себе», «активная жизнь».

Наименее значимыми ценностями для учащихся явились «познание», «любовь», «творчество».

3. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ценностные ориентации подростков с делинквентным поведением отличаются от ценностных ориентаций подростков с социально одобряемым поведением: для делинквентных подростков более значимы материальные ценности, ценности свободы, и менее значимыми для них являются ценности познание, творчество и любовь - подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Развитые ценностные ориентации - это признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентации обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении целей.

Делинквентное поведение  - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред  как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Под делинквентностью традиционно понимается правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности.

Влияние групповых ценностей и норм необычайно велико в подростковом возрасте. По данным западных психологов, от трети до половины подростков входят в разнообразные группы. Но делинквентное поведение подростков, особенно его наиболее простые и «легкие» формы, может быть вызвано и ситуацией в семье, отношениями с родителями. Побег из дома, первые прогулы, драка, вандализм, иногда провоцируются не сверстниками, а родственниками.

Одной из самых важных личностных особенностей подростков с делинквентным поведением является недостаточное или извращенное развитие морального сознания. Это бедность духовных потребностей и наличие сильно выраженных примитивных потребностей (в алкоголе, сексе и т. д.). Бедность потребностей и интересов, неразборчивость в способах их удовлетворения приводят к тому, что круг общения таких подростков резко сужается. Большинство из них имеют приятелей только по месту жительства, т. е. все в тех же подростковых группах, начиная с «тусовок». Они не посещают спортивных секций и кружков, с ними неохотно общаются благополучные одноклассники.

В исследовании принимали участие 10 учащихся  11 классов и 10 подростков, стоящих на учёте в милиции.

Анализ данных по «ценностным ориентациям» показал, что лидирующее положение у подростков с социально одобряемым поведением занимают такие ценности, как «счастливая семейная жизнь», «любовь», «наличие хороших и верных друзей».

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей ценностных ориентаций у подростков с делинквентным поведением