Особенности ценностно-мотивационной сферы подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 23:23, доклад

Описание работы

• Понятие ценностно-мотивационной сферы.
• Особенности ценностно-мотивационной сферы подростков.
• Технологии содействия развитию ценностно-мотивационной сферы подростков.

Файлы: 1 файл

Доклад по психологии.docx

— 225.39 Кб (Скачать файл)

3. Технологии содействия развитию ценностно-мотивационной сферы подростков

Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс. СПб., 2006;

Фопель К. На пороге взрослой жизни. М., 2008

Что должно быть отражено:

  • Понятие ценностно-мотивационной сферы
  • Особенности ценностно-мотивационной сферы подростков
  • Технологии содействия развитию ценностно-мотивационной сферы подростков

(несколько технологий нужно провести с группой)

  • Литература с технологиями

Продолжительность сообщения - 20-30 мин.

Введение

Наиболее простая и  понятная схема развития человека такова:

его жизненный цикл включает в себя три переходных

периода. В первый раз  мы изменяем биологический и социальный

статус, когда переходим  из грудного возраста в детский,

затем — когда превращаемся из детей во взрослых, и

наконец, когда из взрослого  возраста переходим в старческий.

Каждый переходный период несет в себе свои сложности.

Мы переживаем по поводу того, что теряем часть достижений

предыдущего периода, и при  этом не уверены, что в полной

мере доросли до требований новой фазы жизненного

цикла и сможем научиться  всему необходимому для того, чтобы

справиться с новой  реальностью. В каждый переходный

период мы переживаем внутренний конфликт между потребностью

развиваться и желанием оставить все, как было раньше,

в старые добрые времена. И  поскольку наше реальное

положение не соответствует  статусу, к которому мы стремимся,

то наше самоуважение находится  под угрозой.

Подростковый кризис, сопровождающий переход от детства

к взрослой жизни, проходит наиболее остро, так как в

этом возрасте дети впервые начинают осознанно постигать и

определять весь потенциал  своей личности, создавать свой

образ «Я», не имея при этом возможности соотнести его с

уже сформировавшимся представлением о себе, как это могут

в последующих кризисных  ситуациях делать взрослые

Каждый подросток неизбежно  сталкивается с жизненными

трудностями, которые ставят его перед необходимостью

решать следующие задачи:

1. Он должен развить  большую независимость. Это значит,

что необходимо научиться  самостоятельно принимать

решения; пересмотреть и  расширить свою систему ценностей

и соотнести ее с важнейшими целями общества; найти, помимо

родителей, новые источники  личного и профессионального

признания, например, среди  сверстников, учителей,

других взрослых; научиться  ставить реалистичные цели в учебе

и работе. Подросток должен научиться справляться со всевозможными

трудностями, мириться с многочисленными

противоречиями собственного положения, самокритично судить

и оценивать себя, отказаться от снисхождения, проявляемого

по отношению к детям.

2. Он должен развивать  в себе готовность взрослеть  шаг за

шагом и становиться все  более уверенным в себе, осознавая

и оценивая свой личностный потенциал.

3. Он должен поставить  долгосрочные цели в личной и

профессиональной жизни  и твердо идти к ним.

 

4. В своих действиях  он должен научиться руководствоваться

собственным мнением и  собственной ответственностью.

С необходимостью решать эти  задачи в большей или меньшей

степени придется столкнуться  всем подросткам, и хорошо,

если мы, взрослые, можем  помочь им в этом. Точкой

соприкосновения может служить  пробуждающийся у подростков

интерес к собственной  личности и к своим чувствам.

Таким образом, подростковый возраст — это не только время

переживания кризиса, но и  время повышения собственной

самооценки. Вновь, как в  кризисе раннего детства, актуальными

становятся проблемы зависимости  и независимости, самоутверждения

и подчинения, эротики и  сексуальности.

Все взрослые, работающие с  подростками, должны четко

представлять, что процессы развития у них происходят не

сами по себе, а под  влиянием требований значимых близких

людей и референтной среды. Общий знаменатель всех этих

требований выглядит примерно следующим образом: «Привыкай

к тому, что ты сам за себя отвечаешь, что ты должен

суметь на определенном этапе  сам себя прокормить. Развивай

с этой целью все свои способности». Чтобы удовлетворить

этим требованиям, подросток  должен снизить для себя

значимость родителей  и ослабить внутренние связи с  ними.

Новые ориентиры он находит  вне семьи: в школе, среди одноклассников

и учителей, среди сверстников, с которыми он

общается в свободное  время. При этом происходит примерка

перенятых у родителей  жизненных норм и проверка их применимости.

В дальнейшем подросток либо отказывается от

них, либо видоизменяет или  расширяет их.

В связи с этим психологические  интерактивные упражнения

чрезвычайно способствуют развитию подростков. Благодаря

тому, что важные жизненные  вопросы поднимаются в

 

кругу сверстников, при этом обсуждаются различные случаи,

мнения и цели, у подростка  появляется возможность сравнить

свою точку зрения с  позицией других. Он не только сталкивается

с привычными и понятными  ему взглядами, но и получает

возможность спросить себя: что еще возможно в этой ситуации,

что применимо в жизни, что я хочу и что я могу?

Основные разделы этой книги содержат описание психологических

процедур, направленных на решение  некоторых

жизненно важных проблем  подросткового и юношеского возраста.

 

 

 

 

Понятие ценностно-мотивационной  сферы

Рассмотрение ценностно-мотивационной  сферы личности, как отмечают спе-

циалисты, представляет сложный комплексный объект мониторинга.

И.А. Зимняя отмечает, что традиционно  комплексность мониторинга ценност-

но-мотивационной сферы включает три части — наблюдение, оценку и прогноз и

представлена шестью ступенями мониторинга:

— определение объекта наблюдения (в нашем случае это взрослые обучаю-

щиеся);

— проецирование этого объекта  в соответствующий метод (мы использовали

анкетирование, интервьюирование, диалогические  процедуры, наблюдение в ходе

деловых игр, тренингов); 371

— анализ, систематизация полученных данных, их структурирование по раз-

личным критериям;

— оценка результатов, их интерпретация  и соотнесение с другими данными;

— соотнесение полученных результатов  с предшествующим мониторингом;

— прогнозирование возможных изменений  данных мониторинга в будущем,

на последующих ступенях обучения

 

Особенности ценностно-мотивационной  сферы подростков

 

 

Технологии содействия развитию ценностно-мотивационной  сферы подростков

 


Информация о работе Особенности ценностно-мотивационной сферы подростков