Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 23:23, доклад
• Понятие ценностно-мотивационной сферы.
• Особенности ценностно-мотивационной сферы подростков.
• Технологии содействия развитию ценностно-мотивационной сферы подростков.
3. Технологии содействия развитию ценностно-мотивационной сферы подростков
Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс. СПб., 2006;
Фопель К. На пороге взрослой жизни. М., 2008
Что должно быть отражено:
(несколько технологий нужно провести с группой)
Продолжительность сообщения - 20-30 мин.
Введение
Наиболее простая и понятная схема развития человека такова:
его жизненный цикл включает в себя три переходных
периода. В первый раз мы изменяем биологический и социальный
статус, когда переходим из грудного возраста в детский,
затем — когда превращаемся из детей во взрослых, и
наконец, когда из взрослого возраста переходим в старческий.
Каждый переходный период несет в себе свои сложности.
Мы переживаем по поводу того, что теряем часть достижений
предыдущего периода, и при этом не уверены, что в полной
мере доросли до требований новой фазы жизненного
цикла и сможем научиться всему необходимому для того, чтобы
справиться с новой реальностью. В каждый переходный
период мы переживаем внутренний конфликт между потребностью
развиваться и желанием оставить все, как было раньше,
в старые добрые времена. И поскольку наше реальное
положение не соответствует статусу, к которому мы стремимся,
то наше самоуважение находится под угрозой.
Подростковый кризис, сопровождающий переход от детства
к взрослой жизни, проходит наиболее остро, так как в
этом возрасте дети впервые начинают осознанно постигать и
определять весь потенциал своей личности, создавать свой
образ «Я», не имея при этом возможности соотнести его с
уже сформировавшимся представлением о себе, как это могут
в последующих кризисных ситуациях делать взрослые
Каждый подросток неизбежно сталкивается с жизненными
трудностями, которые ставят его перед необходимостью
решать следующие задачи:
1. Он должен развить
большую независимость. Это
что необходимо научиться самостоятельно принимать
решения; пересмотреть и расширить свою систему ценностей
и соотнести ее с важнейшими целями общества; найти, помимо
родителей, новые источники личного и профессионального
признания, например, среди сверстников, учителей,
других взрослых; научиться ставить реалистичные цели в учебе
и работе. Подросток должен научиться справляться со всевозможными
трудностями, мириться с многочисленными
противоречиями собственного положения, самокритично судить
и оценивать себя, отказаться от снисхождения, проявляемого
по отношению к детям.
2. Он должен развивать в себе готовность взрослеть шаг за
шагом и становиться все более уверенным в себе, осознавая
и оценивая свой личностный потенциал.
3. Он должен поставить долгосрочные цели в личной и
профессиональной жизни и твердо идти к ним.
4. В своих действиях
он должен научиться
собственным мнением и собственной ответственностью.
С необходимостью решать эти задачи в большей или меньшей
степени придется столкнуться всем подросткам, и хорошо,
если мы, взрослые, можем помочь им в этом. Точкой
соприкосновения может служить пробуждающийся у подростков
интерес к собственной личности и к своим чувствам.
Таким образом, подростковый возраст — это не только время
переживания кризиса, но и время повышения собственной
самооценки. Вновь, как в кризисе раннего детства, актуальными
становятся проблемы зависимости и независимости, самоутверждения
и подчинения, эротики и сексуальности.
Все взрослые, работающие с подростками, должны четко
представлять, что процессы развития у них происходят не
сами по себе, а под влиянием требований значимых близких
людей и референтной среды. Общий знаменатель всех этих
требований выглядит примерно следующим образом: «Привыкай
к тому, что ты сам за себя отвечаешь, что ты должен
суметь на определенном этапе сам себя прокормить. Развивай
с этой целью все свои способности». Чтобы удовлетворить
этим требованиям, подросток должен снизить для себя
значимость родителей и ослабить внутренние связи с ними.
Новые ориентиры он находит вне семьи: в школе, среди одноклассников
и учителей, среди сверстников, с которыми он
общается в свободное время. При этом происходит примерка
перенятых у родителей жизненных норм и проверка их применимости.
В дальнейшем подросток либо отказывается от
них, либо видоизменяет или расширяет их.
В связи с этим психологические интерактивные упражнения
чрезвычайно способствуют развитию подростков. Благодаря
тому, что важные жизненные вопросы поднимаются в
кругу сверстников, при этом обсуждаются различные случаи,
мнения и цели, у подростка появляется возможность сравнить
свою точку зрения с позицией других. Он не только сталкивается
с привычными и понятными ему взглядами, но и получает
возможность спросить себя: что еще возможно в этой ситуации,
что применимо в жизни, что я хочу и что я могу?
Основные разделы этой книги содержат описание психологических
процедур, направленных на решение некоторых
жизненно важных проблем подросткового и юношеского возраста.
Понятие ценностно-мотивационной сферы
Рассмотрение ценностно-
циалисты, представляет сложный комплексный объект мониторинга.
И.А. Зимняя отмечает, что традиционно
комплексность мониторинга
но-мотивационной сферы включает три части — наблюдение, оценку и прогноз и
представлена шестью ступенями мониторинга:
— определение объекта наблюдения (в нашем случае это взрослые обучаю-
щиеся);
— проецирование этого объекта в соответствующий метод (мы использовали
анкетирование, интервьюирование, диалогические процедуры, наблюдение в ходе
деловых игр, тренингов); 371
— анализ, систематизация полученных данных, их структурирование по раз-
личным критериям;
— оценка результатов, их интерпретация
и соотнесение с другими
— соотнесение полученных результатов с предшествующим мониторингом;
— прогнозирование возможных
на последующих ступенях обучения
Особенности ценностно-мотивационной сферы подростков
Технологии содействия развитию ценностно-мотивационной сферы подростков
Информация о работе Особенности ценностно-мотивационной сферы подростков