Эмпирическое исследование особенностей ценностных ориентаций у подростков с делинквентным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей ценностных ориентаций подростков с делинквентным поведением.
Объект исследования: ценностные ориентации в подростковом возрасте.
Предмет исследования: особенности ценностных ориентаций подростков с делинквентным поведением.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ЛИЦ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 6
1.1. Характеристика ценностных ориентаций 6
1.2. Делинквентное поведение 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 29
2.1. Программа исследования 29
2.2. Результаты исследования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 39

Файлы: 1 файл

дипломMicrosoft Office Word (6).docx

— 75.37 Кб (Скачать файл)

Средние места в иерархии ценностей отведены: «здоровье», «материально обеспеченная жизнь», «уверенность в себе».

Наименее значимыми ценностями для учащихся явились «интересная работа», «свобода как независимость в поступках и действиях», «творчество».

Анализ данных по «ценностным ориентациям» у подростков с делинквентным поведением показал, что лидирующее положение занимают такие ценности, как «материально обеспеченная жизнь», «свобода как независимость в поступках и действиях», «наличие друзей».

Средние места в иерархии ценностей отведены: «здоровье», «уверенность в себе», «активная жизнь».

Наименее значимыми ценностями для учащихся явились «познание», «любовь», «творчество».

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ценностные ориентации подростков с делинквентным поведением отличаются от ценностных ориентаций подростков с социально одобряемым поведением: для делинквентных подростков более значимы материальные ценности, ценности свободы, и менее значимыми для них являются ценности познание, творчество и любовь - подтвердилась.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеенкова  Е. Г. Личность в условиях психической  депривации.- М.: РИПКРО, 2008.-96 с.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. - М.: МГУ, 2009. -367 с.

3. Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 2002. -320 с.

4. Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения.-СПб: Питер, 2008.-167с.

5. Додонок Б. И. Эмоция как ценность. М.: Педагогика, 2008.-151с.

6. Дольто Ф. На стороне подростка. — М.: Класс, 2007. -200 с.

7. Донцов А.И. О ценностных отношениях  личности. //Советская педагогика- № 5- 1974- С. 45.

8. Дети социального  риска и их воспитание /Под  ред. Л.М. Шипицыной. - СПб., 2007.-125 с.

9. Змановская  Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося  поведения. — М.: Академия, 2007.- 260 с.

10. Игошев К. Е. Типология личности  преступника и мотивация преступного  поведения. — М.: Сфера, 2007.- 208 с.

11. Кулагина  И.Ю. Личность школьника от задержки  психического развития до одаренности.-М.: Сфера, 2008.-120 с.

12. Лебедев  В. И. Психология и психопатология  одиночества и групповой изоляции. – М.: Юнити, 2009.-256 с.

13. Маслоу  А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2008.

14. Мертон  К. Социальная структура и аномия //Социологическое исследование.- 1992. -№ 3.- С. 64.

15. Петровский  А. В., Шпалинский В. В. Групповая сплоченность  как ценностно-ориентационное единство. - М.: Педагогика, 2009.-200 с.

16. Психическая  депривация: Хрестоматия /Сост. Н. Н. Крыгина. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2007.-240 с.

17. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии // Избранные  психологические труды. — М., 2005.- 124 с .

18. Файнбург З.И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социалистического общества. - М.: Сфера, 2009. -186 с.

19. Шерковин  Ю.А. Проблема ценностной ориентации  и массовые информационные процессы //Психологический журнал. - 1982.- №5.-36 с.

20. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование  социального поведения. –М.: Наука, 2009.-107 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Методика исследования ценностных ориентаций (модификация Е.Б. Фанталовой)

 

Инструкция. «Перед вами список из 12 ценностей. Мы просим Вас высказать Вашу точку зрения по поводу своей будущей жизни. Необходимо по 10-бальнойсистеме оценить каждую из указанных ценностей жизни. Наиболее значимые следует оценивать в 9-10 баллов; чуть менее значимые -7-8 баллов, иногда значимые -5-6 баллов; нейтральные- 3-4 баллов; совсем незначимые - 1-2 балла».

1. Активная, деятельная жизнь.

2. Здоровье.

3. Интересная  работа.

4. Переживание  прекрасного в природе и искусстве.

5. Любовь.

6. Материально  обеспеченная жизнь.

7. Наличие  хороших и верных друзей.

8. Уверенность  в себе (отсутствие сомнений).

9. Познание (возможность расширения своего  образования, кругозора).

10. Свобода  как независимость в поступках  и действиях.

11. Счастливая  семейная жизнь.

12. Творчество.

Обработка результатов:

По данным теста можно составить своеобразный ценностно-ориентационный портрет: «Главное в моей жизни…(качества, указанные на 10-9 баллов), если конечно будут …(7-8 баллов). Были бы желательны …(то, что оценено на 5-6 баллов);  В своей жизни я могу обойтись без…(3-4 балла). Я не нуждаюсь в …(1-2 балла)».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 1

Показатели по методике «Исследования ценностных ориентаций» у группы норма

Показатели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Активная жизнь

6

8

9

8

7

8

7

7

6

7

Здоровье

7

10

8

9

8

9

8

9

9

8

Интересная

работа

3

3

3

2

4

4

3

2

2

3

Переживан

прекрасного

5

9

4

4

5

6

3

3

2

2

Любовь

9

8

9

8

10

8

9

9

9

10

Обеспечен

жизнь

8

9

9

7

6

8

9

7

9

7

Наличие друзей

8

9

9

8

9

9

9

8

7

10

Уверенность

в себе

7

8

9

8

7

8

7

8

8

9

Познание

7

8

6

5

7

5

7

5

6

4

Свобода

4

5

3

3

3

2

2

3

3

2

Счастливая

сем жизнь

10

10

9

8

10

8

9

10

8

9

Творчество

3

3

3

4

4

3

3

4

4

4


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица 2

Показатели по методике «Исследования ценностных ориентаций» у группы риска

 

Показатели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Активная жизнь

9

8

9

8

7

8

7

7

6

10

Здоровье

8

8

8

9

8

9

8

9

9

8

Интересная

работа

6

4

2

8

4

6

4

3

2

5

Переживан

прекрасного

6

6

4

4

5

6

3

3

2

2

Любовь

6

4

2

6

4

5

4

3

2

2

Обеспечен

жизнь

9

9

9

10

10

10

9

10

9

10

Наличие друзей

9

9

9

8

9

9

9

8

6

10

Уверенность

в себе

9

8

9

8

7

8

7

8

8

9

Познание

3

4

3

4

4

4

4

2

2

3

Свобода

9

8

9

8

9

8

8

9

8

10

Счастливая

сем жизнь

8

8

9

8

7

8

7

5

8

8

Творчество

3

3

3

4

4

3

3

4

5

7


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей ценностных ориентаций у подростков с делинквентным поведением