Эмпирическое исследование особенностей ценностных ориентаций у подростков с делинквентным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей ценностных ориентаций подростков с делинквентным поведением.
Объект исследования: ценностные ориентации в подростковом возрасте.
Предмет исследования: особенности ценностных ориентаций подростков с делинквентным поведением.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ЛИЦ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 6
1.1. Характеристика ценностных ориентаций 6
1.2. Делинквентное поведение 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 29
2.1. Программа исследования 29
2.2. Результаты исследования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 39

Файлы: 1 файл

дипломMicrosoft Office Word (6).docx

— 75.37 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                   3

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ЛИЦ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ           6

1.1. Характеристика ценностных ориентаций              6

1.2. Делинквентное поведение              18

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ                 29

2.1. Программа исследования               29

2.2. Результаты исследования               31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                 35

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ           37

ПРИЛОЖЕНИЕ                 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность работы определяется тем, что особо пристальный интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности.

Проблема делинквентного поведения – это проблема государства в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества. 
В последние годы в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой, к наживе любыми способами. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер – больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующие поведенческие девиации. Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще больше экономической ситуацией в стране. В последние годы в России значительно возрос уровень подростковой преступности в сфере социально-экономических отношений, где объектом преступления является право собственности, имеющее исключительное значение в жизнедеятельности граждан, общества, государства. Для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение любой ценой и любыми средствами. В этих случаях ими руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления участия ради компании, чтобы не прослыть трусом и т. п.. Подростковый возраст характеризуется поиском жизненных ориентиров, подростки склонны к социальному экспериментированию, у них выражена эмоциональная неустойчивость, резкие колебания настроения.

В специальной литературе термин «делинквентность» используется в различных значениях. А.Е. Личко, введя в практику подростковой психиатрии понятие «делинквентность», ограничил им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности. Это, например, школьные прогулы, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег. В.В. Ковалев возражает против такой трактовки, указывая, что делинквентное поведение является поведением преступным.

Получивший широкое распространение термин «делинквент» за рубежом по большей части употребляется для обозначения несовершеннолетнего преступника. Так, в материалах ВОЗ делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества.

Цель  исследования: выявление особенностей ценностных ориентаций подростков с делинквентным поведением.

Объект исследования: ценностные ориентации в подростковом возрасте.

Предмет исследования: особенности ценностных ориентаций подростков с делинквентным поведением.

На основании цели были поставлены задачи:

1. проанализировать проблемы ценностных ориентаций и делинквентного поведения в отечественной и зарубежной литературе;

2. подобрать адекватные методики для эмпирического исследования ценностных ориентаций подростков;

3. провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций подростков с делинквентным поведением и подростков с социально одобряемым поведением;

4. провести сравнительный анализ и интерпретацию полученных эмпирических данных.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ценностные ориентации подростков с делинквентным поведением отличаются от ценностных ориентаций подростков с социально одобряемым поведением: для делинквентных подростков более значимы материальные ценности, ценности свободы, и менее значимыми для них являются ценности познание, любовь.

Методы исследования: 1. теоретический анализ литературы; 2. метод эмпирического анализа с использованием методики: методика исследования ценностных ориентаций (модификация Е.Б. Фанталовой);  3. количественный и качественный метод исследования.

Выборка: в исследовании принимали участие 10 человек учащихся  11 классов и 10 подростков, стоящих на учёте в милиции.

Практическая значимость состоит в том, что исследование может использоваться при составлении профилактических и коррекционных программ для подростков, программ психологического сопровождения, а также для проведения профилактических и коррекционных мероприятий с подростками, педагогами и психологами образовательных учреждений.

Структура работы включает введение, две  главы, заключение,  список используемой литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ЛИЦ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

 

1.1. Характеристика ценностных  ориентаций

 

В большинстве современных исследований ценностные ориентации предстают как социальное явление, как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп и становятся предметом эмпирических исследований на стыке социально-философской концепции ценностей и психологической концепции установок [7, с.45].

Система ценностных ориентации не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций.

З.И. Фрайнбург замечает, что, если речь идет о базовых социальных ценностях, есть все основания считать их твердо заданными, независящими от интенсивности оценки тех или иных предметов и от степени текущей удовлетворенности соответствующей потребности. З.И. Фрайнбург пишет: «При всем многообразии ценностных ориентации их совокупность не только не аморфна, не только в принципе структурна, но и иерархизирована» [18,с. 59].

По данным А.А. Горбаткова иерархическая структура «положительных» ценностных ориентации личности не совпадает с иерархической структурой «отрицательных» ценностных ориентации. Они являются относительно самостоятельными подструктурами, соотношение которых является одной из существенных характеристик личности.

В.А. Ядов относит эти факты к области доминирования двух типов мотивации - стремления «к достижению успеха» и стремления «к избежанию неудачи» [20, с.87].

Ю.Л. Качанов и Н.А. Шматко считают, что механизмом личностного освоения групповых ценностных ориентации является социальная идентификация как процесс становления социальной идентичности личности, что не сводимо к групповой (ролевой) идентичности.

Социальная идентичность, по мнению А.Н.Леонтьева, - один из механизмов субъективно-личностного освоения социальной действительности, лежащего в основе формирования устойчивой системы личностных смыслов, устойчивой структуры отношений с миром. Ценностные ориентации являются элементами внутренней (диспозиционной) структуры личности [15, с.29].

В рамках этого подхода иерархические уровни диспозиций являются производными от двух взаимодействующих между собой рядов иерархического ряда потребностей и иерархического ряда условий деятельности, в которых могут быть опредмечены потребности личности.

А.И. Донцов  говорит о том, что ценностные ориентации - это смысловые установки субъекта, осознанные им в процессе социализации (вхождения в общество) и сформулированные в предлагаемых обществом, средствами массовой информации терминах, позволяющих индивидуальному сознанию сделать общественную духовную ценность своей, посредством уже принятых в обществе и зафиксированных в языке значений [7, с.45].

Проблема внутренней структуры ценностных ориентации решается по-разному в целом ряде исследований. На уровне анализа внутренней структуры ценностных ориентации наиболее распространенной в зарубежной и отечественной психологии является выделение в ценностных ориентациях эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов.

А.Г. Асмолов  соотнося понятие «ценностные ориентации» личности с понятием «установка», пишет о том, что под этим термином понимается чаще всего «динамическое состояние готовности к определенной форме реагирования. Механизм же действия ценностных компонентов сознания на поведение личности не вписывается в жесткую схему причинно-следственных отношений. Исследователь, характеризуя установку, выделяет ее динамические характеристики: энергетические и направляющие деятельность начала, «стабилизатор деятельности», относя ЦО скорее к когнитивным структурам сознания, которые влияют на поведение опосредованно [2, с.67].

А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе, не сводят ценностно-смысловую сферу только к знаемому. Во-первых, это уровень обыденного, нерефлексирующего сознания, когда индивид верует в непреложные требования, истинность которых при выполнении под сомнение не ставится. Вера и верования дают возможность человеку воспринять какие-то смыслы, не требуя при этом их полного осознания, рефлексии, строгого подчинения законам логики. Эти психические феномены лежат глубже знаний и мышления, выступая как первоначальный и более сильный факт, и характеризуются убежденностью, верой в свою правоту. Второй уровень достигается, в случае осознания, рефлексии субъектом этих глубинных образований, «решения им задачи на смысл».

Возможна ситуация, когда субъект сначала получает информацию о той или иной ценностной концепции, чаще всего через посредство референтных малых групп; осмысливает ее, практически осваивает, а потом личностно принимает, включает в личностно-смысловую структуру или отвергает. Это движение в обратном направлении. Так, освоенные ценности, безусловно, являются в высшей степени осознанными, однако можно говорить о той или иной степени их устойчивости (о «глубине» интериоризации).

Такой подход продуктивен при исследовании ценностно-смысловой сферы личности подростка.

В исследовании ценностных ориентации в зарубежной социальной психологии наблюдаются две основные тенденции.

С одной стороны имеют место попытки создания обобщенных теорий строения и функционирования ценностных регуляторов поведения личности. Более четко эта тенденция проявляется в работах М. Рокича. М. Рокич определяет ценностные ориентации как «абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях», как устойчивое убеждение в том, что какая-то цель индивидуального существования с личной,  что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительны в любых ситуациях.

Олпорт, Вернон и Линдзи в 30-е годы ХХ-го века выделяли шесть типов ценностных ориентации в соответствии с направленностью основных интересов: к теории, методологии, науке; к экономике; к политике, идеологии; к социальным институтам; к религии и обрядам; к искусству, литературе, прекрасному. В основе лежит известная типология Э. Шпрангера, где он выделяет шесть типов личности: теоретический, экономический, политический, социальный, религиозный и эстетический.

М. Рокич  строит свою типологию на следующих принципах:

1. Общее число ценностей, являющихся  достоянием человека, сравнительно  невелико.

2. Все люди обладают одними и  теми же ценностями, хотя и  в различной степени.

3. Ценности организованы в системы.

4. Истоки человеческих ценностей  прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности.

5. Влияние ценностей прослеживается  практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М. Рокич различает два класса ценностей - терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности - как убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

Согласно М. Рокичу, ценность есть устойчивое убеждение, что определенный способ поведения или существования есть индивидуально или социально предпочтительный способ поведения или существования в аналогичной ситуации. Система ценностей есть устойчивая совокупность убеждений. Выделяя три типа убеждений: экзистенциальные, оценочные и прогностические, М.Рокич относит ценности к последнему, третьему типу, позволяющему ориентироваться в желательности-нежелательности способа поведения (операциональные, инструментальные ценности) и существования (смысловые, терминальные ценности).

Исследователи терминальных ценностей разбивают их на два большие класса в зависимости от того, направлены ли они на социум, интерперсонально сфокусированные, или на индивида, интраперсональные. Соотношение этих ценностей у каждого человека индивидуально и очень вариативно. У кого-то преобладают интерперсональные ценности, у кого-то наоборот. Это соотношение в значительной степени определяет поведение и позицию человека.

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей ценностных ориентаций у подростков с делинквентным поведением