Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки и мотивации к успеху и избеганию неудач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить взаимосвязь самооценки личности с мотивацией достижения успеха и избегания неудач у детей с нормой развития и с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты самооценки личности у детей с нормой развития и умственной отсталостью младшего школьного возраста;
2. Раскрыть особенности формирования мотивационной сферы у детей с нормой развития и умственной отсталостью младшего школьного возраста;
3. Провести экспериментальное исследование на выявление взаимосвязи самооценки и мотивационной сферы у детей младшего школьного возраста с нормой развития и умственной отсталостью.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….......4
Глава 1. Проблема взаимосвязи самоотношения личности с особенностями мотивационной сферы……………………………………………………………….8
Понятие самооценки и самоотношения личности…………………………….8
Самооценка и самоотношение личности детей с нормой равития…….......12
Самооценка личности детей с умственной отсталостью……………………20
Глава 2. Мотивационная сфера человека…………………………………………29
2.1 Характеристика мотивационной сферы человека………………………........29
2.2 Мотивы достижения успеха и избегания неудач………………………….....34
2.3 Мотивация детей с нормой развития…………….............................................37
2.4 Мотивация детей с умственной отсталостью………………………………...44
Глава 3. Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки и мотивации к успеху и избеганию неудач…………………………………………52
3.1 Организация и проведение исследования………………………………….....52
3.2 Формирование адекватной самооценки посредством ситуации успеха у детей с умственной отсталостью………………………………………………….60
3.3 Анализ экспериментального исследования………………………………......65
Заключение………………………………………………………………………….76
Библиографический список…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом .doc

— 971.00 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, из таблицы видно, что у детей  контрольной группы на констатирующем этапе исследования наблюдаются следующие ведущие мотивации:

  • у детей с завышенным уровнем самооценки - ведущая мотивация НУ, ср. балл по группе 44,8 (средний уровень);
  • у детей с адекватным уровнем самооценки — ведущая мотивация НУ, ср. балл по группе 80 (высокий уровень);
  • у детей с заниженным уровнем самооценки - ведущая мотивация БН1, ср. балл по группе 44,2 (средний уровень).

 

Полученные результаты исследования по методике МД - решетка  Х.Д. Шмальта в экспериментальной  группе детей представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Количественное соотношение по шкалам методики МД-решетка Х.Д. Шмальта в экспериментальной группе детей на констатирующем этапе исследования

 

 

НУ

БН1

БН2

Станайны ведущей мотивации

Уровень

Завышенный уровень  самооценки

1

6

8

66

   

2

9

10

68

 

 

3

14

11

71

 

 

4

19

12

70

 

 

5

16

10

72

 

 

6

8

10

69

 

 

7

10

9

97

 

 

8

12

9

65

 

 

9

11

8

70

 

 

10

8

11

72

 

 

11

9

7

73

 

 

12

9

9

70

 

 

13

15

10

68

 

 

14

19

11

66

 

 

Ср. балл

11,8

   

1

низкий

   

9,6

 

3

низкий

 

   

71,2

9

высокий

Адекватный уровень  самооценки

15

52

5

6

   

16

56

6

15

 

 

17

51

11

12

 

 

18

49

9

8

 

 

19

55

8

11

 

 

20

56

6

10

 

 

Ср. балл

53,2

   

5

средний

 

 

7,5

 

2

низкий

 

   

10,3

1

низкий

Заниженный уровень  самооценки

21

21

4

41

 

 

 

 

 

22

25

4

45

 

23

22

7

44

 

24

26

5

43

 

25

27

6

42

 

26

30

8

42

 

27

29

7

42

 

28

28

5

41

 

29

27

4

45

 

30

25

6

43

 

Ср. балл

26

   

2

низкий

 

 

5,6

 

2

низкий

 

   

42,8

5

средний


 

Таким образом, из таблицы  видно, что у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования наблюдаются следующие ведущие мотивации:

  • у детей с завышенным уровнем самооценки - ведущая мотивация БН2, ср. балл по группе 71,2 (высокий уровень);
  • у детей с адекватным уровнем самооценки - ведущая мотивация НУ, ср. балл по группе 53,2 (средний уровень);
  • у детей с заниженным уровнем самооценки - ведущая мотивация БН2, ср. балл по группе 42,8 (средний уровень).

Полученные результаты диагностического исследования представлены в сводной таблице 5.

Таблица 5 - Сводные показатели по уровню самооценки и мотивации достижения успеха    и неудач в контрольной и экспериментальной группе на констатирующем этапе исследования

 

Уровень самооценки

Контрольная группа

Экспериментальная группа

 

Ведущий

вид

мотивации

балл

% соотн. детей в группе

Ведущий

вид

мотивации

балл

% соотн. детей в группе

Завышенный

НУ

44,8

26,7%

БН2

71,2

46,7%

Адекватный

НУ

80

56,7%

НУ

53,2

20%

Заниженный

БН1

44,2

16,6%

БН2

42,8

33,3%


Таким образом, можно констатировать, что у детей с нормой психического развития преобладает адекватная самооценка и ведущая мотивация НУ (мотивация успеха). У детей с заниженным уровнем самооценки наблюдается мотивация по типу БН1 (избегание неудач), которая характеризует свойство детей списывать свои неудачи на недостаточное приложение собственных усилий.

У детей с  умственной отсталостью наблюдается  преимущественно завышенный и заниженный уровни самооценки и ведущий тип мотивации БН2 (избегание неудач), которая характеризует высокую зависимость детей и страх перед внешней оценкой.

С целью проверки выдвинутой нами в работе гипотезы, нами была разработана и осуществлена психокоррекционная программа по формированию адекватной самооценки посредством создания ситуации успеха.

 

3.2 Формирование адекватной  самооценки посредством ситуации  успеха у детей с умственной  отсталостью

 

В соответствии с полученными результатами экспериментального исследования нами была разработана система психокоррекционных занятий по формированию адекватной самооценки посредством создания ситуации

успеха, для использования  во внеурочное время с детьми с  умственной отсталостью.

Психокоррекционная работа проводилась в течение 1,5 месяца, 1 раз в неделю, по 1 часу. Экспериментальная группа была расформирована на 3 подгруппы по 10 человек.

Задачи коррекционных  мероприятий:

1. Установление контакта с ребенком, активизация интереса к совместной деятельности (с учителем, психологом, сверстниками).

  1. Формирование адекватной самооценки.

3. Обучение  детей приемам самоконтроля, умению анализировать собственные эмоции, регулировать их проявления.

Желаемыми (планируемыми) результатами психокоррекционной работы, исходя из поставленных задач, были определены:

  • Активность ребенка, желание взаимодействовать.
  • Адекватная самооценка.
  • Положительная мотивация, эмоциональный фон.

Критериями  являются:

1. Участие в коррекционных мероприятиях, доверительные отношения с 
психологом, высокая работоспособность, проявление творчества.

  1. Умение применять адекватные способы психологической защиты детьми, например: перед ответом ребенок учится сосредоточивать свое внимание на сообщении или заранее репетировать его перед зеркалом и т. д.
  2. Адекватный уровень притязания, адекватная реакция на неуспех, похвалу; безболезненное отношение к критике, попытка исправить ошибки и неудачи; способность похвалить других детей, а не подчеркивать их недостатки; быстрая адаптация к новым ситуациям, самостоятельность; умение выделить свои положительные и отрицательные стороны; жизнерадостность, оптимизм, отсутствие чувства неопределенности и грозящей неудачи.

Добиться эффективности  и желаемых результатов коррекционной  работы не просто, для этого необходимо соблюдение всех нижеперечисленных  условий:

  • заинтересованность всех сторон (психолога, детей);
  • единство целей, методов, требований в детском доме;

- целенаправленность и систематичность проведения коррекционных 
занятий с детьми;

- доброжелательность  и терпение со стороны взрослых, вера в ребенка;

- учитывая индивидуальные особенности ребенка, не допускать его переутомления, навязывания коррекционных заданий, авторитарности, грубости и бестактности по отношению к ребенку;

- анализировать результаты  коррекционной работы с детьми. 
Мероприятия по развитию адекватной самооценки умственно отсталых

учащихся носили групповой характер, но при этом учитывались и индивидуальные особенности младших школьников с умственной отсталостью. Процесс развития адекватной самооценки должен охватывать все стороны жизнедеятельности учащихся. Главная роль в развитии адекватной самооценки умственно отсталых детей должна отводиться игровым приемам. Необходимо понимать, что единственная игра, даже самая лучшая, не может обеспечить успеха в решении всех стоящих перед психологом задач, в связи с чем наиболее оптимальной стратегией своей деятельности явилась разработка и реализация в работе с детьми целостного комплекса игр (игровой психокоррекционной программы).

Выбираемые для психокоррекционной программы игры предусматривают  активные действия учеников, самонаблюдение и самоконтроль. Игры помогают учащемуся обратить внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе - оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. Игровые приемы обычно воспринимаются младшими школьниками с радостью в силу того, что отвечают их возрастному стремлению к игре.

Использование столь  свойственных этим играм элементов  тайны, интриги, загадки и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность учащихся, способствует обеспечению осознанного восприятия материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность и самодеятельность.

Большие психолого-педагогические резервы заложены, например, в таких  игровых ситуациях, когда ученик ставится в так называемую педагогическую позицию. Под педагогической позицией понимается необходимость поделиться с кем-то имеющимися знаниями, умениями и навыками, проконтролировать или исправить действия кого-либо и другое. Например, «помочь» учителю или однокласснику, который совершает преднамеренные ошибки, постепенно приучается испытывать удовлетворение от того, что делится своими знаниями и умениями с другими, осознает себя как социально значимую личность, приобретает потребность в постоянном расширении границ своих возможностей.

Психолого-педагогический эффект игровых форм заключается  в моделировании жизненных ситуаций борьбы и соревновательности, в создании условий для взаимодействия и взаимопомощи, в сплочении участников игры, выявлении их личностных характеристик, создании простора для фантазии и импровизации и, наконец, в возможности получения детьми удовольствия от расширения своего кругозора, демонстрации своих знаний и умений, обогащения знаниями и умениями других и востребованности тех положительных качеств, которые в обыденной жизни не находят применения.

Решающее  влияние на развитие самооценки оказывают  два фактора: 1) отношение окружающих; 2) осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов.

На своих занятиях мы учили умственно отсталых школьников видеть и понимать себя, координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих.

Самооценка младших  школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить учащихся в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.

Важно также помочь учащимся проявить себя - осуществить свои возможности в той области, в которой у них наметились особые успехи. Это поможет им заслужить уважение учителя, товарищей. Важно развивать в коллективе учащихся атмосферу взаимного уважения и признания. Это является важнейшим фактором развития личности. Какими бы различными ни были ученики, ни один из них не может оставаться равнодушным к тому, как его оценивают другие.

Уже в младшем  школьном возрасте необходимо формировать также и самокритичность. Особенно это важно для более сильных в учебе учеников -с высокой, подчас завышенной оценкой. Только в этом случае они научатся ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и искать их решения. Необходимо в процессе повседневной учебной и иной деятельности давать учащимся задание осуществлять самооценку, высказывая свои мысли вслух. Например, после завершения какой-либо работы, мы проводили беседу с учеником, в процессе которой рассматривали как положительные результаты, так и отрицательные. Ученик должен понять, что в любой деятельности есть место для совершенствования и дальнейшего развития. Это поможет ему адекватно оценивать себя в дальнейшем, не останавливаться на достигнутом, а стремиться к более высоким результатам.

Информация о работе Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки и мотивации к успеху и избеганию неудач