Экспериментальные исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 05:43, дипломная работа

Описание работы

Цель: выявить уровень взаимоотношений у современных подростков
Задачи практической работы:
Объект исследования является сфера межличностных отношений
Предмет исследования: особенность межличностных отношений. Влияние межличностных качеств подростков на стиль взаимоотношений друг с другом.

Файлы: 1 файл

Глава II.docx

— 58.06 Кб (Скачать файл)

 

Глава II. Экспериментальные исследования

2.1. Цели, задачи, гипотезы  исследований.

Цель: выявить уровень взаимоотношений у современных подростков

Задачи практической работы:

Объект исследования является сфера межличностных отношений

Предмет исследования: особенность межличностных отношений. Влияние межличностных качеств подростков на стиль взаимоотношений друг с другом.

Гипотеза экспериментальной  части:

Испытуемые:

  • ученики Всеволодовской средней общеобразовательной школы № 42, 11 класс
  • общее кол-во:10 человек (из них 8 девочек и 2 мальчика)
  • возраст испытуемых 16-17 лет

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методика № 1 «Определения статусов психологической интимности (дружба)»

Авторы: В.Р. Орестов и В.А. Мохов

Цель: Определить статус психологической интимности у подростков во взаимоотношениях друг с другом

Параметры изучения: Наличие или отсутствие дружеских отношений и подростков друг с другом. Глубина взаимоотношений.

            Форма интервью для девушек:

1.Как Вы считаете, настоящая  дружба существует?

2.Что это такое?

3.Что для вас главное  в дружбе ?

4.Что вы ждете от  друзей и что не ждете?

5.Были ли у вас друзья ,с которыми вы долго дружили,  но не дружите сейчас?

6.Почему вы перестали  дружить?

7.Как  это произошло?

8.Кто в этом виноват?

9.Что вы думаете об  этом сейчас?

10.У вас много друзей?

11.Сколько среди них  настоящих?

12.Можно ли ваши отношения  назвать близкими?

13.Что вы понимаете  под близостью?

14.В каких ситуациях  вы понимаете, что вы – настоящие  друзья?

15.какими переживаниями,  мыслями, чувствами вы готовы  поделится со своими друзьями?

 

16.Интересны ли вам  чувства, переживания ваших друзей?

17.Можете ли вы открыто  обсуждать со своими друзьями  ваши отношения и проблемы  в них?

18если в ваших отношениях  возникают проблемы, что вы обычно  предпринимаете?

19.Что у вас общего?

20Почему вы дружите?

21.Есть ли у вас различия  в интересах, мнениях?

22.Как вы к этому  относитесь?

23.Бывает ли так, что  вы не согласны с поступками  своих друзей. Говорите ли вы  им об этом? Влияет ли это  на ваши отношения?

24.Может ли случиться  так, что ваш друг пригласит  куда – то не вас? Как  вы к этому отнесетесь?

25.Ваш лучший друг влюбился. Как вы к этому отнесетесь ?

26.Пытаются ли ваши  друзья повлиять на вашу жизнь?

27.Как вы к этому  относитесь?

28.На сколько для вас  важно мнение друзей?

29.Между вами бывают  ссоры?

30.Из – за чего они  обычно возникают?

31Как они заканчиваются?

32.Что вообще может  послужить разрыва отношений?

33.Есть ли у вас друзья  противоположного пола?

34.Возможна ли дружба  между мужчиной и женщиной?

35.Вы можете представить  себе что потеряли всех друзей?

 

 

          

                      Критерий оценки статуса интимности:

  1. Наличие или отсутствие дружеских отношений со сверстниками обоих полов
  2. Глубина взаимоотношений
  3. Степень самораскрытия партнера
  4. Подлинность чувств
  5. Верность, преданность

 

Методика№2  "Q-сортировка" Стефансона

Цель  методики: изучение представлений испытуемого о себе, о его реальном "Я", по шести основным тенденциям поведения в группе:

  • зависимость/независимость
  • общительность/необщительность
  • принятие "борьбы"/избегание "борьбы"

Описание шкал:

  • Зависимость/независимость - внутренний конфликт личности между стремлением к принятию групповых стандартов и ценностей и одновременно — отрицание их. В поведении проявляются противоречивые черты: нерешительность в общении с проявлением самостоятельности в некоторых случаях.
  • Общительность - необщительность - внутренний конфликт личности между стремлением личности образовывать эмоциональные связи как внутри группы, так и за ее пределами, и порой безразличия к делам группы, вялости в общении и безучастности к проблемам группы.
  • Принятие "борьбы" - избегание "борьбы" - внутренний конфликт личности между активным стремлением участвовать в групповой жизни, стремлением достичь высокого социального статуса в группе и стремлением уйти от конфликтов, противодействия, склонность к компромиссным решениям.

Возможно использование данной методики в качестве взаимооценки для  сравнения представлений о самой  себе, с мнением каждого внутри группы.

Задачи:

  • выявить ярко выраженную тенденцию поведения в группе
  • изучить представление испытуемых о своем реальном "Я"
  • сравнить результаты у девушек и юношей

Материал: ручка, карандаш, листок бумаги

Инструкция: испытуемому предлагается 60 утверждений (касающихся поведения человека в группе). Требуется ответить последовательно на каждое утверждение ответом "да", если оно соответствует представлению испытуемого, или "нет", если не соответствует ему. В исключительных случаях разрешается ответить "сомневаюсь".

Результаты обрабатываются согласно ключу:

Зависимость: 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39,45, 51, 54

Независимость: 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60

Общительность: 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52

Необщительность: 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58

Принятие "борьбы": 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59

Избегание "борьбы": 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53

 

2.3. Анализ результатов

 

Методика № 1 «Определения статусов психологической интимности (дружба)»

Испытуемые были заинтересованы в работе, переживали из – за разглашение    результатов. Вопросов по форме интервью не задавали.

Обработка результатов:

 

 

Из диаграммы видно, что:

2,7 % испытуемых имеют дружеские  отношения со сверстниками обоих  полов. Это показывает то , что современные старшеклассники могут благополучно пройти гетеросоциальную ступень и найти друзей обоих полов.

4 % испытуемых имеют глубокие дружеские отношения. Они доверяют своим друзьям ,могут открыто говорить о своем отношении друг к другу.

2,7 % испытуемых раскрыты  к партнеру. Самораскрытие можно  определить как раскрытие того, как ты относишься к настоящей  ситуации, а также сообщение о  прошлом, связанном с твоим  отношением к ситуации в настоящем.

1,2 % испытуемых имеют подлинные,  настоящие чувства к своему  другу.

2,7 % испытуемых верны и  преданны своему другу.

 

Методика№2  "Q-сортировка" Стефансона

У испытуемых возникли проблемы с вопросами № 35, 52.

Это было связано с непониманием фурмалировки вопроса .

 

В группе испытуемых ярко выражены общительность, зависимость и независимость.

Общительность -  Стремление личности образовывать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. жизнерадостный в общении, живой и компанейский. Окружающие характеризуют его как сангвиника по типу темперамента. Личность не унывает в любых ситуациях.

Зависимость - Внутреннее и внешнее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных, морально-этических. Для таких личностей характерно: подчиненность лидерам в группе, нерешительность в общении, покорность чужой воле, безропотность при выполнении приказов. В целом окружающие характеризуют эту личность как слабохарактерную и безответную.

Независимость - Внутреннее и внешнее стремление личности не принимать групповые стандарты как социальные, так и морально-этические. Личность с бойцовскими качествами, непокорный воле лидера, независимый в своих поступках, уверенный в том, что он ведет себя верно. В поведении проявляется самостоятельность, решительность, упорство в отстаивании своих взглядов.

 

 

У юношей преобладает общительность, независимость и приятие «борьбы» .

  • Тенденция к общению у юношей хорошо развита, что говорит об умении хорошо налаживать социальные связи, не унывание в любых ситуациях.
  • Тенденция к независимости может свидетельствовать о стремлении личности не образовывать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами, личность производит у остальных впечатление безразличия к делам группы, вялости в общении, молчаливости, безучастности и пассивности.
  • Тенденция к принятию "борьбы" – активное стремление юношей участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений.

У девушек преобладает  общительность, зависимость и непринятие «борьбы».

  • Тенденция к общению у девушек хорошо развита, что говорит о стремление девушек образовывать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. жизнерадостные в общении, «живые» и компанейские.
  • Тенденция к зависимости говорит о том, что  для девушек характерно: подчиненность лидерам в группе, покорность чужой воле, безропотность при выполнении приказов. В целом окружающие характеризуют таких личностей как слабохарактерных и безответных.
  • Тенденция к непринятию «борьбы» говорят о том, что девушки хотят уйти от взаимодействия, стараются сохранить «нейтралитет» в групповых спорах и конфликтах, имеют склонность к компромиссным решениям, проявляются зависимость, нерешительность и подчиненность чужой воле, безынициативность.

 

Амбивалентность

 «Зависимость» – «Независимость»

Внутренний конфликт личности между стремлением к принятию групповых стандартов и ценностей  и одновременно — отрицание их. В поведении проявляются противоречивые черты: нерешительность в общении  с проявлением самостоятельности  в некоторых случаях.

 «Общительность» - «Необщительность»

Внутренний конфликт личности между стремлением личности образовывать эмоциональные связи как внутри группы, так и за ее пределами, и  порой безразличия к делам  группы, вялости в общении и  безучастности к проблемам группы.

« Принятие "борьбы"» - «Избегание "борьбы"»

Внутренний конфликт личности между активным стремлением участвовать  в групповой жизни, стремлением  достичь высокого социального статуса  в группе и стремлением уйти от конфликтов, противодействия, склонность к компромиссным решениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждому человеку в жизни  приходится общаться с людьми. Общение  занимает одно из важнейших мест среди  потребностей человека.

Общение - это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого проявляются и формируются  межличностные взаимоотношения.

При взаимодействии людей  друг с другом проявляются их личные качества, отсюда и вытекают межличностные  отношения. Важнейшая черта межличностных  отношений - их эмоциональная основа. Это значит, что они возникают  и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эти чувства  могут быть сближающими, объединяющими  людей и разъединяющими их.


Информация о работе Экспериментальные исследования