Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 05:43, дипломная работа
Цель: выявить уровень взаимоотношений у современных подростков
Задачи практической работы:
Объект исследования является сфера межличностных отношений
Предмет исследования: особенность межличностных отношений. Влияние межличностных качеств подростков на стиль взаимоотношений друг с другом.
Глава II. Экспериментальные исследования
2.1. Цели, задачи, гипотезы исследований.
Цель: выявить уровень взаимоотношений у современных подростков
Задачи практической работы:
Объект исследования является сфера межличностных отношений
Предмет исследования: особенность межличностных отношений. Влияние межличностных качеств подростков на стиль взаимоотношений друг с другом.
Гипотеза экспериментальной части:
Испытуемые:
2.2 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методика № 1 «Определения статусов психологической интимности (дружба)»
Авторы: В.Р. Орестов и В.А. Мохов
Цель: Определить статус психологической интимности у подростков во взаимоотношениях друг с другом
Параметры изучения: Наличие или отсутствие дружеских отношений и подростков друг с другом. Глубина взаимоотношений.
Форма интервью для девушек:
1.Как Вы считаете, настоящая дружба существует?
2.Что это такое?
3.Что для вас главное в дружбе ?
4.Что вы ждете от друзей и что не ждете?
5.Были ли у вас друзья ,с которыми вы долго дружили, но не дружите сейчас?
6.Почему вы перестали дружить?
7.Как это произошло?
8.Кто в этом виноват?
9.Что вы думаете об этом сейчас?
10.У вас много друзей?
11.Сколько среди них настоящих?
12.Можно ли ваши отношения назвать близкими?
13.Что вы понимаете под близостью?
14.В каких ситуациях
вы понимаете, что вы –
15.какими переживаниями, мыслями, чувствами вы готовы поделится со своими друзьями?
16.Интересны ли вам
чувства, переживания ваших
17.Можете ли вы открыто обсуждать со своими друзьями ваши отношения и проблемы в них?
18если в ваших отношениях возникают проблемы, что вы обычно предпринимаете?
19.Что у вас общего?
20Почему вы дружите?
21.Есть ли у вас различия в интересах, мнениях?
22.Как вы к этому относитесь?
23.Бывает ли так, что вы не согласны с поступками своих друзей. Говорите ли вы им об этом? Влияет ли это на ваши отношения?
24.Может ли случиться так, что ваш друг пригласит куда – то не вас? Как вы к этому отнесетесь?
25.Ваш лучший друг влюбился. Как вы к этому отнесетесь ?
26.Пытаются ли ваши друзья повлиять на вашу жизнь?
27.Как вы к этому относитесь?
28.На сколько для вас важно мнение друзей?
29.Между вами бывают ссоры?
30.Из – за чего они обычно возникают?
31Как они заканчиваются?
32.Что вообще может послужить разрыва отношений?
33.Есть ли у вас друзья противоположного пола?
34.Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной?
35.Вы можете представить себе что потеряли всех друзей?
Критерий оценки статуса интимности:
Методика№2 "Q-сортировка" Стефансона
Цель методики: изучение представлений испытуемого о себе, о его реальном "Я", по шести основным тенденциям поведения в группе:
Описание шкал:
Возможно использование данной
методики в качестве взаимооценки для
сравнения представлений о
Задачи:
Материал: ручка, карандаш, листок бумаги
Инструкция: испытуемому предлагается 60 утверждений (касающихся поведения человека в группе). Требуется ответить последовательно на каждое утверждение ответом "да", если оно соответствует представлению испытуемого, или "нет", если не соответствует ему. В исключительных случаях разрешается ответить "сомневаюсь".
Результаты обрабатываются согласно ключу:
Зависимость: 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39,45, 51, 54
Независимость: 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60
Общительность: 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52
Необщительность: 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58
Принятие "борьбы": 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59
Избегание "борьбы": 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53
2.3. Анализ результатов
Методика № 1 «Определения статусов психологической интимности (дружба)»
Испытуемые были заинтересованы в работе, переживали из – за разглашение результатов. Вопросов по форме интервью не задавали.
Обработка результатов:
Из диаграммы видно, что:
2,7 % испытуемых имеют дружеские
отношения со сверстниками
4 % испытуемых имеют глубокие дружеские отношения. Они доверяют своим друзьям ,могут открыто говорить о своем отношении друг к другу.
2,7 % испытуемых раскрыты
к партнеру. Самораскрытие можно
определить как раскрытие того,
как ты относишься к настоящей
ситуации, а также сообщение о
прошлом, связанном с твоим
отношением к ситуации в
1,2 % испытуемых имеют подлинные, настоящие чувства к своему другу.
2,7 % испытуемых верны и преданны своему другу.
Методика№2 "Q-сортировка" Стефансона
У испытуемых возникли проблемы с вопросами № 35, 52.
Это было связано с непониманием фурмалировки вопроса .
В группе испытуемых ярко выражены общительность, зависимость и независимость.
Общительность - Стремление личности образовывать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. жизнерадостный в общении, живой и компанейский. Окружающие характеризуют его как сангвиника по типу темперамента. Личность не унывает в любых ситуациях.
Зависимость - Внутреннее и внешнее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных, морально-этических. Для таких личностей характерно: подчиненность лидерам в группе, нерешительность в общении, покорность чужой воле, безропотность при выполнении приказов. В целом окружающие характеризуют эту личность как слабохарактерную и безответную.
Независимость - Внутреннее и внешнее стремление личности не принимать групповые стандарты как социальные, так и морально-этические. Личность с бойцовскими качествами, непокорный воле лидера, независимый в своих поступках, уверенный в том, что он ведет себя верно. В поведении проявляется самостоятельность, решительность, упорство в отстаивании своих взглядов.
У юношей преобладает общительность,
независимость и приятие «
У девушек преобладает общительность, зависимость и непринятие «борьбы».
Амбивалентность
«Зависимость» – «Независимость»
Внутренний конфликт личности
между стремлением к принятию
групповых стандартов и ценностей
и одновременно — отрицание их.
В поведении проявляются
«Общительность» - «Необщительность»
Внутренний конфликт личности
между стремлением личности образовывать
эмоциональные связи как внутри
группы, так и за ее пределами, и
порой безразличия к делам
группы, вялости в общении и
безучастности к проблемам
« Принятие "борьбы"» - «Избегание "борьбы"»
Внутренний конфликт личности между активным стремлением участвовать в групповой жизни, стремлением достичь высокого социального статуса в группе и стремлением уйти от конфликтов, противодействия, склонность к компромиссным решениям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждому человеку в жизни приходится общаться с людьми. Общение занимает одно из важнейших мест среди потребностей человека.
Общение - это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого проявляются и формируются межличностные взаимоотношения.
При взаимодействии людей друг с другом проявляются их личные качества, отсюда и вытекают межличностные отношения. Важнейшая черта межличностных отношений - их эмоциональная основа. Это значит, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эти чувства могут быть сближающими, объединяющими людей и разъединяющими их.