Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 18:41, курсовая работа
Цель исследования: изучить взаимосвязь самооценки личности с мотивацией достижения успеха и избегания неудач у детей с нормой развития и с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты самооценки личности у детей с нормой развития и умственной отсталостью младшего школьного возраста;
2. Раскрыть особенности формирования мотивационной сферы у детей с нормой развития и умственной отсталостью младшего школьного возраста;
3. Провести экспериментальное исследование на выявление взаимосвязи самооценки и мотивационной сферы у детей младшего школьного возраста с нормой развития и умственной отсталостью.
Введение………………………………………………………………………….......4
Глава 1. Проблема взаимосвязи самоотношения личности с особенностями мотивационной сферы……………………………………………………………….8
Понятие самооценки и самоотношения личности…………………………….8
Самооценка и самоотношение личности детей с нормой равития…….......12
Самооценка личности детей с умственной отсталостью……………………20
Глава 2. Мотивационная сфера человека…………………………………………29
2.1 Характеристика мотивационной сферы человека………………………........29
2.2 Мотивы достижения успеха и избегания неудач………………………….....34
2.3 Мотивация детей с нормой развития…………….............................................37
2.4 Мотивация детей с умственной отсталостью………………………………...44
Глава 3. Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки и мотивации к успеху и избеганию неудач…………………………………………52
3.1 Организация и проведение исследования………………………………….....52
3.2 Формирование адекватной самооценки посредством ситуации успеха у детей с умственной отсталостью………………………………………………….60
3.3 Анализ экспериментального исследования………………………………......65
Заключение………………………………………………………………………….76
Библиографический список…………………………………………………
В соответствии со своей общей теорией развития психики умственно отсталого ребенка Л.С. Выготский и здесь ставит вопрос о том, обязательно ли явления слабости воли, т.е. «гипобулика», связаны с дебильностью. Он соглашается с Кречмером в том, что примитивные, гипобулические реакции представляют собой генетически низшую ступень развития, что они свойственны и маленьким детям, и личностно незрелым взрослым. Далее Л. С. Выготский пишет, что подобный комплекс примитивных реакций чрезвычайно часто обнаруживается у дебилов. Однако он подчеркивает, что «тип этих реакций не является непосредственным следствием самой дебильности, но является одним из вторичных или даже более отдаленно связанных с первопричиной синдромов...». И несколько далее: «Мы имеем дело с одним из отдаленных последствий дебильности, с недоразвитием личности, которое имеет еще целый ряд проявлений, столь характерных для дебила» [11, с. 177]. Развитие волевых качеств детей, подчиненность их действий отдаленным и разумным мотивам находится в непосредственной зависимости от уровня развития потребностей.
Таким образом, незрелость мотивационно-потребностной сферы школьников с умственной отсталостью, проявляетя в особенностях межличностного взаимодействия в социальной средой, и влияет на их адаптационные и интеграционные возможности.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
1. Под мотивационной
сферой линочти понимают совоку
2. Под мотивом достижения успеха понимают стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения. Под мотивом избегания неудачи - относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.
3. Ведущими условиями становления мотивации поведения у детей в младшем школьном возрасте являются переживания отношений со значимыми людьми в учебной деятельности и типы коммуникативного взаимодействия. Дети с развитой потребностью достижения успехов чаще всего обладают нормальной самооценкой, нормальным уровнем притязаний и низкой тревожностью. Это сочетание индивидуальных особенностей создает благоприятные условия для достижения реальных успехов в жизни и дальнейшего психологического развития детей. Потребность избежания неудач часто сочетается с такими личностными качествами, как низкая самооценка, заниженный уровень притязаний и повышенная тревожность.
4. Деятельность учащихся младших классов специальной школы в значительной степени зависит от ситуации. Мотивы, побуждающие их к выполнению той или иной деятельности, зачастую оказываются слабо выраженными, нестойкими и быстро исчерпываются. У детей часто наблюдается незрелость мотивационно-потребностной сферы, что проявляетя в особенностях межличностного взаимодействия в социальной средой, и влияет на их адаптационные и интеграционные возможности.
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ К УСПЕХУ И ИЗБЕГАНИЮ НЕУДАЧ
3.1 Организация и проведение эксперимента
С целью выявить взаимосвязь самооценки, мотивации достижения успеха и избегания неудач у детей с нормой развития и у детей с умственной отсталостью, нами было проведено экспериментальной исследование среди двух групп младших школьников в возрасте 10-11 лет, учащихся 4-х классов: 30 младших школьников средней общеобразовательной школы № 105 (контрольная группа), 30 младших школьников с умственной отсталостью специальной коррекционной общеобразовательной школы № 14 VIII вида для детей с нарушениями развития интеллекта г. Новосибирска (экспериментальная группа).
В работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить уровень
самооценки, ведущую мотивацию (достижение
успеха и избегания неудач) в
контрольной и
2. Выявить
особенности взаимосвязи самооц
Исследование проводилось в три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.
На констатирующем этапе исследования нами были сформированы 2 группы детей в возрасте 10-11 лет по 30 человек: контрольная группа детей без отклонений в психическом развитии, экспериментальная группа детей с умственной отсталостью. Были отобраны методики исследования на выявление уровня самооценки и ведущих типов мотивации достижения успеха и избегания неудач.
На формирующем этапе исследования была организована и проведена психокоррекционная работа по формированию адекватной самооценки посредством создания ситуации успеха у детей с умственной отсталостью.
На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика детей контрольной и экспериментальной групп по тем же методикам, что и на первом этапе исследования для выявления динамики изменения показателей по уровню самооценки и видам мотивации. Были использованы следующие методики исследования:
1. Тест на выявление самооценки «Лесенка»
Цель: определение самооценки младших школьников.
Процедура тестирования. Психолог рисует на листе бумаги лестницу из 10 ступенек. Показывает ребенку лесенку и говорит, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй - чуть-чуть «получше», а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступеньке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка.
Обработку результатов и стимульный материал см. в приложении А.
2. Тест достижения успеха младших школьников - МД- решетка Х.Д. Шмальта
Цель: выявление ведущей мотивации младших школьников.
Тест МД-решетка предназначен для школьников 9-11 лет. Тестовый материал. Тестовый материал представлен в виде тетради, каждый из 18 листов которой включает изображение ситуации со списком утверждений. Испытуемые вносят свои ответы прямо в тестовую тетрадь, которая используется однократно. Порядок предъявления изображений фиксирован. При заполнении теста испытуемым нужно пометить утверждения в соответствии с их пониманием ситуации на картинке.
Инструкция к тесту находится в начале тестовой тетради на одном развороте с первой стимульной ситуацией. Психолог зачитывает инструкцию вслух, а испытуемые в это время следят за печатным текстом. (Текст инструкции, пример оформления страницы стимульного материала см. в приложении Б, «Оформление стимульного материла»).
Результаты обследования распределяются по трем шкалам:
- шкала НУ: «Надежда на успех»
- шкала БН1: «Боязнь неудачи» 1 - компонент включает в себя представление о собственной неспособности;
- шкала БН2: «Боязнь неудачи» 2 - компонент включает страх перед социальными последствиями неудачи.
Полученные результаты исследования по методике «Лесенка» на выявление уровня самооценки в контрольной группе детей на констатирующем этапе исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Соотношение показателей по методике «Лесенка» на выявление уровня самооценки у детей контрольной группы на констатирующем этапе исследования
№ |
Балл |
Уровень самооценки |
Испытуемый 1 |
5 |
адекватный |
Испытуемый 2 |
8 |
завышенный |
Испытуемая 3 |
7 |
адекватный |
Испытуемая 4 |
3 |
заниженный |
Испытуемый 5 |
5 |
адекватный |
Испытуемая 6 |
8 |
завышенный |
Испытуемый 7 |
6 |
адекватный |
Испытуемая 8 |
7 |
адекватный |
Испытуемая 9 |
5 |
адекватный |
Испытуемый 10 |
6 |
адекватный |
Испытуемый 11 |
8 |
завышенный |
Испытуемая 12 |
3 |
заниженный |
Испытуемая 13 |
4 |
адекватный |
Испытуемая 14 |
8 |
завышенный |
Испытуемый 15 |
7 |
адекватный |
Испытуемая 16 |
3 |
заниженный |
Испытуемый 17 |
6 |
адекватный |
Испытуемая 18 |
8 |
завышенный |
Испытуемый 19 |
7 |
адекватный |
Испытуемая 20 |
5 |
адекватный |
Испытуемая 21 |
6 |
адекватный |
Испытуемый 22 |
7 |
адекватный |
Испытуемый 23 |
9 |
завышенный |
Испытуемая 24 |
7 |
адекватный |
Испытуемый 25 |
3 |
заниженный |
Испытуемая 26 |
8 |
завышенный |
Испытуемый 27 |
6 |
адекватный |
Испытуемая 28 |
3 |
заниженный |
Испытуемая 29 |
8 |
завышенный |
Испытуемый 30 |
4 |
адекватный |
Из таблицы видно, что у детей контрольной группы наблюдается:
Таким образом, в контрольной
группе детей наблюдается
Полученные результаты исследования по методике «Лесенка» на выявление уровня самооценки в экспериментальной группе детей на констатирующем этапе исследования представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Соотношение показателей по методике «Лесенка» на выявление уровня самооценки у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования
№ |
Балл |
Уровень самооценки |
Испытуемая 1 |
10 |
завышенный |
Испытуемый 2 |
2 |
заниженный |
Испытуемая 3 |
9 |
завышенный |
Испытуемая 4 |
4 |
адекватный |
Испытуемый 5 |
10 |
завышенный |
Испытуемый 6 |
1 |
заниженный |
Испытуемый 7 |
8 |
завышенный |
Испытуемая 8 |
4 |
адекватный |
Испытуемый 9 |
10 |
завышенный |
Испытуемая 10 |
3 |
заниженный |
Испытуемый 11 |
10 |
завышенный |
Испытуемая 12 |
5 |
адекватный |
Испытуемая 13 |
1 |
заниженный |
Испытуемая 14 |
9 |
завышенный |
Испытуемый 15 |
4 |
адекватный |
Испытуемая 16 |
9 |
завышенный |
Испытуемая 17 |
1 |
заниженный |
Испытуемый 18 |
10 |
завышенный |
Испытуемая 19 |
10 |
завышенный |
Испытуемый 20 |
1 |
заниженный |
Испытуемая 21 |
8 |
завышенный |
Испытуемая 22 |
4 |
адекватный |
Испытуемая 23 |
2 |
заниженный |
Испытуемый 24 |
8 |
завышенный |
Испытуемая 25 |
3 |
заниженный |
Испытуемый 26 |
4 |
адекватный |
Испытуемая 27 |
1 |
заниженный |
Испытуемый 28 |
9 |
завышенный |
Испытуемый 29 |
1 |
заниженный |
Испытуемый 30 |
9 |
завышенный |
Из таблицы видно, что
у детей экспериментальной груп
Таким образом, в экспериментальной группе детей на констатирующем этапе исследования наблюдается преимущественно завышенный и заниженный уровни самооценки.
Полученные результаты
диагностики самооценки у детей
контрольной и
Рис. 1 Соотношение уровней самооценки у детей контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе исследования (в %)
Полученные результаты исследования по методике МД - решетка Х.Д. Шмальта в контрольной группе детей представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Количественное соотношение по шкалам методики МД-решетка Х.Д. Шмальта в контрольной группе детей на констатирующем этапе исследования
НУ |
БН1 |
БН2 |
Станайны ведущей мотивации |
Уровень | |||
Завышенный уровень самооценки | |||||||
1 |
45 |
2 |
4 |
||||
2 |
42 |
6 |
5 |
| |||
3 |
48 |
8 |
7 |
| |||
4 |
40 |
9 |
8 |
| |||
5 |
44 |
15 |
| ||||
6 |
46 |
16 |
4 |
| |||
7 |
48 |
12 |
2 |
| |||
8 |
46 |
10 |
5 |
| |||
Ср. балл |
44,8 |
4 |
средний | ||||
| 9,7 |
3 |
низкий | ||||
| 4,7 |
1 |
низкий | ||||
Адекватный уровень самооценки | |||||||
9 |
78 |
8 |
15 |
||||
10 |
82 |
11 |
4 |
| |||
11 |
80 |
7 |
6 |
| |||
12 |
84 |
9 |
11 |
| |||
13 |
81 |
7 |
12 |
| |||
14 |
77 |
10 |
5 |
| |||
15 |
79 |
9 |
6 |
| |||
16 |
76 |
8 |
9 |
| |||
17 |
79 |
7 |
11 |
| |||
18 |
84 |
8 |
14 |
| |||
19 |
80 |
9 |
7 |
| |||
20 |
81 |
12 |
3 |
| |||
21 |
80 |
13 |
7 |
| |||
22 |
77 |
9 |
6 |
| |||
23 |
79 |
10 |
5 |
| |||
24 |
83 |
9 |
8 |
| |||
25 |
80 |
10 |
11 |
| |||
Ср. балл |
80 |
8 |
высокий | ||||
| 9,2 |
3 |
низкий | ||||
| 8,2 |
1 |
низкий | ||||
Заниженный уровень самооценки | |||||||
26 |
11 |
44 |
20 |
||||
27 |
14 |
49 |
22 |
| |||
28 |
8 |
41 |
23 |
| |||
29 |
15 |
45 |
20 |
| |||
30 |
19 |
42 |
21 |
||||
Ср. балл |
13,4 |
1 |
низкий | ||||
| 44,2 |
7 |
средний | ||||
| 21,2 |
2 |
низкий |