Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки и мотивации к успеху и избеганию неудач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить взаимосвязь самооценки личности с мотивацией достижения успеха и избегания неудач у детей с нормой развития и с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты самооценки личности у детей с нормой развития и умственной отсталостью младшего школьного возраста;
2. Раскрыть особенности формирования мотивационной сферы у детей с нормой развития и умственной отсталостью младшего школьного возраста;
3. Провести экспериментальное исследование на выявление взаимосвязи самооценки и мотивационной сферы у детей младшего школьного возраста с нормой развития и умственной отсталостью.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….......4
Глава 1. Проблема взаимосвязи самоотношения личности с особенностями мотивационной сферы……………………………………………………………….8
Понятие самооценки и самоотношения личности…………………………….8
Самооценка и самоотношение личности детей с нормой равития…….......12
Самооценка личности детей с умственной отсталостью……………………20
Глава 2. Мотивационная сфера человека…………………………………………29
2.1 Характеристика мотивационной сферы человека………………………........29
2.2 Мотивы достижения успеха и избегания неудач………………………….....34
2.3 Мотивация детей с нормой развития…………….............................................37
2.4 Мотивация детей с умственной отсталостью………………………………...44
Глава 3. Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки и мотивации к успеху и избеганию неудач…………………………………………52
3.1 Организация и проведение исследования………………………………….....52
3.2 Формирование адекватной самооценки посредством ситуации успеха у детей с умственной отсталостью………………………………………………….60
3.3 Анализ экспериментального исследования………………………………......65
Заключение………………………………………………………………………….76
Библиографический список…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом .doc

— 971.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии со своей  общей теорией развития психики  умственно отсталого ребенка  Л.С. Выготский и здесь ставит вопрос о том, обязательно ли явления слабости воли, т.е. «гипобулика», связаны с дебильностью. Он соглашается с Кречмером в том, что примитивные, гипобулические реакции представляют собой генетически низшую ступень развития, что они свойственны и маленьким детям, и личностно незрелым взрослым. Далее Л. С. Выготский пишет, что подобный комплекс примитивных реакций чрезвычайно часто обнаруживается у дебилов. Однако он подчеркивает, что «тип этих реакций не является непосредственным следствием самой дебильности, но является одним из вторичных или даже более отдаленно связанных с первопричиной синдромов...». И несколько далее: «Мы имеем дело с одним из отдаленных последствий дебильности, с недоразвитием личности, которое имеет еще целый ряд проявлений, столь характерных для дебила» [11, с. 177]. Развитие волевых качеств детей, подчиненность их действий отдаленным и разумным мотивам находится в непосредственной зависимости от уровня развития потребностей.

Таким образом, незрелость мотивационно-потребностной сферы школьников с умственной отсталостью, проявляетя в особенностях межличностного взаимодействия в социальной средой, и влияет на их адаптационные и интеграционные возможности.

 

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

 

1. Под мотивационной  сферой линочти понимают совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выраженную направленность. В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. Мы согласны с точкой зрения К.К. Платонова, который рассматривает мотивацию как совокупность мотивов.

2.   Под мотивом достижения успеха понимают стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения. Под мотивом избегания неудачи - относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

3. Ведущими условиями становления мотивации поведения у детей в младшем школьном возрасте являются переживания отношений со значимыми людьми в учебной деятельности и типы коммуникативного взаимодействия. Дети с развитой потребностью достижения успехов чаще всего обладают нормальной самооценкой, нормальным уровнем притязаний и низкой тревожностью. Это сочетание индивидуальных особенностей создает благоприятные условия для достижения реальных успехов в жизни и дальнейшего психологического развития детей. Потребность избежания неудач часто сочетается с такими личностными качествами, как низкая самооценка, заниженный уровень притязаний и повышенная тревожность.

4. Деятельность учащихся младших классов специальной школы в значительной степени зависит от ситуации. Мотивы, побуждающие их к выполнению той или иной деятельности, зачастую оказываются слабо выраженными, нестойкими и быстро исчерпываются. У детей часто наблюдается незрелость мотивационно-потребностной сферы, что проявляетя в особенностях межличностного взаимодействия в социальной средой, и влияет на их адаптационные и интеграционные возможности.

 

 

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ К УСПЕХУ И ИЗБЕГАНИЮ НЕУДАЧ

 

3.1 Организация и проведение  эксперимента

 

С целью выявить взаимосвязь самооценки, мотивации достижения успеха и избегания неудач у детей с нормой развития и у детей с умственной отсталостью, нами было проведено экспериментальной исследование среди двух групп младших школьников в возрасте 10-11 лет, учащихся 4-х классов: 30 младших школьников средней общеобразовательной школы № 105 (контрольная группа), 30 младших школьников с умственной отсталостью специальной коррекционной общеобразовательной школы № 14 VIII вида для детей с нарушениями развития интеллекта г. Новосибирска (экспериментальная группа).

В работе были поставлены следующие задачи:

1. Изучить уровень  самооценки, ведущую мотивацию (достижение  успеха и избегания неудач) в  контрольной и экспериментальной  группах детей.

2. Выявить  особенности взаимосвязи самооценки, мотивации к успеху и избеганию неудач у детей контрольной и экспериментальной групп.

Исследование проводилось  в три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный  эксперимент.

На констатирующем этапе исследования нами были сформированы 2 группы детей в возрасте 10-11 лет по 30 человек: контрольная группа детей без отклонений в психическом развитии, экспериментальная группа детей с умственной отсталостью. Были отобраны методики исследования на выявление уровня самооценки и ведущих типов мотивации достижения успеха и избегания неудач.

На  формирующем этапе исследования была организована и проведена психокоррекционная работа по формированию адекватной самооценки посредством создания ситуации успеха у детей с умственной отсталостью.

На контрольном  этапе исследования была проведена повторная диагностика детей контрольной и экспериментальной групп по тем же методикам, что и на первом этапе исследования для выявления динамики изменения показателей по уровню самооценки и видам мотивации. Были использованы следующие методики исследования:

1. Тест на  выявление самооценки «Лесенка»

Цель: определение самооценки младших школьников.

Процедура тестирования. Психолог рисует на листе бумаги лестницу из 10 ступенек. Показывает ребенку лесенку и говорит, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй - чуть-чуть «получше», а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступеньке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка.

Обработку результатов  и стимульный материал  см. в приложении А.

2. Тест достижения  успеха младших школьников - МД- решетка  Х.Д. Шмальта

Цель: выявление ведущей мотивации младших школьников.

Тест МД-решетка предназначен для школьников 9-11 лет. Тестовый материал. Тестовый материал представлен в виде тетради, каждый из 18 листов которой включает изображение ситуации со списком утверждений. Испытуемые вносят свои ответы прямо в тестовую тетрадь, которая используется однократно. Порядок предъявления изображений фиксирован. При заполнении теста испытуемым нужно пометить утверждения в соответствии с их пониманием ситуации на картинке.

Инструкция  к тесту находится в начале тестовой тетради на одном развороте с первой стимульной ситуацией. Психолог зачитывает инструкцию вслух, а испытуемые в это время следят за печатным текстом. (Текст инструкции, пример оформления страницы стимульного материала см. в приложении Б, «Оформление стимульного материла»).

Результаты обследования распределяются по трем шкалам:

- шкала НУ: «Надежда  на успех»

- шкала БН1: «Боязнь неудачи» 1 - компонент включает в себя представление о собственной неспособности;

- шкала БН2: «Боязнь неудачи» 2 - компонент включает страх перед социальными последствиями неудачи.

Полученные результаты исследования по методике «Лесенка»  на выявление уровня самооценки в  контрольной группе детей на констатирующем этапе исследования представлены в  таблице 1.

Таблица 1 - Соотношение показателей по методике «Лесенка» на выявление уровня самооценки у детей контрольной группы на констатирующем этапе исследования

 

Балл

Уровень самооценки

Испытуемый 1

5

адекватный

Испытуемый 2

8

завышенный

Испытуемая 3

7

адекватный

Испытуемая 4

3

заниженный

Испытуемый 5

5

адекватный

Испытуемая 6

8

завышенный

Испытуемый 7

6

адекватный

Испытуемая 8

7

адекватный

Испытуемая 9

5

адекватный

Испытуемый 10

6

адекватный

Испытуемый 11

8

завышенный

Испытуемая 12

3

заниженный

Испытуемая 13

4

адекватный

Испытуемая 14

8

завышенный

Испытуемый 15

7

адекватный

Испытуемая 16

3

заниженный

Испытуемый 17

6

адекватный

Испытуемая 18

8

завышенный

Испытуемый 19

7

адекватный

Испытуемая 20

5

адекватный

Испытуемая 21

6

адекватный

Испытуемый 22

7

адекватный

Испытуемый 23

9

завышенный

Испытуемая 24

7

адекватный

Испытуемый 25

3

заниженный

Испытуемая 26

8

завышенный

Испытуемый 27

6

адекватный

Испытуемая 28

3

заниженный

Испытуемая 29

8

завышенный

Испытуемый 30

4

адекватный


 

Из таблицы видно, что  у детей контрольной группы наблюдается:

  • у 8 человек (26,7%) - завышенный уровень самооценки
  • у 17 человек (56,7%) - адекватный уровень самооценки
  • у 5 человек (16,6%) - заниженный уровень самооценки.

Таким образом, в контрольной  группе детей наблюдается преимущественно  адекватный уровень самооценки.

Полученные результаты исследования по методике «Лесенка»  на выявление уровня самооценки в  экспериментальной группе детей  на констатирующем этапе исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Соотношение показателей по методике «Лесенка» на выявление уровня самооценки у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования

 

Балл

Уровень самооценки

Испытуемая 1

10

завышенный

Испытуемый 2

2

заниженный

Испытуемая 3

9

завышенный

Испытуемая 4

4

адекватный

Испытуемый 5

10

завышенный

Испытуемый 6

1

заниженный

Испытуемый 7

8

завышенный

Испытуемая 8

4

адекватный

Испытуемый 9

10

завышенный

Испытуемая 10

3

заниженный

Испытуемый 11

10

завышенный

Испытуемая 12

5

адекватный

Испытуемая 13

1

заниженный

Испытуемая 14

9

завышенный

Испытуемый 15

4

адекватный

Испытуемая 16

9

завышенный

Испытуемая 17

1

заниженный

Испытуемый 18

10

завышенный

Испытуемая 19

10

завышенный

Испытуемый 20

1

заниженный

Испытуемая 21

8

завышенный

Испытуемая 22

4

адекватный

Испытуемая 23

2

заниженный

Испытуемый 24

8

завышенный

Испытуемая 25

3

заниженный

Испытуемый 26

4

адекватный

Испытуемая 27

1

заниженный

Испытуемый 28

9

завышенный

Испытуемый 29

1

заниженный

Испытуемый 30

9

завышенный


 

Из таблицы видно, что  у детей экспериментальной группы наблюдается:

  • у 14 человек (46,7 %) - завышенный уровень самооценки
  • у 6 человек (20 %) - адекватный уровень самооценки
  • у 10 человек (33,3 %) - заниженный уровень самооценки.

Таким образом, в экспериментальной группе детей  на констатирующем этапе исследования наблюдается преимущественно завышенный и заниженный уровни самооценки.

Полученные результаты диагностики самооценки у детей  контрольной и экспериментальной  групп на констатирующем этапе исследования представлены на рисунке 1.

 

Рис. 1 Соотношение уровней самооценки у детей контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе исследования (в %)

 

Полученные результаты исследования по методике МД - решетка  Х.Д. Шмальта в контрольной группе детей представлены в таблице 3.

 

 

Таблица 3 - Количественное соотношение по шкалам методики МД-решетка Х.Д. Шмальта в контрольной группе детей на констатирующем этапе исследования

 

 

НУ

БН1

БН2

Станайны ведущей мотивации

Уровень

Завышенный  уровень самооценки

1

45

2

4

   

2

42

6

5

 

 

3

48

8

7

 

 

4

40

9

8

 

 

5

44

15

 

 

 

6

46

16

4

 

 

7

48

12

2

 

 

8

46

10

5

 

 

Ср. балл

44,8

   

4

средний

 

 

9,7

 

3

низкий

 

   

4,7

1

низкий

Адекватный  уровень самооценки

9

78

8

15

   

10

82

11

4

 

 

11

80

7

6

 

 

12

84

9

11

 

 

13

81

7

12

 

 

14

77

10

5

 

 

15

79

9

6

 

 

16

76

8

9

 

 

17

79

7

11

 

 

18

84

8

14

 

 

19

80

9

7

 

 

20

81

12

3

 

 

21

80

13

7

 

 

22

77

9

6

 

 

23

79

10

5

 

 

24

83

9

8

 

 

25

80

10

11

 

 

Ср. балл

80

   

8

высокий

 

 

9,2

 

3

низкий

 

   

8,2

1

низкий

Заниженный  уровень самооценки

26

11

44

20

   

27

14

49

22

 

 

28

8

41

23

 

 

29

15

45

20

 

 

30

19

42

21

   

Ср. балл

13,4

   

1

низкий

 

 

44,2

 

7

средний

 

   

21,2

2

низкий

Информация о работе Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки и мотивации к успеху и избеганию неудач