Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки и мотивации к успеху и избеганию неудач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить взаимосвязь самооценки личности с мотивацией достижения успеха и избегания неудач у детей с нормой развития и с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты самооценки личности у детей с нормой развития и умственной отсталостью младшего школьного возраста;
2. Раскрыть особенности формирования мотивационной сферы у детей с нормой развития и умственной отсталостью младшего школьного возраста;
3. Провести экспериментальное исследование на выявление взаимосвязи самооценки и мотивационной сферы у детей младшего школьного возраста с нормой развития и умственной отсталостью.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….......4
Глава 1. Проблема взаимосвязи самоотношения личности с особенностями мотивационной сферы……………………………………………………………….8
Понятие самооценки и самоотношения личности…………………………….8
Самооценка и самоотношение личности детей с нормой равития…….......12
Самооценка личности детей с умственной отсталостью……………………20
Глава 2. Мотивационная сфера человека…………………………………………29
2.1 Характеристика мотивационной сферы человека………………………........29
2.2 Мотивы достижения успеха и избегания неудач………………………….....34
2.3 Мотивация детей с нормой развития…………….............................................37
2.4 Мотивация детей с умственной отсталостью………………………………...44
Глава 3. Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки и мотивации к успеху и избеганию неудач…………………………………………52
3.1 Организация и проведение исследования………………………………….....52
3.2 Формирование адекватной самооценки посредством ситуации успеха у детей с умственной отсталостью………………………………………………….60
3.3 Анализ экспериментального исследования………………………………......65
Заключение………………………………………………………………………….76
Библиографический список…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом .doc

— 971.00 Кб (Скачать файл)

Такая самооценка обращена в прошлое и является ретроспективной.

Однако для того, чтобы  научиться эффективно, без лишних, а тем более ошибочных операций что-то делать, решать те или иные задачи, мало одного взгляда в прошлое. Надо еще уметь предвосхищать, прогнозировать необходимые операции, как бы проигрывая их в уме, до совершения реальных действий, и на этой основе оценивать свои возможности. Такая самооценка обращена в будущее, она является своего рода гипотезой решения; ее можно назвать прогностической.

У младших школьников необходимо формировать оба эти  вида самооценки. Учебная деятельность создает для этого благоприятные условия. Работу ученика необходимо постоянно оценивать. Цель этих оценок -постепенно подвести учащегося к пониманию и собственной оценке тех изменений, которые происходят в нем самом, в структуре его знаний, в развитии его умений и навыков. И сам школьник в коллективе сверстников постоянно является свидетелем и участником взаимооценок, обсуждения разных способов решения учебных задач и проблем, возникающих в общении, применения разных критериев к оценке этих решений.

Описание занятий психокррекционной  программы по формированию адекватной самооценки посредством ситуации успеха у младших школьников с умственной отсталостью см. в приложении В.

 

3.3 Анализ экспериментального  исследования

 

С целью проследить динамику изменения уровня самооценки и ведущей мотивации у детей с умственной отсталостью после проведения психокоррекционной работы, нами была проведена повторная диагностика по тем же методикам, что и на первом этапе исследования в контрольной и экспериментальной группах детей.

Полученные результаты исследования по методике «Лесенка»  на выявление уровня самооценки в  экспериментальной группе детей  на контрольном этапе исследования представлены в таблице 6.

 

Таблица 6 - Соотношение показателей по методике «Лесенка» на выявление уровня самооценки у детей экспериментальной группы на контрольном этапе исследования

 

Балл

Уровень самооценки

Испытуемая 1

8

завышенный

Испытуемый 2

3

заниженный

Испытуемая 3

8

завышенный

Испытуемый 4

5

адекватный

Испытуемый 5

9

завышенный

Испытуемый 6

3

заниженный

Испытуемый 7

8

завышенный

Испытуемая 8

5

адекватный

Испытуемый 9

6

адекватный

Испытуемая 10

5

адекватный

Испытуемый 11

8

завышенный

Испытуемая 12

7

адекватный

Испытуемая 13

3

заниженный

Испытуемая 14

8

завышенный

Испытуемый 15

6

адекватный

Испытуемая 16

9

завышенный

Испытуемая 17

3

заниженный

Испытуемый 18

4

адекватный

Испытуемая 19

9

завышенный

Испытуемый 20

2

заниженный

Испытуемая 21

4

адекватный

Испытуемая 22

6

адекватный

Испытуемая 23

3

заниженный

Испытуемый 24

4

адекватный

Испытуемая 25

4

адекватный

Испытуемый 26

7

адекватный

Испытуемая 27

4

адекватный

Испытуемый 28

8

завышенный

Испытуемый 29

3

заниженный

Испытуемый 30

8

завышенный


 

Из таблицы видно, что  у детей экспериментальной группы наблюдается:

  • у 10 человек (33,3 %) - завышенный уровень самооценки
  • у 13 человек (43,4 %) - адекватный уровень самооценки
  • у 7 человек (23,3 %) - заниженный уровень самооценки.

Таким образом, в экспериментальной  группе детей на контрольном этапе исследования изменились показатели по уровню самооценки: снизилось   количество детей с завышенным и заниженным уровнями самооценки.

Полученные результаты исследования на контрольном этапе в контрольной группе детей не выявили существенных изменений по сравнению с констатирующим этапом исследования.

Полученные результаты диагностики самооценки у детей  экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах исследования представлены на рисунке 2.

 

Рис. 2 Соотношение уровней  самооценки у детей экспериментальной  группы на разных этапах исследования (в %)

 

Полученные результаты исследования по методике МД - решетка  Х.Д. Шмальта в экспериментальной  группе детей представлены в таблице 7.

Таблица 7 - Количественное соотношение по шкалам методики МД-решетка Х.Д. Шмальта в экспериментальной группе детей на контрольном этапе исследования

 

 

НУ

БН1

БН2

Станайны ведущей мотивации

Уровень

Завышенный уровень  самооценки

1

11

15

27

   

2

15

20

26

 

 

3

18

13

29

 

 

4

19

10

30

 

 

5

4

15

32

 

 

6

6

16

31

 

 

7

8

18

30

 

 

8

14

18

28

 

 

9

18

19

29

 

 

10

12

14

27

 

 

Ср. балл

12,5

   

1

низкий

 

 

15,8

 

4

средний

 

   

28,9

3

низкий

Адекватный уровень  самооценки

11

59

5

2

   

12

62

11

7

 

 

13

61

7

8

 

 

14

57

8

4

 

 

15

62

5

5

 

 

16

65

6

6

 

 

17

60

6

4

 

 

18

59

10

9

 

 

19

54

9

10

 

 

20

61

5

8

 

 

21

62

6

6

 

 

22

58

9

7

 

 

23

60

11

5

 

 

Ср. балл

60

11

5

6

средний

 

 

7,5

 

2

низкий

 

   

6,2

1

низкий

Заниженный уровень самооценки

24

26

15

28

   

25

22

16

30

 

 

26

24

13

29

 

 

27

21

18

24

 

 

28

20

14

29

 

 

29

23

19

31

 

 

30

26

14

30

 

 

Ср. балл

23,1

   

2

Низкий

 

 

15,6

 

4

средний

     

28,7

3

низкий


 

Таким образом, из таблицы  видно, что у детей экспериментальной группы на контрольном этапе исследования наблюдаются следующие ведущие мотивации:

  • у детей с завышенным уровнем самооценки - ведущая моти</s

Информация о работе Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки и мотивации к успеху и избеганию неудач