Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки и мотивации к успеху и избеганию неудач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить взаимосвязь самооценки личности с мотивацией достижения успеха и избегания неудач у детей с нормой развития и с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты самооценки личности у детей с нормой развития и умственной отсталостью младшего школьного возраста;
2. Раскрыть особенности формирования мотивационной сферы у детей с нормой развития и умственной отсталостью младшего школьного возраста;
3. Провести экспериментальное исследование на выявление взаимосвязи самооценки и мотивационной сферы у детей младшего школьного возраста с нормой развития и умственной отсталостью.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….......4
Глава 1. Проблема взаимосвязи самоотношения личности с особенностями мотивационной сферы……………………………………………………………….8
Понятие самооценки и самоотношения личности…………………………….8
Самооценка и самоотношение личности детей с нормой равития…….......12
Самооценка личности детей с умственной отсталостью……………………20
Глава 2. Мотивационная сфера человека…………………………………………29
2.1 Характеристика мотивационной сферы человека………………………........29
2.2 Мотивы достижения успеха и избегания неудач………………………….....34
2.3 Мотивация детей с нормой развития…………….............................................37
2.4 Мотивация детей с умственной отсталостью………………………………...44
Глава 3. Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки и мотивации к успеху и избеганию неудач…………………………………………52
3.1 Организация и проведение исследования………………………………….....52
3.2 Формирование адекватной самооценки посредством ситуации успеха у детей с умственной отсталостью………………………………………………….60
3.3 Анализ экспериментального исследования………………………………......65
Заключение………………………………………………………………………….76
Библиографический список…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом .doc

— 971.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….......4

Глава 1. Проблема взаимосвязи самоотношения  личности с особенностями мотивационной  сферы……………………………………………………………….8

    1. Понятие самооценки и самоотношения личности…………………………….8
    2. Самооценка и самоотношение личности  детей с нормой равития…….......12
    3. Самооценка личности детей с умственной отсталостью……………………20

Глава 2. Мотивационная  сфера человека…………………………………………29

2.1 Характеристика мотивационной  сферы человека………………………........29

2.2 Мотивы достижения успеха и избегания неудач………………………….....34

2.3 Мотивация детей с нормой развития…………….............................................37

2.4 Мотивация детей с умственной отсталостью………………………………...44

Глава 3. Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки и мотивации к успеху и избеганию неудач…………………………………………52

3.1 Организация и проведение исследования………………………………….....52

3.2 Формирование адекватной самооценки посредством ситуации успеха у детей с умственной отсталостью………………………………………………….60

3.3 Анализ экспериментального исследования………………………………......65

Заключение………………………………………………………………………….76

Библиографический список………………………………………………………..79

Приложения…………………………………………………………………………83

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования. Самооценка занимает ведущее место в формировании личности. Для детей с умственной отсталостью характерно преобладание неадекватной самооценки, что приводит к нарушению их адаптации в обществе. Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких способностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п.  Постоянное занижение самооценки  человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость  стеснительность и др. адекватная самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей, способствует развитию личности умственно отсталого ребенка и способствует его адаптации в обществе.

 Таким образом,  формирование адекватной самооценки является  актуальной задачей для развития личности. Адекватная самооценка необходима для правильного формирования личности.  Мотивация достижения успеха в большей степени способствует формированию адекватной самооценки, таким образом, проведение коррекционной программы по формированию мотивации достижения успеха и адекватной самооценки у детей с умственной отсталостью будет способствовать более адекватному формированию личности и адаптации их в обществе.

     Проблема  самооценки личности и мотивации достижения успеха у школьников с умственной отсталостью требует более глубокого изучения, так как она затрагивает все сферы жизнедеятельности младших школьников как в норме развития, так и с умственной отсталостью, что и обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Проблема самооценки и мотивации тесно связаны с развитием личности в целом. Так, адекватная самооценка создает наиболее благоприятные условия для развития личности, развития творческого потенциала личности. Заниженная или завышенная самооценка могут препятствовать развитию личности. Изучение взаимосвязи самооценки и мотивации личности является актуальной научной задачей. От того, насколько адекватно человек оценивает себя, зависит его общее внутреннее состояние и его отношение к окружающим в целом.

Так,  личности с мотивацией достижения успеха ставят перед собой реально достижимые цели и добиваются их. Они имеют достаточно высокую самооценку и воспринимают себя менее отягощенными неудачами. Их самооценка в основном устойчива, т.к. при неудаче они сохраняют самоуважение и представление о своих способностях. Таким образом, успехи сильнее сказываются на их самооценке, чем неудачи.

Особый характер проблема самооценки и мотивации приобретает в процессе воспитания умственно отсталых школьников. Во-первых,  школьный возраст сам по себе возлагает на ребенка дополнительные нагрузки, связанные с  процессом обучения, что вызывает ответную реакцию учащихся в виде эмоциональных сдвигов. Во-вторых, умственно отсталый ребенок не в состоянии воспринимать тот материал, который рассчитан на нормальных учащихся, и их процесс обучения должен отличаться от обычного.

В зависимости от успехов  в школе, у ребенка меняются представления о себе как личности. Если ребенок не успевает в школе, то в значительной мере он снижает свою самооценку и, если ситуация повторяется изо дня в день, перестает стремиться к успеху в учебе. Дети с умственной отсталостью особенно зависимы от школьных отметок, так как хорошие отметки позволяют получить больше поддержки и одобрения со стороны значимого взрослого. Подчеркивается, что для детей с умственной отсталостью в большинстве случаев знание перестает быть целью, становится средством избежать  наказания, получить награду, что говорит о недостаточности или нарушении мотивации.

Мотивационная сфера человека очень сложная структура. Ее становление происходит в течении всей жизни. У школьников с умственной отсталостью мотивационная сфера характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и кратковременностью побуждений к деятельности, ограниченностью мотивов, недостаточной сформированностью социальных потребностей. Этим детям свойственна «короткая» («близкая») мотивация деятельности, а так же слабая и элементарная мотивация отношений (В.Г. Петрова).

Д.Б. Эльконин (1989); В.В. Давыдов (1986); Е.А. Стребелева (2001) отмечают, что снижение уровня мотивации достижения успеха ведет к негативизму, недисциплинированности, высокой тревожности,  агрессивности. Авторами Бабанским Ю.К., Цетлиным В.С., Демиденко Е.В., Горожаниной Е.В. подчеркивается, что изучение внутренних причин неуспешности учебной деятельности лежит в учении развития мотивации достижения успехов и устойчивой положительной мотивации учения.

Проблема мотивации  достижения успеха также нашла свое отражение в работах отечественных психологов А.С. Белкина, 1991; Е.В. Горожаниной, 2001; И.В. Григоричевой, 2003; М.Е. Литвак, 1994; Р.С. Немова  и др. Вопросам в области самооценки уделяли внимание К. Хорни, С.А. Будасси, Р. Берне, А.В. Петровский и др.

На сегодняшний день в специальной  психологии исследований по проблеме взаимосвязи самооценки и мотивационной сферы школьников с умственной отсталостью, в буквальном смысле, единицы. Таким образом проблема самооценки и мотивации школьников с умственной отсталостью требует более глубокого изучения, так как она затрагивает все сферы жизнедеятельности младших школьников как в норме, так и в патолоии, что и обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Гипотеза исследования: взаимосвязь самооценки личности с мотивацией достижения успеха и избегания неудач у детей с умственной отсталостью отличается от детей с нормой развития. Благодаря созданию ситуации успеха у детей с умственной отсталостью формируется адекватная самооценка.

Объект исследования: самооценка личности, мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач.

Предмет исследования: взаимосвязь самооценки личности с мотивацией достижения успеха и избегания неудач у детей с нормой развития и с умственной отсталостью.

Цель исследования: изучить взаимосвязь самооценки личности с мотивацией достижения успеха и избегания неудач у детей с нормой развития и с умственной отсталостью.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические  аспекты самооценки личности у детей с нормой развития и умственной отсталостью младшего школьного возраста;

2. Раскрыть особенности  формирования мотивационной сферы у детей с нормой развития и умственной отсталостью младшего школьного возраста;

3. Провести экспериментальное  исследование на выявление взаимосвязи  самооценки и мотивационной сферы  у детей младшего школьного возраста с нормой развития и умственной отсталостью.

4. Разработать и провести  коррекционную программу направленную  на формирование адекватной самооценки  посредством создания ситуации  успеха.

Для достижения цели и решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: теоретический анализ научной литературы по поставленной проблеме, диагностика, наблюдение, количественная обработка данных.

Методики исследования:

  1. Тест на выявление самооценки «Лесенка»;
  2. Тест достижения успеха младших школьников - МД- решетка Х.Д. Шмальта;
  3. Статистические методы: U-критерий Манна-Уитни, метод ранговой корреляции Спирмена.

Методологическую основу исследования составили научные представления о побуждающей и направляющей роли мотивов в деятельности и поведении (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Й. Лингарт, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский  и  др.),  которые  разработаны  в  русле  личностно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, Б.Ф. Ломов);  о мотивации достижения успехов и мотиве избегания неудач (А.К. Маркова, Г.В. Литвинова); о создании ситуации успеха для учащихся на занятиях (А.К.  Маркова,  И.Л.  Финько);  об  особенностях  психического развития детей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн). 

Практическая значимость исследования заключается в реализации разработанной нами программы занятий по формированию адекватной самооценки посредством создания ситуации успеха у детей с умственной отсталостью, что может быть учтено и использовано в практической деятельности психологов в специальных учреждениях.

База исследования: средняя общеобразовательная школа № 105,  специальная коррекционная общеобразовательная школа № 14 VIII вида для детей с нарушениями развития интеллекта г. Новосибирска.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ С ОСОБЕННОСТЯМИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

1.1 Понятие самооценки и самоотношения личности

 

Самооценка – одна из составляющих Я-концепции человека, она связана с отношением к себе или отдельным своим качествам, это аффективная оценка представления человека о самом себе. Она может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа - Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Предметом самооценки и определенного самовосприятия может, в частности, стать тело человека, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений [39, с. 25].

Большая часть субъективных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той  или иной социальной среде. Аффективные  состояния Я-концепции существуют в силу того, что ее когнитивная  составляющая не воспринимается человеком  безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции. Человек усваивает оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его Я-концепции, при этом усвоение новых оценок может изменить значение усвоенных прежде.

В попытке себя охарактеризовать, как правило, присутствует субъективный оценочный компонент. Иными словами, самооценка представляет собой всю совокупность оценочных характеристик черт личности человека и связанных с ними переживаний [39, с. 25]. Даже такой, на первый взгляд, объективный показатель, как возраст, может для разных людей иметь разное значение.

 Для взрослых младший  школьный возраст – это все  еще начало жизненного пути, отсутствие  опыта, а, следовательно, «невозможность адекватной самооценки». Ребенок же хотя и соглашается со своим возрастным статусом, но он все же осознает в себе уже личность и настроен на то, чтобы с его знанием себя считались другие.

Лишь адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к  себе критически, правильно соотнести  свои силы с задачами разной трудности  и с требованиями окружающих.

О.Н. Молчанова определяет самооценку как «отношение человека к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Это отношение проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей ценности, значимости» [27, с. 18]. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к своей личности. Поэтому негативная самооценка предполагает самоотрицание, неприятие всего, что входит в сферу человеческого Я; она снижает уровень притязаний человека, ограничивая его жизненные перспективы.

Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным  и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе. В процессе оценивания себя эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот ни другой не может быть представлен в чистом виде. Знания о себе человек приобретает в социальных контактах, и они неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависят от значимости для личности оцениваемого содержания [27, с. 19].

Когнитивный компонент  самооценки – комплекс убеждений о себе, которые могут быть как обоснованными, так и необоснованными. Показатели когнитивного компонента самооценки: мера реалистичности, способ ориентации при обосновании самооценки, разнообразие и широта самооценочных суждений, форма (проблематичная или категоричная) выражения суждений о себе.

Качественное своеобразие  когнитивного и эмоционального компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, определяющий особенности развития каждого из них.

Эмоциональный компонент  самооценки – эмоциональное отношение  к этому комплексу убеждений (оценочные  характеристики составляющих когнитивной  самооценки и связанные с ними переживания), сила и напряженность которого зависит от значимости для личности оцениваемого содержания.

Информация о работе Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки и мотивации к успеху и избеганию неудач