Экспериментальная работа по изучению факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 02:27, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление психологических факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника.
Объектом исследования является процесс развития внимания в младшем школьном возрасте.
Предмет – факторы, влияющие на устойчивость внимания.
В качестве гипотезы выдвигается предположение о том, что
1) устойчивость внимания зависит от:
- эмоционально насушенного рассказа, интонацию учителя;
- уровня импульсивности младшего школьника;
- уровня тревожности младшего школьника;
- самооценки;

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Рассмотрение проблемы устойчивости внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе
6
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста
6
1.2. Особенности внимания младших школьников
17
1.3. Факторы, влияющие на устойчивость внимания младшего школьника
26
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника
44
2.1. Организация, проведение и результаты констатирующего этапа исследования по изучению влияния внутренних факторов на устойчивость внимания детей
44
2.2. Организация и проведение формирующего этапа, направленного на развитие личностных особенностей и устойчивости внимания младшего школьника
52
2.3. Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапе исследования
59
Заключение
71
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом последняя редакцыя.doc

— 2.09 Мб (Скачать файл)
Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространенных причин сниженной успеваемости. Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное. На устойчивость внимания младшего школьника влияет внешние факторы, реакция на все новое, яркое, необычное сильна в этом возрасте. Ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений.
Наиболее важными являются внутренние факторы,  влияющие на устойчивость внимания младшего школьника, такие как самооценка, тревожность и импульсивности, т.к. с одной стороны младший школьник отличается подвижностью, непоседливостью, импульсивностью поведения, неустойчивостью внимания, общей недостаточностью воли, с другой – у него формируются характерологические свойства, новый уровень потребностей, позволяющих ему действовать, руководствуясь своими целями, нравственными требованиями и чувствами.

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

§ 2.1 Организация проведения и результаты констатирующего этапа исследования по изучению влияния внутренних факторов на устойчивость внимания детей.

 

С целью исследования влияния личностных особенностей младшего школьника на устойчивость внимания на протяжении 60 календарных дней в МОУ «Богучаровская  средняя образовательная школа» были проведены эксперименты, выборку для которых составили 20 участников начальных классов в возрасте 8– 9 лет, из них 9 девочек, 11 мальчиков.

Опытно- экспериментальная работа проводилась в период с 16 марта по 12 мая. Она включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Цель констатирующего этапа: разработка и реализация диагностической программы.

Задачи:

    1. Подобрать методики для диагностики личностных особенностей и устойчивости внимания младшего школьника;
    2. Провести психологическое обследование детей;
    3. Провести обработку полученных данных.

Цель формирующего этапа: разработка и реализация коррекционно – развивающей программы.

Задачи:

    1. Разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие личностных особенностей и устойчивости внимания младшего школьника.
    2. Реализация программы на практике.

Цель контрольного этапа: проведение повторной диагностики и сравнение полученных данных.

Задачи:

  1. Проведение психологического обследования детей;
  2. Обработка полученных данных;
  3. Проведение сравнительного анализа данных.

Ход проведения: испытуемому было предложено прослушать инструкцию и заполнить бланки.

Таблица 1.

Диагностическая программа  исследования устойчивости внимания  и личностях особенности младшего школьника.

В круглых скобках указано, к какому типу данных относится предложенная методика.

Название методики и тип данных (автор)
Цель методики
Исследуемый параметр
Необходимый стимульный материал

Определение продуктивности и устойчивости внимания (T) (Ландольт)

Определить продуктивность устойчивости внимания

Устойчивость внимания

Бланк с кольцами Ландольта (шариковая ручка, секундомер)

Перепутанные линии (T) ( Рисса)

Определение устойчивости внимания при

его сосредоточении и влияния длительной работы на устойчивость внимания

Устойчивость внимания

Вариант бланка с перепутанными линиями, секундомер, ключ для проверки

«Какой Я?» (Q)

Определить уровень самооценки детей

Самооценка

Протокол к методике, шариковая ручка

Диагностика уровня школьной тревожности(Q)

(Филлипса)

Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста

Тревожность (общие показатели)

Бланк, шариковая ручка

Анкета «Признаки импульсивности» (L)
(Лаврентьева  Г.П.  
Титаренко Т.М.)
Определить уровень импульсивности ребенка
Импульсивность
Анкета к методике, шариковая ручка

 

Описание методик представлено в Приложении 1.

 

Методика «Перепутанные линии» выполнялась в варианте с ограничением времени (10 мин). Обработка результатов проводилась в соответствии с ключом, представленным в Приложении 1.

Результаты выполнения методики «Перепутанные линии» в экспериментальной и контрольной группах представлены в Приложении 3, табл. 1-2, в табл. 1-2.

Таблица 1

Результаты оценки устойчивости внимания (в % от выборки)

 

Устойчивость внимания, %

высокая

средняя

низкая

Экспериментальная группа

20%

40%

40%

Контрольная группа

20%

50%

30%


 

 

Таблица 2

Результаты оценки устойчивости внимания (среднее значение)

 

Среднее значение (правильных ответов)

Среднее значение (баллов)

Экспериментальная группа

14,3

3,7

Контрольная группа

14,9

4,0

tстат

0,239

0,303

tкрит

1,734

p

> 0,1


 

Как показала математическая обработка результатов, отсутствуют достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами по уровню устойчивости внимания. Это говорит о том, что на этапе констатирующего эксперимента обе группы находились примерно на одном уровне устойчивости внимания, что является обязательным основанием чистоты исследования

Результаты выполнения методики «кольца Ландольта» в экспериментальной и контрольной группах представлены в Приложении 3, табл. 3-4, в табл. 3-4.

 

Таблица 1

Результаты оценки продуктивности и устойчивости внимания (в % от выборки)

 

Продуктивность и устойчивость внимания, %

очень высокая

высокая

средняя

низкая

очень низкая

Экспериментальная группа

0

20%

40%

30%

10%

Контрольная группа

0

20%

50%

20%

10%


 

Таблица 4

Результаты оценки продуктивности и устойчивости внимания

 

Среднее значение (Sобщ)

Экспериментальная группа

0,61

Контрольная группа

0,64

tстат

0,296

tкрит

1,734

p

> 0,1


 

Как показала математическая обработка результатов, отсутствуют достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами по уровню продуктивности и устойчивости внимания. Это говорит о том, что на этапе констатирующего эксперимента обе группы находились примерно на одном уровне устойчивости внимания, что является обязательным основанием чистоты исследования

Для подтверждения первой части гипотезы о том, что устойчивость внимания младшего школьника зависит от проявления внутренних факторов, к которым можно отнести личностные особенности младшего школьника: самооценку, тревожность и импульсивность, проведем диагностику самооценки, тревожности и импульсивности младших школьников и проанализируем зависимость устойчивости внимания младшего школьника от перечисленных личностных особенностей.

Результаты выполнения методики «Какой Я?» в экспериментальной и контрольной группах представлены в Приложении 3, табл. 5-6, в табл. 5-6.

Таблица 5

Результаты определения уровня самооценки (в % от выборки)

 

Уровень самооценки, %

высокая

средняя

низкая

Экспериментальная группа

30%

60%

10%

Контрольная группа

30%

70%

0%


 

 

Таблица 6

Результаты определения уровня самооценки

 

Средний балл

Экспериментальная группа

6,0

Контрольная группа

6,5

tстат

0,643

tкрит

1,734

p

> 0,1


 

Как показала математическая обработка результатов, отсутствуют достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами по уровню самооценки. Это говорит о том, что на этапе констатирующего эксперимента обе группы находились примерно на одном уровне самооценки.

Результаты методики Филипса «Диагностика уровня школьной тревожности» в экспериментальной и контрольной группах представлены в Приложении 3, табл. 7-8, в табл. 7-8.

 

 

Таблица 7

Результаты методики Филипса «Диагностика уровня школьной тревожности» (в % от выборки)

 

Уровень тревожности, %

высокая

повышенная

умеренная

Экспериментальная группа

10%

10%

80%

Контрольная группа

0%

20%

80%


 

Таблица 8

Результаты методики Филипса «Диагностика уровня школьной тревожности» (среднее значение)

 

Средний балл

Экспериментальная группа

18,8

Контрольная группа

19,4

tстат

0,154

tкрит

1,734

p

> 0,1


 

Как показала математическая обработка результатов, отсутствуют достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами по уровню тревожности. Это говорит о том, что на этапе констатирующего эксперимента обе группы находились примерно на одном уровне тревожности.

 

 

Результаты методики Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко «Признаки импульсивности» представлены в Приложении 3, табл. 9-10, в табл. 9-10.

 

Таблица 9

Результаты методики Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко «Признаки импульсивности» (в % от выборки)

 

Уровень импульсивности, %

высокая

средняя

низкая

Экспериментальная группа

30%

50%

20%

Контрольная группа

20%

60%

20%

Информация о работе Экспериментальная работа по изучению факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника