Экспериментальная работа по изучению факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 02:27, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление психологических факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника.
Объектом исследования является процесс развития внимания в младшем школьном возрасте.
Предмет – факторы, влияющие на устойчивость внимания.
В качестве гипотезы выдвигается предположение о том, что
1) устойчивость внимания зависит от:
- эмоционально насушенного рассказа, интонацию учителя;
- уровня импульсивности младшего школьника;
- уровня тревожности младшего школьника;
- самооценки;

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Рассмотрение проблемы устойчивости внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе
6
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста
6
1.2. Особенности внимания младших школьников
17
1.3. Факторы, влияющие на устойчивость внимания младшего школьника
26
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника
44
2.1. Организация, проведение и результаты констатирующего этапа исследования по изучению влияния внутренних факторов на устойчивость внимания детей
44
2.2. Организация и проведение формирующего этапа, направленного на развитие личностных особенностей и устойчивости внимания младшего школьника
52
2.3. Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапе исследования
59
Заключение
71
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом последняя редакцыя.doc

— 2.09 Мб (Скачать файл)

 

Как показала математическая обработка результатов, обнаружены достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами по уровню самооценки.

Проведем сравнительный анализ результатов диагностики самооценки в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (рис. 3, таб. 18).

Рис. 3. Сравнительный анализ результатов диагностики самооценки в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, %

 

 

Таблица 18

Результаты диагностики самооценки в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

 

Средний балл

Констатирующий этап

6,0

Контрольный этап

7,6

tстат

2,449

tкрит

2,101

p

< 0,05


 

Как показала математическая обработка результатов, обнаружены достоверные различия между результатами в экспериментальной группе по уровню самооценки на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Данный факт свидетельствует об эффективности и результативности использования разработанной и внедренной нами коррекционно-развивающей программы для развития самооценки у младших школьников.

 

Результаты методики Филипса «Диагностика уровня школьной тревожности» в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе эксперимента представлены в Приложении 3, табл. 17-18.

Таблица 19

Результаты методики Филипса «Диагностика уровня школьной тревожности» на контрольном этапе эксперимента (в % от выборки)

 

Уровень тревожности, %

высокая

повышенная

умеренная

Экспериментальная группа

0%

0%

100%

Контрольная группа

0%

20%

80%


 

 

Таблица 20

Результаты методики Филипса «Диагностика уровня школьной тревожности» на контрольном этапе эксперимента (среднее значение)

 

Средний балл

Экспериментальная группа

12,9

Контрольная группа

18,7

tстат

1,904

tкрит

1,734

p

< 0,1


 

Как показала математическая обработка результатов, обнаружены достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами по уровню тревожности.

Проведем сравнительный анализ результатов диагностики тревожности в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (рис. 4, таб. 21).

Рис. 4. Сравнительный анализ результатов диагностики тревожности в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, %

 

 

Таблица 21

Результаты диагностики тревожности в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

 

Средний балл

Констатирующий этап

18,8

Контрольный этап

12,9

tстат

1,880

tкрит

1,734

p

< 0,1


 

Как показала математическая обработка результатов, обнаружены достоверные различия между результатами в экспериментальной группе по уровню тревожности на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Данный факт свидетельствует об эффективности и результативности использования разработанной и внедренной нами коррекционно-развивающей программы для коррекции тревожности у младших школьников.

 

Результаты методики Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко «Признаки импульсивности» в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе эксперимента представлены в Приложении 3, табл. 19-20.

 

Таблица 22

Результаты методики Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко «Признаки импульсивности» на контрольном этапе эксперимента (в % от выборки)

 

Уровень импульсивности, %

высокая

средняя

низкая

Экспериментальная группа

0%

50%

50%

Контрольная группа

20%

60%

20%


 

Таблица 23

Результаты методики Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко «Признаки импульсивности» на контрольном этапе эксперимента (среднее значение)

 

Средний балл

Экспериментальная группа

7,2

Контрольная группа

10,4

tстат

2,095

tкрит

1,734

p

< 0,1


 

Как показала математическая обработка результатов, обнаружены достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами по уровню импульсивности.

Проведем сравнительный анализ результатов диагностики импульсивности в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (рис. 5, таб. 24).

Рис. 5. Сравнительный анализ результатов диагностики импульсивности в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, %

 

 

Таблица 24

Результаты диагностики импульсивности в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

 

Средний балл

Констатирующий этап

10,5

Контрольный этап

7,2

tстат

1,851

tкрит

1,734

p

< 0,1


 

Как показала математическая обработка результатов, обнаружены достоверные различия между результатами в экспериментальной группе по уровню импульсивности на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Данный факт свидетельствует об эффективности и результативности использования разработанной и внедренной нами коррекционно-развивающей программы для коррекции импульсивности у младших школьников.

Вывод по экспериментальной части исследования.

Как показала математическая обработка результатов, на констатирующем этапе исследования отсутствовали достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами по уровню устойчивости внимания, а также уровням самооценки, тревожности и импульсивности. Это говорит о том, что на этапе констатирующего эксперимента обе группы находились примерно на одном уровне устойчивости внимания, самооценки, тревожности и импульсивности что является обязательным основанием чистоты исследования.

Для подтверждения первой части гипотезы о том, что устойчивость внимания младшего школьника зависит от проявления внешних и внутренних факторов, был проведен сравнительный анализ результатов диагностики с использованием коэффициента корреляции Пирсона. Как показали результаты статистического анализа, существуют тесные корреляционные связи между показателями устойчивости внимания, с одной стороны, и самооценкой, тревожностью и импульсивностью младших школьников, с другой стороны. Таким образом, первая часть гипотезы о том, что устойчивость внимания младшего школьника зависит от проявления внешних и внутренних факторов, подтвердилась.

Следовательно, использование коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие устойчивости внимания младшего школьника посредством развития самооценки у младших школьников, коррекции школьной тревожности и детской импульсивности, является обоснованной.

Далее на формирующем этапе исследования была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие устойчивости внимания младшего школьника и его личностных особенностей.

На контрольном этапе исследования использовалась та же диагностическая программа, что и на констатирующем.

Как показала математическая обработка результатов, были обнаружены достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами по уровню устойчивости внимания на контрольном этапе эксперимента, а также достоверные различия между результатами в экспериментальной группами по уровню устойчивости внимания на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Данный факт свидетельствует об эффективности и результативности использования разработанной и внедренной нами коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие устойчивости внимания посредством коррекции школьной тревожности, детской импульсивности и развития самооценки у младших школьников.

Следовательно, вторая часть гипотезы о том, что развитие устойчивости внимания детей будет осуществляться успешнее, если в процессе обучения младших школьников использовать коррекционную развивающую программу, направленную на снижение уровня школьной тревожности, коррекцию детской импульсивности и повышение самооценки, подтвердилась.

Также на контрольном этапе эксперимента были обнаружены достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами по уровням самооценки, тревожности и импульсивности, и между результатами в экспериментальной группе по уровням самооценки, тревожности и импульсивности на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Данный факт свидетельствует об эффективности и результативности использования разработанной и внедренной нами коррекционно-развивающей программы для развития самооценки и коррекции тревожности и импульсивности у младших школьников.

Таким образом, можно сказать, что устойчивость внимания младшего школьника зависит от проявления внутренних факторов: самооценки, тревожности, импульсивности.

Наиболее важными являются внутренние факторы, влияющие на устойчивость внимания младшего школьника, так как, например, неадекватная заниженная самооценка приводит к стеснительности, робости, застенчивости; такие дети стараются держаться в тени, очень волнуются, когда их спрашивают, хотя материал могут знать не хуже других.

При повышении ситуативных требований, у импульсивных детей  наблюдается высокий риск дезорганизации поведения, что сопровождается нарастанием ошибок, личностной тревожностью, плохим настроением с тревожными эмоционально-личностными реакциями, которые мешают  ребёнку сосредоточиться на учебном материале.

Развитие устойчивости внимания будет наиболее эффективным и продуктивным, если развивать не только отдельные свойства внимания, но и личностные особенности младшего школьника. Высокая сензитивность этого возраста определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

 

 

ВЫВОДЫ:

    1. Устойчивость внимания младшего школьника зависит от проявления внешних факторов, например, концентрация внимания  к внешним сторонам предметов,  явлений, новым видам деятельности и др.
    2. Наиболее важными являются внутренние факторы, влияющие на устойчивость внимания младшего школьника, так как, например, неадекватная заниженная самооценка приводит к стеснительности, робости, застенчивости; такие дети стараются держаться в тени, очень волнуются, когда их спрашивают, хотя материал могут знать не хуже других.
    3. Учебная деятельность младшего школьника в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, но и от ситуационной тревожности, возникающей у ребёнка под влиянием складывающихся обстоятельств. У неуспевающих учащихся младшего школьного возраста высокая тревожность сочетается со снижением самооценки, что мешает ребёнку сконцентрироваться на учёбном материале.
    4. При повышении ситуативных требований, у  импульсивных детей  наблюдается высокий риск дезорганизации поведения, что сопровождается нарастанием ошибок, личностной тревожностью, плохим настроением с тревожными эмоционально-личностными реакциями, которые мешают  ребёнку сосредоточиться на учебном материале.
    5. Развитие устойчивости внимания будет наиболее эффективным и продуктивным, если  развивать не только отдельные свойства внимания, но и личностные особенности младшего школьника, так как высокая сензитивность этого возраста определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Информация о работе Экспериментальная работа по изучению факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника