Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 02:27, курсовая работа
Цель: выявление психологических факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника.
Объектом исследования является процесс развития внимания в младшем школьном возрасте.
Предмет – факторы, влияющие на устойчивость внимания.
В качестве гипотезы выдвигается предположение о том, что
1) устойчивость внимания зависит от:
- эмоционально насушенного рассказа, интонацию учителя;
- уровня импульсивности младшего школьника;
- уровня тревожности младшего школьника;
- самооценки;
Введение
3
Глава 1. Рассмотрение проблемы устойчивости внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе
6
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста
6
1.2. Особенности внимания младших школьников
17
1.3. Факторы, влияющие на устойчивость внимания младшего школьника
26
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника
44
2.1. Организация, проведение и результаты констатирующего этапа исследования по изучению влияния внутренних факторов на устойчивость внимания детей
44
2.2. Организация и проведение формирующего этапа, направленного на развитие личностных особенностей и устойчивости внимания младшего школьника
52
2.3. Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапе исследования
59
Заключение
71
Список литературы
В данной работе проведен теоретический анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования;
разработана и реализована экспериментально-
Проведенная работа позволяет говорить о состоятельности выдвинутой нами гипотезы, так как для младшего школьника характерна потребность во внешних впечатлениях, заставляющих ребенка проявлять любопытство, концентрировать внимание к внешним сторонам предметов и явлений, к разным новым видам деятельности. Сначала эти интересы весьма поверхностны, дети концентрируются на внешних атрибутах деятельности, но по мере взросления потребности во внешних впечатлениях развиваются в познавательные потребности.
Как показала математическая обработка результатов, на констатирующем этапе исследования отсутствовали достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами по уровню устойчивости внимания, а также уровням самооценки, тревожности и импульсивности. Это говорит о том, что на этапе констатирующего эксперимента обе группы находились примерно на одном уровне устойчивости внимания, самооценки, тревожности и импульсивности, что является обязательным основанием чистоты исследования.
Для подтверждения первой части гипотезы о том, что устойчивость внимания младшего школьника зависит от проявления внешних и внутренних факторов, был проведен сравнительный анализ результатов диагностики с использованием коэффициента корреляции Пирсона. Как показали результаты статистического анализа, существуют тесные корреляционные связи между показателями устойчивости внимания, с одной стороны, и самооценкой, тревожностью и импульсивностью младших школьников, с другой стороны. Таким образом, первая часть гипотезы о том, что устойчивость внимания младшего школьника зависит от проявления внешних и внутренних факторов, подтвердилась.
Следовательно, использование коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие устойчивости внимания младшего школьника посредством развития самооценки у младших школьников, коррекции школьной тревожности и детской импульсивности, является обоснованным.
Далее на формирующем этапе исследования была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие устойчивости внимания младшего школьника и его личностных особенностей.
На контрольном этапе исследования использовалась та же диагностическая программа, что и на констатирующем.
Как показала математическая обработка результатов, были обнаружены достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами по уровню устойчивости внимания на контрольном этапе эксперимента, а также достоверные различия между результатами в экспериментальной группами по уровню устойчивости внимания на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Данный факт свидетельствует об эффективности и результативности использования разработанной и внедренной нами коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие устойчивости внимания посредством коррекции школьной тревожности, детской импульсивности и развития самооценки у младших школьников.
Следовательно, вторая часть гипотезы о том, что развитие устойчивости внимания детей будет осуществляться успешнее, если в процессе обучения младших школьников использовать коррекционную развивающую программу, направленную на снижение уровня школьной тревожности, коррекцию детской импульсивности и повышение самооценки, подтвердилась.
Также на контрольном этапе эксперимента были обнаружены достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами по уровням самооценки, тревожности и импульсивности, и между результатами в экспериментальной группе по уровням самооценки, тревожности и импульсивности на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Данный факт свидетельствует об эффективности и результативности использования разработанной и внедренной нами коррекционно-развивающей программы для развития самооценки и коррекции тревожности и импульсивности у младших школьников.
И в заключение следует отметить, что младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. По итогам проведенного исследования цель достигнута, поставленные задачи выполнены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2000.487 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1. Диагностические методики.
Методика «Перепутанные линии»
Цель: измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания.
Оборудование: секундомеры, специальные бланки.
Ход опыта. Опыт может проводиться как индивидуально, так и в группе. Перед началом работы испытуемым зачитывается инструкция: «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача - проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок». Если опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: «Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишите его в нижней части бланка».
Другой вариант проведения опыта - с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда «Стоп!» и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых можно устанавливать 7-и или 10-минутный интервал). При наблюдении за выполнением задания испытуемыми экспериментатор следит за тем, что преобладает у испытуемого - установка на скорость или на точность; уверен ли в себе испытуемый, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании (в начале, середине или конце задания); пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом. После окончания работы следует спросить испытуемого о том, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает.
Обработка результатов. В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету (с помощью заранее заготовленного «ключа») числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными). Оценка в 9-балльной шкале при выполнении задания с плаката по табл. 1.
Таблица 1
Оценка в баллах |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Количество правильных ответов |
25 |
24 |
22-23 |
20-21 |
17-19 |
14-16 |
12-13 |
8-11 |
7 |
Критерии оценки по методике «Перепутанные линии»:
6 – 9 баллов |
высокий уровень устойчивости внимания |
3 – 5 баллов |
средний уровень устойчивости внимания; |
2 и менее баллов |
низкий уровень устойчивости внимания |
В варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В последнем случае можно вычислить показатель успешности выполнения задания (Y):