Экспериментальная работа по изучению факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 02:27, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление психологических факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника.
Объектом исследования является процесс развития внимания в младшем школьном возрасте.
Предмет – факторы, влияющие на устойчивость внимания.
В качестве гипотезы выдвигается предположение о том, что
1) устойчивость внимания зависит от:
- эмоционально насушенного рассказа, интонацию учителя;
- уровня импульсивности младшего школьника;
- уровня тревожности младшего школьника;
- самооценки;

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Рассмотрение проблемы устойчивости внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе
6
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста
6
1.2. Особенности внимания младших школьников
17
1.3. Факторы, влияющие на устойчивость внимания младшего школьника
26
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника
44
2.1. Организация, проведение и результаты констатирующего этапа исследования по изучению влияния внутренних факторов на устойчивость внимания детей
44
2.2. Организация и проведение формирующего этапа, направленного на развитие личностных особенностей и устойчивости внимания младшего школьника
52
2.3. Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапе исследования
59
Заключение
71
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом последняя редакцыя.doc

— 2.09 Мб (Скачать файл)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Тема данной работы актуальна и представляет практический интерес, так как в младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Хорошо развитые свойства внимания, в том числе устойчивости, и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.

В данной работе проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; разработана и реализована экспериментально-диагностическая программа для исследования  влияния личностных особенностей младшего школьника на устойчивость внимания и программа развития устойчивости внимания младшего школьника, эффективность которой была доказана экспериментальным путём.

Проведенная работа позволяет говорить о состоятельности выдвинутой нами гипотезы, так как для младшего школьника характерна потребность во внешних впечатлениях, заставляющих ребенка проявлять любопытство, концентрировать внимание к внешним сторонам предметов и явлений, к разным новым видам деятельности. Сначала эти интересы весьма поверхностны, дети концентрируются на внешних атрибутах деятельности, но по мере взросления потребности во внешних впечатлениях развиваются в познавательные потребности.

Как показала математическая обработка результатов, на констатирующем этапе исследования отсутствовали достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами по уровню устойчивости внимания, а также уровням самооценки, тревожности и импульсивности. Это говорит о том, что на этапе констатирующего эксперимента обе группы находились примерно на одном уровне устойчивости внимания, самооценки, тревожности и импульсивности, что является обязательным основанием чистоты исследования.

Для подтверждения первой части гипотезы о том, что устойчивость внимания младшего школьника зависит от проявления внешних и внутренних факторов, был проведен сравнительный анализ результатов диагностики с использованием коэффициента корреляции Пирсона. Как показали результаты статистического анализа, существуют тесные корреляционные связи между показателями устойчивости внимания, с одной стороны, и самооценкой, тревожностью и импульсивностью младших школьников, с другой стороны. Таким образом, первая часть гипотезы о том, что устойчивость внимания младшего школьника зависит от проявления внешних и внутренних факторов, подтвердилась.

Следовательно, использование коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие устойчивости внимания младшего школьника посредством развития самооценки у младших школьников, коррекции школьной тревожности и детской импульсивности, является обоснованным.

Далее на формирующем этапе исследования была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие устойчивости внимания младшего школьника и его личностных особенностей.

На контрольном этапе исследования использовалась та же диагностическая программа, что и на констатирующем.

Как показала математическая обработка результатов, были обнаружены достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами по уровню устойчивости внимания на контрольном этапе эксперимента, а также достоверные различия между результатами в экспериментальной группами по уровню устойчивости внимания на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Данный факт свидетельствует об эффективности и результативности использования разработанной и внедренной нами коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие устойчивости внимания посредством коррекции школьной тревожности, детской импульсивности и развития самооценки у младших школьников.

Следовательно, вторая часть гипотезы о том, что развитие устойчивости внимания детей будет осуществляться успешнее, если в процессе обучения младших школьников использовать коррекционную развивающую программу, направленную на снижение уровня школьной тревожности, коррекцию детской импульсивности и повышение самооценки, подтвердилась.

Также на контрольном этапе эксперимента были обнаружены достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами по уровням самооценки, тревожности и импульсивности, и между результатами в экспериментальной группе по уровням самооценки, тревожности и импульсивности на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Данный факт свидетельствует об эффективности и результативности использования разработанной и внедренной нами коррекционно-развивающей программы для развития самооценки и коррекции тревожности и импульсивности у младших школьников.

И в заключение следует отметить, что младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. По итогам проведенного исследования цель достигнута, поставленные задачи выполнены.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.       Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. - М.: изд-во «Дрофа», 2000. 324 с.
  2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.- М.: изд-во ТЦ «Сфера», 2000. 521 с.
  3.       Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: изд-во Смысл, ИЦ «Академия», 2002. 416 с.
  4. Безруких М.М. Проблемные дети. – М.: изд-во «Эксмо», 2000. – 214 с.
  5. Бодалев А.А. Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: изд-во «Питер», 2006. 235 с.
  6. Венар, Ч. Психология развития детского и подросткового возраста. - СПб.: изд-во прайм – «ЕВРОЗНАК», 2005. 384 с.
  7. Возрастная психология: детство, отрочество, юность / Сост. и ред. Мухёина B.C., Хвостов А.А.   М.: изд-во «Дрофа», 2002. 548 с.
  8. Волков Б.С. Психология младшего школьника: учебное пособие.  - М.: изд-во «Альфа», 2000. 342 с.
  9. Волкова Т.Н. Развитие памяти и внимания. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2008. 676 с.
  10. Вульфов Б. З. Основы педагогики: учебное пособие.  - М.: изд-во «Эксмо», 2000.567 с.
  11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: изд-во «Речь», 2001. 397 с.
  12. Гальперин  П. Я. К проблеме внимания. - М.: изд-во «Прогресс», 2001. 287 с.
  13. Гальперин П. Я. Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания.– М.: изд-во «Айрис- Пресс», 2000. 345 с.
  14. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / Гамезо М. В., Герасимова В.С., Орлова Л. М.; под. ред. М.В. Гамезо. – М.: изд-во «Альфа», 2001. 83 с.
  15. Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание.– М.: изд-во «Дрофа», 2005. 238 с.
  16. Гормоза Т.В. Динамика тревожности в младшем школьном возрасте. // Возрастная педагогика, коррекционная психология, 2000,№ 3 – с. 62 – 64.
  17. Громова Е. А. Нейрофизиологические механизмы внимания. – М.: изд-во «ФОРУМ – ИНФРА – М», 2005. 279 с. 
  18. Гулина М. Терапевтическая и консультативная психология. - Санкт – Петербург.: изд-во «Речь», 2001. 269 с.
  19. Детская практическая психология: учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинской. – М.: изд-во «Гардарики», 2007. 253 с.
  20. Практическая психология образования / Под редакцией Дубровной И. В.; // Учебное пособие 4-е изд. – Спб.: изд-во «Питер», 2009. 592 с.
  21. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов: учебник. -М.: Московский психолого–социальный институт: изд-во «Флинта», 2003. 336 с.
  22. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника. - М.: изд-во «Педагогика–Пресс», 2000. 254 с.
  23. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие / В. Г.  Каменская. - М.: изд-во «ФОРУМ: ИНФРА – М», 2005.288с.
  24. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: изд-во «Питер», 2005. 598 с.
  25. Кэдьюсон Х. Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии – СПб.: изд-во «Речь», 2000.198 с.
  26. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. – СПб.: изд-во «прайм – ЕВРОЗНАК», 2008. 256 с.
  27. Малькина – Пых И. Г.: Справочник практического психолога. – М.: изд-во «Эскимо», 2008.848 с.
  28. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. – М.: изд-во «Дрофа», 2001. 325с.
  29. Миллер С. Психология игры. - СПб.: изд-во «Университетская книга», 2000. 320 с.
  30. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. – 5- изд. е - Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: изд-во  «Владос», 2004. 587с.
  31. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. 4-е изд. - Кн. 2.: Психология образования – М.: изд-во «Владос», 2003. 608с.
  32. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. – 4-е изд. – Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: изд-во «Владос», 2004. 631с.
  33. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учебное пособие для студ. психол. фак. университетов. – 2 –е изд., – М.: изд-во «Академия», 2005. 448 с.
  34. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М.: изд-во «Сфера»,

2000.487 с.

  1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии; под общ. ред. Крылова. А.А. Маничева. С.А. // Учебное пособие. – СПб.: изд-во «Питер», 2000. 563 с.
  2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты.; под ред. Райгородского. Д. Я. // Учебное пособие. - Самара: изд-во «БАХРАМ - М», 2006. – 627с.
  3. Практическая психология образования: под редакцией Дубровиной. И.В. // Учебное пособие 4 –е изд. – СПб.: изд-во «Питер», 2009.592с.
  4. Психологический  практикум Внимание / Сост.: Дементий Л.И. Лейфрид Н.В.; под общ. ред. Дементий Л.И. // Учебное методическое пособие. – Омск: изд-во «ОмГУ», 2003. 64 с.
  5. Психология / Сост. и общ. ред. Мещеряков Б. Зинченко В. // Полный Энциклопедический справочник - СПб.: изд-во «прайм – ЕВРОЗНАК», 2007.896 с.
  6. Ратанова Т. А. Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. - М.: изд-во «Эксмо», 2000. 628 с.
  7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога.- М.: изд-во «Сфера», 2005.473 с.
  8. Рылеева Е. Практическая энциклопедия семейного воспитания. - М.: изд-во «Гардарики»,  2000. 764 с.
  9. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: изд-во «Владос», 2005. 627 с.
  10. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: изд-во «Дрофа», 2001.506 с.
  11. Эльконин Д. Б. Психология развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: изд-во «Сфера», 2001. 473 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 
Приложение №1.  Диагностические методики.

Методика «Перепутанные линии»

Цель: измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания.

Оборудование: секундомеры, специальные бланки.

Ход опыта. Опыт может проводиться как индивидуально, так и в группе. Перед началом работы испытуемым зачитывается инструкция: «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача - проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок». Если опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: «Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишите его в нижней части бланка».

Другой вариант проведения опыта - с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда «Стоп!» и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых можно устанавливать 7-и или 10-минутный интервал). При наблюдении за выполнением задания испытуемыми экспериментатор следит за тем, что преобладает у испытуемого - установка на скорость или на точность; уверен ли в себе испытуемый, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании (в начале, середине или конце задания); пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом. После окончания работы следует спросить испытуемого о том, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает.

Обработка результатов. В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету (с помощью заранее заготовленного «ключа») числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными). Оценка в 9-балльной шкале при выполнении задания с плаката по табл. 1.

Таблица 1

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество правильных ответов

25

24

22-23

20-21

17-19

14-16

12-13

8-11

7


 

Критерии оценки по методике «Перепутанные линии»:

6 – 9 баллов

высокий уровень устойчивости внимания

3 – 5 баллов

средний уровень устойчивости внимания;

2 и менее баллов

низкий уровень устойчивости внимания


 

В варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В последнем случае можно вычислить показатель успешности выполнения задания (Y):

Информация о работе Экспериментальная работа по изучению факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника