Экспериментальная работа по изучению факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 02:27, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление психологических факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника.
Объектом исследования является процесс развития внимания в младшем школьном возрасте.
Предмет – факторы, влияющие на устойчивость внимания.
В качестве гипотезы выдвигается предположение о том, что
1) устойчивость внимания зависит от:
- эмоционально насушенного рассказа, интонацию учителя;
- уровня импульсивности младшего школьника;
- уровня тревожности младшего школьника;
- самооценки;

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Рассмотрение проблемы устойчивости внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе
6
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста
6
1.2. Особенности внимания младших школьников
17
1.3. Факторы, влияющие на устойчивость внимания младшего школьника
26
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника
44
2.1. Организация, проведение и результаты констатирующего этапа исследования по изучению влияния внутренних факторов на устойчивость внимания детей
44
2.2. Организация и проведение формирующего этапа, направленного на развитие личностных особенностей и устойчивости внимания младшего школьника
52
2.3. Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапе исследования
59
Заключение
71
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом последняя редакцыя.doc

— 2.09 Мб (Скачать файл)

 

Таблица 10

Результаты методики Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко «Признаки импульсивности» (среднее значение)

 

Средний балл

Экспериментальная группа

10,5

Контрольная группа

10,8

tстат

0,154

tкрит

1,734

p

> 0,1


 

Как показала математическая обработка результатов, отсутствуют достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами по уровню импульсивности. Это говорит о том, что на этапе констатирующего эксперимента обе группы находились примерно на одном уровне импульсивности.

Для подтверждения первой части гипотезы о том, что устойчивость внимания младшего школьника зависит от проявления внешних и внутренних факторов, проведем сравнительный анализ результатов диагностики с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

Расчеты проводились средствами Microsoft Excel.

Была проведена корреляция на совокупной выборке из 20 испытуемых экспериментальной и контрольной групп между следующими параметрами:

а. показателями устойчивости внимания и самооценкой;

б. показателями устойчивости внимания и уровнем тревожности;

в. показателями устойчивости внимания и уровнем импульсивности.

Результаты математической обработки представлены в табл. 11.

 

Таблица 11

Сводная таблица коэффициентов корреляции

 

Уровень устойчивости внимания

методика «Перепутанные линии»

методика «кольца Ландольта»

Уровень самооценки (методика «Какой Я»)

0,6054*

0,5726*

Уровень тревожности (тест школьной тревожности Филипса)

-0,6991*

-0,7261*

Уровень импульсивности (анкета «Признаки импульсивности»)

-0,7877*

-0,7769*


 

 

*p< 0,01, **p< 0,05

 

Как показали результаты статистического анализа, существуют тесные корреляционные связи между показателями устойчивости внимания, с одной стороны, и самооценкой, тревожностью и импульсивностью младших школьников, с другой стороны.

Таким образом, первая часть гипотезы о том, что устойчивость внимания младшего школьника зависит от проявления факторов подтвердилась.

Следовательно, использование коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие устойчивости внимания младшего школьника посредством развития самооценки у младших школьников, коррекции школьной тревожности и детской импульсивности, является обоснованным.

Далее на формирующем этапе исследования будет разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие устойчивости внимания младшего школьника и его личностных особенностей, которые исследовались на констатирующем этапе с целью определения значимости внутренних факторов.

 

2.2 . Организация и проведение  формирующего этапа

 

Устойчивость внимания младшего школьника зависит от проявления внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам относятся: интерес, эмоциональная насыщенность рассказа, интонация учителя, занимательность рассказа и т.д.

Внутренние факторы: личностные особенности младшего школьника, самооценка, тревожность и импульсивность.

С целью коррекции личностных особенностей младшего школьника и развития устойчивости внимания в экспериментальной группе  была разработана коррекционно-развивающая программа «Я и разнообразный мир вокруг меня», включающая в себя четыре цикла игр и упражнений (таблица 1). Для эффективности воздействия желательно соблюдать предложенную последовательность циклов.
В небольших группах для игровых упражнений или дискуссий дети получают возможность приобрести навыки взаимодействия и гибкого реагирования в нейтральной среде, в окружении детей своего возраста. Дети могут не только изменить свое поведение, но и признать свои чувства, осознать стоящие перед ними задачи, применить в дальнейшем полученные ими навыки.
Занимаясь в группе сверстников, дети не ощущают опасности, говоря о своих тревогах, легче понимают сами себя, своих друзей и членов семьи. В группе ребенок получает обратную связь от других детей о своем поведении, которое может раздражать других и не нравиться им. Поддержка сверстников может оказаться важнее одобрения взрослых, дети в группе могут научиться положительно отзываться друг о друге, хвалить, высказывать отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь, не обижая собеседника, положительно реагировать на внешние стимулы, быть терпимыми к отличиям других. Группа предоставляет возможности для моделирования поведения, обучения полезным навыкам социального взаимодействия, возможность ролевых игр в безопасной обстановке [10, 331-334].

 

Тематический план программы коррекции личностных особенностей и  развитие устойчивость, внимания у детей младшего школьного «Я и разнообразный  мир вокруг меня»

С целью развития личностных особенностей младшего школьника и коррекции устойчивости внимания, был составлен тематический план работы.

Каждое занятие строится по определенной схеме, и предполагает разминочную, (вводную часть), основную часть, заключительную часть (прощание). Поэтами в тематический план данные этапы обозначаются арабскими цифрами. Номер в скобках соответствует номеру упражнения в приложении 2 , где дано общее полное описание.

 

I блок: психокоррекция школьной тревожности
№ занятия
Цель занятия
Названия используемых упражнений, игр
Дата,
время и продолжительность проведения занятия
1
Создание положительного эмоционального фона, снятие напряжения детей
I. Сбор рукопожатий. (1)
II. Воздушный шарик. (2)
III. Корабль и ветер. (3)
IV. Подарок под елкой. (4)
V. Прощание. (5)
6.04.09 г; 9ч.15м; 
25м
2
Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения
I.Шеренга. (6)
II.Драка. (7)
III. Дудочка. (8)
IV. Штанга. (9)
V. Подведения итогов. (10)
7.04.09 г; 
10ч.00м; 
30м
3
Расслабить мышцы спины и  мышцы рук. Снять внутреннее напряжение
I. Печатная машинка. (11)
II. Сосулька. (12)
III. Шалтай-болтай. (13)
IV.Обмен мнениями. (14)
8.04.09 г; 
10ч.00м; 
20 м
4
Расслабить максимальное количество мышц тела
I. Гимнастика с
запаздыванием. (15)
II. Винт. (16)
III. Насос и мяч. (17)
IV.Прощание. (5)
9.04.09 г; 
9ч.00м; 
25 м.
5
Расслабить мышцы рук, спины и груди, помочь детям прояснить свои чувства и внутренне расслабиться
I. Пальцы. (18)
II. Водопад. (19)
III.Танцующие руки. (20)
IV. Театр масок. (21)
V. Подведения итогов. (10)
10.04.09 г 
11ч. 15м; 
30 м.
6
Расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.
I. Общий рассказ. (22)
II. Слепой танец. (23)
III. Гусеница. (24)
IV. Смена ритмов. (25)
V. Обмен мнения. (14)
11.04.09 г; 
12ч.00м; 
25 м.
II блок: психокоррекция детской импульсивности
7
Помочь детям осознать взаимосвязь между переживаемым состоянием и его внешним проявлением; объяснить, что любое чувство значимо; дать  каждому ребёнку возможность выразить свои эмоции и чувства.
I Минута встречи. (26)
II. Я люблю. (27)
III . Все - некоторые – только я. (28)
IV Полет на  
воздушном шаре. (29)
V Рисование Воздушного шара. (30)
VI. Живые имена.(31)
VII. Прощание. (5)
13.04.09 г; 
9ч.00м; 
30м.
8
Помочь детям прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.
I. Кто тормоз? (32)
II. Упражнение царь любопытства. (33)
III. Аппликация царства любви. (34)
IV. Прощание. (35)
14.04.09 г; 
11ч.15м; 
40м.
9
Помочь детям почувствовать, что они не одиноки в своих чувствах и переживаниях
I. Рефлексия прошлого занятия. (36)
II.Обсуждение» 
Два озера». (37)
III. Скульптура  и глина. (38)
IV. Карусель чувств. (39)
V. Причин наших чувств. (40)
VII. Прощание. (41)
15.04.09 г; 
10ч.00м; 
30м.
10
Помочь детям осознать взаимосвязь между переживаемым состоянием и его внешним проявлением; объяснить, что любое чувство значимо; дать  каждому ребёнку возможность выразить свои эмоции и чувства
I.Упражнения рефлексия прошлого занятия. (36)
II. Я люблю. (27)
III. Игра все - некоторые – только я. (28)
IV. Прощания. (5)
16.04.09 г; 
11ч.15м; 
25м.
III блок:  коррекционная –развивающая программа на развитие самооценки у младших школьников
11
Дать каждому ребенку возможность выразить свою индивидуальность, найти свои положительные черты и ощутить ценность личности; помочь детям получить новый положительный опыт
I. Волшебное кольцо. (42)
II. Игра похвалилки. (43)
III. За что меня любит  
мама. (44)
IV. Игра подари  
карточку. (45)
V. Подведение итогов. (10)
17.04.09 г; 
11ч.15м; 
20 м.
12
Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми
I. Падение спиной. (46)
II. Игра скульптура. (47)
III. Волшебный стул. (48)
IV.Обмен мнениями. (14)
18.04.09 г; 
9ч.00м; 
20м.
13
Помочь детям раскрепоститься двигательно и эмоционально; создать условия для проявления творческих способностей каждого ребенка
I.Сбор рукопожатий. (1)
II. Колечко. (49)
III.Игра Похвалики (43)
IV.Прощания. (5)
20.04.09 г 
11ч.15м; 
20м.
14
Дать каждому ребенку возможность выразить свою индивидуальность. Формирование чувства уверенности
I. Хлопки. (51).
II. Зайки и слоники. (52)
III. Игра Подари  
карточку. (45)
IV. Прощания. (5)
21.04.09 г; 
9ч.00м;
20 м.
15
Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми
I. Общий рассказ. (22)
II. Игра Скульптура. (47)
III. Игра за что меня любит мама. (44)
IV. Подведение итогов. (10)
22.04.09 г; 
9ч.00м; 
20м.
IV блок: коррекционно–развивающая программа устойчивости внимания
16
Развитие устойчивости внимания, создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности.
I.Испорченный телефон. (53)
II. В магазине зеркал. (54)
III. Опиши друга. (55)
IV.Выкладывание узора из мозаики. (56)
V.Обмен мнениями. (1)
23.04.09 г; 
9ч.00м; 
25м
17
Развитие концентрации внимания.
I. Упражнения  Мостик. (57)
II. Найди ежиков. (58)
III. Нанизывание бусинок. (59)
IV.Прощания. (5)
24.04.09 г; 
10ч.00м; 
30м.
18
Формирование внимания, знакомство со свойствами предметов
I. Запаздывающее зеркало(60)
II.Съедобное – 
не съедобное. (61)
III. Выполни по образцу. (62)
IV Обмен мнениями. (14)
25.04.09 г; 
9ч.00м; 
20м.
19
Тренировка концентрации внимания. Развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.
I. Запрошенная буква. (63)
II.Выкладывание палочек. (64)
III.Испорченный телефон. (53)
IV.Подведение итогов. (10)
27.04.09 г; 
12ч.30м; 
20м.

 

 

 

Первый блок - включает в себя игры на снижение уровня школьной тревожности, основная цель которых - помочь детям прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. Данный блок состоит из 6-х занятий.

Второй блок – включает в себя игры-упражнения на коррекцию детской импульсивности, основная цель которых - помочь детям осознать взаимосвязь между переживаемым состоянием и его внешним проявлением; объяснить, что любое чувство значимо; дать  каждому ребёнку возможность выразить свои эмоции и чувства. Данный цикл состоит из 4-х занятий;
Третий блок - включает в себя игры и упражнения на развитие самооценки в младшем школьном возрасте, основная цель которых – способствовать повышению самооценки ребенка, развить у детей взаимопонимание и взаимопомощь. Данный цикл состоит из 5-х занятий.
Четвертый блок – включает в себя игры-упражнения на развитие устойчивости внимания, основная цель которых – создание положительного эмоционального фона, формирование чувства уверенности, развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу, развитие наблюдательности, внимания. Данный цикл состоит из 4-х занятий.

 

Анализ проведенной программы коррекции личностных особенностей и развития устойчивости внимания у детей младшего школьного

«Я и разнообразный мир вокруг меня»

Занятие 1. «Сбор рукопожатий» - упражнение подбодрило и развеселило ребят. "Воздушный шарик" - задание сконцентрировало детей на дальнейшую работу. «Корабль и ветер» - развеселило детей, и было не просто вернуть их обратно в круг. "Подарок под елкой" - задание вызвало интерес, дети с увлечением выполняли его, рассказывая о своих мечтах. «Прощание» - дети вместе с психологом подвели итоги работы.

Занятие 2. «Шеренга» - упражнение подбодрило и развеселило ребят. «Драка» - инструкция насторожила детей, но они справились с ним. «Дудочка» - дети заинтересованно выполнили задание. "Штанга" - участникам понравилось данное упражнение,  они продолжительное время его выполняли. «Подведение итогов» - ребята с  интересом рассказывали о своих чувствах.

Занятие 3. Упражнение «Печатная машинка» - предложенная инструкция была непонятна детям, и требовались объяснения. И даже после этого дети путались и выполняли действия не по очереди. «Сосулька» - дети без труда угадали загадку, активно включились в работу. "Шалтай-болтай" - ребята увлеченно выполняли инструкции ведущего. «Обмен мнениями» - участники вместе с ведущим подвели итоги работы.

Занятие 4. «Гимнастика с запаздыванием» - данное занятие взбодрило детей и настроило на работу. "Винт" - упражнение проходило под мелодичную музыку, дети активно выполняли задание. "Насос и мяч" - предложенная инструкция детям была не до конца понятна, поэтому были даны разъяснения с наглядным примером, после чего дети включились в работу. «Прощание» - данное упражнение не вызвало никаких сложностей у детей, так как они были уже с ним знакомы.

Занятие 5. Упражнение «Пальцы» - игра длилась долго, так как дети не могли прийти к общему согласию. "Водопад" - задание успокоило и расслабило детей. "Танцующие руки" - игра заинтересовала младших школьников, они с удовольствием выполняли задания. Упражнение проходило под спокойную мелодичную мелодию. "Театр масок" - инструкция детям была не до конца понятна, поэтому ведущий подробно разъяснил, что от них требуется, после чего ребята с азартом выполнили задание. «Подведение итогов» - в заключении ведущий подвёл итог работы.

Занятие 6. Упражнение «Общий рассказ» - данное задание позволило детям фантазировать, они рассказали очень весёлую интересную сказку. Упражнение развеселило и взбодрило детей. "Слепой танец" - задание очень понравилось детям, они с удовольствие выполняли его. Упражнение проводилось под весёлую, подвижную музыку. "Гусеница" - задание было понятно детям, они старательно выполняли его. "Смена ритмов" - дети без труда справились с поставленной задачей. «Обмен мнениями» - данное упражнение не вызвало никаких сложностей у детей, они с легкостью справились с ним.

Занятие 7. Упражнение «Минута встречи» - дети по очереди отвечали на вопрос психолога, дополняя и поправляя друг друга. «Я люблю» - участники выполняли инструкцию ведущего, некоторые из детей задавали дополнительные, уточняющие вопросы, лишь после этого включались в работу. Игра «Все - некоторые – только я» - ведущий несколько раз повторял инструкцию, после этого участники включились в работу. В заключение было подведено итоги игры. «Полет на воздушном шаре» - упражнение успокоило и расслабило детей. «Рисование воздушного шара», «Творческое задание «Живые имена» - дети активно включились в работу, с большим интересом обсуждали совместное творчество.

Занятие 8. Упражнение «Кто тормоз?» - игра взбодрило и развеселило детей. «Царь Любопытства» - задание психолога было понятно детям, ребята с удовольствием выполняли его. «Аппликация любви» - задание было не понятно детям, психолог несколько раз объяснял, что необходимо сделать. «Прощание» - дети вместе с ведущим подвели итоги работы.

Занятие 9. Упражнение «Рефлексия прошлого занятия» - дети с интересом  рассказывали друг другу, что нового они узнали на предыдущем занятии, иногда отходя от темы, психолог контролировал данную ситуацию. «Обсуждение «Два озера»» - дети с интересом обсуждали предложенную ситуацию. Каждый делал для себя выводы. «Скульптура и глина» - ребята внимательно слушали инструкцию, увлеченно преступили к выполнению задания, после чего все вмести обсудили и подвели итоги работы. «Карусель чувств» - упражнение проходило в два этапа. На первом этапе ребятам было сложно угадывать какие чувства им передавали их одноклассники. На втором этапе дети вместе с психологом обсуждали предложенные ситуации и разбирались в чувствах, которые испытывают дети. «Рисование «Причина наших чувств»» - дети внимательно слушали инструкцию, после включились в работу. По окончанию рисования проводилось обсуждение работ, в ходе которых психолог выяснял, насколько каждый ребенок понимает смысл нарисованного. «Прощание» - все вместе дружно подвели итоги работы.

Информация о работе Экспериментальная работа по изучению факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника